Микаэл Леонович Таривердиев (Michael Leon Tariverdiyev; арм. Միքայել Լեոնի Թարիվերդյան). Родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси) — умер 25 июля 1996 года в Сочи. Советский и российский композитор. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Народный артист РСФСР (1986). Лауреат Государственной премии СССР (1977). Автор музыки к фильмам «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
Микаэл Таривердиев родился 15 августа 1931 года в Тифлисе (ныне Тбилиси).
По национальности — армянин.
Отец — Леон Навасардович Таривердиев (1903-1977), директором Государственного банка, в 1937 году был репрессирован.
Мать — Сатеник Григорьевна Акопова (1902-1976).
Его родители были партийными работниками, убежденными коммунистами. Они с юности вели революционную борьбу. Его мать примкнула к революционерами в возрасте 17 лет, сидела в царской тюрьме. Родители познакомились на революционной работе.
К музыке его приобщила сестра матери, которая была глубоко музыкальным человеком, она училась в Тбилисской консерватории, обожала Шуберта и постоянно играла ему его произведения. Также, по воспоминаниям Микаэла Леоновича, сыграла роль сама атмосфера тогдашнего Тбилиси: «Это очень музыкальный город, и в нашем доме все дети занимались музыкой. Из окон летели звуки произведений Баха, Моцарта, Чайковского. Я жил в атмосфере всеобщего поклонения серьезному искусству. Это были самые первые детские впечатления».
Когда мне исполнилось пять лет, родители купили Микаэлу первый инструмент — пианино. С детства сам начал сочинять музыку.
Учился в 43-й тбилисской средней школе и в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.
В 14 лет он написал свой первый балет. Он отдыхал в санатории в Дарьяльском ущелье, где также был и режиссер Тбилисского театра оперы и балета Георгий Геловани. Однажды по радио передавали музыку Чайковского («Франческа да Римини»). Микаэл Таривердиев прослушал и отправился в клуб, где стоял рояль. Далее он по памяти исполнил только что услышанное им произведение. Он вспоминал: «Тут влетает какой-то человек и спрашивает: «Что это ты играешь?» Я отвечаю: «Понятия не имею, только что слышал по радио, и мне очень понравилось». Человек ужасно удивился, а я удивился тому, что удивился он: для меня повторить музыку по памяти было естественно, никакого дара я тут не видел. Вот так мы познакомились. Прослушав мои импровизации, он предложил мне попытаться на писать балет. Я написал. Представьте себе, этот балет поставили в театре, и он шел два сезона! А мне было всего 14 лет».
По настоянию матери он поступил в Ереванскую консерваторию, в которой проучился полтора года. За это время изучил армянский язык.
С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.
Сам Микаэл Леонович считал, что как композитор он родился в 1957 году, когда написал цикл на стихи средневековых японских поэтов «Акварели».
Микаэл Таривердиев в молодости
В 1958 году дебютировал в кинематографе как композитор — в фильме «Юность наших отцов». Позже был автором музыки к лентам «До свидания, мальчики», «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», «Судьба резидента» и др.
В 1973-м он был композитором легендарного телесериала Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны». В фильме звучат также песни на его музыку — «Мгновения» и «Песня о далекой родине» на стихи Роберта Рождественского.
Вместе с Эльдаром Рязановым он создал всеми любимый новогодний комедийный фильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».
С Рязановым он познакомился в Пицунде, в киношном доме творчества. Микаэл Леонович, большой любитель водных лыж, пытался научить Эльдара кататься на лыжах. Ничего не получилось, зато они подружились. Однажды режиссер напевал песенку «На Тихорецкую состав отправится», сказав композитору, что песенка эта народная и войдет в его новый фильм. Таривердиев возмутился: «Это песня не народная, и у нее есть автор. Эта песня моя». Дело в том, что Микаэл Леонович написал ее задолго до того — когда Ролан Быков ставил свой первый спектакль в театре МГУ и ему нужна была песня. Эльдар Рязанов поразился, что у этой песни есть автор, и предложил Таривердиеву прочитать сценарий «Иронии судьбы…», по которому он собирался ставить картину.
Таривердиев вспоминал: «Когда я прочел сценарий «Иронии судьбы…», очень удивился. Жанр ни под какое определение не подходил. Для меня этот фильм — рождественская сказка. Сказка о том, что все мы — независимо от возраста — ждем, когда с неба (без всяких наших на то усилий) свалится на голову принц или приниесса. Прекрасные, очаровательные, любящие, которые нас поймут, как никто до этого не понимал». В фильме звучат его песни «Мне нравится», «Никого не будет в доме», «Со мною вот что происходит», «Я спросил у ясеня», «По улице моей».
Всего написал музыку более чем к 130 фильмам.
В начале 1970-х годов участвовал в составе жюри популярного телевизионного конкурса «Алло, мы ищем таланты!».
Много писал для театральных постановок.
Театральные работы Микаэла Таривердиева:
- «На берегу» (одноактный балет);
- «Допрос» (одноактный балет);
- «Назначение» (театр «Современник», режиссёр-постановщик О. Ефремов);
- «Прощай, оружие!» (театр Ленком, режиссёр постановщик Гинзбург);
- «Кто ты?» (Камерный музыкальный театр, режиссёр-постановщик Б. Покровский);
- «Герой нашего времени» (Театр на Таганке, режиссёр-постановщик Ю. Любимов);
- «Прощай» (Театр имени Моссовета, режиссёр-постановщик М. Захаров);
- «Восхождение на Фудзияму» (театр «Современник», режиссёр-постановщий Г. Волчек);
- «Граф Калиостро» (Московский камерный музыкальный театр, режиссёр-постановщик Б. Покровский);
- «Ожидание» (Московский камерный музыкальный театр, режиссёр-постановщик Б. Покровский);
- «Ожидание» (Софийский театр оперы и балета);
- «Ожидание» (Ереванский театр оперы и балета);
- «Ожидание» (Волгоградский музыкальный театр. Дирижёр-постановщик А. Смирнов);
- «Преступная троица» (Московский театр «СФЕРА», режиссёр-постановщик Е. Еланская);
- «Король, дама, валет» (Московский театр «СФЕРА», режиссёр-постановщик Е. Еланская);
- «Король-олень» (Театр «ГЛОБУС» в Лос-Анджелесе);
- «Король-олень» (Московский театр «СФЕРА», режиссёр-постановщик Е. Еланская);
- «Мария Стюарт» (Театр имени Ермоловой, режиссёр Владимир Андреев).
Также он автор более 100 романсов. Написал пять опер — «Кто ты» (для театра Б. Покровского, 1966), «Граф Калиостро» (1983) «Ожидание» (1985), «Женитьба Фигаренко» (сатирическая опера по мотивам Бомарше, 1996, пост. в 2018), четырёх балетов (балет «Девушка и смерть» (по М. Горькому, 1985).
Автор музыки для органа (три концерта), 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфонии для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения».
Микаэл Таривердиев — Колыбельная
Таривердиев является лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978).
В 1993-1996 годах был художественным руководителем благотворительной программы «Новые имена».
Был членом редакционного совета журнала «Детектив и политика».
Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.
Песни Микаэла Таривердиева
Активно сотрудничал с музыкальным коллективом (трио) «Меридиан» из города Иваново.
В последние годы жизни Таривердиев много работал в области инструментальной музыки. Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после катастрофы. Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижёра Юрия Башмета.
Смерть Микаэла Таривердиева
Скоропостижно скончался от острого сердечного приступа 25 июля 1996 года в последний день отдыха в сочинском санатории «Актёр», накануне обратного вылета в Москву.
Его вдова вспоминала: «Летом мы полетели в Сочи на «Кинотавр». Приехали в аэропорт, нас там встречают близкие люди. Мы вместе с Олегом Янковским поднимаемся по трапу, а Микаэлу Леоновичу так тяжело даются ступени этой лестницы. И я так остро помню, как Олег на него посмотрел — немного испуганно, потому что ему уже тогда было очень плохо. Прилетели в Сочи, а там сплошной дождь, и грустно так, и мы никуда не выходим, один раз — на пляж. А потом Сережа Урсуляк отвез нас в «Актер», куда у нас была путевка, оставаться на «Кинотавре» было неуютно. Обратные билеты у нас были на 25 июля, я купила их за месяц. И на 16 часов у нас был рейс, а в 6 утра это случилось. И мы на этом самолете улетели. Вместе».
Похоронен на Армянском кладбище Москвы.
В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу». «У него никогда не было никакого дурного помысла по отношению к кому-либо. Он назвал свою книгу «Я просто живу». Он жил, сохраняя в себе ту чистоту, которая давала ему возможность писать такую же чистую музыку. И слышать то, что ему было дано услышать. Он выполнял задание. И когда он выполнил свое задание и написал свою последнюю музыку, он умер», — говорила вдова композитора.
На доме № 9 по улице Усиевича, где композитор жил более тридцати лет, установлена памятная доска. Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
В 1998 году была учреждена Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».
Личная жизнь Микаэла Таривердиева:
В 1960-е годы Таривердиев был влюблён в актрису Людмилу Максакову. Однажды ночью они вместе ехали на машине по Ленинградскому проспекту. За рулем его Машины была актриса. Внезапно на дорогу выскочил человек, Максакова его сбила. Микаэл Леонович, чтобы защитить ее от преследования, взял всю вину на себя. Ему грозила тюрьма, срок. Спасла только амнистия. Но актриса в самый драматический момент, когда шел суд, уехала из города. У Микаэла Леоновича, как он признавался, тогда чуть ноги не отнялись. Роман закончился. Потом эта история легла в основу сюжета фильма «Вокзал для двоих» Эльдара Рязанова и Эмиля Брагинского. Микаэл Леонович очень болезненно отреагировал на личную драму, которая вдруг стала публичной, запечатленной в кино.
Трижды был женат.
Первая жена — Елена Васильевна Андреева (1926-2000).
В первом браке родился сын Карен Микаэлович Таривердиев (28.05.1960 — 10.07.2014), выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, майор, участвовал в войне в Афганистане на различных должностях в подразделениях спецназа ГРУ, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен. После отставки работал журналистом, писал рассказы об Афганской войне. Публиковался в центральных периодических изданиях России, работал на телевидении в передаче «Дорожный патруль».
Карен Таривердиев — сын Микаэла Таривердиева
Вторая жена — Элеонора Маклакова, художник-постановщик, профессор.
Третья жена — Вера Гориславовна Таривердиева, окончила Гнесинку, защитила диплом по французской музыке, музыковед, президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева), арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева.
Они познакомились в 1983 году, Таривердиеву было 52 года, ей — 26 лет. Вера тогда работала в газете «Советская культура», была музыкальным обозревателем. Она была замужем, имела ребенка. Узнав, что композитор хочет написать статью о Родионе Щедрине, она ему позвонила, Микаэл Леонович пригласил Веру на репетицию. Затем позвал на свой концерт. Между ними начались отношения, вылившиеся в брак, который длился 13 лет. «Мне очень нравилось быть его женщиной. Мне чрезвычайно нравился наш быт. Мне нравилось готовить, ухаживать за ним. Женщина, если она любит, получает от этого удовольствие. Если не любит, ее быт раздражает. Это закон. В каком-то смысле он был моим подопечным, как и я его», — говорила Вера Гориславовна.
Микаэл Таривердиев и жена Вера Таривердиева
Фильмография Микаэла Таривердиева:
1972 — Гроссмейстер — гость у Володи (нет в титрах)
1980 — Адам женится на Еве — исполнитель песен
1984 — Мои современники (документальный) (нет в титрах)
1984 — Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) — зритель на концерте
1988 — Осень, Чертаново… — камео
Вокал Микаэла Таривердиева в кино:
1975 — Ольга Сергеевна
Композиторские работы Микаэла Таривердиева в кино:
1958 — Юность наших отцов
1958 — Из пепла (фильм-спектакль)
1958 — За бортом
1960 — Десять шагов к Востоку
1961 — Человек идёт за солнцем
1961 — Длинный день
1962 — Мой младший брат
1964 — До свидания, мальчики
1964 — До завтра
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен
1964 — Большая руда
1966 — Саша-Сашенька
1966 — Прощай
1966 — Последний жулик
1966 — Восточный коридор
1967 — Спасите утопающего
1967 — Разбудите Мухина!
1968 — Пассажир с «Экватора»
1968 — Маленький школьный оркестр
1968 — Любить… (A iubi…)
1969 — Цена
1969 — Король-олень
1970 — Судьба резидента
1970 — Последний снег
1970 — Монолог (короткометражный)
1971 — Пятнадцатая весна
1972-1974 — Звездная минута (документальный)
1972 — Спасённое имя
1972 — Земля, до востребования
1973 — Семнадцать мгновений весны
1975 — Пропавшая экспедиция
1975 — Ольга Сергеевна
1975 — Ирония судьбы, или С лёгким паром!
1976 — Золотая речка
1977 — Мы с тобою, товарищ (короткометражный)
1977 — Лирические песни Микаэля Таривердиева (короткометражный)
1978 — Старомодная комедия
1979 — Эй, кто-нибудь (короткометражный)
1979 — Дождь в чужом городе
1980 — Адам женится на Еве
1981 — Мы, нижеподписавшиеся
1981 — Баллада о песне
1982 — Предчувствие любви
1982 — Возвращение резидента
1983 — Ученик лекаря
1984 — Медный ангел
1984 — Государственная граница
1986 — Конец операции «Резидент»
1987 — Рейс сквозь память (документальный)
1987 — Разорванный круг
1987 — Граф Калиостро (фильм-спектакль)
1987 — 50 лет героическим перелетам (документальный)
1988 — Комментарий к прошению о помиловании
1988 — Этюд освещения (короткометражный)
1988 — Аэлита, не приставай к мужчинам
1989 — Загадка Эндхауза
1990 — Хомо новус (Homo Novus)
1990 — Смерть в кино
1990 — Нелюдь
1991 — Ночные забавы
1991 — И возвращается ветер…
1992 — Я обещала, я уйду
1992 — Танцующие призраки
1992 — Разыскивается опасный преступник
1993-2001 — Воздушный экспресс
1993 — Твоя воля, господи!
1993 — Русский регтайм
1994 — Роман «alla russа»
1994 — Незабудки
1994 — Империя пиратов
1994 — Воровка
1995 — Летние люди
1995 — Всё вокруг засыпало снегом
1997 — Всё то, о чём мы так долго мечтали
1997 — Война окончена. Забудьте…
1998 — Сочинение ко Дню Победы
2007 — Надежда как свидетельство жизни
Песни Микаэла Таривердиева:
«Сорванную розу ветке не вернуть» (на стихи А.Исаакяна);
«Могила» (на стихи А.Исаакяна);
«Я помню всегда» (на стихи А.Исаакяна);
«Замшелый мрамор каменных могил» (на сонет Шекспира);
«О, как тебе хвалу я воспою» (на сонет Шекспира);
«Трудами изнурен» (на сонет Шекспира);
«Бывает так» (стихи Гайковича);
«Знакомая песенка» (стихи В.Орлова);
«Золотые сумерки» (стихи В.Орлова);
«Песенка по телефону» (стихи В.Орлова);
«В путь» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Пути в столицу» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Перед казнью» (на стихи средневековых японских поэтов);
«В тумане утреннем» (на стихи средневековых японских поэтов);
«Сон» (на стихи средневековых японских поэтов);
«А вы могли бы?» (на стихи Маяковского);
«Кое-что про Петербург» (на стихи Маяковского);
«Тучкины штучки» (на стихи Маяковского);
«Послушайте» (на стихи Маяковского);
«Вместо письма» (на стихи Маяковского);
«Песня о голубях» (на стихи С.Давыдовой);
«Дорожная песня» (на стихи С.Давыдовой);
«Песня о весне» (на стихи С.Давыдовой);
«Садовое кольцо» (стихи С. Гребенникова и Н. Добронравова);
«Твои глаза, как фары новых машин» (стихи С. Кирсанова);
«Твои рисунки» (стихи С. Кирсанова);
«И за белой скатертью» (стихи С. Кирсанова);
«Приезжай» (стихи С. Кирсанова);
«Вечерело» (стихи Л. Мартынова);
«Вода» (стихи Л. Мартынова);
«Листья» (стихи Л. Мартынова);
«Ты не печалься» (стихи Н. Добронравова);
«По вечерам» (стихи Н. Добронравова);
«Старинный романс» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я думала, что ты мне враг» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Пятнадцать мальчиков» (стихи Беллы Ахмадулиной);
«Я ловил ощущение» (стихи Е.Винокурова);
«Окна» (стихи Е.Винокурова);
«Я лицо твое стал забывать» (стихи Е.Винокурова);
«Воробей-экспериментатор» (стихи М. Малишевского);
«Обезьяна и зеркало» (стихи М. Малишевского);
«Самолюбие» (стихи М. Малишевского);
«Критики и пузыри» (стихи М. Малишевского);
«Беседа» (стихи М. Малишевского);
«По-грачиному» (стихи М. Малишевского);
«Соловей и художественный совет» (стихи М. Малишевского);
«Я такое дерево» (стихи Г. Поженяна);
«Дельфины» (стихи Г. Поженяна);
«Вот так улетают птицы» (стихи Г. Поженяна);
«Сосны» (стихи Г. Поженяна);
«Мне хотелось бы» (стихи Г. Поженяна);
«Я принял решение» (стихи Г. Поженяна);
«Скоро ты будешь взрослым» (стихи Г. Поженяна);
«Ты уходишь, как поезд» (стихи Е. Евтушенко);
«Песня-Сказка О Старом Доме На Новом Арбате» (стихи В.Высоцкого);
«Топот ног» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Зачем?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«По мокрой земле» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Убитый» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«С тобой когда-нибудь это было?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Чем отличается ночь ото дня?» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Хвала рождеству» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы тратим, что не воздано для трат» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Любовь и сострадание» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Я бросаюсь к тебе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Мы несем любовь в себе» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Вечно живые» (на сл. Э.Хемингуэя в пер. А.Вознесенского);
«Маленький принц» (стихи Н.Добронравова);
«Радио» (стихи Людвига Ашкенази);
«Женщины» (стихи Людвига Ашкенази);
«Сигареты» (стихи Людвига Ашкенази);
«Я ей прямо так и сказал» (стихи Людвига Ашкенази);
«Облако пара» (стихи Людвига Ашкенази);
«Песня о новом поколении» (стихи Людвига Ашкенази);
«Тишины хочу» (стихи А. Вознесенского);
«Не трожь, человека, деревце» (стихи А. Вознесенского);
«Загляжусь ли на поезд» (стихи А. Вознесенского);
«Память» («Убил я поэму») (стихи А. Вознесенского);
«Свисаю с вагонной площадки» (стихи А. Вознесенского);
«Мой милый, что тебе я сделала?» (стихи М.Цветаевой);
«Попытка ревности» (стихи М.Цветаевой);
«Я к вам пишу» (стихи М. Лермонтова);
«Мгновения» (стихи Р. Рождественского);
«Песня о далекой родине» (стихи Р. Рождественского);
«Мне нравится» (стихи М. Цветаевой);
«Никого не будет в доме» (стихи Б. Пастернака);
«Со мною вот что происходит» (стихи Е. Евтушенко);
«Я спросил у ясеня» (стихи Владимира Киршона);
«По улице моей» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Память» (стихи Д. Самойлова);
«Не исчезай» (стихи А. Вознесенского);
«Далекие красногвардейцы» (стихи М.Светлова);
«Песня старых комсомольцев» (стихи М.Светлова);
«Я другом ей не был» (стихи М.Светлова);
«Московский военный округ» (стихи М.Светлова);
«В разведке» (стихи М.Светлова);
«Болота проходит пехота» (стихи М.Светлова);
«Мы с тобою» (стихи М.Светлова);
«Эхо» («Не возвращайтесь к былым возлюбленным») (стихи А. Вознесенского);
«Песенка о цирке» (стихи Б. Ахмадулиной);
«Над пашней сумерки не резки» (стихи А. Вознесенского);
«Ностальгия по настоящему» (стихи А. Вознесенского);
«Благодарю, что не умер вчера» (стихи А. Вознесенского);
«Запомни этот миг» (стихи А. Вознесенского);
«Люблю» (сонет Шекспира);
«Сонет о курице» (сонет Шекспира);
«Я виноват» (сонет Шекспира);
«Увы, мой стих не блещет новизной» (сонет Шекспира);
«Сонет о яблоке» (сонет Шекспира);
«Любовь слепа и нас лишает глаз» (сонет Шекспира);
«Мешать соединенью двух сердец» (сонет Шекспира);
«Пылающую голову рассвет» (сонет Шекспира);
«Откуда такая нежность?» (стихи М. Цветаевой);
«Вот опять окно» (стихи М. Цветаевой);
«Островитянка» (стихи М. Цветаевой);
«Мне тебя уже не надо» (стихи М. Цветаевой);
«Забыть?» (стихи М. Цветаевой)
Нагрыды и звания Микаэла Таривердиева:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (4.12.1979);
— Народный артист РСФСР (7.02.1986);
1977 — Лауреат Государственной премии СССР — за музыку к фильму «Ирония судьбы, или С легким паром»;
1977 — Премия Ленинского комсомола — за патриотические песни последних лет и вокальный цикл «Вспомним, товарищ!», посвящённый Ленинскому комсомолу;
1975 — Премия Американской академии музыки — за сюиту к фильму «Ольга Сергеевна»;
1982 — Орден Трудового Красного Знамени — за заслуги в производстве советских телевизионных фильмов и активное участие в создании фильма «Семнадцать мгновений весны»;
1990 — Премия «Ника» — за лучшую музыку к фильму «Загадка Эндхауза»;
1993 — Премия «Ника» — за фильм «Русский регтайм»;
1993 — Премия мэрии Москвы — за фильм «Русский регтайм»;
1996 — Премия «Ника» — за лучшую музыку к фильму «Летние люди» (посмертно).