Надежда Николаевна Рушева. Родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе (Монголия) — умерла 6 марта 1969 года в Москве. Советский художник-график.
Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Улан-Баторе.
Отец — Николай Константинович Рушев (12 июня 1918 — 23 октября 1975), русский советский театральный художник, работал в Тувинском музыкально-драматическом театре.
Мать — Наталья Дойдаловна Ажикмаа-Рушева (имя при рождении — Ажикмаа Салчак; 20 ноября 1926 — 7 января 2015), тувинская и советская балерина. Считается первой балериной в истории Тувы.
Родители Нади познакомились в 1945 году, когда ее отца пригласили работать в Тувинский музыкально-драматический театр в качестве художника. Там он и встретил мать Нади — балерину Наталью Ажикмаа. Осенью 1946 года они сыграли свадьбу. В 1948 году Николай Рушев был откомандирован в Сталинабад, где был назначен художником-постановщиком в Русском драматическом театре.
В 1950 году семья Рушевых была направлена в Монголию, где в Улан-Баторе Наталья стала работать педагогом-балетмейстером, а Николай — театральным художником.
Спустя полгода после рождения Нади, летом 1952-го, они переехали в Москву. Мать оставила балет и занималась воспитанием дочери, отец же работал на Центральном телевидении художником в редакции театральных постановок.
Существует много людей, талант которых открывается еще в раннем детстве. Однако далеко не все они становятся знаменитыми и получают мировую славу. Многие так и остаются никому не известными гениями, которые вынуждены с трудом влачить свое жалкое существование. Но есть и такие личности, которые, наоборот, на пике своей популярности рано уходят из жизни. Именно к ним и относится Надя Рушева.
Надя начала рисовать с пяти лет, причем никто не обучал ее рисованию. Также до школы ее не учили читать и писать.
Окончила московскую школу № 470.
Творчество Нади Рушевой
Уже в семилетнем возрасте, будучи первоклассницей, Надя начала рисовать регулярно, каждый день не более получаса после уроков. Тогда же она за один вечер нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» А.С. Пушкина, за то время, пока отец читал эту ее любимую сказку вслух.
В мае 1964 года состоялась первая выставка ее рисунков, организованная журналом «Юность» — Надя тогда училась в пятом классе. После этой выставки в том же году в № 6 журнала появились первые публикации ее рисунков — ей было всего 12 лет.
За следующие пять лет ее жизни состоялось пятнадцать персональных выставок в СССР, Польше, Чехословакии, Румынии, Индии.
В 1965 году в журнале «Юность» (№ 3) были опубликованы первые иллюстрации тринадцатилетней Нади к художественному произведению — к повести Эдуарда Пашнева «Ньютоново яблоко».
Далее были иллюстрации к романам «Война и мир» Льва Толстого и «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова и слава будущего книжного графика, хотя сама юная художница мечтала стать художником-мультипликатором.
В 1967 году она отдыхала в Артеке, где познакомилась с Олегом Сафаралиевым (советский, российский и азербайджанский кинорежиссёр, сценарист и продюсер, генеральный продюсер кинокомпании «Евразия-фильм»).
В ноябре 1973 года в Ульяновском областном художественном музее состоялась выставка более двухсот работ юной художницы.
Среди ее работ — иллюстрации к мифам Древней Эллады, произведениям Пушкина, Л. Н. Толстого, Михаила Булгакова. Всего были проиллюстрированы произведения около пятидесяти авторов.
Художница Надя Рушева
Работа над «Мастером и Маргаритой» стала для нее последней. В то же время, для «Мастера и Маргариты» Надя стала первой художницей. На титульной иллюстрации, изображающей встречу Берлиоза и Бездомного на Патриарших прудах, Елена Сергеевна Булгакова, вдова Михаила Афанасьевича, оставила свой автограф «Как жаль, что я не знала это необыкновенное существо — Надю Рушеву».
Среди Надиных зарисовок есть несколько таких, на которых изображен балет «Анна Каренина». Такой балет действительно был поставлен уже после смерти художницы, и главную роль в нем танцевала Майя Плисецкая.
Ее рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала сразу, набело, никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их чем-нибудь обвести», — говорила Надя.
Надя оставила после себя огромное художественное наследие — около 12 тысяч рисунков. Они выполнены материалами, которые не терпят исправлений: тушью, ручкой, фломастером. Точное их число невозможно подсчитать — значительная доля разошлась в письмах, сотни листов художница подарила друзьям и знакомым, немалое количество работ по разным причинам не вернулось с первых выставок. Многие ее рисунки хранятся в музее Льва Толстого в Москве, в музее-филиале имени Нади Рушевой в городе Кызыле, в Пушкинском доме Академии наук в Петербурге, Национальном фонде культуры, Городском музее Сарова Нижегородской области и Государственном музее А. С. Пушкина в Москве.
Многообразие таланта художницы поражало современников и являлось поистине уникальным. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев говорил о Наде Рушевой: «Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа».
Смерть Нади Рушевой
Надя Рушева скончалась 6 марта 1969 года в больнице на 18-м году жизни из-за разрыва врождённой аневризмы сосуда головного мозга и последующего кровоизлияния в мозг. Похоронена на Покровском кладбище Москвы (на первом участке). На ее могиле поставлен памятник, где воспроизведен ее рисунок «Кентавренок».
После смерти дочери ее отец занимался организацией выставок рисунков Нади, совместно с Г. В. Панфиловым подготовил альбом ее работ. Написал рукопись воспоминаний «Последний год Надежды» на основе своих заметок. После завершения работы попал в больницу, где у него был диагностирован рак. 23 октября 1975 года Николай Рушев скончался, похоронен на Покровском кладбище Москвы рядом с дочерью.
Прошло более 160 выставок ее работ в разных странах: Японии, Германии, США, Индии, Монголии, Польше и многих других.
На арт-рынке рейтинг Нади Рушевой по версии ЕХР — 4А или «состоявшийся профессиональный художник с творческим потенциалом».
Рисунок Нади «Кентавренок» стал эмблемой Автономной некоммерческой организации «Международный Центр Неигрового Кино и Телевидения «Кентавр»», занимающегося подготовкой и проведением кинофестиваля «Послание к Человеку». На основе рисунка выполнены ежегодные призы фестиваля «Золотой Кентавр» и «Серебряный Кентавр». В 2003 году на лестнице Санкт-Петербургского Дома Кино открыт памятник Кентавренку.
Ее именем назван Центр образования № 1466 (бывшая московская школа № 470), в которой она училась. В школе открыт музей ее жизни и творчества.
Рисунок Нади «Мальчиш-Кибальчиш» был взят космонавтом Георгием Гречко в космический полет и размещался на борту станции «Салют-4». 31 января 1975 года, в день рождения художницы, во время сеанса связи с Землей космонавты рассказали про Надю и продемонстрировали ее рисунок. Этот репортаж вышел во всесоюзной программе «Время» и в других странах.
В Москве рядом со Школой № 1466 им. Н. Рушевой на Ереванской улице (территория дома № 26) открыт парк «Надежда» в честь Нади Рушевой. В парке стоит памятник — металлический кентавренок по мотивам рисунка Нади.
21 октября 1982 года советский астроном Л. Г. Карачкина открыла малую планету № 3516, которую назвала в честь Нади — Rusheva.
На Кавказе есть перевал Нади Рушевой.
Личная жизнь Нади Рушевой:
Замужем не была.
Циклы рисунков Нади Рушевой:
Автопортреты
Балет
Война и Мир
Западная классика
Маленький принц
Мастер и Маргарита
Мир животных
Пушкиниана
Русские сказки
Современность
Тува и Монголия
Эллада
Байрон. Абидосская невеста
Рисунки Нади Рушевой