Наум Коржавин

Наум Коржавин

Наум Моисеевич Коржавин (настоящие имя и фамилия — Эммануил Мандель). Родился 14 октября 1925 года в Киеве — умер 22 июня 2018 года в Дареме, Северная Каролина, США. Русский поэт, прозаик, переводчик, драматург.

Эммануил Мандель, ставший известным как Наум Коржавин, родился 14 октября 1925 года в Киеве в еврейской семье.

Мать работала зубным врачом.

Дед был цадиком (в иудаизме — благочестивый, безгрешный человек (святой), пользующийся особым расположением Бога, духовный вождь хасидской общины).

Семья жила на улице Владимирской, 97б (угол Жилянской).

2 сентября 1940 года, по его собственным воспоминаниям, был исключён из русской средней школы № 44 (где занимался с 4 класса) «за хулиганство» из-за конфликта с завучем. Далее учился в украинской средней школе № 95 на улице Жилянской.

Рано увлёкся поэзией. Ещё в Киеве молодого поэта заметил Николай Асеев, который затем рассказал о нём в московской литературной среде.

В начале Великой Отечественной войны с родителями эвакуировался в город Сим Челябинской области.

В армию не попал по причине сильной близорукостии.

В 1944 году приехал в Москву для поступления в Литературный институт им. А. М. Горького, но поступил в него в 1945 году, со второй попытки. Среди его соседей по комнате в общежитии были, в частности, Расул Гамзатов и Владимир Тендряков.

Наум Коржавин в молодости

Наум Коржавин в молодости

В конце 1947 года в связи со сталинской кампанией «борьбы с космополитизмом», Коржавин был арестован. Около восьми месяцев он провёл в изоляторе Министерства госбезопасности СССР и в Институте им. Сербского. Был осуждён постановлением Особого Совещания (ОСО) при МГБ и приговорён к ссылке по статьям Уголовного кодекса 58-1 и 7-35 — как «социально опасный элемент».

Осенью 1948 года был выслан в Сибирь, около трёх лет провёл в селе Чумаково.

В 1951-1954 годах отбывал ссылку в Караганде. В этот период закончил горный техникум и в 1953 году получил диплом штейгера (горного мастера).

В 1954 году, после амнистии, вернулся в Москву. В 1956 году был реабилитирован, восстановился в Литературном институте и окончил его в 1959 году.

Позже в своих воспоминаниях и публицистических статьях Коржавин подробно рассказал об эволюции своих политических взглядов. В юности он отвергал сталинскую систему и в то же время разделял коммунистическую идеологию, противопоставляя советской действительности «подлинный коммунизм». К концу Великой Отечественной войны он начал «признавать» и оправдывать Сталина, о чём вспоминает с сожалением. Такое настроение сохранялось и после ареста. В ссылке он вновь стал антисталинистом, продолжая исповедовать коммунизм. По собственному признанию, Коржавин отказался от коммунистической идеологии в 1957 году.

С 1954 года поэт зарабатывал себе на жизнь переводами, в период «оттепели» начал публиковать собственные стихи в журналах. Более широкую известность ему принесла публикация подборки стихов в поэтическом сборнике «Тарусские страницы» (1961).

В 1963 году при содействии Евгения Винокурова вышел сборник Коржавина «Годы», куда вошли стихи 1941-1961 годов. В 1967 году Театр им. К. С. Станиславского поставил пьесу Коржавина «Однажды в двадцатом».

Помимо официальных публикаций, в творчестве Коржавина была и подпольная составляющая — многие его стихи распространялись в самиздатовских списках. Во второй половине 1960-х Коржавин выступал в защиту «узников совести» Даниэля и Синявского, Галанскова и Гинзбурга. Эти обстоятельства привели к запрету на публикацию его произведений.

В 1970 году сыграл эпизодическую роль шпрехшталмейстера константинопольского цирка в фильме А. А. Алова и В. Н. Наумова «Бег» по мотивам произведений М. А. Булгакова.

Наум Коржавин в фильме «Бег»

Наум Коржавин в фильме Бег

В начале 1970-х конфликт Коржавина с властями СССР обострился. В 1973 году после допроса в прокуратуре поэт подал заявление на выезд из страны, объяснив свой шаг «нехваткой воздуха для жизни».

Наум Коржавин уехал в США и обосновался в Бостоне. Был включён Владимиром Максимовым в число членов редколлегии «Континента», продолжая поэтическую работу. В 1976 году во Франкфурте-на-Майне (ФРГ) вышел сборник стихов Коржавина «Времена», в 1981 году там же — сборник «Сплетения».

Как и многие эмигранты из СССР, на Западе Коржавин оказался на правом фланге политического спектра. В публицистике резко выступал не только против коммунизма, но и против западных «друзей СССР», а также против всех форм социализма и революционного движения («Психология современного энтузиазма», «За чей счёт? (открытое письмо Генриху Бёллю)»). Определял себя как либерального консерватора или «свирепого либерала». В спорах «русофобов» и «русофилов» занимал «русофильскую» позицию, отстаивал традиции русской культуры.

В постперестроечную эпоху у Коржавина появилась возможность приезжать в Россию и проводить поэтические вечера. Первый раз он приехал в Москву во второй половине 1980-х годов по личному приглашению Булата Окуджавы. Первым местом, где он выступил, стал Дом кино. Читал стихи, отвечал на вопросы. Из зала выходили известные актёры, пришедшие на встречу в качестве зрителей, и читали по его книге без подготовки, сразу, первое попавшееся стихотворение, на котором раскрывался сборник. Первым вышедшим без всякого приглашения из зала на сцену и вызвавшимся читать стихи был артист театра «Современник» Игорь Кваша, за ним стали подниматься другие.

Наум Коржавин 2

В публицистике 1990-2000-х годов выступал как против коммунизма, так и против радикального либерализма, который упрекал в непродуманной и безответственной политике.

В литературоведческих статьях отстаивал традиционную культуру, защищал христианскую мораль в искусстве, настаивал на необходимости глубокого человеческого содержания художественного произведения. Коржавин протестовал против романтической и авангардистской традиции презрения к обывателю, настаивал на том, что литература существует для читателя и должна к нему обращаться. Он защищал «органическую связь искусства с Высоким и Добрым».

Именно искусство, стремящееся к гармонии, по Коржавину, удовлетворяет подлинную художественную потребность: «Прекрасное, то есть искусство, не должно подчиняться требованию полезности не потому, что это примитивно и стыдно, а потому, что оно и так полезно, если оно на самом деле искусство». Если стремление к гармонии отсутствует, искусство превращается в простое самоутверждение. С этих позиций Коржавин пересматривал наследие «серебряного века», высказывая упрёки даже в адрес Александра Блока («Игра с дьяволом») и Анны Ахматовой («Анна Ахматова и «серебряный век»»). Резко критиковал поэзию Иосифа Бродского, высмеивал его культ в интеллектуальной среде («Генезис «стиля опережающей гениальности», или Миф о великом Бродском»).

В 2006 году получил Специальный приз «За вклад в литературу» премии «Большая книга».

В 2016 году был удостоен Национальной премии «Поэт».

После смерти жены в 2014 году поэт жил с семьёй дочери в университетском городке Чапел-Хилл, а с начала 2018 года (когда его зять стал профессором в Университете Дьюка) — в Дареме, штат Северная Каролина.

Скончался 22 июня 2018 года в возрасте 92 лет.

Наум Коржавин

Личная жизнь Наума Коржавина:

Дважды был женат.

Первая жена — Валентина Мандель (урождённая Голяк). Состояли в браке в период 1953-1964 годов.

В браке родилась дочь Елена Рубинштейн (1955 г.р.). Её муж — Майкл (Михаил Георгиевич) Рубинштейн, учёный в области физической химии полимеров, профессор Университета Дьюка и Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Внук — Грегори Рубинштейн, химик в Принстонском университете.

Вторая жена — Любовь Семёновна Верная (в первом браке Хазина, во втором Мандель; 1933-2014), филолог. Поженились в 1965 году. До 1965 года Любовь Семёновна — заведующая отделом массовой работы Молдавской республиканской библиотеки имени Н. К. Крупской в Кишинёве. В США преподавала русский язык в Гарвардском университете, первым браком была замужем за писателем М. Г. Хазиным.

Наум Коржавин и Любовь Мандель

Наум Коржавин и Любовь Мандель

Наум Коржавин и Любовь Мандель 2

Фильмография Наума Коржавина:

1970 — Бег — шпрехшталмейстер стамбульского цирка
1992 — Жил человек… (документальный)

Озвучивание Наума Коржавина:

1987 — Дети XX съезда (документальный) — читает стихи

Библиография Наума Коржавина:

стихи:

16 стихотворений
Рождение века. Поэма
Годы
Поэма греха
Времена
Сплетения
Письмо в Москву (стихи и поэмы)
Время дано (стихи и поэмы)
На скосе века

эссе:

В защиту банальных истин
Лирика Маршака
Поэзия А. К. Толстого
Судьба Ярослава Смелякова
Опыт поэтической биографии
Игра с дьяволом
Психология современного энтузиазма
В соблазнах кровавой эпохи

Поэтические произведения:

16 октября
22 июня 1971 года
Апокалипсис
Арифметическая басня
Братское кладбище в Риге
В наши трудные времена…
В Сибири
В трудную минуту
Вариации из Некрасова
Весна, но вдруг исчезла грязь…
Влажный снег
Возвращение
Возьму обижусь, разрублю…
Восемнадцать лет
Враг
Всё это чушь: в себе сомненье…
Вспомнишь ты когда-нибудь с улыбкой…
Встреча — случай. Мы смотрели…
Встреча с Москвой
Вступление в поэму (Ни к чему…)
Гейне
Генерал
Дети в Освенциме
Детство кончилось
Друзьям
Если можешь неуёмно…
Есть у тех, кому нету места…
Ещё в мальчишеские годы…
Зависть
Знаешь, тут не звёзды…
Знамёна
Иль впрямь я разлюбил свою страну?..
К моему двадцатипятилетию
Как ты мне изменяла…
Кропоткин
Лёгкость
Любовь к добру… (Памяти Герцена)
Люди пашут каждый раз опять…
Меня, как видно, Бог не звал…
Мир еврейских местечек…
Мне часто бывает трудно…
Мы мирились порой и с большими обидами…
На побывке
На речной прогулке
На смерть Сталина
Надоели потери…
Не верь, что ты поэта шире…
Не надо, мой милый, не сетуй…
Небо за плёнкой серой…
Невеста декабриста
Нелепые ваши затеи…
Непоэтическое стихотворение
Нет! Так я просто не уйду во мглу…
Неужели птицы пели…
О Господи! Как я хочу умереть…
От дурачеств, от ума ли…
От судьбы никуда не уйти…
Паровозов голоса…
Песня, которой тысяча лет
Поездка в Ашу
Поэзия не страсть, а власть…
Предельно краток язык земной…
Родине
Русской интеллигенции
Смерть Пушкина
Сочась сквозь тучи, льётся дождь осенний…
Стихи о детстве и романтике
Стопка книг… Свет от лампы…
То свет, то тень…
Ты разрезаешь телом воду…
Уже июнь. Темней вокруг кусты…
Усталость
Утро в лесу
Хотя б прислал письмо ошибкой…
Через год
Я в сказки не верю…
Я пока ещё не знаю…
Я раньше видел ясно…

Оцените статью
Добавить комментарий