Николай Гаврилович Чернышевский. Родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове — умер 17 (29) октября 1889 года в Саратове. Русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.
Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793-1861).
До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».
Начитанность Николая поражала окружающих. В детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников». Не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.
За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения. Влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.
В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.
Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».
В начале 1854 г. он перешёл в журнал «Современник», где в 1855-1862 годах являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вёл решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».
10 мая 1855 года в университете происходит защита диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности», которая стала большим общественным событием и была воспринята как революционное выступление, в этой работе он подвергал резкой критике эстетику идеалистов и теорию «искусство для искусства».
Министр просвещения А. С. Норов помешал присуждению учёной степени, и лишь в 1858 году, когда Норова на посту министра сменил Е. П. Ковалевский, последний утвердил Чернышевского в степени магистра русской словесности.
В 1858 году он стал первым редактором журнала «Военный сборник». Ряд офицеров (Сераковский, Калиновский, Шелгунов и др.), был вовлечён им в революционные кружки. Об этой работе Чернышевского были хорошо осведомлены Герцен и Огарёв, стремившиеся привести армию к участию в революции. Вместе с ними является родоначальником народничества, причастен к созданию тайного революционного общества «Земля и воля».
В июне 1859 г. Чернышевский ездил в Лондон к Герцену для объяснения по поводу статьи «Very dangerous!» («Очень опасно!»), напечатанной в «Колоколе».
С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков даёт такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 года в Петербурге.
В мае 1862 года журнал «Современник» был закрыт на 8 месяцев.
12 июня 1862 года Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.
В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской Империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещённый «Современник» в Лондоне.
Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вёл упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».
7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме, на каторге и в ссылке свыше двадцати лет.
19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу в Кадаинскую тюрьму; в 1866 году переведён в Александровский Завод Нерчинского округа, в 1867 году в Акатуйскую тюрьму, в 1871 году в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).
Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.
Библиография Чернышевского:
Романы Чернышевского:
1862-1863 — Что делать? Из рассказов о новых людях.
1863 — Повести в повести (незаконч.)
1867-1870 — Пролог. Роман из начала шестидесятых годов. (незаконченный)
Повести Чернышевского:
1863 — Алферьев.
1864 — Мелкие рассказы.
1889 — Вечера у княгини Старобельской (не было напечатано)
Литературная критика Чернышевского:
1849 — О «Бригадире» Фонвизина. Кандидатская работа.
1854 — Об искренности в критике.
1854 — Песни разных народов.
1854 — Бедность не порок. Комедия А. Островского.
1855 — Сочинения Пушкина.
1855-1856 — Очерки гоголевского периода русской литературы.
1856 — Александр Сергеевич Пушкин. Его жизнь и сочинения.
1856 — Стихотворения Кольцова.
1856 — Стихотворения Н. Огарёва.
1856 — Собрание стихотворений В. Бенедиктова.
1856 — Детство и отрочество. Военные рассказы графа Л.Н. Толстого.
1856 — Очерки из крестьянского быта А.Ф. Писемского.
1857 — Лессинг. Его время, его жизнь и деятельность.
1857 — «Губернские очерки» Щедрина.
1857 — Сочинения В. Жуковского.
1857 — Стихотворения Н. Щербины.
1857 — «Письма об Испании» В. П. Боткина.
1858 — Русский человек на rendez-vous. Размышления по прочтении повести г. Тургенева «Ася».
1860 — Собрание чудес, повести, заимствованные из мифологии.
1861 — Не начало ли перемены ? Рассказы Н.В. Успенского. Две части.
Публицистика Чернышевского:
1856 — Обзор исторического развития сельской общины в России Чичерина.
1856 — «Русская беседа» и её направление.
1857 — «Русская беседа» и славянофильство.
1857 — О поземельной собственности.
1858 — Откупная система.
1858 — Кавеньяк.
1858 — Июльская монархия.
1859 — Материалы для решения крестьянского вопроса.
1859 — Суеверие и правила логики.
1859 — Капитал и труд.
1859-1862 — Политика. Ежемесячные обзоры заграничной политической жизни.
1860 — История цивилизации в Европе от падения Римской империи до Французской революции.
1861 — Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов Г. К. Кэри.
1861 — О причинах падения Рима.
1861 — Граф Кавур.
1861 — Непочтительность к авторитетам. По поводу «Демократии в Америке» Токвиля.
1861 — Барским крестьянам от их доброжелателей поклон.
1862 — В изъявление признательности Письмо к г. З(ари)ну.
1862 — Письма без адреса.
1878 — Письмо сыновьям А. Н. и М. Н. Чернышевским.
Мемуары Чернышевского:
1861 — Н. А. Добролюбов. Некролог.
1883 — Заметки о Некрасове.
1884-1888 — Материалы для биографии Н. А. Добролюбова, собранные в 1861-1862.
1884-1888 — Воспоминания об отношениях Тургенева к Добролюбову и о разрыве дружбы между Тургеневым и Некрасовым.
Философия Чернышевского:
1854 — Критический взгляд на современные эстетические понятия.
1855 — Эстетические отношения искусства к действительности. Магистерская диссертация.
1855 — Возвышенное и комическое.
1885 — Характер человеческого знания.
1858 — Критика философских предубеждений против общинного владения.
1860 — Антропологический принцип в философии. «Очерки вопросов практической философии». Сочинение П. Л. Лаврова.
1888 — Происхождение теории благотворности борьбы за жизнь. Предисловие к некоторым трактатам по ботанике, зоологии и наукам о человеческой жизни.
Переводы Чернышевского:
1860 — «Основания политической экономии Д. С. Милля» (со своими примечаниями).
1861-1863 — «Всемирная история» Ф. К. Шлоссера.
1863-1864 — «Исповедь» Ж. Ж. Руссо.
1884-1888 — «Всеобщая история Г. Вебера» (со своими статьями и комментариями успел перевести 12 томов).