Ольга Яковлева

Ольга Яковлева

Ольга Михайловна Яковлева. Родилась 14 марта 1941 года в Тамбове. Советская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка РСФСР (1985). Лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996).

Ольга Яковлева родилась 14 марта 1941 года в Тамбове.

Отец работал в тяжелой промышленности на руководящих должностях.

Мать — педагог, воспитательница в детском саду.

Семья часто переезжала в различные города СССР в связи с профессией отца. Школу Ольга заканчивала на Украине — в Запорожье.

В школьные годы решила стать актрисой, посещала драматический кружок. В Алма-Ате закончила Театральную студию при ТЮЗе.

В 1962 году окончила Театральное училище им. Б.В. Щукина, курс И. Рапопорта и А. Борисова.

Далее стала актрисой театра им. Ленинского комсомола, в котором прослужила до 1967 года. В 1964 году главным режиссёром стал Анатолий Васильевич Эфрос, знаменитый советский режиссёр театра и кино. С его приходом судьба актрисы резко изменилась и в дальнейшем неразрывно была связана с ним. Эфрос сделал ее примой. Ольга Михайловна вспоминала свою первую встречу с Эфросом: «К нам пришел какой-то странный человек, у которого были странные глаза, как будто посаженные на затылке. Он как-то странно причесывал рукой волосы. И не смотрел прямо, а будто бы через какую-то пелену или призму. Это потом я поняла, что он очень открытый человек. Он всегда настаивал на том, что люди должны быть открыты, и театр, и любая репетиция должна быть открытой — для посвященных и непосвященных. Это была такая религия».

В Театре им. Ленинского комсомола играла в спектаклях: «Вам 22, старики» Э. Радзинского; «Опасный возраст» С. Нариньяни; Княжна Мери — «Герой нашего времени» по мотивам романа М.Ю. Лермонтова (режиссер О. Ремез); Инка — «До свидания, мальчики» Б. Балтера (режиссер С. Штейн); Наташа — «Сто четыре страницы про любовь» Э. Радзинского (режиссер А. Эфрос); Клава — «В день свадьбы» В. Розова (режиссер А. Эфрос); Лика — «Мой бедный Марат» А. Арбузова (режиссер А. Эфрос); Арманда Бежар — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» М. Булгакова (режиссер А. Эфрос); Нина Заречная — «Чайка» А.П. Чехова (режиссер А. Эфрос); Аня — «Снимается кино» Э. Радзинского (режиссер А. Эфрос).

Ольга Яковлева зарекомендовала себя как актриса лирического темперамента. Ее игре были свойственны изящество и тонкий психологизм, импульсивность и порывистость. В героинях Яковлевой неизменно присутствовали хрупкость и ранимость, которые сочетались с душевной стойкостью и внутренней силой.

В 1967 она году вслед за Эфросом перешла в Театр на Малой Бронной, где режиссёр поставил свои лучшие спектакли, а Яковлева сыграла лучшие свои роли.

В Театре на Малой Бронной играла в спектаклях: Ирина — «Три сестры» А.П. Чехова (режиссер А. Эфрос); «Обольститель Колобашкин» Э. Радзинского (режиссер А. Эфрос); Розалинда — «Как Вам это понравится» по мотивам произведений В. Шекспира (режиссер П. Фоменко); «Счастливые дни несчастливого человека» А. Арбузова (режиссер А. Эфрос); Виктория — «Сказки старого Арбата» А. Арбузова (режиссер А. Эфрос); Джульетта — «Ромео и Джульетта» В. Шекспира; Лиза Хохлакова — «Брат Алеша» В. Розова по мотивам романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» (режиссер А. Эфрос); «Ситуация» В. Розова (режиссер А. Эфрос); Эльвира — «Дон Жуан» Ж.-Б. Мольера (режиссер А. Эфрос); Агафья Тихоновна — «Женитьба» Н. Гоголя (режиссер А. Эфрос); Ксения — «Снятый и назначенный» Я. Волчека (режиссер А. Эфрос); Дездемона — «Отелло» В. Шеспира (режиссер А. Эфрос); Наталья Петровна — «Месяц в деревне» И.С. Тургенева (режиссер А. Эфрос); Светлана — «Веранда в лесу» И. Дворецкого (режиссер А. Эфрос); Анна — «Продолжение Дон Жуана» Э. Радзинского (режиссер А. Эфрос); Коробочка — «Дорога» В. Балясного по поэме «Мёртвые души» и письмам Н. Гоголя (режиссер А. Эфрос); Альма — «Лето и дым» Т. Уильямса (режиссер А. Эфрос); Любовь Георгиевна — «Воспоминание» А. Арбузова (режиссер А. Эфрос); Маша — «Три сестры» А.П. Чехова (режиссер А. Эфрос); Анна Чудакова — «Директор театра» И. Дворецкого (режиссер А. Эфрос); Жозефина — «Наполеон Первый» Ф. Брукнера (режиссер А. Эфрос).

Ольга Яковлева в спектакле «Месяц в деревне»

Ольга Яковлева Месяц в деревне

Ряд актеров высказывали недовольство тем положением, которое занимала актриса в Театре на Малой Бронной благодаря Эфросу. Например, Валентин Гафт говорил: «Ольга Яковлева — артистка замечательная, но она занимала слишком много места в театре, не оставляя его другим. Из-за нее ушли Даль, Ширвиндт, Державин, Петренко. Я говорил Эфросу: «Анатолий Васильевич, эта женщина погубит и вас, и театр». Но он меня не послушал».

В 1984-1989 годах была актрисой Московского Театра на Таганке, куда перешла опять таки вслед за Эфросом, которого назначили на должность главного режиссёра этого театра. Актриса успела сыграть в новых его постановках три роли: Настю в «На дне» М. Горького, Боди в спектакле «Прекрасное воскресенье для пикника» по пьесе Т.Уильямса и Селимену в мольеровском «Мизантропе». Новый образ Ольги Яковлевой этого периода — женщина, отстаивающая принцип лицемерия как главного в жизни, «женщина, познавшая катастрофу и разочарование души», окаменевшая, отвергнувшая живые чувства.

Ольга Яковлева и Анатолий Эфрос

Ольга Яковлева и Анатолий Эфрос

В 1987 году Эфрос умер и актриса уехала во Францию, где жила и работала до 1991 года.

В 1991 году вернулась в Москву и по приглашению А. Гончарова пришла в Театр имени Вл. Маяковского, одновременно играя в различных московских театрах: Жозефину в восстановленном спектакле по пьесе Ф. Брукнера «Наполеон Первый» (Премия «Хрустальная Турандот», 1993), Мириам в спектакле «В баре токийского отеля» Уильямс, Теннессиа и Теодору Фельт в спектакле «Спуск с горы Морган» Артура Миллера в Театре им. Вл. Маяковского. В Театре-студии под рук. О. Табакова — Софья Коломийцева («Последние» Максима Горького, Государственная премия Российской Федерации, 1996), Мелисса («Любовные письма» А. Гурнея). В театре «Школа современной пьесы» — Анна («Без зеркал» Н. Климонтовича); во Французском культурном центре — Маргарита («Король умирает» Э. Ионеско).

С 2004 года стала актрисой МХТ имена А.П. Чехова, среди ее работ: Мадлена — «Кабала святош» М. Булгакова (режиссер А. Шапиро); Ноэми — «Немного нежности» А. Николаи (режиссер А. Кац); Гиза — «Кошки-мышки» И. Эркеня (режиссер Ю. Еремин); Джудит Блисс — «Весенняя лихорадка» Н. Коуарда (режиссер А. Марин); Бабушка — «Обрыв» по роману И. Гончарова (режиссер А. Шапиро); Мадлен — «Savannah Bay» М. Дюрас (режиссер Кристиан Бенедетти).

Сотрудничала с Центром драматургии и режиссуры Алексея Казанцева: Лотта Галло — «Путешествие Алисы в Швейцарию» Лукаса Берфуса (режиссер Виктория Звягина).

В кино начала сниматься в 1972 году, дебютировав в картине «За всё в ответе». Сыграла главную роль — журналистку Агнию Шабину.

Наиболее заметной работой в кино стала роль врача Татьяны Алексеевны в драме 1974 года Таня, снятой Анатолием Эфросом по одноименной пьесе Алексея Арбузова. Ее героиня ради любви yxoдит из мeдинcтитyтa, чтoбы oблeгчить yчeбy и ocyщecтвить карьерную мeчтy своего избранника.

Ольга Яковлева в фильме «Таня»

Ольга Яковлева Таня

Снималась до середины 1970-х. Потом появилась на экране только в 2000-е годы, исполнила несколько ролей в фильмах и сериалах. Ее можно было видеть в лентах «Четыре Любови» (Любовь Львовна), «Дом на набережной» (Дина Абажур), «Тяжёлый песок» (Ольга Львовна), «Хранимые судьбой» (Ольга Козлова) и др.

Ольга Яковлева в сериале «Хранимые судьбой»

Ольга Яковлева Хранимые судьбой

В кино снималась не очень много, о чем не жалела, она говорила: «Я абсолютно театральная актриса. Сначала было много работы, и времени на кинематограф не хватало. Потом как-то не складывалось. Но я не ропщу. Я довольна своим местом, которое занимаю в театре, я довольна вниманием и критики, и публики. Мне большего не надо».

Ольга Яковлева является лауреатом многочисленных премий и наград:

1993 — Премия «Хрустальная Турандот» — «За вклад в искусство, очарование и прелесть» в номинации «Лучшая женская роль» (Жозефина в спектакле «Наполеон I», Театр имени Маяковского);
1996 — Лауреат Государственной премии России — за роль Софьи Коломийцевой в спектакле Московского театра под рук. О. Табакова по пьесе М. Горького «Последние»;
1996 — Лауреат премии «Золотая маска» — в номинации «Лучшая женская роль» (Софья Коломийцева — «Последние» М. Горький, Московский театр под рук. О. Табакова);
2006 — Орден Почёта — «За многолетние заслуги перед Отечеством»;
2011 — Премия «Хрустальная Турандот» — в номинации «Театральное достояние»;
2011 — Лауреат премии «Золотая маска» — в номинации «Лучшая женская роль» (Бабушка — «Обрыв» И. А. Гончаров, МХТ им. А. П. Чехова);
2011 — Орден Дружбы — за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность.

Ольга Яковлева

Рост Ольги Яковлевой: 165 сантиметров.

Личная жизнь Ольги Яковлевой:

Была замужем за легендарным советским футболистом Игорем Нетто (1930-1999). Он был на 11 лет старше ее. Замуж за Нетто выходила, будучи первокурсницей Щукинского училища. Свадьбу сыграли 9 января 1960 года в ресторане «Прага». При этом мать футболиста — Юлия Вильгельмовна — присутствовать на свадьбе сына категорически отказалась, поскольку считала, что Ольга выходит за Игоря по расчету. Вскоре после свадьбы фотография юной супруги Нетто с только что выигранным Кубком Европы обошла полосы практически всех мировых изданий.

Вместе прожили 27 лет, расстались в 1987 году (развелись, согласно информации брата футболиста, Льва Нетто, еще в 1980-м).

В конце 1980-х Нетто поразил страшный недуг — болезнь Альцгеймера. Брат футболиста Лев Нетто рассказывал, что в то время Яковлева позвонила ему и сказала, что больше не может жить вместе с Игорем, потому что он постоянно теряет ключи, может забыть выключить газ, а у нее нет времени смотреть за ним. И поставила ультиматум: либо они забирают Игоря к себе, либо дают согласие на то, чтобы она устроила жизнь Игоря по своему усмотрению. Тогда Лев Александрович Нетто обратился к старым друзьям брата по «Спартаку» и сборной — Никите Симоняну и Алексею Парамонову. Благодаря их хлопотам Игорь Нетто получил небольшую отдельную квартиру. Позже Лев Александрович рассказывал: «Когда нужны были паспортные данные Игоря, я взял его паспорт и увидел отметку о разводе. Оказывается, уже семь лет Игорь был разведен, но по-прежнему жил в одной квартире с Ольгой. Нам он ничего об этом не сказал. А ведь они прожили вместе 27 лет».

Ольга Яковлева и Игорь Нетто

Ольга Яковлева и Игорь Нетто

Ходили (и ходят до сих пор) слухи о романе Ольги Яковлевой с Анатолием Эфросом. В свое время об этом судачила вся театральная Москва. При этом известно, что боготворивший жену Игорь Нетто в измену супруги не верил, хотя в душе страшно переживал. Его друзья рассказывали, как однажды вечером зашли к ним в гости и стали свидетелями картины: на диване, раскачиваясь из стороны в сторону, сидел Нетто, а в спальне при закрытых дверях репетировали Яковлева и Эфрос…

На похоронах Игоря Нетто, по словам его брата Льва Александровича, Ольга Яковлева не проронила ни слезинки. А вот когда умер Анатолий Эфрос — рыдала навзрыд, ее долго не могли оттащить от его гроба.

Фильмография Ольги Яковлевой:

1962 — Голубой огонёк-1962 (фильм-спектакль)
1968 — Плащ (фильм-спектакль) (нет в титрах)
1969 — Комендант Лаутербурга (фильм-спектакль)
1970 — Борис Годунов. Сцены из трагедии (фильм-спектакль) — Марина Мнишек
1971 — Марат, Лика, Леонидик (фильм-спектакль) — Лика
1972 — За всё в ответе — Агния Шабина, журналист, публицист
1973 — Всего несколько слов в честь господина де Мольера (фильм-спектакль) — Арманда Бежар Де Мольер
1974 — Таня — Таня, Татьяна Алексеевна, врач
1975 — Страницы журнала Печорина (фильм-спектакль) — Вера
1976 — Слово для защиты — актриса
1976 — Бешеное золото — Эдит Парсонс
1977 — Отклонение — ноль — Люся, врач, жена лётчика-испытателя Виноградова
1979 — Дачная жизнь (фильм-спектакль) — Наталья Михайловна
1983 — Месяц в деревне (фильм-спектакль) — Наталья Петровна
2001 — Наполеон Первый (фильм-спектакль) — Жозефина
2003 — Кабала святош (фильм-спектакль) — Мадлена Бежар, актриса
2004 — Четыре Любови — Любовь Львовна
2004 — Последние (фильм-спектакль)
2005 — Острова. Анатолий Эфрос (документальный)
2005 — Плата за любовь — Анна Прокофьевна
2006 — Маяк
2006 — Как уходили кумиры. Анатолий Эфрос (документальный)
2007 — Дом на набережной — Дина Абажур
2008 — Алексей Арбузов. Сказки и быль (документальный)
2008 — Тяжёлый песок — Ольга Львовна, внучка Рахили
2009 — Раньше (фильм-спектакль)
2010 — Апельсиновый сок — Ольга Михайловна, мама Даши
2011 — Хранимые судьбой — Ольга Козлова
2011 — Борис Годунов — Рузя
2018 — Дядя Саша

Оцените статью
Добавить комментарий