Николай Цискаридзе

Николай Цискаридзе

Николай Максимович Цискаридзе. Родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. Российский артист балета, педагог, Народный артист РФ (2001).

Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси.

Отец — Максим Николаевич Цискаридзе, скрипач.

Мать — Ламара Николаевна Цискаридзе (1931-1994), физик-ядерщик, работала на атомной электростанции в Обнинске, позже преподавала физику и математику в средней школе в Тбилиси.

Бабушка по отцовской линии имела французские корни, была актрисой.

Его родители развелись, когда он был еще маленьким. Николая воспитывал отчим.

Большое влияние на него оказала няня, благодаря которой он уже в раннем возрасте приобщился к творчеству Уильяма Шекспира и Льва Толстого. Вместе с мамой часто посещал концерты.

По его словам, большое впечатление на него оказал просмотр фильма «Ромео и Джульетта» Франко Дзеффирелли. В детстве и юности любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки.

В 1984 году он поступил в Тбилисское хореографическое училище, с 1987 года продолжил обучение в Московском хореографическом училище, классическим танцем занимался в классе П.А. Пестова. Позднее Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.

Уже в школе юноша выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

Николай Цискаридзе в детстве с мамой

Николай Цискаридзе в детстве с мамой

Закончил училище в 1992 году и, благодаря председателю экзаменационной комиссии Ю.Н. Григоровичу, был принят в труппу Большого театра. Сначала танцевал в кордебалете, затем начал исполнять сольные партии в балетах Григоровича, первой из которых стал Конферансье в «Золотом веке» (1992), затем последовали Меркуцио в «Ромео и Джульетте» и Французская кукла в «Щелкунчике» (1993).

Настоящий взлёт карьеры для танцовщика начался в 1995 году, когда он за короткий период исполнил главные партии в таких балетах, как «Щелкунчик» Ю. Григоровича, «Чиполлино» Г. Майорова, «Шопениана» М. Фокина, «Сильфида» А. Бурнонвиля.

Николай Цискаридзе в молодости

Николай Цискаридзе в молодости

В 1996 году он дебютировал в Голубой птице в «Спящей красавице» и в миниатюрах Касьяна Голейзовского «Нарцисс» и Михаила Фокина «Видение Розы», начиная с 1997 года одну за другой осваивал главные мужские партии в балетах, идущих в репертуаре Большого театра. В том же году вместе с балериной Марией Александровой участвовал в Международном конкурсе артистов балета в Москве, где завоевал I премию в номинации «Дуэты».

Свои первые партии в театре готовил с Н. Р. Симачёвым, при подготовке номера К. Я. Голейзовского «Нарцисс» своими советами молодому танцовщику помогала Г. С. Уланова, репетировавшая этот номер с его первым исполнителем — Владимиром Васильевым. В дальнейшем готовил свои партии с Н. Б. Фадеечевым, занимался в женском классе М. Т. Семёновой.

Николай Цискаридзе 2

В 1998 году Николай Цискаридзе участвовал в показе Вивьен Вествуд в Нью-Йорке.

В 1996 году получил диплом о высшем образовании, закончив Московский государственный хореографический институт. В 2000 году стал членом Союза театральных деятелей России.

Николай Цискаридзе 3

В 2001 году стал первым исполнителем партии Германна в балете Ролана Пети «Пиковая дама», созданном специально для Большого театра. В том же году травмировался в автомобильной аварии, из-за чего прервалась его деятельность телеведущего в программе «Взгляд» на Первом канале.

В 2006-2009 годах был участником первых трёх программ танцевального проекта «Короли танца» (Kings of the Dance), в рамках которого для него поставили номера Ролан Пети («Кармен. Соло») и Борис Эйфман («Падший ангел»).

Участвовал в телевизионном шоу «Танцы со звёздами» на телеканале «Россия» в качестве постоянного члена жюри танцевального конкурса. Является постоянным ведущим программы «Шедевры мирового музыкального театра» на телеканале «Культура».

Николай Цискаридзе 5

Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году.

Каждый год в свой день рождения 31 декабря Николай Цискаридзе выходит на сцену Большого в балете «Щелкунчик». Как признался артист, для него это лучший способ отметить день рождения, потому что с детства «Щелкунчик» ассоциируется с праздником.

Николай Цискаридзе — Щелкунчик

Скандалы Николая Цискаридзе

Конфликт в Большом театре разгорелся в ноябре 2011 года. Тогда Цискаридзе подверг критике проведённую за 6 лет реставрацию Большого и обвинил руководство театра в некомпетентности. Особенно Цискаридзе не понравилось качество реконструкции исторической сцены, где вместо старинной лепнины он обнаружил дешёвую пластмассу и папье-маше, а внутренней отделкой помещений театр, по мнению Николая, стал напоминать большой пятизвёздочный турецкий отель.

9 ноября 2012 года появилось письмо деятелей культуры к Владимиру Путину с просьбой уволить прежнего генерального директора Большого театра А. Иксанова и назначить на эту должность Цискаридзе.

С января 2013 года Николай оказался вовлечён в скандал вокруг «кислотной атаки» на художественного руководителя балета Большого театра Сергея Филина. В ряде печатных и электронных СМИ публиковалась информация о серьёзном конфликте между Цискаридзе и Филиным, о своих подозрениях в адрес Николая публично говорил и сам Филин. Тогдашний гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов в интервью журналу «Сноб» не исключил причастности Цискаридзе к нападению на Филина. Артист побывал на допросе в Следственном комитете РФ. После этой истории отношения Цискаридзе с администрацией Большого театра обострились до предела.

В марте 2013 года в эфире Первого канала Николай выразил тревогу по поводу перспектив своей дальнейшей работы в Большом театре. К этому времени, по признанию Цискаридзе, он получил уже два выговора за нарушение трудовой дисциплины. В апреле суд отменил один из двух выговоров, наложенный за интервью Цискаридзе газете «Московский комсомолец».

1 июля 2013 года был вынужден покинуть Большой театр в связи с истечением срока трудового договора, который не был продлён.

Конфликт в Академии русского балета начался вскоре после начала нового учебного года, 28 октября 2013 года. Николай Цискаридзе вместе с министром культуры Владимиром Мединским неожиданно прибыл в Санкт-Петербург, в Академию русского балета им. А. Я. Вагановой, где в нарушение устава этого учебного заведения был представлен педагогическому коллективу как исполняющий обязанности ректора. При этом предыдущий ректор, Вера Дорофеева, осуществлявшая чисто хозяйственное управление школой, неожиданно переводилась на работу в Михайловский театр.

В связи с таким изменением структуры управления Академией её художественный руководитель с 2000 года, балерина Алтынай Асылмуратова, попавшая в подчинённое положение к другому артисту, была вынуждена покинуть свой пост. Новым художественным руководителем была объявлена действующая прима-балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, в отличие от Цискаридзе ещё не окончившая свою танцевальную карьеру.

4 ноября 2013 года представители профессорско-преподавательского состава Академии и балетной труппы Мариинского театра обратились в Минкультуры РФ с письмом, в котором потребовали пересмотреть решение о назначении Цискаридзе на должность ректора и Лопаткиной на должность худрука академии (сама балерина не давала никаких комментариев по этому поводу).

Чуть позднее Цискаридзе заявил, что продлил договор с Алтынай Асылмуратовой как с худруком Академии — однако уже в начале декабря 2013 года та уволилась по собственному желанию, отказавшись сообщить о причинах своего ухода. В итоге первым проректором и художественным руководителем Академии вскоре стала педагог-репетитор Михайловского театра Жанна Аюпова.

29 ноября 2014 года Николай Цискаридзе был избран ректором академии, за его кандидатуру проголосовали 227 человек, против — 17. Тем самым он стал первым руководителем Академии русского балета, не окончившим это учебное заведение и не знающим его исполнительских и педагогических традиций. Ранее Цискаридзе высказывал противоположные убеждения, утверждая, что не раз отказывался руководить другими балетными коллективами (кроме Большого театра).

По словам телеведущей Ксении Собчак, его назначению на эту должность поспособствовала жена главы государственной корпорации «Ростех» Сергея Чемезова Екатерина. По словам самого Цискаридзе, принять должность его уговорила «небольшая солидная группа людей».

Общественно-политическая позиция Николая Цискаридзе

Предлагал ввести для выпускников обязательную отработку нескольких лет в театрах России, без возможности отъезда за рубеж: «Я считаю, так как они получили бесплатное образование в России, они должны работать в России, хотя бы первое время они должны принести пользу государству, которое заплатило за их обучение».

11 марта 2014 года подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Николай Цискаридзе. Наедине со всеми

Рост Николая Цискаридзе: 183 сантиметра.

Личная жизнь Николая Цискаридзе:

Не женат и никогда не был. В интервью заявлял, что и не собирается жениться.

По слухам, относится к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации.

Осенью 2019 года 19-летний студент актерского факультета МосГУ Тимур Акперов объявил себя внебрачным сыном Николая Цискаридзе. В Сети Акперов стал публиковать фотоколлажи с изображением себя и знаменитого артиста, показывая явное внешнее сходство. Акперов утверждает, что Цискаридзе знал о его существовании и сознательно бросил его. Обращаясь к звезде, Тимур заявил: «Ты меня кинул, ты даже не поинтересовался мной! Прошло 19 лет и за эти 19 лет ты не пытался меня найти, ты очень хорошо знал и до сих пор знаешь, что у тебя есть сын!». По словам Тимура, он до сих пор не может простить отца, однако это не мешает ему испытывать к Николаю теплые чувства: «Да, у меня к тебе есть очень большая обида, но, несмотря на все это, я очень рад, что у меня отец есть! Я безумно рад этому!».

Николай Цискаридзе и Тимур Акперов

Николай Цискаридзе и Тимур Акперов

Фильмография Николая Цискаридзе:

1998 — Жизель (спектакль Большого театра) — Граф Альберт
2003 — Собор Парижской богоматери (спектакль Большого театра) — Квазимодо
2006 — Пиковая дама (спектакль Большого театра) — Германн
2007 — Бенефис Николая Цискаридзе: Видение Розы — Призрак Розы
1999 — Николай Цискаридзе. Быть звездой… (документальный фильм)
2012 — Ералаш № 265, «Мир, в котором я живу» — камео
2017 — Революция online

Николай Цискаридзе 4

Репертуар Николай Цискаридзе в Большом театре:

1992 «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Солист (Сверстники Джульетты);
1992 — «Золотой век» Д. Шостаковича — Конферансье;
1993 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева — Меркуцио;
1993 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Французская кукла;
1993 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Принц Фортюне;
1993 — «Раймонда» А. К. Глазунова — Кавалер (гран па, четвёрка кавалеров);
1993 — «Любовью за любовь» Т. Хренникова — Дон Хуан;
1993 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Солист (солисты вальса);
1994 — «Золотой век» Д. Шостаковича — Матрос;
1995 — «Щелкунчик» П. Чайковского — Щелкунчик-принц;
1995 — «Чиполлино» К. Хачатуряна — Граф Вишенка;
1995 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена — Юноша;
1995 — «Сильфида» Х. С. Лёвенскольда — Джеймс;
1995 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Ротбарт;
1995 — «Баядерка» Л. Минкуса — Золотой божок;
1995 — «Паганини» на музыку С. Рахманинова — Паганини;
1995 — «Дон Кихот» Л. Минкуса — Джига;
1995 — «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева Меркуцио / Трубадур;
1996 — «Легенда о любви» А. Меликова — Ферхад;
1996 — «Антигона» М. Теодоракиса — солист;
1996 — «Нарцисс», миниатюра на музыку Н. Черепнина;
1996 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Голубая птица;
1996 — «Видение Розы» на музыку фортепианной пьесы К. М. фон Вебера — Призрак розы;
1996 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Король;
1997 — «Спящая красавица» П. Чайковского — Принц Дезире;
1997 — «Жизель» А. Адана — Граф Альберт;
1997 — «Баядерка» Л. Минкуса — Солор;
1998 — «Раймонда» А. Глазунова — Жан де Бриен;
1999 — «Симфония до мажор» Ж. Бизе — солист III части;
2000 — «Дочь фараона» Ц. Пуни — Лорд Вильсон / Таор;
2001 — «Лебединое озеро» П. Чайковского — Злой Гений / Принц Зигфрид;
2001 — «Пиковая дама» на музыку Шестой симфонии П. Чайковского — Германн;
2003 — «Собор Парижской богоматери» М. Жарра — Квазимодо;
2004 — «Спящая красавица» П. Чайковского — фея Карабос;
2004 — «Светлый ручей» Д. Шостаковича — Классический танцовщик;
2004 — «Сон в летнюю ночь» на музыку Ф. Мендельсона и Д. Лигети — Тезей / Оберон;
2005 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — па-де-де из II акта балета;
2006 — «Урок» Ж. Делерю — Учитель;
2007 — «Корсар» А. Адана — Конрад;
2008 — Alter Ego на музыку В. А. Моцарта;
2010 — «Пахита» — Люсьен д’Эрвильи, гран па из балета

Репертуар Николай Цискаридзе в других театрах:

2001 — «Легенда о любви» А. Меликова (Мариинский театр) — Ферхад;
2001 — «Баядерка» Л. Минкуса (Парижская национальная опера, сцена театра «Опера Бастилии») — Солор;
2001 — «Рубины», «Драгоценности» на музыку Каприччио для фортепиано с оркестром И. Стравинского (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) — солист;
2001 — «Шехеразада» на музыку Н. Римского-Корсакова (гастроли Мариинского театра в Лондоне, Ковент-Гарден) — Золотой Раб;
2002 — «Лебединое озеро» П. Чайковского (Мариинский театр) — Принц Зигфрид;
2003 — «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) — Солор;
2003 — «Юноша и Смерть» на музыку И. С. Баха (Новый национальный театр, Токио) — Юноша;
2004 — мюзикл «Ромео и Джульетта» («Московская оперетта») — Судьба-Смерть;
2005 — «Манон» на музыку Ж. Массне (Мариинский театр) — Кавалер де Грие;
2005 — «Там, где висят золотые вишни» на музыку Т. Вилемса (Мариинский театр);
2005 — «Смерть Полифема» (Лиликанский театр) — Полифем;
2005 — «Синий бог» на музыку А. Скрябина (Кремлёвский балет, Москва) — Синий Бог;
2006 — бенефис в рамках фестиваля «Русские сезоны. XXI век»: «Видение розы», «Послеполуденный отдых фавна», «Шехеразада» (Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко);
2007 — «Баядерка» Л. Минкуса (Мариинский театр) — Солор;
2008 — «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (Латвийская национальная опера, Рига);
2009 — «Щелкунчик» П. Чайковского (Парижская национальная опера) — Дроссельмейер / Принц;
2014 — «Тщетная предосторожность» (Михайловский театр) — вдова Симона

Оцените статью
Добавить комментарий