Павел Орленев

Павел Орленев

Павел Николаевич Орленев (настоящая фамилия — Орлов). Родился 22 февраля (6 марта) 1869 года в Москве — умер 31 августа 1932 года в Москве. Русский актер театра и кино. Народный артист Республики (1926).

Павел Орлов родился 22 февраля (6 марта по новому стилю) 1869 года в Москве.

Отец — Николай Тихонович Орлов, московский купец.

Учился во 2-й московской гимназии. В декабре 1881 года втайне от родителей, которые не одобряли его увлечения театром — хотя отец был увлечен театром и даже был членом артистического кружка — сыграл свою первую роль: брата невесты в драматическом представлении «Русская свадьба в исходе XVI века» П.П. Сухонина.

Из гимназии он был вскоре исключен и в 1885 году поступил в драматическую школу театрального училища при московском Малом театре, где преподавали И. А. Правдин и Г. Н. Федотова.

В 1886 году впервые выступил на сцене Малого театра в роли Капитоши в пьесе «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма. Летом театральная школа, после смерти А. Н. Островского, закрылась. Но Павлу удалось устроиться в театр в Вологду.

С 1886 по 1891 год он играл в провинциальных театрах — Вологды, Риги, Нижнего Новгорода, Вильно, Минска, Ростова-на-Дону.

В 1893-1895 годах играл в московском Театре Корша.

В 1895-1900 годах по приглашению А. Суворина играл в Театре Литературно-художественного общества в Петербурге (Петербургском малом театре).

Для работы на сцене сменил фамилию с Орлов на Орленев.

Он начинал с водевильных и характерных ролей, амплуа комического простака. Трагедийное дарование Орленева раскрыла сыгранная в 1898 году роль царя Федора Иоанновича (это было первое исполнение роли на сцене) в пьесе «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого: актер создал образ честного человека, который не может ни смириться с условиями жизни, ни преодолеть их.

Царь Федор Иоаннович и многие другие образы, созданные Орленевым (Раскольников, Дмитрий Карамазов, Освальд), вошли в историю русского театра. Орленев стал в сущности родоначальником амплуа «неврастеников» в русском театре.

Павел Орленев в молодости

Его актерская манера была основана на обостренных личных переживаниях, психологическом натурализме, подчеркнутом трагизме, двойственности. Трагедию Раскольникова актер увидел в том, что «параллельно с крахом идеи Раскольникова, униженного бессмыслицей своей дерзкости, происходит его нравственный рост». Дмитрий Карамазов в его трактовке представал человеком раздираемым страстями: нервное подвижное лицо, слегка тронутое гримом, выражало усталость, разочарованность и только изредка сменялось выражением какой-то бесшабашной удали; голос несколько сипловатый, с кое-где выскакивающими истерическими нотами, дополнял картину душевного разлада, который шел внутри персонажа.

Сочетанием бунта и смятения привлекла его и роль Сольнеса в драме Г. Ибсена «Строитель Сольнес». «Он не соглашался с современной критикой, называвшей этого «ибсеновского эгоиста» великим дерзателем. Несомненно, что Сольнес как личность подымается над средним уровнем, но как далек он от брандтовского титанизма».

В 1900 году Орленев внезапно покинул труппу Суворинского театра. Гастролировал с антрепризами в разных городах России.

Павел Орленев возглавил собственную труппу, гастролировал по России и Европе (Германии, Великобритании, Швеции, Норвегии), а также США. В 1906 году он построил крестьянский театр в Сызранском уезде, организует здесь и позднее в Голицыно под Москвой бесплатные спектакли для крестьян.

Театральные работы Павла Орленева:

  • «Наш друг Неклюжев» А. И. Пальма — Капитоша;
  • «С места в карьер» Д. А. Мансфельда — Сапожный подмастерье;
  • «Школьная пара» Е. М. Бабецкого — Степан;
  • «Невпопад» А. Людвигова-Маевского — Федор Слезкин;
  • «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Вово;
  • «Сверчок» М. де Вальдене и А. Кейзера — Дидье;
  • «Лес» А. Н. Островского — Теренька;
  • «Трильби» Г. Ге — Жакко;
  • «Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого — царь Федор Иоаннович;
  • «Преступление и наказание» по Ф. М. Достоевскому — Раскольников;
  • «Братья Карамазовы» по Ф. М. Достоевскому — Дмитрий Карамазов;
  • «Привидения» Г. Ибсена — Освальд;
  • «Тетка Чарлея» Б. Томаса — Лорд Френкерт Баверлей;
  • «Строитель Сольнес» Г. Ибсена — Сольнес;
  • «Бетховен» М. Я. Жижмора — Бетховен;
  • «Лорензаччо» А. Мюссе — Лорензаччо;
  • «Микаэль Крамер» Г. Гауптмана — Арнольд;
  • «Бранд» Г. Ибсена — Бранд;
  • «На дне» М. Горького — Актер;
  • «Макбет» У. Шекспира — Макбет;
  • «Царь Дмитрий Самозванец» А. С. Суворина — Дмитрий;
  • «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого — Федор;
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя — Хлестаков;
  • «Гамлет» У. Шекспира — Гамлет;
  • «Отцы и дети» по И. С. Тургеневу — Аркадий;
  • «Орленок» Э. Ростана — Герцог Рейхштадский;
  • «Павел I» Д. Мережковского — Павел I;
  • «Евреи» Е. Н. Чирикова — Нахман;
  • «Горе-злосчастье» В. А. Крылова — Рожнов.

актер Павел Орленев

В 1913-1915 годах снимался в кино.

Орленев оставил мемуары «Жизнь и творчество русского актера Павла Орленева, описанные им самим» (первое издание — 1931 год).

В 1926 году в числе первых получил звание Народный артист Республики.

Павел Орленев умер 31 августа 1932 года в Москве.

Личная жизнь Павла Орленева:

У него был бурный роман с Аллой Назимовой (Alla Nazimova, настоящее имя — Марем-Идес (Аделаида Яковлевна) Левентон; 1879-1945), русской, затем американской актрисой театра и кино.

Павел Орленев и Алла Назимова встретились в конце 1900 года в Костроме в труппе Д.А. Бельского. Орленев сразу влюбился в нее. Они вместе играли на сцене. Назимова по решению Орленева сыграла роль Грушеньки в «Братьях Карамазовых».

В 1904 году в составе театральной труппы они отправились на гастроли в Европу, где с блеском играли на сценах Лондона и Берлина. Публика с восторгом приняла Аллу, и вскоре она стала одной из ведущих театральных прим того времени. В феврале 1905 года Назимова и Орленев уехали в Америку и провели на гастролях полтора года, представив публике классические постановки «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Толстого, «Евреи» по пьесе Чирикова, спектакли по пьесам Чехова и малоизвестного тогда Ибсена. Менеджером труппы в этом турне была известная анархистка Эмма Гольдман.

Они были вместе несколько лет, потом их пути разошлись — она осталась в Америке, а он вернулся в Россию. Русский актер А.А. Мгебров, друг Орленева, вспоминал: «Алла Назимова была, быть может, единственной женщиной в жизни Орленева, которую он действительно глубоко любил. Из нее создал актрису».

Павел Орленев и Алла Назимова

Павел Орленев и Алла Назимова

Фильмография Павла Орленева:

1913 — Преступление и наказание — Раскольников
1914 — Царь Федор Иоаннович — царь Федор Иоаннович
1915 — Привидения — Освальд
1915 — Бранд — Бранд
1915 — Братья Карамазовы

Библиография Павла Орленева:

1961 — Жизнь и творчество русского актера П.Н. Орленева, написанные им самим

Оцените статью
Добавить комментарий