Павел Массальский

Павел Массальский

Павел Владимирович Массальский. Родился 22 августа (4 сентября) 1904 года в усадьбе Липяги Рязанской губернии — умер 15 декабря 1979 года в Москве. Советский актер театра и кино, педагог. Народный артист СССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1952).

Павел Массальский родился 22 августа (4 сентября по новому стилю) 1904 года в усадьбе Липяги Скопинского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области) в семье обедневших дворян, представителей московской интеллигенции.

Отец — Владимир Иванович Массальский (1874-1943), юрист.

Мать — Елизавета Владимировна Массальская (1875-1929).

Бабушка — Александра Павловна Массальская (1849-1918), потомственная дворянка.

Обучался в московской гимназии В.С. Нечаева, которую впоследствии слили с женской гимназией М.Г. Брюхоненко. Там он встретил дочь Федора Шаляпина и свою первую любовь — Татьяну Шаляпину. Вскоре он познакомился и с самим артистом, став близким другом семьи.

Октябрьскую революцию они встретили в Ялте, где Массальский некоторое время вынужденно учился в местной гимназии, затем вернулся в Москву.

С 1918 года посещал драматическую студию имени Ф.И. Шаляпина, после учился в Театральной студии под руководством Юрия Завадского. В 1925 году по окончании студии был принят в труппу Московского Художественного театра (МХАТ). Первая роль — князь Дмитрий Шуйский в пьесе «Царь Фёдор Иоаннович». Актёр обладал прекрасными внешними данными, врождённым обаянием и артистизмом, нотками барской вальяжности, стремился к характерности создаваемых им на сцене образов. С успехом исполнял роли в произведениях классических и современных драматургов.

В 1934 году состоялась премьера спектакля «Пиквикский клуб» по Чарльзу Диккенсу, где Массальский сыграл роль Джингля, которую очень любил. Записей спектакля не сохранилось, однако впоследствии эту роль весьма похоже исполнил ученик Массальского — Олег Басилашвили.

Театральные работы Павла Массальского:

  • 1925 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — Рында и князь Дмитрий Шуйский;
  • 1926 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — человек Мамаева;
  • 1927 — «Царь Фёдор Иоаннович» А. К. Толстого — князь Андрей Шуйский;
  • 1927 — «Сёстры Жерар» В. З. Масса — Роже де Линьер;
  • 1927 — «Бронепоезд 14-69» Вс. В. Иванова — Канадский солдат;
  • 1928 — «Битва жизни» по Ч. Диккенсу — Альфред Гитфельд;
  • 1928 — «Елизавета Петровна» Д. П. Смолина — Пётр II и Иван Долгорукий;
  • 1929 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Николка;
  • 1930 — «Квадратура круга» В. П. Катаева — Емельян Черноземный;
  • 1930 — «Взлёт» Ф. А. Ваграмова — Горшанов;
  • 1930 — «Наша молодость» С. Карташова — Лясковский;
  • 1931 — «Наша молодость» С. Карташова — Безайс;
  • 1932 — «Страх» А. Н. Афиногенова — Кастальский;
  • 1933 — «Хозяйка гостиницы» К. Гольдони — Фабрицио;
  • 1934 — «Егор Булычов и другие» М. Горького — Алексей Достигаев;
  • 1934 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — Джингль;
  • 1935 — «Чудесный сплав» В. М. Киршона — Петя;
  • 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва — Елисатов;
  • 1937 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — прокурор Бреве;
  • 1938 — «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Манилов;
  • 1938 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — граф Альмавива;
  • 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Алексей Степанович Молчалин;
  • 1938 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому — граф Александр Вронский;
  • 1939 — «На дне» М. Горького — Барон;
  • 1940 — «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому — граф Алексей Кириллович Вронский;
  • 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — Чарльз Сэрфес;
  • 1941 — «Три сестры» А. П. Чехова — Николай Львович Тузенбах;
  • 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Дантес;
  • 1943 — «Русские люди» К. М. Симонова — Панин;
  • 1945 — «Идеальный муж» О. Уайльда — лорд Горинг;
  • 1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Гарри Смит;
  • 1947 — «Алмазы» Н. А. Асанова — Нестеров;
  • 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Николай;
  • 1951 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Василий Леонидыч;
  • 1952 — «Воскресение» по Л. Н. Толстому — От автора;
  • 1954 — «Лермонтов» Б. А. Лавренёва — Николай I;
  • 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Николас Динери;
  • 1957 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера- граф Лейстер;
  • 1958 — «Вишнёвый сад» А. П. Чехова — Леонид Андреевич Гаев;
  • 1958 — «Три сестры» А. П. Чехова — Александр Игнатьевич Вершинин;
  • 1960 — «Чайка» А. П. Чехова — Борис Алексеевич Тригорин;
  • 1961 — «Идеальный муж» О. Уайльда — Роберт Чилтерн;
  • 1962 — «Убийца» И. Шоу — Вокэн;
  • 1963 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Григорий Львович Муров;
  • 1964 — «Зима тревоги нашей» по Дж. Стейнбеку — Итен Хоули;
  • 1964 — «Кремлёвские куранты» Н. Ф. Погодина — Глаголев;
  • 1968 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Гетман всея Украины;
  • 1968 — «Враги» М. Горького — Захар Бардин;
  • 1968 — «Жил-был каторжник» Ж. Ануйя — Людовик;
  • 1969 — «Царская милость» К. Зидарова — Фердинанд I, царь болгарский;
  • 1971 — «Потусторонние встречи» по Л. В. Гинзбургу — Альберт Шпеер;
  • 1973 — «Идеальный муж» О. Уайльда — лорд Кавершем;
  • 1973 — «На всякого мудреца довольно простоты» А. Н. Островского — Иван Иванович Городулин;
  • 1974 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Николай I;
  • 1975 — «Сладкоголосая птица юности» Т. Уильямса — Босс Финли;
  • 1976 — «Соло для часов с боем» О. Заградника — инспектор Мич;
  • 1977 — «Чеховские страницы» по А. П. Чехову — Шипучин;
  • 1978 — «Мёртвые души» по Н. В. Гоголю — Губернатор.

Очень переживал смену поколений в театре, уход старых актёров и приход на пост главного режиссёра Олега Ефремова, своего ученика, который не давал ему больших ролей и не прислушивался к его трактовкам.

Павел Массальский в кино

На экране дебютировал в 1927 году в роли корнета Зубова в фильме «Солистка его величества».

Широкая известность к нему пришла в 1936 году после роли американского антрепренёра Франца фон Кнейшица, главного антогониста в комедии Григория Александрова «Цирк». По сюжету американский цирковой аттракцион «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон пользуется огромным успехом у советских зрителей, а создатель номера немец Франц фон Кнейшиц шантажирует и эксплуатирует ее.

Позже Любовь Орлова вспоминала, что Павел Массальский просил убрать сцену, где его герой бьёт героиню Орловой, потому что «рука не поднимается ударить Любовь Петровну». Во время съёмок Александров шутил, что теперь Массальскому не играть положительных персонажей, и оказался прав: после «Цирка» его приглашали только на роли негодяев, о чём он жалел под конец жизни, хотя сниматься очень любил.

Павел Массальский в фильме «Цирк»

Павел Массальский в фильме Цирк

В 1941 году в первые дни Великой Отечественной войны МХАТ был с гастролями в Минске. Труппе пришлось срочно покидать город пешком и неделю добираться до Москвы; затем театр был эвакуирован в Саратов, а после — в Алма-Ату. Там в 1944 году Массальский снялся в фильме «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна в роли польского короля Сигизмунда.

Павел Массальский в фильме «Иван Грозный»

Павел Массальский в фильме Иван Грозный

Позже исполнял в кино в основном небольшие роли. Часто появлялся на экране в фильмах-спектаклях. Снялся в лентах «Лермонтов» (Николай Мартынов), «Алые паруса» (Лионель Грэй), «Гранатовый браслет» (начальник Желткова), «Как вас теперь называть?» (фон Рогге), «Царская милость» (Фердинанд I), «На всякого мудреца довольно простоты» (Иван Иванович Городулин), «Сладкоголосая птица юности» (Босс Финли).

«Большим счастьем» называл роль автора в спектакле 1952 года «Воскресенье» по Льву Толстому, которую до него исполнял Василий Качалов и которая, по словам последнего, была труднее, чем Гамлет. В 1960 году Массальский сыграл председателя суда в фильме по мотивам романа.

Павел Массальский в фильме «Алые паруса»

Павел Массальский в фильме Алые паруса

Павел Массальский в фильме «Царская милость»

Павел Массальский в фильме Царская милость

Павел Массальский в фильме «Сладкоголосая птица юности»

Павел Массальский в фильме Сладкоголосая птица юности

Ведущий педагог Школы-студии МХАТ

С 1947 года вёл педагогическую работу в Школе-студии МХАТ, с 1961 года — профессор. В 1970 году стал заведовать кафедрой актёрского мастерства.

Среди его учеников — такие звезды отечественного театра и кино Евгений Евстигнеев, Владимир Высоцкий, Татьяна Доронина, Михаил Козаков, Борис Щербаков, Виктор Сергачёв, Авангард Леонтьев, Александр Балуев и многие другие.

Евгений Евстигнеев вспоминал о своём учителе: «Павел Владимирович Массальский сыграл огромнейшую роль в моей актёрской судьбе. Если бы не он, всё могло бы быть по-другому: я не имел бы и той творческой среды, в которой нахожусь уже много лет, и тех друзей — больших актёров, — которые влияли на меня, помогали определиться моему актёрскому сознанию… Павел Владимирович обладал редким умением создавать в нашем коллективе такой микроклимат, в котором любой из нас мог полностью раскрыться и каждый чувствовал себя легко и свободно. Мы воспринимали его не как учителя, а как человека близкого: ему можно было довериться во всём. Он внушал нам: служить в искусстве — это значит не просто быть на сцене, а быть художником, который думает о жизни и препарирует её явления, ведёт с людьми доверительный разговор. И люди в свою очередь начинают думать не о том, как актёр играет свою роль, а о том, что он хочет сказать ею, начинают понимать его «второй план».

Олег Ефремов говорил: «В ту пору, когда я близко его узнал, сначала в бытность мою студентом Школы-студии, а потом и по совместной работе в Художественном театре, именно Масальский представился мне тем человеком, который вносил в коллектив своеобразный душевный настрой. Внутренний свет, горевший в нём, помогал настроиться на светлый лад другим. В его присутствии, казалось, становилось радостнее и легче… Павел Владимирович не стеснял нас ни в чём, не ограничивал наших неумелых ещё попыток и сразу вёл на гротеск — линию неимоверную, но оправданную… Ему удавалось незаметно стереть возрастные границы, существовавшие между нами. Понятно, как нас всё это трогало. Может быть, именно тогда я впервые ощутил тот особенный душевный свет, который всегда нёс в себе Павел Владимирович, и то сердечное тепло, которое он так щедро дарил людям».

Павел Массальский умер 15 декабря 1979 года в Москве. Попрощаться с ним пришли множество актёров, учеников и зрителей. Олег Ефремов свою речь закончил словами: «Я постараюсь быть таким же благородным, каким были Вы…». Похоронен на 4-м участке Новодевичьего кладбища.

Личная жизнь Павла Массальского:

Жена — Ная Александровна Массальская (1906-2003).

Массальский был доброжелательным человеком, мог пошутить, иногда озорно. Обладал отменным вкусом и всегда элегантно одевался. Сосед по даче в Снигирях, певец Иван Козловский, вспоминал, что многие мхатовцы-мужчины носили одинаковые элегантные галстуки, подаренные Константином Станиславским, считавшим, что артисты внешне должны быть привлекательны всегда, не только на сцене: «И, действительно, артисты МХАТ были подчёркнуто элегантны в быту. Среди них был и молодой тогда Павел Владимирович Массальский. Так и видится он мне — скромный, доброжелательный, со своей всегдашней светлой улыбкой, с голосом приятного тембра. Припоминается: говорил чуть громко. Думаю, что это бывает большей частью от застенчивости. Мне вообще казалось, что Павел Владимирович всегда боролся с неодолимым чувством смущения, которое он испытывал перед своими великими учителями — Станиславским и Немировичем-Данченко. Видимо, он должен был превозмочь робость, чтобы сказать слово на сцене перед ними — его апостолами в искусстве, перед которыми он преклонялся, которым безгранично верил».

Всю свою жизнь был дружен с сыновьями Фёдора Шаляпина — Борисом и Фёдором, каждый раз при приезде кого-то из них в СССР устраивал им тёплые встречи.

На протяжении многих лет вёл дневники, о которых до его смерти не знали даже родные; в них он много писал о театре и коллегах, подводил итоги жизни.

Болел за московский футбольный клуб «Спартак».

Фильмография Павла Массальского:

1927 — Солистка его величества — корнет Зубов
1936 — Цирк — Франц фон Кнейшиц, предприниматель
1937 — Наш цирк (короткометражный) — Франц фон Кнейшиц
1937 — Ленин в Октябре — атташе (нет в титрах)
1937 — Граница на замке — пан Казимир, иностранный офицер
1937 — Гаврош — Монпарнас, вор (нет в титрах)
1938 — Борьба продолжается — корреспондент
1939 — Высокая награда — корреспондент иностранной газеты
1943 — Лермонтов — Николай Соломонович Мартынов
1944, 1945 — Иван Грозный — Сигизмунд, король Польский
1945 — Без вины виноватые — Петя Миловзоров, актёр, первый любовник
1948, 1949 — Сталинградская битва — американский журналист
1951 — Незабываемый 1919 год — Павел Владимирович Вадбольский, полковник
1952 — Школа злословия (фильм-спектакль) — Чарльз Сэрфес, племянник
1952 — На дне (фильм-спектакль) — барон
1953 — Анна Каренина (фильм-спектакль) — Алексей Вронский
1960-1961 — Воскресение — председатель суда
1961 — Алые паруса — Лионель Грэй, отец Грея
1961 — Академик из Аскании — Юрий Дмитриевич Веригин, профессор Петровской академии
1963 — Теперь пусть уходит — Сэф Джеффри Брок
1964 — Гранатовый браслет — Его превосходительство, начальник Желткова
1965 — Как вас теперь называть? — фон Рогге, генерал
1966 — Старшая сестра — Павел Владимирович, член приёмной комиссии
1966 — Две пригоршни мелочи (фильм-спектакль)
1966 — Гравюра на дереве (фильм-спектакль) — Эрнест Эрнестович
1968 — Кампанелла (фильм-спектакль)
1971 — Заговор (фильм-спектакль) — Джордан Лимен, президент США
1972 — Час жизни (фильм-спектакль) — генерал
1972 — Враги (фильм-спектакль) — Захар Бардин
1973 — Царская милость (фильм-спектакль) — Фердинанд I, царь Болгарии
1975 — О нашем театре (документальный)
1976 — На всякого мудреца довольно простоты (фильм-спектакль) — Иван Иванович Городулин
1976 — Мария Стюарт (фильм-спектакль) — Роберт Дадли, граф Лестер
1977 — Чеховские страницы (фильм-спектакль) — Андрей Андреевич Шипучин
1977 — Юбилей
1978 — Сладкоголосая птица юности (фильм-спектакль) — Босс Финли

Режиссерские работы Павла Массальского:

1973 — Царская милость (фильм-спектакль)

Награды и звания Павла Массальского:

— Заслуженный артист РСФСР (1938);
— Народный артист РСФСР (26.10.1948);
— Народный артист СССР (30.01.1963);
— Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение роли Василия Леонидовича Звездинцева в спектакле «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого;
— Орден Ленина (1974);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1948, 1964);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»

Оцените статью
Добавить комментарий