Наталья Владимировна Энке. Родилась 13 августа 1935 года в Москве. Советская и французская актриса театра и кино, общественный деятель. Заслуженная артистка РСФСР (1976).
Наталья Энке родилась 13 августа 1935 года в Москве.
Имеет немецкие (по отцу) и русские (по матери) корни.
Отец — Владимир Энке, композитор.
Мать — Антонида Ильина, актриса и режиссёр радио.
Еще не имея профессионального актерского образования начала играть на сцене «Современника», среди ее работ: «В поисках радости» В.С. Розов — Марина (режиссеры О.Н. Ефремов, В.Н. Сергачёв); «Взломщики тишины» О. Скачков — Элла (режиссер С.Г. Микаэлян); «Никто» Э. де Филиппо — Туристка (режиссер А.В. Эфрос); «Два цвета» А. Зак, И. Кузнецов — Девушка (режиссеры О.Н. Ефремов, В.Н. Сергачёв).
В 1956 году c отличием окончила Московское театральное художественно-техническое училище (ТХТУ), получив диплом театрального художника по костюмам.
Затем работала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича Данченко.
В 1960 году окончила Высшее Театральное училище имени Бориса Щукина.
Была приглашена Олегом Ефремовым в театр «Современник», затем перешла в Театр Сатиры, в котором прослужила 17 лет.
Наталья Энке рассказывала: «Я была сначала актрисой Театра «Современник», причем попала туда практически без специального образования. Затем все-таки пошла учиться, окончила театральное техническое училище с отличием, получив диплом художника по костюмам. Затем работала в Музыкальном театре Станиславского, потом в Театре Сатиры. В то время создавался театр «Современник». И – о счастье! – я туда была принята… Ну а затем, задним числом, поступила в Вахтанговское училище, не поверите, с пятого захода, зато сразу на второй курс! То есть у меня была наполненная, но вполне обычная жизнь актрисы московских театров, протекавшая под руководством замечательных режиссеров – Валентина Николаевича Плучека, Марка Анатольевича Захарова, Олега Николаевича Ефремова».
Работы Натальи Энке в Московском академическом театре Сатиры:
- «Клоп» В. Маяковский (постановка В. Н. Плучека и С. И. Юткевича) — Разносчица духов;
- «Последний парад» А. Штейн (постановка В. Н. Плучека, режиссёр-ассистент Ю.И. Козловский) — Интермедии;
- «Интервенция» Л. Славин (постановка В. Н. Плучека, режиссёр М. А. Микаэлян) — Хозяйка мастерской;
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (постановка М. А. Микаэлян) — Мама;
- «Проделки Скапена» Мольер (постановка Е.Я. Весника и А. Столбова) — Нерина;
- «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичный, В. Масс, М. Слободской, М. Червинский (постановка Д.В. Тункеля) — Дикторша;
- «Женский монастырь» В. Дыховичный и М. Слободской (постановка В. Н. Плучека, режиссёр О. П. Солюс) — Жительница города Достиженска;
- «Гурий Львович Синичкин» В. Дыховичный, В. Масс, М. Слободской, М. Червинский (постановка Д.В. Тункеля) — Маникюрша;
- «Баня» В. Маяковский (постановка Н. В. Петрова, В. Н. Плучека, С. И. Юткевича) — Просительница;
- «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше (постановка В. Н. Плучека, режиссёр М. А. Микаэлян) — Крестьянка;
- «Темп — 1929» Н. Ф. Погодин (постановка М. А. Захарова) — Медсестра;
- «Дон Жуан или Любовь к геометрии» М, Фриш (постановка В. Н. Плучека, режиссёр О. П. Солюс) — Вдова Севильи;
- «Таблетка под язык» А. Макаёнок (постановка В.Н. Плучека) — Вера Неведомая;
- «Ревизор» Н. В. Гоголь (постановка В. Н. Плучека) — Гостья у губернатора;
- «Женский монастырь» В. Дыховичный, М. Слободской (постановка В.Н. Плучека, режиссёр О. П. Солюс) — Любовь Гордеевна;
- «У времени в плену» А. Штейн (постановка В. Н. Плучека) — Провожающая;
- «Обыкновенное чудо» Е. Шварц (постановка М. А. Микаэлян) — Аманда;
- «Маленькие комедии большого дома» А. Арканов, Г. Горин (постановка А. А. Миронова, А. А. Ширвиндта, руководитель постановки В. Н. Плучек) — 3-я хористка;
- «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше» А. Линдгрен (постановка М. А. Микаэлян) — Фрекен Бок;
- «Мамаша Кураж и ее дети» Б. Брехт (постановка М. А. Захарова) — Крестьянка;
- «Бег» М.А. Булгаков (постановка В.Н. Плучека) — Турчанка, любящая мать.
Параллельно с театром и кино работала на радио в программах для детей и юношества, вела радиоэфиры и озвучивала радиоспектакли.
Снялась в нескольких фильмах.
В 1979 году вместе с семьей эмигрировала на Запад. Они жили в Австрии, затем в ФРГ.
Далее поселились во Франции. Вместе с мужем Львом Круглым они создали Театр двух актёров, который просуществовал 25 лет. Они объездили с ним всю Америку и Европу. Дважды приезжали в Россию — в 1993 и 2003 годах.
Также вместе с мужем играла в различных европейских обществах и объединениях в русских классических пьесах.
Работала со студентами в центре по изучению русского языка и литературы в Мёдоне, в газете «Русская мысль», Русской консерватории в Париже, Русском студенческом христианском движении (РСХД).
Была диктором на христианском радио «Благовест». Записывала аудиокассеты запрещённых в СССР авторов для пересылки их в Советский Союз. Участвовала в выпуске 4-х фильмов «Парижский альманах» о жизни русских на Западе. В начале «перестройки» в СССР создала в Париже организацию «Прямая помощь» для помощи нуждающимся семьям. Также преподавала в русской школе при Св.-Александро-Невском соборе.
В 2005 году в числе других российских деятелей культуры подписала письмо с призывом признать Михаила Ходорковского политзаключённым.
В ноябре 2014 года создала серию литературных программ совместно с «P.A.N.D.A.Theater» (Германия, Берлин) — литературные концерты по «Театральному роману» М.А. Булгакова и по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», которые исполняла в Центре Дмитрия Шостаковича в Париже.
Живёт в пригороде Парижа в местечке Монтрёй в муниципальной квартире.
Личная жизнь Натальи Энке:
Муж — Лев Борисович Круглый (1931-2010), советский и французский актер театра и кино. Познакомились в театре «Современник».
В браке родились три сына — Сергей, Никита и Алексей. Никита Круглый-Энке снялся в главной роли в короткометражном фильме «Ливень» (1977).
Наталья Энке и Лев Круглый
Фильмография Натальи Энке:
1969 — Весёлое волшебство — Зоя Петровна, библиотекарь
1971 — Женский монастырь (фильм-спектакль) — жена Спиридона
1971 — Варшавский водевиль (фильм-спектакль)
1972 — К бабушке, к дедушке (фильм-спектакль) — мама
1974 — Маленькие комедии большого дома (фильм-спектакль) — Шубина
1977 — Ливень (короткометражный) — Анна Сергеевна, мама Димы
1978 — Молодость, выпуск 1-й (киноальманах)
1978 — Ангел мой
2010 — Бегство от смерти. Маргарита Володина (документальный)