Наталья Петровна Кончаловская. Родилась 6 (19) января 1903 года в Санкт-Петербурге — умерла 12 октября 1988 года в Москве. Советская детская писательница, поэтесса и переводчица. Жена поэта Сергея Михалкова.
Наталья Кончаловская родилась 6 (19 по новому стилю) января 1903 года в Санкт-Петербурге.
Отец — Пётр Петрович Кончаловский (1876-1956), русский художник.
Мать — Ольга Васильевна Сурикова (1878-1958).
Дед по матери — Василий Иванович Суриков (1848-1916), знаменитый русский живописец, мастер масштабных исторических полотен. Наталья была любимой внучкой деда.
Брат — Михаил Петрович Кончаловский, художник.
Ее детство прошло в путешествиях, где она знакомилась с великими произведениями искусства, училась иностранным языкам, прекрасно владела французским, английским, испанским, итальянским.
С 1910 года училась в гимназии Потоцкой, которая помещалась на площади Пушкина. На верхнем этаже дома гимназии жил знаменитый композитор Рахманинов — в перерывах между уроками девочки собирались на лестнице и слушали, как мастер играл на рояле.
Кончаловские были знакомы с Федором Ивановичем Шаляпиным, бывали у него в гостях на Капри. А сын Шаляпина Федор Федорович стал большим другом Натальи Петровны.
Наталья Кончаловская в детстве
Наталья Кончаловская в детстве с дедом Василием Суриковым
С детства часто бывала в мастерской скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова — своего крестного, там ей довелось слышать стихи Сергея Есенина, видеть, как танцевала Айседора Дункан.
Во времена революции 1917 года семья Кончаловских жила в мастерской Петра Петровича на Садовом кольце у Триумфальной площади — в том же подъезде, где жил Михаил Булгаков. Там бывали Хлебников, Бурлюк, Маяковский, композитор С. Прокофьев, пианист В. Софроницкий, писатели А. Толстой, Вс. Иванов, Илья Эренбург, скульптор С. Коненков, художник Грабарь, кинематографисты Эйзенштейн, Росс, артисты Иван Москвин, Борис Ливанов и многие другие знаменитости того времени.
Наталья Кончаловская в юности
Сама Наталья Кончаловская вспоминала о том времени: «В отличие от сверстниц я не готовилась ни к какой специальности и не подавала никаких надежд, хотя с младенчества обладала отличным слухом, с большой легкостью плела стихи… В домашнем хозяйстве я была расторопна: шить, кроить, вязать, стирать, стряпать я была приучена матерью с детства, и воспитанная с детства в строгой дисциплине, я глубоко вросла в жизнь семьи, для которой духовная культура, искусство, постоянный труд были основой существования».
С 1938 года начала печататься. Сначала проявила себя как переводчик — Шелли, Браунинг, Вордсворт. Также она переводила с украинского — Стельмаха, с еврейского — Рубинштейна. Ею были переведены стихи многих кабардинских, балкарских поэтов. Самый ее крупный перевод — поэма «Мирей» провансальского поэта XIX века Мистраля.
Позже она познакомилась с песнями певицы Эдит Пиаф, перевела их и написала две книги об исполнительнице. Также переводила Жоржа Брассанса, современного французского поэта.
Громко заявила о себе в поэзии для детей. Кончаловская начала с переводов английской детской поэзии. Ее собственные стихи собраны в книжках «Огород наоборот», «Близнецы», «Что случилось?», «Сосчитай-ка!», «Нотная азбука». Кроме того, выходили ее книжки-ширмы, книжки-игрушки, в том числе книга-путешествие по современному Китаю «Чжунго, Нинь Хао!», написанная совместно с Юлианом Семеновым.
Особое признание пришло к ней, когда вышла в свет книга «Наша древняя столица», над которой писательница трудилась на протяжении пятнадцати лет — она простым, образным словом воспела наших предков, раскрыла роль народа в становлении русского государства.
С детства любившая музыку, Кончаловская написала русские тексты к операм Моцарта, Массне, Обера, Верди, Дебюсси, а увлечение французской эстрадой привело к появлению двух пластинок «Поет Эдит Пиаф. Рассказывает Наталья Кончаловская». Также писала и песни для мультфильмов.
Много ездила по стране с музыкально-литературными концертами-импровизациями, сборы от которых шли в Фонд мира. Посетив мемориал Хатыни, она за несколько дней написала поэму «Хатынская поляна», которую композитор Эмиль Олах положил на музыку. Так вышла пластинка с записью поэмы в исполнении автора. За эту работу Наталья Петровна была удостоена золотой медали «Борцу за мир» Комитета защиты мира.
Одно из важнейших творческих устремлений писательницы — работа, связанная с пропагандой творчества своего деда В. И. Сурикова. Она стала его лучшим биографом, досконально знала Василия Ивановича в бытовой, семейной обстановке. Принимала активное участие в создании музея-усадьбы В. И. Сурикова. После дочерей Сурикова она вместе с братом взяла ответственность за сохранение родового гнезда деда, проявляла самое активное участие в судьбе дома и его коллекции.
В 1963 году награждена орденом «Знак Почёта».
В 1964 году вышла ее книга «Дар бесценный» — о творческом пути В. И. Сурикова, одного из самых великих русских живописцев. Работа основана на дневниковых записях отца и матери Натальи Петровны, высказываниях известных людей о художнике. Немаловажную часть книги составляют воспоминания самой Кончаловской о своем деде. В частности, о работе Сурикова над этюдом «Царевна» для картины «Посещение царевной женского монастыря» — в 9 лет она позировала для этого этюда, надевала на себя наряд, взятый в костюмерной Большого театра. Ныне этот портрет, подаренный внучкой художника, украшает коллекцию музея-усадьбы В. И. Сурикова.
Личная жизнь Натальи Кончаловской:
Дважды была замужем.
Первый муж — Алексей Богданов. На момент их знакомства он был женат. В 1926 году она вместе с Богдановым через Владивосток и Японию сбежала от родителей в США. Богданов был хорошо образован, занимался коммерцией, в Америке собирался сделать карьеру пианиста.
В США по почте Богданов получил развод от бывшей жены, и они поженились.
В браке родилась дочь Екатерина Богданова, позже бывшая замужем за писателем Юлианом Семёновым.
Однако семейная жизнь с Богдановым не сложилась и там же в США они расстались. Позже, в 1937-м году Богданов был арестован и расстрелян.
Наталья Кончаловская и Алексей Богданов
Второй муж — Сергей Михалков, советский и российский поэт, баснописец, писатель, драматург, сценарист, общественный деятель, автор текстов гимнов СССР и Российской Федерации. Познакомились в 1936 году, когда Михалкова пригласили в дом Петра Петровича Кончаловского.
Она была на 10 лет старше, но между ними возникло чувство. Сергей Михалков вспоминал: «В общем, я влюбился. С приятелем уехал в Харьков и оттуда из гостиницы позвонил ей в Москву со словами: «Я не могу без тебя. Я возвращаюсь к тебе с тем же вопросом: пойдешь ли ты за меня замуж?» Она согласилась. Я ей тоже чем-то нравился. Молодой, успешный… Мы стали жить вместе. Друг другу читали то, что мы пишем. Она меня критиковала, я ей давал советы…». Вместе прожили 53 года.
У них родилось двое сыновей — Андрей Михалков-Кончаловский и Никита Михалков, оба стали кинорежиссёрами. Михалков удочерил ее дочь от первого брака Екатерину.
Наталья Кончаловская и Сергей Михалков
Сергей Михалков писал о Наталье Кончаловской: «Наталья Кончаловская уже при взгляде на нее поражала воображение — она была мила и очень обаятельна. Все яркое, талантливое, совершенное моя Наташа принимала близко к сердцу. Что нас всегда сближало, не считая увлечения поэзией, искусством, готовности работать, действовать? Думаю, что чувство юмора. Ни она, ни я не отдавали предпочтения суровости, угрюмости, старались по мере сил видеть в жизни хорошее, а то и забавное. Еще отмечу особо мудрость моей жены и еще поклонюсь ей за это».
Наталья Кончаловская и сыновья
Наталья Кончаловская и внучки
Последние двадцать лет своей жизни она провела на даче на Николиной Горе. В Москву приезжала редко, только по необходимости. Ее сын Никита Михалков вспоминал: «она старела замечательно легко — в этом не было ни комплексов, ни болезненности. Было достоинство. Даже в преклонном возрасте, когда ей было за восемьдесят, я никогда не видел ее небрежно одетой. Если она плохо себя чувствовала, просто никого не приглашала, сознавая, что неважно выглядит. И даже в последние дни жизни — она находилась в больнице, в реанимации — осталась себе верна… Господь послал ей не смерть, а скорее уход. Она прожила счастливую, страстную, наполненную жизнь, она устала и уходила — спокойно, достойно».
Наталья Кончаловская умерла 12 октября 1988 года в Москве. Отпевание совершил хорошо знавший ее Патриарх Пимен в Свято-Даниловом монастыре.
Мама (документальный фильм о Наталье Кончаловской)
Библиография Натальи Кончаловской:
Проза:
1959 — Чжунго, нинь хао! (в соавторстве с Ю. Семеновым)
1960, 1961 — Сын земли Сибирской
1964 — Дар бесценный
1965 — Песня, собранная в кулак
1972 — Трубадуры и святые Марии
1973 — Кладовая памяти
1976 — Магнитное притяжение
1980 — Кладовая памяти
1981 — В поисках Вишневского
1988 — Эдит Пиаф. Песня собранная в кулак
1989 — Волшебство и трудолюбие
Поэмы:
Хатынская поляна
Наша древняя столица
Стихотворения:
Море
«Сегодня чарку терпкой влаги…»
Постояльцы
Осеннее
Соболь и др.
Рождение негра
Забытый портрет
Портрет Сарьяна
Вернисаж
«У родника в селе Туманян»
«Сбор хлопка в Араратской долине»
«С высот Арагаца»
В Гайд-парке
Реклама
У Букингемского дворца
Собачья жизнь
Аль фреско
На улицах Рима
Стеклодувы в Мурано
Флорентинка на исповеди
Первое причастье
Свидание с Буонарроти
Везувий и др.
Про паровозы
Про огород (шутка)
Про чучело огородное
Про сапоги
Про белого бычка и др.