Николай Сергиенко

Николай Сергиенко

Николай Николаевич Сергиенко. Родился 23 марта 1949 года в Сарапуле Удмуртской АССР. Советский и российский актер театра и кино, театральный режиссер. Художественный руководитель театра «Ромэн» (с 2021 года). Заслуженный артист РСФСР (1989). Народный артист РФ (1997).

Николай Сергиенко родился 23 марта 1949 года в цыганской актерской семье в городе Сарапул Удмуртской АССР, где родители были на гастролях.

С пяти лет начал выступать на сцене вместе с родителями, которые работали в цыганском ансамбле. В своем первом спектакле Николай сыграл цыганенка, которого в финале убивали. И его бабушка запретила ему играть эту роль.

Основной дом актерской семьи был на Украине, в Харькове, где он и пошел в школу №15. Занимался спортом, получил 1-й разряд по боксу.

По окончании школы тайком от родителей он сдал экзамены в цирковое шоу, был принят, но решил остаться в Харькове. Затем его пригласили спеть на воронежское ТВ, потом выступить вместе с командой КВН.

В середине 1960-х годов он работал в цирковом цыганском коллективе, вместе с родителями ездил по всей стране. Во время гастролей в Кирове они познакомились с режиссером Семеном Аркадьевичем Барканом, который тогда работал в театре на Малой Бронной.

Летом 1969 года 20-летний Николай Сергиенко оказался в Москве. С друзьями они зашли пообедать в ресторан «Советский» на Ленинградский проспект, в том же году часть помещений здания, в котором располагался ресторан, отдали театру «Ромэн». В этот момент за соседним столиком Семён Баркан, который к тому времени стал художественным руководителем театра «Ромэн», обсуждал с коллегами, что делать с ролью Тео в новом спектакле «Мужчина в воскресенье». В первом составе её исполнял Николай Сличенко, а со вторым возникли проблемы. «И вдруг композитор Никита Богословский, который тоже сидел за их столиком, показывает на меня и говорит: «Да вон, посмотрите, какой парень сидит!» На следующий день я пришел на худсовет и написал заявление о приёме на работу», — вспоминал Николай Сергиенко.

Так с 1969 года он стал служить в театре «Ромэн». В первый раз он вышел на сцену через три дня после зачисления в труппу — в главной роли в спектакле «Девчонка из табора». Затем сыграл ещё одну главную роль — в спектакле «Четыре жениха».

актер Николай Сергиенко

Всего он сыграл в театре более 100 ролей.

Среди его театральных работ: «Мужчины в воскресенье»; «Четыре жениха»; «Любовь по-цыгански»; «Ром Баро»; «Ты — герой, я — герой»; «Родился я в таборе»; «Большая волна Ганга»; «Цыганка Аза»; «Песня на рассвете»; «Золотая перина»; «Табор без гитары»; «Здравствуй, Пушкин!»; «Ехали цыгане»; «Непоклонов»; «Чары»; «Цыган»; «Огненные кони»; «Разговор в казённом доме»; «Братья»; «Возвращение»; «Живой труп»; «Горячая кровь»; «Цвет вишни»; «Московская цыганка»; «Мы — цыгане»; «Трактирщица»; «Графиня-цыганка»; «Таборные игры»; «Грушенька».

Снимался в кино. В его активе роли в лентах «Молодые» (Серега Жаворонков), «Под каменным небом» (Николай) и др.

Николай Сергиенко в фильме «Под каменным небом»

Николай Сергиенко в фильме Под каменным небом

Окончил Высшие режиссерские курсы Государственного института театрального искусства имени Луначарского (ГИТИС).

Как режиссёр поставил спектакли: «Графиня-цыганка»; «Таборные игры»; «Трактирщица».

Является создателем спектакля «Поющие струны души», в котором отражена история становления единственного в мире цыганского театра, она же — история любви. Замысел пьесы «Поющие струны души» возник, когда Николай Сергиенко перебирал дома старые фотографии 1970-х годов. Он рассказывал: «На одном фото — Ляля Чёрная, мы что-то репетируем, на другом сцена из спектакля с её участием. Подошла жена, мы посетовали, что таких актрис больше нет. И вдруг жена говорит: «Коль, а почему бы о ней спектакль не сделать?» Сначала это меня ошарашило, а потом я подумал: а правда, почему бы нет?». Основой пьесы, написанной Николаем Сергиенко вместе с драматургом Вячеславом Романовым, стал любовный и творческий треугольник. Певица Ляля Чёрная — она блистала на сцене «Ромэна» с начала 1930-х годов — была замужем за артистом и режиссёром МХАТа Михаилом Яншиным, который возглавил театр «Ромэн» в 1937 году. А потом ушла к Николаю Хмелёву, народному артисту СССР, художественному руководителю МХАТа, с которым у неё возник роман. Николай Сергиенко не только поставил «Поющие струны души» на сцене «Ромэна», но и сыграл Николая Хмелёва.

Заслуженный артист РСФСР (08.09.1989).

Народный артист РФ (02.08.1997).

Орден Дружбы (08.03.2007).

2 июля 2021 года ушел из жизни Николай Сличенко, который с 1977 года был художественным руководителем цыганского театра «Ромэн». Новым худруком Московского музыкально-драматического цыганского театра «Ромэн» стал Николай Сергиенко, до этого он занимал пост заместителя.

«Это огромная ответственность. Свою миссию я вижу в сохранении традиций, заложенных основателями театра и приумноженных Николаем Алексеевичем Сличенко. Одни из важнейших задач — популяризация театра, цыганского искусства, укрепление межкультурных и межнациональных связей, укрепление имиджа театра. «Ромэн» — национальная гордость, единственный профессиональный цыганский театр в мире. Я буду придерживаться той концепции развития театра, которая была разработана с Николаем Алексеевичем. Мы будем стремиться шагать в ногу со временем. Есть очень много задумок и планов, которые хотелось бы претворить в жизнь», — заявил Сергиенко после назначения.

Личная жизнь Николая Сергиенко:

Жена — Надежда Бескакотова.

Дети: Анастасия Сергиенко и Мария Сергиенко.

Фильмография Николая Сергиенко:

1971 — Молодые — Серега Жаворонков, строитель из Майкопа
1972 — Цыгану чёрт не страшен (фильм-спектакль) — Андрей
1974 — Под каменным небом (Under en steinhimmel) — Николай, сержант
1976 — Меня ждут на Земле — лётчик
1986 — Мы — цыгане (фильм-спектакль)

Оцените статью
Добавить комментарий