Нина Дорда

Нина Дорда

Нина Ильинична Дорда (27 августа 1924, Москва — 26 февраля 2016, Москва). Советская эстрадная певица, сопрано. Заслуженная артистка России (1995).

Нина Дорда родилась в 1924 году в Москве. Отец — агроном, мать работала лаборантом в Тимирязевской академии.

По воспоминаниям Нины Ильиничны, семья жила в подвале и испытывала постоянный недостаток средств. С началом войны отец был призван в РККА и в октябре 1941 года пропал без вести под Ельней.

Будущая певица рано проявила свой интерес к вокалу. В 1937 году Нина поступила в Центральную музыкальную школу при Московской консерватории.

Она с мамой и сестрой долгое время жили в эвакуации в Саратове. В 1945 году семья Дорды переехала в Москву.

В 1945 году была принята в оркестр при Центральном Доме культуры железнодорожников под управлением Дмитрия Покрасса.

Дебют певицы — песня Дмитрия Покрасса «Три жениха».

С 1946 года Дорда — солистка-вокалистка Всесоюзного Гастрольно-Концертного Объединения (ВГКО). Выступала также в оркестре ресторана гостиницы «Москва», где познакомилась с пианистом Михаилом Липским, за которого впоследствии вышла замуж. М. Липский оказал немалое влияние на артистическую карьеру супруги, найдя для неё востребованный сценический образ.

В 1954 году Нина Дорда принимает предложение поступить в джаз-оркестр Эдди Рознера и, благодаря его обширной и яркой гастрольной программе, приобретает известность в стране.

По воспоминаниям певицы, она позволяла себе «экстремальные» по тем временам поступки. В частности, одной из первых москвичек села за руль собственной «Победы», чем потрясла воображение комсомольских и партийных активистов.

В 1960 году создаёт совместно с мужем новый оркестр и в течение двух десятилетий выступает в нём солисткой, продолжая много гастролировать по СССР. Одновременно является солисткой Московского мюзик-холла, с которым гастролирует в Северной и Латинской Америке, в Японии (1969—1970).

Нина Дорда 2

По оценке постсоветской критики, Нина Дорда проявила себя как «жанровая» певица. Выступая, она олицетворяла собой образ обаятельной современной девушки, её песни звучали искренне, задорно, лукаво, грустно, но, главное, они были о простом и близком, понятном каждому сидящему в зале, мелодии были доступны и быстро подхватывались публикой. Высокий голос приятного тембра, мягкая задушевная манера исполнения, искромётность и озорство позволили певице завоевать искреннюю любовь слушателей. Именно эти её качества вызывали нелицеприятные отзывы о певице в советской официальной прессе.

Наиболее известные песни в репертуаре Нины Дорды — «Ландыши» (Оскар Фельцман на стихи О. Фадеевой) и «Мой Вася» (О. Фельцман — Г. Ходосов), «Может быть» и «Мерелю» Э. Рознера и Ю. Цейтлина, «В нашем городе дождь» и «Я люблю» Э. Колмановского и Е. Евтушенко, «Стиляга», «Серые глаза», «Геологи» А. Пахмутовой на стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова, «Как провожают пароходы» А. Островского на стихи И. Шаферана и др. Одной из первых Дорда включила в свой репертуар танго О. Строка, пела фронтовую лирику.

Именно она раньше пела популярную до сих пор, но уже в исполнении Евгения Осина, композицию Ады Якушевой «Плачет девочка в автомате».

Она выступала на самых престижных концертных площадках мира. Ее гастрольный тур по городам СССР был расписан на месяцы вперед, но не только советские граждане любили ее песни. Дорда была в числе немногих певиц того времени, которым было позволено выезжать за границу. Артистка выступала в Японии, Румынии, Польше, Германии.

В 1980-х годах Нина Дорда прекратила выступления, однако её творчество по-прежнему пользуется популярностью, а ряд её песен обрели второе рождение в исполнении других вокалистов.

«42 года была в штате «Москонцерта», пока не пришло новое руководство и не попросило написать заявление по собственному. Как они мне объяснили, хотят дать дорогу молодым исполнителям. Ушла из «Москонцерта» и все равно продолжала выступать, но уже на частных концертах», — рассказывала артистка.

В 1995 году Нина Дорда выступила с группой «Мегаполис».

В знак уважения к творчеству и личности певицы в 1995 году её удостоили звания Заслуженной артистки России.

Нина Дорда стала прототипом певицы Веры Горды, героини повести Василия Аксёнова «Московская сага», по которой в 2004 году был снят одноимённый телесериал, где роль Горды исполнила Кристина Орбакайте. Самой Нине Дорде этот эпизод не понравился: «Сериал видела не полностью, но те сцены, которые попались на глаза, поразили. Вот, к примеру, Орбакайте поет, а потом спускается к зрителям. Да где такое видано, чтобы артистка эстрадного оркестра моталась среди посетителей ресторана и столиков. Нам запрещено было спускаться к зрителям! Все было намного строже, чем это показали в «Московской саге». Жаль, что не смогли передать дух нашей молодости», — говорила она.

Проживала в Москве.

Скоропостижно скончалась 26 февраля 2016 года. Похоронена на Долгопрудненском кладбище рядом с родителями.

Нина Дорда — Ходит песенка по кругу

Нина Дорда — Плачет девочка в автомате

Нина Дорда — Старый клен

Нина Дорда — Песня остаётся с человеком

Нина Дорда — Ландыши

Рост Нины Дорды: 167 сантиметров.

Личная жизнь Нины Дорды:

Первый раз вышла замуж за человека, который был намного старше ее: «Влюбилась я в одного пианиста, он как раз только с фронта вернулся. Ему было за 40, а мне только 20. Ну в общем по глупости поженились, но вместе не жили. Спустя год развелись», — рассказывала певица.

Вторым мужем стал пианист Михаил Липский, с которым познакомилась, когда пела в оркестре ресторана гостиницы «Москва».

«В 1948 году пришел к нам в оркестр новый дирижер и пианист Михаил Липский. Вначале хотел от меня избавиться, он не такую молодую артистку видел в своем коллективе. Но мы вскоре подружились. У нас не было феерических взлетов чувств, все шло ровно и мирно. До замужества 5 лет встречались, не расписывались потому, что негде было жить. Позже я купила двухкомнатную квартиру в центре Москвы. Когда появилось жилье, решили узаконить наши отношения. Свадьбы конечно же не было, тогда такое было не принято. Со временем в «Москонцерте» мне дали собственный оркестр, с которым я ездила на гастроли. Взяла Мишу туда пианистом, и мы стали колесить по стране», — вспоминала Дорда.

Через 10 лет брака у мужа Нины Дорды обнаружили неизлечимый недуг – болезнь Паркинсона.

Нина Дорда и Михаил Липский прожили вместе 30 лет. Детей не было.

Песни Нины Дорды:

Была весна (П. Креудер — Н. Коваль)
В звёздный вечер (И. Якушенко — Г. Регистан)
Весенняя песенка (А. Островский — О. Фадеева)
Весна в парке (О. Фельцман — И. Финк)
Где же тут любовь (А. Эшпай — Г. Регистан)
Для вас, влюблённых (К. Молчанов — Г. Регистан)
До свиданья, друзья (А. Островский — Л. Ошанин)
Доброй ночи, москвичи (В. Мещерин — Г. Фере)
Жду любви (Т. Хренников — Е. Шатуновский)
Здравствуй, город дорогой (М. Кажлаев — Н. Алиев)
Ландыши (О. Фельцман — О. Фадеева)
Лунной тропой (А. Островский — Г. Регистан)
Майское утро (В. Людвиковский — В. Драгунский)
Мой Вася (О. Фельцман — Г. Ходосов)
Мой милый (А. Островский — Ю. Цейтлин)
Над Москвою рекой и над Вислой (А. Лепин — М. Матусовский)
Наша улица (А. Цфасман — В. Драгунский, Л. Давидович)
Не встретимся (А. Островский — И. Кашежева)
Непонятные слова (Б. Меррилл — М. Липский)
Ну, улыбнись (Д. Львов-Компанеец — В. Гурьянов
Ну, что тебе сказать про Сахалин (Я. Френкель — М. Танич)
Озорница (Доменико Модуньо)
Первый лёд (Плачет девочка в автомате) (О. Фельцман — А. Вознесенский)
Песня остаётся с человеком (А. Островский — С. Островой)
Поезда (О. Фельцман — М. Матусовский)
Последние кочевники (О. Фельцман — Н. Олев)
Продавщица игрушек (Е. Птичкин — О. Фадеева)
Прости (А. Бабаджанян — Г. Регистан)
Синие сумерки (Т. Бромберг — И. Алешковский)
Старый клён (А. Пахмутова — М. Матусовский)
Субботний вечерок (С. Туликов — В. Харитонов)
Ты скажи мне, расскажи, река (А. Зацепин — Л. Кривощёков)
Улетают лётчики (М. Федин — И. Шамов)
Ходит песенка по кругу (О. Фельцман — М. Танич, И. Шаферан)
Ягнёнок (С. Агабабов — М. Гаирбеков)
Ясная ночь (В. Мещерин — Г. Фере)

Оцените статью
Добавить комментарий