Надежда Васильевна Павлова. Родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР). Советская и российская балерина, педагог. Заслуженная артистка РСФСР (1977). Народная артистка Чувашской АССР (1980). Народная артистка РСФСР (1982). Народная артистка СССР (1984).
Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах (Чувашская АССР).
По национальности — чувашка.
Отец — Василий Павлович Павлов, работал рентгенотехником.
Мать — Мария Ильинична Павлова (1928—1996), работала воспитательницей в детском саду.
Ее семья была многодетной. Она была самой младшей — восьмой по счету. О детстве у Надежды остались не очень хорошие воспоминания, она была обделена вниманием и особого родительского тепла не ощущала. Поэтому и в интервью она всегда пыталась обходить эту тему стороной: «Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала». Когда выяснилось, что у нее уникальный талант балерины, то в семье обрадовались не столько успеху дочери, сколько возможности пристроить ее куда-нибудь. Во время разлуки с домом, связанной с учебой, она практически не общалась с семьей и ощущала полное безразличие по отношению к себе. Уже став звездой, она приехала в родной город и также столкнулась с тем, что она никому из родных не интересна. Лишь одна ее сестра однажды пришла в театр, но после спектакля сразу же ушла. «Как же так, чужие люди восхищаются, поздравляют… Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла», — недоумевала Надежда.
Заниматься балетом начала в возрасте 7 лет в хореографическом кружке при Доме пионеров. Когда ей было 10 лет, на девочку обратила внимание комиссия из Пермского хореографического училища, приехавшая в Чебоксары в поисках одаренных детей. Павловой предложили учиться в Перми.
В течение 7-ми лет — со 2-го класса и до выпуска — она училась у Людмилы Павловны Сахаровой, в методике которой московская и ленинградская школы классического танца соединились с новыми веяниями, возникшими в конце 1960-х годов. Со 2-го класса Павлова уже участвовала в концертах со специальными номерами, поставленными для неё М. Газиевым, такими как «Девочка и эхо», «Маленькая балерина», «Озорница». Уже тогда она исполняла все существующие детские партии в спектаклях Пермского театра оперы и балета.
Надежда Павлова в детстве
В 1970 году во время гастролей театра в Москве Надежда Павлова привлекла особое внимание рецензентов. В 15 лет она стала лауреатом первой премии Всесоюзного конкурса балетмейстеров и артистов балета. А через год — в 1973-м — Павлова завоевала Гран-при II-го Международного конкурса артистов балета в Москве.
Она вошла в историю своим необычайно длинным и легким шагом (большой батман), казавшимся абсолютно неправдоподобным, всколыхнув умы и сердца людей даже далеко за пределами балетного круга. Выдающийся балетный педагог Асаф Мессерер говорил о ней: «Надя Павлова загадала загадку по самому высокому счёту, какой только есть в искусстве».
Надежда Павлова стала много гастролировать по стране и за рубежом, покоряя воздушным дыханием своего танца зрителей Италии, Японии, Китая, Австрии, Германии, Франции и США.
В 1974 году окончила Пермское хореографическое училище.
Далее стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета им. П.И. Чайковского, в котором танцевала партии: Сванильда — «Коппелия» Л. Делиб (хореография Н.Н. Боярчикова); Жизель — «Жизель» А. Адан (в редакции Б. Щербинина, хореография Н.Н. Боярчикова); Джульетта — «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Н.Н. Боярчикова); Маша — «Щелкунчик» П.И. Чайковский.
С сентября 1975 года стала солисткой Большого театра, в котором постоянным партнером на протяжении десятилетия был Вячеслав Гордеев (ее первый супруг). Она ежедневно занималась в классе А.М. Мессерера, осваивала роли под руководством М.Т. Семеновой. Работали с ней и другие известные педагоги.
Надежда Павлова и Галина Уланова
Надежду Павлову называли «Надеждой и Славой русского балета».
В 1984 году она стала самой молодой артисткой, которой присвоили звание «Народный артист СССР» (удостоена в 28 лет).
С 1983 года в ее репертуаре появляются миниатюры М. Бежара и Д. Баланчина, опусы хореографов-современников. Партнерами были все ведущие солисты Большого театра — Александр Богатырев, Валерий Анисимов, позднее — Алексей Фадеечев, Юрий Васюченко, Ирек Мухамедов.
Партии Надежды Павловой в Большом театре:
- 1975 — Маша «Щелкунчик» П.И. Чайковский (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1976 — Геро «Любовью за любовь» Т.Н. Хренников (хореография В. Боккадоро (Франция);
- 1976 — Китри «Дон Кихот» Л. Минкус (хореография А.А. Горского в редакции Р.В. Захарова);
- 1977 — Фригия «Спартак» А.И. Хачатурян (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1977 — Принцесса Аврора «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1978 — Эола «Икар» С. Слонимский (хореография В.В. Васильева);
- 1978 — Солистка и Классическое па-де-де на музыку Дж. Торелли «Эти чарующие звуки…» на сборную музыку (балетмейстер В.В. Васильев);
- 1978 — Валентина «Ангара» А.Я. Эшпай (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1978 — Девушка «Видение Розы»К.-М. фон Вебер «Приглашение к танцу» в оркестровке Г. Берлиоза, (хореография М.М. Фокина);
- 1979 — Джульетта «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1979 — Ширин «Легенда о любви» А. Меликов (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1981 — Принцесса «Деревянный принц» Б. Барток (хореография А.Б. Петрова (первая исполнительница);
- 1982 — Седьмой вальс; Прелюд «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М.М. Фокина);
- 1982 — Принцесса Флорина «Спящая красавица» П.И. Чайковский (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н.Григоровича);
- 1986 — Одетта-Одиллия «Лебединое озеро» П.И. Чайковский (первая редакция Ю.Н. Григоровича);
- 1987 — Жизель Жизель «Жизель» А. Адан (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1989 — Катерина «Каменный цветок» С.С. Прокофьев (хореография Ю.Н. Григоровича);
- 1992 — Никия «Баядерка» Л. Минкус (хореография М.И. Петипа в редакции Ю.Н. Григоровича);
- 1993 — Люсиль Гран «Па де катр» Ц. Пуни (хореография Ж. Перро в редакции А. Долина (первая исполнительница в Большом театре);
- 1996 — Сильфида «Сильфида» Г. Левенскольд (хореография А. Бурнонвиля в редакции Э.-М. фон Розен).
Интересно, что несмотря на оглушительный успех, который сопровождал всю ее балетную карьеру, Надежда Павлова осталась творчески неудовлетворенной: «Вообще ничего не реализовалось! Ну пригласили меня в Большой театр, приглашала и Мариинка, но перевесила Москва. Я приехала, и буквально в первые дни Григорович сказал, что хочет поставить меня в кордебалет. Это минимум три года. Я не согласилась, отсюда начались первые неприятности, естественно. Года два или три я вообще не выезжала из Союза. Но, поскольку я так и не встала в кордебалет, примерно через год мне дали в конце сезона готовить «Щелкунчик». Потом другие спектакли. Но только те, которые уже шли в репертуаре. И так получилось, что в течение всего творческого пути на сцене Большого при руководстве Юрия Николаевича у меня не было своей премьеры. Он дал мне много своих спектаклей, я получила звание, признание. Но одно дело танцевать обычный репертуар после кого-то, и совсем другое — когда ты имеешь ну хоть одну премьеру, поставленную именно на тебя».
По словам Павловой, есть партии, о которых она мечтала, но так и не станцевала: «Когда приехала в Москву, я очень хотела станцевать «Сильфиду». Но сразу реализовать это не удалось, а когда я отработала 20 лет и вроде бы уже ушла, может быть спустя два года, Юрий Николаевич решил поставить «Сильфиду». Премьеру мне, конечно, не дали, но я все-таки станцевала. Получился такой круг. Долго не давали «Лебединое», потом дали станцевать дневной спектакль. Но все равно я танцевала и на Западе, и по России, и по республикам. Может быть, московская публика мало видела. Вообще-то в балете много спектаклей, которые, может быть, хотелось станцевать. Ясно, что все реализовать невозможно. Но всегда человеку мало, а артисту тем более, всегда чего-то не хватает, что-то недоделал, не станцевал, не домечтал. Обычная история. Но, если подходить к этому спокойно, то, что удалось, то удалось. Мало ли что мне хочется. Другое дело, что театральная политика иногда перевешивает, мешает или уничтожает. У некоторых наоборот. Все зависит, наверное, от характера. Но я такая, какая есть. Поэтому, может быть, у меня так все получилось».
Танцевала в Московском городском балете В. Смирнова-Голованова: Кармен — «Кармен-сюита» Ж. Бизе-Р. Щедрин (хореография А. Алонсо (Куба).
Сотрудничала с Балетной труппой С.К. Власова: Флоретта — «Синяя борода» (хореография М.М. Фокина в постановке С.К. Власова).
Окончив балетмейстерское отделение ГИТИСа как педагог-репетитор в 1984 году, она проводила мастер-классы во Франции, Германии, Японии, Финляндии.
С 1992 по 1994 годы Надежда Павлова — художественный руководитель Театра балета Надежды Павловой, а в 1995 году — Ренессанс-балета. Входила в состав жюри международных конкурсов артистов балета в Люксембурге (1995) и Гонконге (1996).
В 1999 году принимала участие в открытии Российского культурного центра в Вашингтоне, становится лауреатом фестиваля «Звезды мирового балета» в Донецке.
В 1998-1999 годах как приглашённая звезда выступала в спектаклях труппы «Русский балет». В 2000 году была педагогом-пепетитором балетного театра «ГИТИС» под руководством В. Ахундова. С 2009 года — балетмейстер-репетитор в Государственном академическом театре классического балета под руководством Н.Д. Касаткиной и В.Ю. Василева.
С 2013 года Надежда Павлова занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.
Преподаёт в Российской академии театрального искусства (РАТИ) (профессор).
Надежда Павлова сейчас
Личная жизнь Надежды Павловой:
Дважды была замужем. Детей нет.
Первый муж — Вячеслав Михайлович Гордеев (род. 3 августа 1948), артист балета, балетмейстер, хореограф, педагог. Народный артист СССР (1984).
В 1973 году их объединили в дуэт для участия во Втором международном балетном конкурсе в Москве. После этого они отправились отдыхать в Сочи, где у пары начались отношения. Надежде тогда было 18 лет, а Вячеславу — 25. Вскоре они поженились. Свадьбу гуляли в «Метрополе». Развелись в 1986 году.
Сама Павлова говорила, что их чуть ли не поженило КГБ: «Мы прожили со Славой 10 лет, но семья в привычном смысле слова у нас не сложилась. На людях мы всегда держались за руки, улыбались и выглядели идеальной парой. Но это был просто творческий союз. Нас искусственно «спарили»».
В то же время Вячеслав Гордеев заявлял, что поженились они по любви: «По-моему, между нами были и любовь, и страсть, и искренняя нежность. Кстати, именно при моем участии Павлову взяли в Большой театр, где она станцевала «Жизель», а на следующий день мы сочетались браком». В Большом театре их пара у многих вызывала чувство зависти. «Целая кампания была, чтобы нас развести, — ну и развели. Нас долго держала профессия — хотелось быть самыми лучшими. Профессия же нас и разлучила — безумно тяжело оказалось постоянно быть вместе и на сцене, и дома. Наша жизнь была как натянутая струна, и стоило чуть задеть — она лопнула», — вспоминал Гордеев.
Надежда Павлова и Вячеслав Гордеев
Еще во время брака с Гордеевым у Павловой начались отношения с ее будущим вторым мужем. Вячеслав Гордеев рассказывал: «У Нади случился роман с психотерапевтом, у которого она лечилась от депрессий, и она заявила мне, что на небе соединена с этим человеком, поэтому должна быть лишь с ним и на земле. Я даже не стал разбираться и предложил разойтись, раз она с ним соединена».
Кроме того, он обвинял Павлову в предательстве. В тот момент у Гордеева была возможность выехать в Аргентину — гастроли для ансамбля «Московский балет» он долго пробивал. Поэтому он попросил Надежду пока не сообщать в театре о разводе — до их отъезда. «А она сразу все доложила. Поездку отменили, а у меня в тот день в первый раз схватило сердце. Я понял: если человек может предать в этом, то и в остальном на него тоже нельзя положиться», — говорил Гордеев.
Второй муж — Константин Михайлович Окулевич (1945 г.р.), психоаналитик, доктор медицинских наук. Супруг впоследствии взял фамилию жены, чтобы избежать проблем с выездом за границу.
Надежда Павлова и муж Константин Окулевич
Фильмография Надежды Павловой:
1974 — Танцуют Надежда Павлова и Ольга Ченчикова (документальный)
1974 — Джульетта (документальный)
1975 — Танцует Надя Павлова (документальный)
1976 — Синяя птица (Blue Bird, The) — Синяя Птица
1980 — Сицилианская защита — Зина Лебедева, балерина
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 — Поэмы (фильм-спектакль)
1989 — Ромео и Джульетта (фильм-балет) (фильм-спектакль)
Награды и звания Надежды Павловой:
— Заслуженная артистка РСФСР (21.10.1977);
— Народная артистка Чувашской АССР (1980);
— Народная артистка РСФСР (28.04.1982);
— Народная артистка СССР (13.12.1984);
— Орден «Знак Почета» (1976);
— Премия Ленинского комсомола (1975);
— Всесоюзный конкурс балетмейстеров и артистов балета (I премия, Москва, 1972);
— II Международный конкурс артистов балета (Гран-при, Москва, 1973).