Ольга Николаевна Андровская (настоящая фамилия — Шульц). Родилась 9 (21) июля 1898 года в Москве — умерла 31 марта 1975 года в Москве. Советская актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР (1948). Лауреат Сталинской премии I степени (1952) и Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1974).
Ольга Шульц родилась 9 (21 по новому стилю) июля 1898 года в Москве. По другим источникам она родилась 19 (31) июля 1898 года.
Отец — Николай Михайлович Шульц, русско-немецкого происхождения, выпускник юридического факультета Московского университета, адвокат.
Мать — Мария Ригуле, француженка, приехала в Россию на заработки в качестве преподавателя французского.
Имела двух братьев — Андрея и Бориса.
В 1914 году с золотой медалью окончила Московскую женскую гимназию Л. О. Вяземской.
После начала Первой мировой войны поступила на медицинские курсы. Год проработала в клинике, ухаживала за ранеными, поступающими с фронта.
По настоянию отца в 1915 году поступила на Высшие женские юридические курсы В. А. Полторацкой. Во время учебы участвовала в любительских спектаклях.
В 1918 году играла в спектакле в имении известной помещицы Наталии Козновой, и та отвела Ольгу к актрисе Малого театра Гликерии Федотовой, которая содействовала ее поступлению в Театр Корша. Была единственной в труппе без профессиональной подготовки — взяли «в порядке исключения». Ее наставником стал ведущий актер театра Николай Радин. Премьеры проходили по нескольку раз в месяц, благодаря чему молодая актриса, не имевшая актерского образования, получила первые уроки мастерства.
В Театре Корша в 1918-1919 годах сыграла в постановках: «Много шума из ничего» У. Шекспира — Маргарита; «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера — Беска; «Смерть Дантона» Г. Бюхнера — Розалия; «Рюи Блаз» В. Гюго — Паж.
В 1918-1919 годах параллельно работала в Драматической студии имени Ф. И. Шаляпина, где сыграла Флоретту в водевиле «Спичка между двух огней». Посмотрев его, руководители Второй студии МХТ Вахтанг Мчеделов и Николай Баталов зачислили ее в труппу студии и одновременно в школу МХАТа, где Ольга исполнила несколько небольших ролей, наиболее заметной из которых стала роль Исабель в «Даме-невидимке» Педро Кальдерона.
В 1924 году она взяла псевдоним Андровская в память о младшем брате Андрее, погибшем от ран, полученных в ходе Гражданской войны.
С 1924 года — актриса МХАТа (с 1932 — МХАТ им. М. Горького). Пополняя труппу студийцами, Владимир Немирович-Данченко предложил актрисе для дебюта роль Лизы в спектакле «Горе от ума» Грибоедова, причем роль Фамусова исполнил сам Константин Станиславский, а в остальных ролях были заняты ее сверстники: Клавдия Еланская (Софья), Ангелина Степанова (Софья), Юрий Завадский (Чацкий), Виктор Станицын (Молчалин).
Славу ей принесли комедийные роли. Но позже она сумела отойти от амплуа комедийной актрисы, В. И. Немирович-Данченко помог ей разнообразить репертуар. Большой успех пришел с ролью Сюзанны в комедии «Безумный день, или женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, где ее партнерами были Баталов (Фигаро) и Завадский (граф Альмавива). Премьера состоялась в апреле 1927 года. Спектакль шел на сцене МХАТа до начала 1950-х годов, и актриса была бессменной исполнительницей главной женской роли.
Заметным этапом для актрисы стало исполнение роли Рокси Харт в спектакле по пьесе Морин Уоткинс «Реклама» (литературная основа знаменитого бродвейского мюзикла «Чикаго»). Два с половиной акта из трех она не сходила со сцены, что во многом обеспечило успех спектакля. Сыграла Смельскую в «Талантах и поклонниках» и Варвару в «Грозе» Александра Островского, с особым успехом передавала сложный характер Пановой в спектакле «Любовь Яровая» по пьесе Константина Тренева.
Работы Ольги Андровской в МХАТ:
- 1925, 1938 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Лиза;
- 1927 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше — Сюзанна;
- 1927 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Варя;
- 1928 — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Дуняша;
- 1928 — «Унтиловск» Л. М. Леонова — Агния;
- 1930 — «Реклама» М. Уоткинс — Рокси Харт;
- 1933 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Смельская;
- 1934 — «Гроза» А. Н. Островского — Варвара;
- 1935 — «Пиквикский клуб» по Ч. Диккенсу — Мэри;
- 1936 — «Любовь Яровая» К. А. Тренева — Павла Петровна Панова;
- 1939 — «Дни Турбиных» М. А. Булгакова — Елена Васильевна Тальберг;
- 1940 — «Школа злословия» Р. Шеридана — леди Тизл;
- 1941 — «Три сестры» А. П. Чехова — Маша;
- 1943 — «Последние дни» М. А. Булгакова — Воронцова;
- 1943 — «Вишневый сад» А. П. Чехова — Любовь Андреевна Раневская;
- 1946 — «Идеальный муж» О. Уайльда — миссис Чивли;
- 1949 — «Поздняя любовь» А. Н. Островского — Лебедкина;
- 1949 — «Заговор обреченных» Н. Е. Вирты — Христина Падера;
- 1952 — «Залп Авроры» М. В. Большинцова и М. Э. Чиаурели — Шатрова;
- 1953 — «Дачники» М. Горького — Юлия Филипповна;
- 1954, 1964 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого — Марья Васильевна Толбухина;
- 1956 — «Осенний сад» Л. Хеллман — Роз Григгс;
- 1956 — «Беспокойная старость» Л. Н. Рахманова — Мария Львовна Полежаева;
- 1957 — «Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу — Мария Дмитриевна Калитина;
- 1960 — «Чайка» А. П. Чехова — Полина Андреевна Шамраева;
- 1961 — «Над Днепром» А. Е. Корнейчука — Наталья Орестовна;
- 1963 — «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова — Надежда Львовна;
- 1965 — «Возмездие» Л. Кручковского — Леманская;
- 1967 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Анна Андреевна;
- 1970 — «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому — Генеральша;
- 1973 — «Соло для часов с боем» О. Заградника — пани Конти.
Ольга Андровская в кино
В 1938 году дебютировала в кинематографе, исполнив роль помещицы Поповой в водевиле Исидора Анненского «Медведь» по А. П. Чехову. По сюжету к помещице Поповой, тяжело скорбящей о смерти супруга, неожиданно приезжает хозяин соседнего поместья — отставной поручик артиллерии Григорий Смирнов, который отчаянно нуждается в деньгах и требует немедленно вернуть долг покойного мужа Елены Ивановны, категорически не желая покинуть её дом, а получив отказ — затевает ссору и вызывает вдову на дуэль. Но у истории оказывается неожиданно счастливый конец.
Ольга Андровская в фильме «Медведь»
Через год вновь снялась с Михаилом Жаровым в фильме Исидора Анненского «Человек в футляре», также по рассказу А. П. Чехова, но здесь своей работой осталась недовольна.
Ольга Андровская в фильме «Человек в футляре»
В 1943 году снялась в роли Татьяны Алексеевны в короткометражном фильме «Юбилей» по мотивам А. П. Чехова.
Работала с молодежью в Оперно-драматической студии К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский), исполнила роли Елены в спектакле «Дни Турбиных» по Михаилу Булгакову и леди Тизл в комедии «Школа злословия» Ричарда Шеридана, которую играла на сцене МХАТа свыше десяти лет. Специально для роли выучилась играть на арфе, а ее партнер Михаил Яншин — на флейте.
В 1952 году спектакль «Школа злословия» с участием актрисы был экранизирован.
Ольга Андровская в фильме-спектакле «Школа злословия»
В 1935-1937 годах к 100-летию со дня гибели А. С. Пушкина МХАТ подготовил трагедию «Борис Годунов» с Ольгой Андровской в роли Марины Мнишек. Спектакль был доведен до генеральной репетиции, но, несмотря на «великолепный актерский ансамбль», выпущен не был из-за режиссерских просчетов и неудачного оформления.
Война застала актрису в Минске. Начавшиеся 17 июня 1941 года гастроли МХАТа закончились уже 23 июня после того, как авиабомба попала в здание театра. По возвращении в Москву она заменила Аллу Тарасову в «Трех сестрах», исполнив роль Маши. В октябре 1941 года была эвакуирована вместе с театром в Саратов. В Москву вернулась в ноябре 1942 года.
В 1943 году состоялись две премьеры с участием актрисы: «Последние дни», где она исполнила роль Воронцовой, и «Вишневый сад», где она сыграла Раневскую.
В 1949 году с успехом сыграла роль богатой и коварной купчихи Лебедкиной в «Поздней любви» по пьесе А. Н. Островского. Сыграла роль петербургской дамы Шатровой в спектакле «Залп Авроры» по пьесе Мануэля Большинцова и Михаила Чиаурели «Октябрь». Премьера состоялась в декабре 1952 года.
В 1960-е годы спектаклей с ее участием шло немного, к тому же некоторые из них были признаны неудачными и быстро сошли со сцены.
В 1959-1973 годах преподавала в ГИТИСе (профессор с 1963 года). Среди ее учеников — Александр Аржиловский, Станислав Садальский, Михаил Филиппов, Нелли Пшенная, Ангелина Вовк, Владимир Коренев, Людмила Гарница, Лионелла Пырьева. В 1964 году выпустила курс со спектаклем «Слуга двух господ» по Карло Гольдони.
До последних дней сохраняла творческую активность. 6 октября 1970 года состоялась премьера спектакля «Село Степанчиково и его обитатели» по Ф. М. Достоевскому с актрисой в роли генеральши Крахоткиной. В сентябре 1972 года она перенесла тяжелую операцию, но почти сразу же после выхода из больницы самостоятельно начала готовить роль Турусиной в комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», о которой давно мечтала. Сыграть ее актрисе так и не довелось.
В 1973 году, уже будучи неизлечимо больной, с блеском сыграла роль пани Конти в прославленном спектакле «Соло для часов с боем» по пьесе Освальда Заградника в постановке Олега Ефремова. В нем были заняты и другие старожилы МХАТа — Алексей Грибов, Виктор Станицын, Марк Прудкин, Михаил Яншин. Премьера состоялась 13 декабря 1973 года. Одновременно спектакль был экранизирован. Эта роль оказалась для нее последней.
Ольга Андровская в спектакле «Соло для часов с боем»
Ольга Николаевна Андровская скончалась 31 марта 1975 года от рака. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 2) рядом с мужем.
Личная жизнь Ольги Андровской:
Муж — Николай Петрович Баталов (1899-1937), актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР (1933). Поженились в 1921 году.
Дочь — Светлана Николаевна Баталова (21 июня 1923 — 9 апреля 2011), советская актриса, играла на сцене МХАТа.
Во второй половине 1930-х годов резко ухудшилось здоровье ее мужа Николая Баталова. После сильной простуды еще в 1923 году на съемках фильма «Аэлита» у него начал развиваться туберкулез. В феврале 1935 года он в последний раз вышел на сцену в роли Фигаро, а 10 ноября 1937 года скончался после продолжительной болезни легких.
Ольга Андровская и Николай Баталов с дочерью
Фильмография Ольги Андровской:
1938 — Медведь (короткометражный) — Елена Ивановна Попова
1939 — Человек в футляре — Варя
1944 — Юбилей — Татьяна Алексеевна
1952 — Школа злословия — леди Тизл
1959 — Накануне — Анна Васильевна Стахова
1974 — Соло для часов с боем (телеспектакль) — пани Конти
Озвучивание Ольги Андровской:
1955 — Остров ошибок (мультфильм) — Двойка
Звания и награды Ольги Андровской:
— Заслуженная артистка РСФСР (1933);
— Народная артистка РСФСР (1938);
— Народная артистка СССР (1948) — в связи с 50-летием МХАТа;
— Сталинская премия первой степени (1952) — за исполнение ролей на сцене МХАТа (вместе с К. Н. Еланской);
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1974) — за высокое художественное исполнительское мастерство в спектакле «Соло для часов с боем» О. Заградника;
— Три ордена Трудового Красного Знамени (1937, 1948, 1973);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946);
— Медаль «В память 800-летия Москвы» (1948);
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970).