Михаил Жаров

Михаил Жаров

Михаил Иванович Жаров. Родился 15 (27) октября 1899 года в Москве — умер 15 декабря 1981 года в Москве. Советский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1949).

Михаил Жаров родился 15 (27 по новому стилю) октября 1899 года в Москве.

По другим источникам датой рождения является 27 октября 1900 года.

Из рабочей семьи.

Отец — Иван Жаров, работал в типографии. Подкидыш, воспитывался в Николаевском приюте и свою фамилию получил от своей наставницы.

Мать — Анна Семёновна Жарова (в девичестве Дроздова), из семьи бывших крепостных крестьян Смоленской губернии.

С ранних лет Михаил начал работать. С 1913 года трудился у отца учеником наборщика в типографию.

В 1915 году устроился администратором и помощником режиссёра в труппу Оперного театра Зимина. Вскоре ему начали доверять роли статистов.

После революции в 1918 году поступил в студию при Театре Художественно-просветительного союза рабочих организаций, педагоги — А. П. Зонов и В. М. Бебутов. В том же году дебютировал на сцене театра, сыграв Шута в комедии У. Шекспира «Виндзорские проказницы».

В 1920 году окончил студию и некоторое время служил в Опытно-героическом театре, среди его работ: «Гроза» А. Н. Островского — Кудряш и Тихон; «Копилка» Э. Лабиша — Шанбурси; «Женитьба» Н. В. Гоголя — Анучкин.

Далее был артистом в Первом передвижном фронтовом художественном театре классической комедии: «Буря» У. Шекспира — Тринкуло; «Каменный гость» А. С. Пушкина — Лепорелло; «Золотой петушок» по А. С. Пушкину — Звездочёт; «Капитан Брансбоунд» Б. Шоу — Дринкоутер.

В 1921 году выступал на сцене Рогожско-Симоновского театра имени А. К. Сафонова, но в том же году перешёл в Театр ГИТИСа (с 1923 — Театр им. Вс. Мейерхольда), где с успехом играл эпизодические острохарактерные роли: «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина — мадам Брандахлыстова; «Учитель Бубус» А. М. Файко — секретарь; «Мандат» Н. Р. Эрдмана — денщик.

Участвовал в театральном движении «Синяя блуза» — советский агитационный эстрадный театральный коллектив, отражавший самые различные темы, от общеполитических и международных до мелочей быта, новое революционное массовое искусство. Существовал с начала 1920-х до 1933 года. Название дала прозодежда — свободная синяя блуза и чёрные брюки (или юбка), в которой стали выступать артисты, что соответствовало традиционному облику рабочего на агитплакатах.

В 1926-1927 и в 1929 годах и играл на сцене Бакинского рабочего театра (ныне Азербайджанский государственный русский драматический театр имени Самеда Вургуна), в 1928 году — Казанского Большого драматического театра, в 1930 году — Реалистического театра.

Михаил Жаров в молодости

В 1931 году перешёл в Камерный театр, где служил до 1938 года, среди его работ: «Оптимистическая трагедия» Вс. В. Вишевского — Алексей.

С 1938 года и до конца жизни — актёр Малого театра.

Работы Михаила Жарова в Малом театре:

1939 — «Волк» Л. М. Леонова — Кукуев;
1941 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Аполлон Викторович Мурзавецкий;
1945 — «Сотворение мира» Н. Ф. Погодина — Гололоб;
1946 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий;
1947 — «За тех, кто в море» Б. А. Лавренёва — капитан 2 ранга Михаил Михайлович Харитонов;
1947 — «Русский вопрос» К. М. Симонова — Морфи;
1947 — «Великая сила» Б. С. Ромашова — Шибанов;
1948 — «Южный узел» А. А. Первенцева — Толбухин;
1949 — «Тайная война» В. С. Михайлова и Л. С. Самойлова — Лавров;
1949 — «Голос Америки» Б. А. Лавренева — капитан Вальтер Кидд;
1951 — «Семья Лутониных» Братьев Тур и И. А. Пырьева — Бобров;
1952 — «Васса Железнова» М. Горького — Прохор Борисович Храпов;
1953 — «Северные зори» Н. Н. Никитина — Фролов;
1954 — «Сердце не камень» А. Н. Островского — Иннокентий;
1955 — «Волки и овцы» А. Н. Островского — Лыняев;
1955 — «Деньги» А. В. Софронова — Андрей Николаевич Татарников;
1956 — «Власть тьмы» Л. Н. Толстого (режиссёр: Б. И. Равенских) — Митрич;
1959 — «Почему улыбались звёзды» А. Е. Корнейчука — Морж;
1960 — «Иванов» А. П. Чехова — Павел Кириллович Лебедев;
1961 — «Гроза» А. Н. Островского (режиссёры В. Н. Пашенная и М. Н. Гладков) — Савел Прокофьевич Дикой;
1961 — «Весенний гром» Д. И. Зорина — Маршалов;
1961 — «Браконьеры» Э. Н. Раннета — Ягуб;
1964 — «Луна зашла» Дж. Стейнбека — Мэр Оурден;
1965 — «Страница дневника» А. Е. Корнейчука — Гроза;
1968 — «Джон Рид» Е. Р. Симонова — Панчо Вилья;
1968 — «Мои друзья» А. Е. Корнейчука — Касьян;
1970 — «Золотое руно» А. Гуляшки — полковник Манов;
1970 — «Так и будет» К. М. Симонова — Воронцов;
1972 — «Самый последний день» Б. Л. Васильева — Ковалёв;
1974 — «Пучина» А. Н. Островского — Боровцов.

Михаил Жаров в спектакле «Иванов»

Михаил Жаров в спектакле Иванов

Выступал и как режиссёр театральных спектаклей, среди его режиссёрских работ в театре: «Очная ставка» Л. Р. Шейнина и братьев Тур (Камерный театр); «Голос Америки» Б. А. Лавренева (Малый театр, совм. с В. Ф. Дудиным); «Браконьеры» Э. Н. Раннета (Малый театр).

В кино дебютировал в 1915 году с небольшой роли опричника в фильме «Царь Иван Васильевич Грозный». А первую большую роль — красноармейца Егора, изменившего жене с молоденькой девушкой — сыграл в 1925 году в фильме «Дорога к счастью».

В те годы Жаров показал себя как мастером эпизода — «Его призыв», «Дон Диего и Пелагея», «Человек из ресторана», «Белый орёл», «Живой труп», «Окраина», «Марионетки».

Михаил Жаров в фильме «Его призыв»

Михаил Жаров Его призыв

Актер отличался умением найти для своих персонажей выразительные характерные детали, наделяя своих героев общим качеством: все они обаятельны, уверенно и по-хозяйски чувствуют себя в жизни. Его герои умеют получать удовольствие от еды, бильярда, вина, женщин, незамысловатых песенок, которые они частенько мурлычут себе под нос, солнечного дня, неожиданного выигрыша. Жаров соединял в них достоверность, рельефность психологических характеристик с подчас гротесковым рисунком роли, «оживляя» своим присутствием любой, даже серьёзный сюжет.

Широкую известность получил в 1930-е годы. Его приглашали самые известные советские режиссёры. У Н. В. Экка, в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь» он сыграл одну из самых известных своих ролей — бандита Жигана, у Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга — самодовольного конторщика Дымбу («Возвращение Максима», 1937 и «Выборгская сторона», 1938), у В. М. Петрова — весёлого озорника Кудряша («Гроза», 1934) и добродушного, неунывающего царедворца Меншикова («Пётр Первый», 1937-1938).

Михаил Жаров в фильме «Пётр Первый»

Михаил Жаров Пётр Первый

В фильме режиссера И. М. Анненского исполнил громогласного, пышущего здоровьем помещика Смирнова («Медведь»), сыграл жизнерадостного учителя Коваленко («Человек в футляре», 1939) и беспечно прожигающего жизнь помещика Артынова («Анна на шее»), 1954), у братьев Васильевых — удалого казака Перчихина («Оборона Царицына»), у С. М. Эйзенштейна — Малюту Скуратова, хитрого, жестокого, «себе на уме» выходца из среды провинциального дворянства, сумевшего стать правой рукой царя («Иван Грозный»).

Михаил Жаров в фильме «Медведь»

Михаил Жаров Медведь

Михаил Жаров в фильме «Анна на шее»

Михаил Жаров Анна на шее

Во время войны заметными работами стали главные роли в фильмах «Воздушный извозчик» (Иван Кузьмич Баранов), «Во имя Родины» (военфельдшер Иван Иванович Глоба).

Михаил Жаров в фильме «Воздушный извозчик»

Михаил Жаров Воздушный извозчик

В активе актера яркая главная роль в комедии Константина Юдина «Близнецы», в которой он сыграл Вадима Спиридоновича Еропкина, начальника базы Горторга.

Широко популярными в народе стали фразы его героя: «Еропкин сказал, значит — ВСЁ!»; «Я подымусь на дно морское, я опущусь под облака!»; «Еропкин на проводе! Милиция? По розыску меня? За что? Персональный привет!»; «Взять быка за рога! Помочь Вам воспитать Ваших дармоедиков!»; «Доклад сделать не могу, но выступить экспромтом, зажечь, так сказать, аудиторию, очертить перспективу — это мы сделать сможем!»; «Мне стыдно, что мы живем под одной крышей с гражданкой Брошкиной, что мы дышим одним воздухом с гражданкой Брошкиной и мне хочется открыть пасть и выкрикнуть — ПОЗОР! — говорю по буквам — Пётр, Ольга, Захар, омлет, рафинад! Позор!!!»; «Вы опроцедурили меня всего на 50 процентов!».

Михаил Жаров в фильме «Близнецы»

Михаил Жаров Близнецы

Последний его звездный киногерой — сельский милиционер Анискин: «Деревенский детектив», «Анискин и Фантомас», «И снова Анискин». Его Анискин — деревенский философ, мудрец, проницательный, несуетливый, вникающий во все дела. Герой, утверждающий веру в то, что наша жизнь зависит от нашего собственного решения жить «правильно», разумно. Анискин стал своего рода образцом советского участкового.

Михаил Жаров в роли Анискина

Михаил Жаров в роли Анискина

Михаил Жаров в роли Анискина 2

Член КПСС c 1950 года.

Резко негативно относился к советским диссидентам, в частности, к А.И. Солженицыну. Известно его высказывание в адрес Солженицына: «Этому сукиному сыну нет места среди нас».

Много лет был общественным директором Центрального Дома актёра им. А. А. Яблочкиной. Был членом президиума Всероссийского театрального общества и членом правления Союза кинематографистов СССР.

Написал книгу «Жизнь, театр, кино».

Михаил Жаров умер 15 декабря 1981 года в Москве. На бумагах в его кабинете осталась записка: «Скоро вернусь. Ничего не трогать!». Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 9).

В Москве, на доме, где жил актёр, установлена мемориальная доска.

Михаил Жаров (документальный фильм)

Личная жизнь Михаила Жарова:

Четыре раза был женат.

Первая жена — Надежда Гузовская (он называл ее Дина), заслуженная учительница, преподавательница русского языка. Состояли в браке с 1919-го по 1928-й. У пары родился сын Евгений (1921-1995), актёр театра в Ленинграде (жена Яня, дочь Лена). Известно, что Надежда Гузовская жила в Москве на улице Новопесчанной, а в последние годы с матерью и сестрой Лидией в Минске.

Дина Гузовская — первая жена Михаила Жарова

Дина Гузовская первая жена Михаила Жарова

Евгений Жаров — сын Михаила Жарова

Евгений Жаров сын Михаила Жарова

Вторая жена — Людмила Полянская. Брак продлился в период 1928-1942 годов. У пары родилось двое сыновей, умершие во младенчестве. Расставаясь с Людмилой Полянской, Жаров оставил ей большую квартиру на Тверской, не взяв оттуда ничего, даже свои любимые книги.

Третья жена — Людмила Васильевна Целиковская, известная советская актриса театра и кино, Народная артистка РСФСР. Брак продлился пять лет — в 1943-1948 годы. Расстались, когда у Целиковской начался роман с К. Алабяном, жившим с ними в одном дворе. Некоторое время Людмила пыталась скрывать свой роман, но Жаров в итоге все узнал, разрыв закончился для него бессонницей, сердечными спазмами и микроинфарктом. Позже Целиковская говорила: «О чем я жалею, так это о том, что рассталась с Мишей Жаровым. Он был в моей жизни самым настоящим».

Михаил Жаров и Людмила Целиковская

Михаил Жаров и Людмила Целиковская

Четвёртая жена — Майя Гельштейн-Жарова (1930-1991), дочь известного врача-кардиолога Э. М. Гельштейна. Он познакомился с ней, отдыхая в Истринском санатории. Она была на тридцать лет моложе его. Поженились в 1949 году. У пары родились две дочери — Анна (1951 г.р.), актриса Малого театра и Елизавета (1953 г.р.), работала художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм».

Михаил Жаров и жена Майя

Михаил Жаров и жена Майя

Михаил Жаров и жена Майя 2

Михаил Жаров коллекционировал почтовые марки темам «Искусство» и «Портреты на почтовых марках». Отрицательно относился к коммерциализации филателии, видел в марке нравственное и воспитательное начало.

Фильмография Михаила Жарова:

1915 — Царь Иван Васильевич Грозный — опричник
1916 — Тот, кто получает пощёчины — берейтор
1924 — Аэлита — мужик
1924 — Папиросница от Моссельпрома — служащий и носильщик
1925 — Дорога к счастью — Егор Миронов
1925 — Его призыв — рабочий
1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — маляр
1926 — Мисс Менд — унылый половой
1926 — Последний выстрел — приказчик Журкин
1926 — Случай на мельнице — Ефим, сын Герасима
1927 — Тайна Ани Гай — Ждан
1927 — Дон Диего и Пелагея — Михаил Иванович, член «Общества изучения деревни»
1927 — Кто ты такой? — студент
1927 — Человек из ресторана — официант
1928 — Без ключа (короткометражный) — студент Коля
1928 — Белый орёл — чиновник
1929 — Два-Бульди-два — председатель ревкома
1929 — «Живой труп» — свидетель
1931 — Манометр — 2
1931 — Никита Иванович и социализм (короткометражный)
1931 — Путёвка в жизнь — Фомка «Жиган»
1932 — Двадцать шесть бакинских комиссаров — меньшевик
1932 — Мёртвый дом — офицер
1933 — Окраина — студент Краевич
1933 — Гроза — Ваня Кудряш
1933 — Марионетки — начальник пограничного поста
1934 — Мечтатели — Хайлов
1935 — Любовь и ненависть — Куква
1935 — По следам героя — милиционер
1935 — Три товарища — Зайцев
1937 — Возвращение Максима — Платон Васильевич Дымба
1937 — Пётр Первый — А. Д. Меншиков
1938 — Выборгская сторона — Платон Васильевич Дымба, анархист
1938 — Медведь (короткометражный) — Григорий Степанович Смирнов
1939 — Ошибка инженера Кочина — следователь Ларцев
1939 — Степан Разин — Лазунка
1939 — Человек в футляре — Коваленко
1941 — Богдан Хмельницкий — дьяк Гаврила
1942 — Боевой киносборник № 12 (новелла «Ванька») — дед
1942 — Оборона Царицына — казак Перчихин
1942 — Секретарь райкома — партизан Гаврила Русов
1943 — Актриса — артист Жаров (камео)
1943 — Во имя Родины («Русские люди») — военфельдшер Иван Иванович Глоба
1943 — Воздушный извозчик — лётчик Иван Кузьмич Баранов
1943 — Юный Фриц (короткометражный) — Фриц
1944 — Иван Грозный (1-я серия) — Малюта Скуратов
1945 — Близнецы — Вадим Спиридонович Еропкин + вокал
1945 — Иван Грозный (2-я серия, сказ второй — «Боярский заговор») — Малюта Скуратов
1946 — Беспокойное хозяйство — старшина Семибаб + вокал
1947 — За тех, кто в море — Михаил Михайлович Харитонов
1948 — Мичурин — Семён Семёнович Хренов
1949 — Счастливый рейс — шофёр Зачёсов
1953 — Васса Железнова (телеспектакль) — Прохор Борисович Храпов
1954 — Анна на шее — Артынов
1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле») — Лаптев
1957 — Сапоги (короткометражный) — Павел Александрович Блистанов
1958 — Девушка с гитарой — Аркадий Иванович Свиристинский, директор музыкального магазина
1958 — Красные листья — Казимир Шипшинский
1959 — Млечный путь — Михаил Силович
1961 — Чужой бумажник (короткометражный) — Николай Никанорович Старосельцев
1963 — Внимание! В городе волшебник! — повар
1963 — Каин XVIII — военный министр
1966 — Старшая сестра — дядя Митя Ухов
1966 — Театральные встречи БДТ в Москве (телеспектакль)
1968 — Деревенский детектив — Фёдор Иванович Анискин
1970 — Жаров рассказывает (документальный)
1972 — Горизонт №8 (научно-популярный) — ведущий
1972 — Развод по-нарымски (телеспектакль) — Ф. Анискин
1973 — Самый последний день (телеспектакль) — Семён Митрофанович Ковалёв
1973 — Так и будет (телеспектакль) — Воронцов
1973 — Анискин и Фантомас — Ф. Анискин
1973 — Наш друг Максим (документальный)
1974 — Дом Островского (телеспектакль) — Лыняев
1974 — Сэр Джон Фальстаф (телеспектакль) — Фальстаф
1977 — По страницам «Голубой книги» (телеспектакль) — рассказчик
1977 — И снова Анискин — Ф. Анискин
1978 — Власть тьмы (телеспектакль) — Митрич

Озвучивание Михаила Жарова:

1943 — Сказка о царе Салтане (анимационный) — Царь Салтан

Режиссерские работы Михаила Жарова:

1946 — Беспокойное хозяйство
1973 — Анискин и Фантомас (совместно с В. Н. Ивановым и В. А. Рапопортом)
1977 — И снова Анискин (совместно с В. Н. Ивановым)

Оцените статью
Добавить комментарий