Наталья Сергеевна Архангельская (по мужу — Вишневски). Родилась 4 декабря 1937 года в Москве. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РФ (1999).
Наталья Архангельская родилась 4 декабря 1937 года в Москве.
Отец — Виктор Степанов, из кубанских казаков. Был крупным инженером-строителем, работал в Германии, проектировал гостиницы в Сочи и других городах СССР. В 1937-м году за несколько месяцев до рождения дочери его расстреляли.
Мать — Галина Архангельская, на четверть грузинка.
Дед по матери — царский генерал, градоначальник Липецка, в революцию расстрелян красными.
Когда Наталье было семь лет мать повторно вышла замуж за военного врача, генерала медицины. Отчим заменил ей отца, дал свою фамилию. Позже, уже придя в кино, Наталья взяла девичью фамилию матери — Архангельская.
Семья жила на проспекте Мира. С ранних лет собиралась стать актрисой, посещала музыкальную школу и театральный кружок.
В 1959 году окончила актерский факультет ГИТИСа, ее педагогами были И.М. Раевский, Г.Г. Конский, П.В. Лесли.
После окончания ГИТИСа несколько лет работала в театре «Современник» по приглашению Олега Ефремова. В «Современнике» была партнершей Игоря Кваши в спектакле «Два цвета», заменив ушедшую из театра Светлану Мизери. Позже вместе с Олегом Ефремовым играла в пьесе «Никто».
Позже стала актрисой Московского драматического театра имени М.Н. Ермоловой, среди ее работ: Инга — «Спортивные игры 1981 года» Э.С. Радзинский; Кашкина — «Прошлым летом в Чулимске» А.В. Вампилов; Лидия Чебоксарова — «Бешеные деньги» А.Н. Островский; Мейдж — «Время и семья Конвей» Дж.Б. Пристли; миледи — «Костюмер» Р. Харвуд; Хестер Коллер — «Глубокое синее море» Т. Реттиган; Хизиона — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу; Эльза — «Пат, или Игра королей» П. Когоут.
В спектакле «Пат, или Игра королей» ее партнером был Владимир Этуш, а за роль Эльзы она получила номинацию на «Хрустальную Турандот». С этим спектаклем они объездили всю Европу.
В кино дебютировала сразу после окончания школы. Она пришла поступать во ВГИК, где в вестибюле висело объявление о наборе актеров в шолоховскую киноэпопею «Тихий Дон». Она вспоминала: «Я вихрем влетаю в аудиторию, где за столом сидела съемочная группа во главе с режиссером Сергеем Герасимовым. И вдруг слышу, как его жена, красавица Тамара Макарова, довольно произносит: «Ой, смотри, Дуняшка пришла!»». Так ей досталась роль Дуняши Мелеховой.
Наталья Архангельская в фильме «Тихий Дон»
В 1960 году ее пригласил в свою дипломную картину режиссер Андрей Тарковский — она сыграла главную роль в короткометражке «Каток и скрипка». «Я тогда совсем не понимала, кто такой Тарковский. Это была его первая работа в кино, но все вокруг уже говорили: «Гений!» Снимали короткометражку в Москве, а когда погода испортилась, киногруппа перебралась в Армению. Я без конца летала в Ереван на «кукурузниках», и Андрюша каждый раз приходил меня встречать в аэропорт», — вспоминала она.
Наталья Архангельская в фильме «Каток и скрипка»
В 1961 году исполнила роль Дарьи Бурминой в драме Владимира Каплуновского «Любушка», снятой по повести Петра Ширяева «Внук Тальони». Фильм о лошади — знаменитой орловской кобыле Любушке. Когда-то она была в конюшне наездника Лутошкина. Спортсмен предложил коннозаводчику Бурмину прриобрести Любушку. Бурмин отправил её в своё имение. Летом 1917 года крестьяне спалили конюшни Бурмина и разобрали его коней. В гражданскую войну Любушку запрягли в тачанку. Она переходила из рук в руки, пока не попала к Никите Лыкову. Благодаря его заботливым рукам Любушка вернула красоту и силу. Но в голодный год она надорвалась и погибла, оставив маленького жеребёнка.
Наталья Архангельская в фильме «Любушка»
С 1961 года актриса в кино больше не снималась, хотя появлялась на экране в фильмах-спектаклях.
В 2004-м она сыграла небольшие роли в картинах «Я Люблю Тебя» и «Смерть Таирова».
Личная жизнь Натальи Архангельской:
Трижды была замужем. Имеет дочь.
В студенчестве у нее был роман с актером и сценаристом, а тогда студентом ВГИКа Борисом Андроникашвили. «Боря сразу же произвел на меня впечатление — красавец был немыслимый!», — вспоминала Наталья. Борис сделал ей предложение, они отправились на смотрины в Тбилиси к его маме, грузинской княжне Кире Андроникашвили. Но матери Бориса она не понравилась. «Помню, как меня обидел холодный прием Киры Георгиевны: она говорила вежливо, но сухо. Видимо, хотела, чтобы сын женился на грузинке. Мать для Бори была непререкаемым авторитетом, и я сразу почувствовала: ничего у нас с ним не получится, не приглянулась я Кире. И действительно, после возвращения в Москву мы быстро разбежались», — рассказывала актриса.
Позже Борис Андроникашвили стал вторым мужем Людмилы Гурченко.
Наталья Архангельская и Борис Андроникашвили
Первый муж — Яков Сегель, актер и режиссер. Сегель был старше ее на 14 лет. Познакомились в съемочном павильоне. Он стал ухаживать за Натальей, а затем и предложил пожениться. Актриса рассказывала: «Я дала согласие выйти за Сегеля замуж. До сих пор не нахожу ответа: почему тогда эту глупость сделала? Все остальные мои замужества могу хоть как-то объяснить и понять, а тут… Свадьбу праздновали на даче, мама сшила мне необыкновенно красивое розовое платье из гипюра».
Брак с Сегелем довольно быстро затрещал по швам — он сильно ревновал свою молодую жену. И уже спустя три месяца совместной жизни Наталья решила расстаться с супругом.
Наталья Архангельская и Яков Сегель
От Сегеля она ушла к Александру Фадееву, на тот момент студенту ГИТИСа. Он был сыном актрисы МХАТа Ангелины Степановой и пасынком автора «Молодой гвардии» писателя Александра Фадеева. На второй же день после встречи с Фадеевым она ушла от мужа. Однако бурный роман с Фадеевым также завершился.
Позже Фадеев стал третьим мужем Людмилы Гурченко.
Наталья Архангельская и Александр Фадеев
Второй муж — Владимир Андреев, актер и театральный режиссер. Познакомились на кинопробах: «Володя, тогда еще начинающий актер, был совершенно прелестным, с ямочками на щеках, курносым. Он тут же начал за мной приударять. Зная, что я собираюсь уходить из «Современника», позвал в Театр Ермоловой, где сам работал», — вспоминала она. Как говорила актриса, на ухаживания Андреева ответила, чтобы заглушить разрыв с Фадеевым.
В 1953 году у пары родилась дочь Ольга Владимировна Басова, преподаватель МГИМО, имеет дочь Ксению (1983 г.р.).
Долгое время с Андреевым она жила в гражданском браке. Сначала они жили у ее родителей на проспекте Мира, потом купили в Волковом переулке кооперативную квартиру. Она вспоминала: «Володя как-то сразу влился в мою семью, замечательно поладил с отчимом, очень подружился с мамой. Отношения у нас были ровные, я бы даже сказала, дружеские. Но, конечно, всякое случалось, как в любой семье. И вроде все очень складно было у нас: общий дом, общий театр, общие друзья, гастроли каждый год, а потом… Потом у Андреева начались романы».
Какое-то время она терпела измены мужа. А в марте 1968 года пара даже расписалась в ЗАГСе. Но всего через месяц Андреев ушел от нее к актрисе Наталье Селезневой. «Как я узнала позже из одной телепередачи, Селезнева увидела Андреева, стоящего у рояля в темно-вишневом плаще, и подумала: «Есть же счастливые женщины, у которых такие мужья!» Одним словом, позавидовала мне. Все развивалось стремительно. Как потом признавалась Наташа в одной передаче: «Я была хищницей. Ни на одну секунду не задумалась, что у него есть жена. Меня это вообще не интересовало. Как говорят: «Она могла идти по трупам». Я готова была бороться за свое. Но Наташа Архангельская сама красиво отошла». И это правда, я уже через месяц легко отпустила Андреева», — вспоминала Наталья Архангельская.
Наталья Архангельская и Владимир Андреев
После расставания с Андреевым у нее на некоторое время вновь возобновились отношения с Борисом Андроникашвили. Он опять предлагал ей замуж, но на этот раз Наталья отказалась.
Третий муж — Влад Вишневски, француз, корреспондент агентства Франс Пресс. Он прекрасно говорил по-русски, родился в семье русских эмигрантов. О знакомстве актриса рассказывала: «С Владом я познакомилась совершенно случайно. Как-то нас с Сережей Богословским, известным реставратором (у меня с ним был в то время роман), пригласили на день рождения в ресторан «Архангельское». Огромный зал, огромный стол, огромное число гостей, в основном французы (у именинницы поклонник был француз). Сидим с Сережей напротив входа в зал. Входит пара, я смотрю на незнакомого мужчину, который поддерживает под локоть свою даму, и четко понимаю: он станет моим мужем».
На момент их встречи Влад был женат. Но оставил семью ради актрисы. Только спустя семь лет отношений она согласилась выйти за него замуж. Расписывались в Москве в Грибоедовском Дворце бракосочетания. Свадьбу гуляли в ресторане «Прага». Позже пара часто бывала в Париже.
Наталья Архангельская и Влад Вишневски
У Влада Вишневски была болезнь Альцгеймера. Наталья играла в театре, ездила на гастроли, однако основной заботой на десять лет для нее стал муж. «Надо было уже самой зарабатывать, крутиться, чтобы покупать дорогие лекарства. Порой еду вечером после спектакля и гадаю: «Господи! Не горит ли мой дом?» Влад по рассеянности мог в любом месте оставить сигарету и устроить пожар. Однажды прихожу — он электрический камин в ванну тащит», — делилась она.
Почти десять лет муж болел, ушел из жизни в шестьдесят девять лет.
Больше она замуж не выходила.
Фильмография Натальи Архангельской:
1957-1958 — Тихий Дон — Дуняша Мелехова
1960 — Каток и скрипка (короткометражный) — девушка
1961 — Любушка — Дарья Бурмина
1969 — Страницы живые (фильм-спектакль) — чтец
1971 — Суббота, воскресенье, понедельник (фильм-спектакль) — Джульянелла
1972 — Легкий заработок (фильм-спектакль)
1974 — Таня (фильм-спектакль) — Шаманова
1974 — Время и семья Конвей (фильм-спектакль) — Мейдж, учительница,дочь миссис Конвей
1975 — Прошлым летом в Чулимске (фильм-спектакль) — Кашкина
1979 — Дефицит на Мазаева (фильм-спектакль) — Тамара
1979 — Горное гнездо (фильм-спектакль) — Вершинина
1980 — Блажной (короткометражный) — Анна
1984 — Зелёная комната (фильм-спектакль) — Поулин Фрезер
1987 — Костюмер (фильм-спектакль) — Миледи
1988 — И свет во тьме светит (фильм-спектакль) — княгиня Черемшанова, мать Бориса и Тони
2000 — Пат, или Игра королей (фильм-спектакль) — Эльза
2004 — Я Люблю Тебя — женщина-врач
2004 — Смерть Таирова — немолодая актриса, она же Старуха
2010 — Казачки не плачут. Людмила Хитяева (документальный)