Николай Николаевич Досталь

Николай Досталь

Николай Николаевич Досталь. Родился 21 мая 1946 года в Москве. Советский и российский актер, режиссер, сценарист. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1997). Народный артист Российской Федерации (2008). Брат режиссера и продюсера Владимира Досталя.

Николай Досталь родился 21 мая 1946 года в Москве.

Отец — Николай Владимирович Досталь (1909-1959), советский кинорежиссер.

Мать — Джахантаб Сарафи Али-кызы (1918-1946), по национальности — персиянка, была виолончелисткой в туркменской филармонии.

Мачеха — Наталья Николаевна Андросова (урожденная княжна Наталья Александровна Искандер; 1917-1999), праправнучка российского императора Николая I, последняя из законнорожденных потомков императорской семьи Романовых по мужской линии, оставшихся в СССР и постсоветской России.

Старший брат — Владимир Николаевич Досталь (род. 15 апреля 1942 года), советский и российский кинорежиссер, продюсер, кинодеятель, заслуженный работник культуры РСФСР.

По отцу Досталь имеет чешские корни. Его предок — чешский художник, который в начале 20-го века переехал в Россию, принял православие, работал в Саратове книжным графиком.

Отец, окончив в 1934 году ГИК, работал на «Мосфильме», затем перебрался в Ашхабад, где ему доверили постановку режиссерского дебюта. Там он познакомился с Джехантаб Сарафи — персиянкой, исповедовавшей синкретическое учение бахаи. Во время войны отец ушел на фронт, получил медаль «За отвагу», был ранен, попал в плен, в конце 43-го на него семье даже пришла похоронка. В этот момент сестра отца (тетя Николая) Нина Владимировна забрала его старшего брата и маму в Москву, прописала у себя на Малой Семеновской улице. Отец же вернулся в 1945 году.

Мать Николая скончалась спустя полгода после его рождения. За ним и его братом ухаживала их тетя — Нина Владимировна.

В 1958 году отец женился повторно на Наталье Андросовой. Как отмечал Николай Досталь, она была хорошей и душевной женщиной, считала их с Владимиром своими детьми, всячески опекала и поддерживала.

Отец трагически погиб 22 апреля 1959 года на съемках картины «Все начинается с дороги». Как говорил Николай, если бы не его гибель, то он бы в режиссеры не пошел. Но после смерти отца опеку над ним и его братом взяла киностудия «Мосфильм». И постепенно Николай стал приходить к мысли о работе в кинематографе. После школы начал работать ассистентом оператора комбинированных съемок.

На «Мосфильме» его приметил режиссер Михаил Калик и в 1964 году доверил непрофессиональному актеру главную роль — Сашу Кригера — в своем знаменитом фильме «До свидания, мальчики». Николая Досталь вспоминал: «Поначалу он не хотел снимать меня в «До свидания, мальчики», сетовал автору повести Балтеру: «Он же не еврей!» Тот настаивал: «Бери, не раздумывая, — с таким лицом он сыграет любую национальность!» Вот так я и стал Сашей Кригером. Это было самое прекрасное время в моей жизни».

Николай Досталь в фильме «До свидания, мальчики»

Николай Досталь До свидания мальчики

В 1967 году сыграл еще одну главную роль — в Хозе-Марию Дамеца — в приключенческом фильме «Морские рассказы» по мотивам рассказов Бориса Житкова. По сюжету русский парень Николай и испанец Хозе попадают на судно, которое владелец решил затопить, чтобы получить страховую премию, однако друзьям удается разоблачить негодяя. Далее действие фильма происходит в Одессе начала 20-го века. Революционный комитет поручает Николаю и Хозе переправить из-за границы подпольную литературу.

Николай Досталь в фильме «Морские рассказы»

Николай Досталь Морские рассказы

Однако в кино пришел не сразу. После школы он поступил на факультет журналистики Московского университета, который окончил в 1970 году. Но понял, что журналистика — не его.

В 1972 году окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров, мастерская Георгия Данелия.

Долгое время работал вторым режиссером. Свой первый фильм снял в 1981 году — короткометражку «Ожидаются похолодание и снег».

Далее были ленты «Человек с аккордеоном», «Шура и Просвирняк», «Я в полном порядке».

Признание пришло к Николаю Досталю в 1991 году после выхода фильма «Облако-рай» с профессиональным клоуном Андреем Жигаловым в главной роли. Это трагикомедия о простых, бесхитростных людях, которых пробуждает от повседневной рутины необычный поступок молодого, любящего слегка приврать, но, по сути, доброго парня. Задумывая фильм «Облако-рай», Николай Досталь искал актера, похожего на Юрия Никулина в молодости, выбрал кандидатуру Андрея Жигалова.

Картина «Облако-рай» получила множество призов: Приз «Кинотавра-1991» «За разрушение барьера между фильмами для всех и кино для избранных», Приз Серебряный леопард на КФ в Локарно, Гран-при Второго Международного Кинофестиваля европейского кино в Ля Боль (Франция), «Золотой овен» в номинации «Открытие года» и др.

В 1992-м режиссер представил другой шедевр — комедию «Маленький гигант большого секса» с Геннадием Хазановым в главной роли. Об этой картине режиссер рассказывал: «Фазиль Искандер написал чудесную повесть «О, Марат!». Для нас он являлся главным зрителем и критиком. Фазиль пришел на премьерный показ, посмотрел фильм и сказал: «Кто бы мог подумать, что еврей «московского разлива» так здорово сыграет Марата-абхазца!». Это была самая высокая оценка». С тех пор они дружат с Геннадием Хазановым, сняли с ним еще одну картину — «Полицейские и воры» (ремейк итальянского фильма).

Кадр из фильма «Маленький гигант большого секса»

Кадр из фильма Маленький гигант большого секса

В числе громких работ Николая Досталя — фильм «Мелкий бес», телесериалы «Штрафбат», «Завещание Ленина», «Раскол».

В 2005 году вышла комедийная мелодрама «Коля — перекати поле» — продолжение знаменитой картины «Облако-рай» — новая история про тех же героев. Время действия — наши дни, место действия — небольшой провинциальный городок, затерявшийся на просторах России. Когда-то случайно брошенная при свидетелях фраза заставила Колю оставить свой дом и любимую девушку. Перебороздив моря и океаны, Коля возвращается в родной город, не подозревая о произошедших в его отсутствие переменах. Для земляков такой сюрприз — полная неожиданность, выплеснувшаяся бурей эмоций и переросшая в панику, ведь приезд Коли — самая настоящая угроза их размеренной жизни. И снова, как десять лет назад, Коля выдумывает историю, которая переворачивает всё с ног на голову.

Лента «Коля — перекати поле» была удостоена наград: «Золотая ладья» — за лучший игровой фильм на кинофестивале «Окно в Европу», Главный приз КФ «Улыбнись Россия», премии города Москвы в области искусства.

В 2008 году Николаю Досталю было присвоено почетное звание Народный артист Российской Федерации.

Николай Досталь 2

В 2008-м за картину «Петя по дороге в царствие небесное» Досталь стал обладателем Гран-при 31 ММКФ.

В 2016 году он представил картину «Монах и бес» — единственный российский фильм, выставленный на конкурс 38-го Московского кинофестиваля. На создание киноленты авторов вдохновило житие Ивана Новгородского, жившего в 11-12 веке, позднее ставшего святым. Он поймал в святой воде беса и согласился выпустить его при условии, что тот свозит его в Иерусалим. По сюжету картины в монастырь приходит новый монах Иван Семенов, а вместе с ним туда проникает бес, который всячески искушает Ивана, чтобы сбить с пути служения Богу. Но духовные силы монаха оказываются сильнее искушений.

«Никаких темпланов и авторских замыслов для меня не существует! Кино рождается так, как ляжет фишка», — говорил режиссер.

Николай Досталь

Личная жизнь Николая Досталя:

Женат. Супруга — Евгения Досталь, режиссер по костюмам.

Пара воспитала троих сыновей, все они заняты в кинематографе, двое старших пошли по стопам отца и стали режиссерами.

Сын — Николай Досталь, режиссер-постановщик.

Сын — Евгений Досталь, режиссер.

Сын — Александр Досталь, исполнительный продюсер.

Николай Досталь и жена Евгения

Николай Досталь и жена Евгения

Фильмография Николая Досталя:

1964 — До свидания, мальчики — Саша Кригер
1967 — Морские рассказы — Хозе-Мария Дамец
1970 — Расплата — Резо, гость
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — член комиссии в цирке
1972 — Человек на своём месте — Юрий, молодой архитектор
2009 — Человек в кадре. Галина Стаханова (документальный)
2014 — Тайны советского кино. Не может быть! (документальный)
2018 — Тайны кино. Не может быть! (документальный)

Режиссерские работы Николая Досталя:

1981 — Ожидаются похолодание и снег (короткометражный)
1985 — Человек с аккордеоном
1987 — Шура и Просвирняк
1989 — Я в полном порядке
1990 — Облако-рай
1992 — Маленький гигант большого секса
1995 — Мелкий бес
1997 — Полицейские и воры
1999 — Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный)
2001 — Гражданин начальник
2003 — Стилет
2004 — Штрафбат
2005 — Коля-перекати поле
2007 — Завещание Ленина
2008 — Петя по дороге в Царствие небесное
2011 — Раскол
2016 — Монах и бес

Сценарии Николая Досталя:

1987 — Шура и Просвирняк
1989 — Я в полном порядке
1992 — Маленький гигант большого секса
1997 — Полицейские и воры
2005 — Коля-перекати поле
2006 — Очарование зла
2011 — Раскол

Награды и звания Николая Досталя:

1991 — «Кинотавр». Приз «За разрушение барьера между фильмами для всех и кино для избранных» — «Облако-рай»;
1991 — «Кинофестиваль в Локарно». Приз Серебряный леопард — «Облако-рай»;
1991 — «Кинофестиваль в Локарно» Приз экуменического жюри — «Облако-рай»;
1991 — «Кинофестиваль в Локарно» Приз ФИПРЕССИ (Международная ассоциация кинопрессы) — «Облако-рай»;
1991 — «Кинофестиваль в Локарно» Приз C.I.C.A.E. (Международная конфедерация киноискусства) — «Облако-рай»;
1991 — «Второй Международный Кинофестиваль европейского кино» (Франция г. Ля Боль) Гран при — «Облако-рай»;
1992 — «Золотой овен» Приз Российской кинопрессы «Открытие года» — «Облако-рай»;
1997 — Заслуженный деятель искусств Российской Федерации;
2005 — «ТЭФИ» в номинации «Телевизионный художественный сериал» — «Штрафбат»;
2005 — 13-й Кинофестиваль «Виват кино России» (Санкт-Петербург) Лучший телевизионный фильм — «Штрафбат»;
2005 — «10 Фестиваль Кино и телевидения» за лучший телесериал (Швейцария, г. Женева)- «Штрафбат»;
2005 — «Международный фестиваль военного кино им. Ю. Озерова» (г. Чебоксары) Приз «Золотой меч» за лучший телесериал — «Штрафбат»;
2005 — Московский международный телевизионно- театральный фестиваль «Этот день Победы» Приз за лучший телесериал — «Штрафбат»;
2005 — «Золотая ладья» — за лучший игровой фильм на кинофестивале «Окно в Европу» — «Коля — перекати поле»;
2005 — «Кинофестиваль «Улыбнись Россия» Главный приз — «Коля — перекати поле»;
2007 — Премия города Москвы 2007 года в области искусства — «Коля — перекати поле»;
2008 — Народный артист Российской Федерации;
2008 — Специальный приз Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» — «Завещание Ленина»;
2008 — Премия «Золотой орёл» за лучший телевизионный сериал (более 10 серий) — «Завещание Ленина»;
2007 — «ТЭФИ» в номинации «Телевизионный художественный сериал» — «Завещание Ленина»;
2009 — 31-й Московский международный кинофестиваль. Гран при «Золотой Святой Георгий» — «Петя по дороге в Царствие Небесное»;
2012 — Специальный приз Совета Академии «Ника» «За творческие достижения в искусстве телевизионного кинематографа» — за фильм «Раскол»;
2016 — 38-й Московский Международный Кинофестиваль. Приз Федерации киноклубов России. Лучший фильм российских программ по результатам рейтингового голосования — «Монах и бес»;
2016 — Кинофестиваль исторического кино «Вече» (Великий- Новгород) Гран при — «Монах и бес»;
2016 — 14-ый Кинофестиваль «Покров» (г. Киев) Гран при — «Монах и бес»;
2016 — Орден Украинской Православной Церкви Св. Николая Чудотворца;
2017 — 25-й Кинофестиваль «Виват кино России» (Санкт-Петербург) Приз за режиссуру — «Монах и бес»;
2017 — 12-ый Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча» (г. Обнинск) Гран при — «Монах и бес»

Оцените статью
Добавить комментарий