Михаил Александрович Ульянов. Родился 20 ноября 1927 года в с. Бергамак Сибирского края — умер 26 марта 2007 года в Москве. Советский и российский актёр и режиссёр театра и кино. Народный артист СССР (1969).
Михаил Ульянов родился 20 ноября 1927 года в селе Бергамак Муромцевского района Тарского округа Сибирского края.
Его предки обосновались в Сибири во времена деятельности Петра Столыпина. Дед Михаила Александровича добывал золото на Алдане, где, скорее всего, потерял ногу, позже работал писарем в Бергамаке. Дедушка и бабушка по отцовской линии Ульянова закончили свою жизнь на Васюганских болотах, куда были сосланы большевиками.
Его отец был директором небольшой деревообрабатывающей артели. Мать — Елизавета Ульянова — домохозяйка.
У него была сестра Маргарита.
Когда Михаилу было три года, семья переехала в село Екатерининское, расположенное неподалёку от Бергамака. Прожив там недолгое время, Ульяновы направились в город Тара, где поначалу жили в арендованном флигеле. В Таре мальчик и провёл всё своё детство и юность.
В 1941 году, с началом Великой Отечественной войны, отец 13-летнего Миши ушёл на фронт. Александр Андреевич воевал в сибирских пехотных дивизиях в Старой Руссе в должности политрука, был ранен в ногу, с окончанием военных действий награждён орденом Красной Звезды. Семья неоднократно навещала его в селе Черёмушки, что под Омском.
Михаил Ульянов с родителями
Сам Михаил в 10 классе получил повестку в военкомат, но наверху постановили, что рождённые в 1927 году в армию пока не пойдут.
В школе Ульянов учился средне, отвлекало постоянное участие в литературных вечерах.
Первая в его жизни роль — отец Варлаам в любительской постановке «Бориса Годунова» Александра Пушкина.
До пятнадцати лет Михаил не имел ни малейшего представления о театре, пока Тару не посетили труппы из Тобольска и Омска. Однажды юноша зашёл в детскую студию при Национальном академическом украинском драмтеатре имени Заньковецкой, который как раз в то время был эвакуирован в Тару. Там подростки читали стихи и Ульянов постепенно, «потихоньку, помаленьку, случайно увлёкся театром, во многом оттого, что не было в Таре во время войны ничего другого». Руководитель студии Евгений Просветов спустя некоторое время понял, что из мальчика выйдет толк, и посоветовал ему ехать в Омск — поступать в студию при областном театре, сам же написал письмо руководителю Омского театра, актрисе Лине Самборской.
Поселившись в Омске, куда мать, Елизавета Михайловна, проводила его всего лишь с мешком картошки, Ульянов два года проучился в студии при Омском областном драматическом театре (ныне — Омский академический театр драмы). Художественного руководителя и ведущую актрису театра Лину Самборскую молодой Ульянов и его сокурсники считали «недосягаемой вершиной».
Позже Михаил Александрович вспоминал, что, увидев её, «статную, величественную, как Екатерина Великая», понял, что в студию его, «небольшого такого крепыша-головастика», не примут. Тем не менее, прочитав отрывок из «Мёртвых душ», он получил «зелёный свет».
Этот «мучительный», как его называл сам Ульянов, этап своей жизни он прошёл нелегко, работая над этюдами, посещая репетиционный зал театра и играя в массовке в некоторых спектаклях. Индивидуальные занятия с Ульяновым проводил актёр театра Михаил Иловайский, эрудит, «завораживавший» студийцев своими рассказами о людях, которые повстречались ему на его жизненном пути. Одновременно с обучением в студии Михаил пытался пройти полный курс обучения и в Омской школе лётчиков-истребителей, но не успел, так как война завершилась. Помимо этого, Ульянов полгода работал утренним диктором на Омском радио, «постепенно привык к микрофону».
Тогда же, пытаясь хоть как-нибудь исправить свой высокий звонкий голос, Ульянов кричал во всю силу, да так, что на это обратил внимание его сосед по дому и по совместительству коллега по драмтеатру Николай Колесников. Результатом мучений стал столь характерный, «хриплый, сорванный голос», которым Михаил Александрович обладал до конца жизни.
За время обучения в Омской студии Ульянов успел познакомиться со многими именитыми артистами и сыграть немало ролей в учебных постановках, в том числе Бориса («Гроза» Александра Островского), Шмагу (его же «Без вины виноватые»), Кочкарёва («Женитьба» Николая Гоголя). Однако все эти два года Михаил мечтал сыграть Яго в «Отелло» Уильяма Шекспира — роль, которую, к огромному сожалению Ульянова, ему тогда так и не поручили.
В августе 1946 года с благословения отца Ульянов отправился в «белокаменную» — поступать в театральную студию. Перед отъездом Александр Андреевич подарил сыну немецкий пистолет, добытый на фронте. С оружием Михаил приехал в Москву, где первый же патруль задержал его из-за подозрительного, испуганного вида. Пистолет чудом не нашли, и Ульянов отправился покорять столицу.
В городе Михаил поселился в Сокольниках у знакомой отца, пожилой работницы шоколадной фабрики, в старом двухэтажном доме на 3-й Сокольнической улице (ныне — улица Гастелло). Там же, в одноимённом парке, Ульянов учил стихи для поступления.
Михаил Ульянов в молодости
В Театр им. Вахтангова, о котором он мечтал, Ульянова привёл случай: на улице он встретил бывшего сокурсника по омской студии и только от него узнал, что у вахтанговцев есть собственная школа — не «студия Дикого», а Училище им. Щукина. В этот раз Ульянову повезло — принимавший экзамены ректор училища Борис Захава зачислил его на первый курс. Из дома знакомой отца он переехал в общежитие на Трифоновской улице. Так как студентов на курсе оказалось около 40, решено было разбить их на две группы. Одна отошла к Елизавете Алексеевой, другая — к Леониду Шихматову и Вере Львовой. Ульянов попал во вторую. Шихматов и Львова были строгими и придирчивыми преподавателями, студентов заставляли работать на совесть.
В Щукинском училище с давних пор существовала традиция — с первого же курса приучать студентов к самостоятельной работе: они могли сами ставить спектакли, выбирая материал на собственный вкус.
Михаил Ульянов, Юрий Катин-Ярцев и Иван Бобылёв поставили спектакль «Два капитана» по роману Вениамина Каверина, исполнив в нём ключевые роли. Успех вдохновил Ульянова на отважную попытку поставить, на сей раз совместно с Евгением Симоновым, «Бориса Годунова», в котором он сыграл заглавную роль. Захава их смелость не оценил, заметив, что работать «по ремеслу» они, к счастью, ещё не научились, а «по искусству» — до такой работы пока не доросли. Десятилетия спустя Ульянов писал: «Это был урок, который я по сей день помню и очень ценю. В искусстве ничего легко и сразу не даётся».
Четыре года, как позже признавался Михаил Александрович, пробежали незаметно и пришло время выпускных спектаклей.
Молодому актёру были поручены две роли: Нил («Мещане» Максима Горького) и Макеев («Чужая тень» Константина Симонова). На премьерах присутствовали, как тогда было принято, известные театральные режиссёры столицы и представители Министерства культуры.
В 1950 году руководство Театра им. Вахтангова приняло в труппу четверых выпускников училища (хотя обычно брали одного, максимум двух): Вадима Русланова, Николая Тимофеева, Михаила Дадыко и Михаила Ульянова.
Правда, прежде чем принять окончательное решение, тогдашний художественный руководитель театра Рубен Симонов попросил Ульянова отрепетировать роль Сергея Кирова в пьесе «Крепость на Волге» Ильи Кремлёва, так как исполнитель этой роли Михаил Державин стал часто болеть.
В июне уже официальный «вахтанговец» Ульянов получил из рук ректора Захавы диплом.
Вскоре после прихода Ульянова в театр руководство вспомнило о его успешной альтернативе Державину в образе Кирова. Ввести актёра в спектакль и помочь ему с разработкой роли доверили авторитетному педагогу Анне Орочко. Ульянов работал, «стараясь выполнять все задания и все подсказки Анны Алексеевны», и в день его дебюта на вахтанговской сцене Орочко подарила ему фотографию Рубена Симонова и Бориса Щукина с подписью: «Если бы юность умела, а старость могла».
Летом 1951 года Державин внезапно скончался в возрасте 48 лет. Ульянов остался единственным исполнителем роли Кирова, хотя и считал, что совершенно на неё не подходит.
В первые годы работы в театре Михаил Александрович играл много — Симонов считал его перспективным актёром.
Репертуар театра изменился с наступлением «оттепели»: в 1958 году Александра Ремизова поставила «Идиота» Ф. М. Достоевского, поручив Ульянову сложнейшую роль Парфёна Рогожина.
С момента поступления в Театр им. Вахтангова Ульянова буквально засыпали приглашениями в кино. Однако пробы проходили безрезультатно, пока в 1953 году Клеопатра Альперова не позвала его попробовать себя в роли вожака комсомольцев Петрограда Алексея Колыванова в картине Юрия Егорова (человека, проложившего, как считал Ульянов, ему дорогу в кино) «Они были первыми».
Позже Ульянов вспоминал, что был подавлен тем, как он выглядит на экране: «Все мне не нравилось в себе: фигура, лицо, голос, глаза… Конечно же, я не ожидал увидеть такое неуклюжее, некрасивое, кургузое и очень старающееся что-то сыграть существо».
В конце десятилетия Ульянов много и тяжело работал — как в театре, так и в кино. Он снова сотрудничал с Юрием Егоровым в лентах «Дом, в котором я живу» и «Добровольцы», на съёмках последней «имел счастье» общаться с Леонидом Быковым, о котором позже очень тепло отзывался. Все эти фильмы, а также «Екатерина Воронина» принесли Михаилу Александровичу «начальный опыт, знания и навыки актёрского труда на съёмочной площадке».
Михаил Ульянов в фильме «Добровольцы»
Однако своей первой успешной ролью сам Ульянов считал инженера Дмитрия Бахирева в производственной драме Владимира Басова «Битва в пути» (1961).
В 1959 году директором Театра им. Вахтангова стал «человек с редким знанием театра, психологии актеров, по-настоящему интеллигентный человек» Фёдор Бондаренко. Совместно с писателем Леонидом Леоновым он приступил к постановке «Русского леса» и в главной роли, Вихрова, видел только Михаила Ульянова. Михаил Александрович никак не надеялся, что Бондаренко отпустит его на съёмки картины, но после беседы с молодым актёром тот сказал: «Ну что ж, я понимаю тебя, и, наверное, такую работу в кино не стоит упускать».
Фильм был отснят и имел в стране серьёзный кассовый и зрительский успех. Примечательно, что картина была успешной не только в СССР, но и за рубежом: тогдашний руководитель ГДР Вальтер Ульбрихт даже приглашал Ульянова на съёмки в одном из их фильмов, но из-за финансовых неурядиц Михаил Александрович отказался.
В 1963 году Ульянов снова встретился с Владимиром Басовым на съёмочной площадке неоднозначной драмы «Тишина». Роль подлого доносчика Петра Быкова стала одним из немногих отрицательных образов в карьере актёра. Перед отъездом с труппой театра на гастроли в Австрию, где Ульянов должен был в очередной раз сыграть Владимира Ленина, творческий коллектив вызвала к себе министр культуры Екатерина Фурцева. Когда ей сообщили, что роль самого Ленина будет исполнять актёр, совсем недавно сыгравший подонка и «стукача» в «Тишине», Фурцева гневно воспротивилась этому, но труппу всё же отпустила.
В середине того же года Михаилу Александровичу передали сценарий Юрия Нагибина «Трудный путь», сказали просто — «о колхозе». Ульянов был в восторге от «виртуозно выписанного характера Егора Трубникова» и успешно прошёл пробы. Тогда на эту же роль рассчитывал и Евгений Урбанский, но Ульянову пояснили: «Да, Урбанский подходит, но может сыграть уж очень героически, очень сильно, и исчезнет Егорова мужиковатость, заземлённость».
Для подготовки к роли и создания достоверного образа Ульянов рассматривал фотографии Кирилла Орловского, послужившего прототипом Трубникова. Ульянов играл характер сложный, угловатый, жёсткий, его Трубников крут и непримирим, по словам критика, когда дело касается главного — «поднять колхоз, накормить людей, вселить в них веру в возможность лучшей жизни». Ради этой цели он может не подчиниться указаниям начальства и оказаться безжалостным по отношению к колхозникам.
Но когда районное начальство решает сместить строптивого председателя, колхозники неожиданно поддерживают его. «Когда море рук поднимается за Трубникова, — пишет М. Кваснецкая, — на глаза Егора навёртываются слёзы… Лицо его становится мягким, беспомощным, незащищённым. Ещё одной гранью сверкнул характер героя, засветился ярко благодаря умному, тонкому актёрскому решению Михаила Ульянова».
Картину «Председатель» снимали почти год — с августа 1963 по июль 1964. Именно роль Егора Трубникова принесла Ульянову всесоюзную славу, за её исполнение Ульянов был удостоен главной в стране Ленинской премии, размер которой тогда составил семь тысяч рублей.
Михаил Ульянов в фильме «Председатель»
Снялся у именитого режиссёра Ивана Пырьева в фильме «Братья Карамазовы». Пырьев сразу же сказал, что не видит его ни в каком образе, кроме как Дмитрия.
Съёмки длились больше года — 7 февраля Пырьев скончался от инфаркта. Закончить картину было доверено двоим «братьям» — Михаилу Ульянову и Кириллу Лаврову. Как вспоминал позже Михаил Александрович, не искушённым в режиссуре актёрам тогда очень помог Лео Арнштам, назначенный официальным руководителем постановки. Ульянов и Лавров снимали всё так, как хотел бы Иван Александрович, «хотели развить то, чего добивался Пырьев». Без Пырьева было снято три финальных эпизода — «Мокрое», «Суд над Митей Карамазовым» и «Разговор с чёртом».
Лента оправдала все ожидания Ульянова и Лаврова и даже была выдвинута на премию «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке», что было огромной редкостью для Советского Союза.
Заканчивая «Братьев Карамазовых», Ульянов получил предложение от режиссёра Юрия Озерова сыграть маршала Георгия Жукова в его масштабной военной киноэпопее «Освобождение». Поначалу Михаил Александрович наотрез отказался от этой роли, понимая, что «Жуков слишком любим, слишком знаем народом», но после того, как Озеров рассказал, что маршал лично одобрил Ульянова на эту роль, поменял своё решение.
Георгий Константинович, согласно словам его дочери Маргариты, после просмотра «Председателя» действительно заявил, что «артист, фамилии которого он не знает, сумевший сыграть председателя, который смог вытащить всё сельское хозяйство, сможет осилить и роль Жукова».
Ежедневно Ульянов проводил в кресле гримёров по несколько часов — именно столько занимало создание состаривающего грима (на тот момент Михаилу Александровичу не было и 45 лет). Гримёр лепила актёру накладные щёки, подбривала кончики волос, но в итоге от всего этого отказались и оставили Ульянова «со своим лицом». Для лучшего вхождения в роль Михаил Александрович ознакомился со множеством материалов о маршале, просматривал документальные фильмы и фотографии.
Когда съёмки стартовали, Жуков был тяжело болен, и Ульянов никак не мог с ним встретиться. Выздоровев, Жуков был готов к встрече с актёром, но на этот раз «из-за потока ежедневных дел» занят был Ульянов. Съёмочный процесс киноэпопеи длился около шести лет, но за это время встреча маршала и Ульянова так и не состоялась — Георгий Константинович скончался в июне 1974 года.
Михаил Ульянов в роли маршала Жукова в фильме «Освобождение»
В 1968 и 1969 годах были отсняты первые два фильма так называемой пенталогии «Освобождения» — «Фильм первый. Огненная дуга» и «Фильм второй. Прорыв». На самом закате десятилетия Ульянову было присвоено звание Народного артиста СССР.
В начале 1970 года Ульянов прошёл пробы на роль Виктора Харламова в драме Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», но на неё впоследствии был утверждён Алексей Глазырин.
Одной из самых известных ролей Ульянова в кино является «роскошнейшая фантасмагорическая» роль генерала Григория Лукьяновича Чарноты в картине Александра Алова и Владимира Наумова «Бег» (1970), снятой по пьесе Михаила Булгакова. По мнению Михаила Александровича, «колоритнейшая фигура белого генерала, который бродит по Парижу в одних кальсонах, а потом выигрывает целое состояние, требовала совсем нового подхода и новых актёрских приспособлений». Актёр считал, что ему не удалась бы эта роль без столь «талантливых, тонких» режиссёров и таких партнёров, как Евгений Евстигнеев и Алексей Баталов.
Михаил Ульянов в фильме «Бег»
Ленту тогда чудом не положили на полку: Наумов с Ульяновым находились в Чехословакии, когда режиссёру позвонили и сообщили, что премьера «Бега» отменена, все афиши сняты. Они срочно вылетели в Москву на правительственном самолёте, где, по словам Наумова, были приглашены в отдельный салон, предназначенный для «VIP-пассажиров из состава Политбюро».
Чиновники предложили им сыграть в домино, в «американку» — выигравший требует исполнения любого желания от проигравшего. Ульянов и Наумов выиграли две партии из трёх и уже через два дня столица снова была обклеена афишами о предстоящей премьере.
В 1974 году Ульянов дважды сыграл Жукова: в драме Игоря Таланкина «Выбор цели», о создании атомной бомбы Игорем Курчатовым, и в очередной военной киноэпопее Михаила Ершова «Блокада». На сей раз образ маршала, «выпукло, четко и определённо» выписанный Александром Чаковским в «Блокаде», пришёлся Ульянову более по душе, нежели в «Освобождении»: «Ну, скажем, я считаю, что это одна из самых точно выражающих характер Жукова картин».
В июле Василий Шукшин пригласил Михаила Александровича сыграть Фрола Минаева в своём фильме «Конец Разина». Ульянов согласился, но съёмки так и не успели начаться — в октябре Шукшин скоропостижно скончался.
Не пройдя пробы на роль Григория Распутина в историческом фильме Элема Климова «Агония», Ульянов вместе с труппой театра отправился на непродолжительные гастроли в Ереван, где вахтанговцы увидели, в отрывках, новый спектакль Рачии Капланяна «Ричард III». Решено было поставить трагедию Шекспира и в Москве. В октябре 1975 года роли были распределены, и Капланян, помимо назначения Ульянова на главную роль, пригласил его в спектакль и в качестве режиссёра.
Примечательно, что «Ричарда III» уже пытались поставить в Театре им. Вахтангова в 1965 году. Однако спектакль не состоялся в связи со смертью исполнителя главной роли и режиссёра спектакля, одного из учителей Ульянова Михаила Астангова.
В 1975 году в издательстве «Молодая гвардия» вышла первая книга Ульянова — «Моя профессия». За исполнение роли Друянова в спектакле «День-деньской» Михаил Александрович был представлен к Государственной премии РСФСР.
В 1976 году избран членом Центральной ревизионной комиссии ЦК КПСС.
В конце 70-х актёр плодотворно снимался и играл в театре. Только в 1977 году состоялись премьеры трёх лент с участием Михаила Александровича: «Личное счастье», «Обратная связь» и «Позови меня в даль светлую». В последней Ульянов осуществил давнюю мечту: снялся в картине по произведению Василия Шукшина.
В июле 1980 года Ульянов был потрясён неожиданным и ранним уходом из жизни «коллеги по цеху» Владимира Высоцкого и на его гражданской панихиде произнёс большую речь: «В нашей актёрской артели большая беда. Упал один из своеобразнейших, неповторимых, ни на кого не похожих мастеров. Говорят, незаменимых людей нет — нет, есть! Придут другие, но такой голос, такое сердце уже из нашего актёрского братства уйдёт…».
В 1981 году сыграл в лентах «Факты минувшего дня» и «Февральский ветер».
В 1982 году Ульянов практически был утверждён на неожиданную для него комедийную роль инспектора в детективе Аллы Суриковой «Ищите женщину», его напарником-полицейским должен был стать Семён Фарада. Но Михаил Александрович серьезно заболел, выбыл из проекта и Фарада. Их роли сыграли Леонид Куравлёв и Леонид Ярмольник. Вместо Суриковой Ульянов снялся у Юлия Райзмана, в его, как оказалось, предпоследнем фильме — «Частная жизнь».
Персонаж Михаила Александровича — немолодой директор предприятия Сергей Никитич Абрикосов, которому, вследствие определённых жизненных обстоятельств, приходится уйти на пенсию. Ульянов показал его одиноким, добросовестным человеком, потерявшим смысл жизни после увольнения с работы.
К удивлению Ульянова, предполагавшего, что история о простом советском пенсионере не может заинтересовать никого, кроме жителей СССР, лента Райзмана была отобрана в одну из внеконкурсных программ Венецианского кинофестиваля и номинирована на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». На Лидо фильм удостоился нескольких призов, в том числе специальным призом жюри был награждён и сам Михаил Александрович, «за лучшее исполнение мужской роли». Позже за эту актёрскую работу Ульянов получил ещё и Государственную премию СССР.
Прочитав как-то в журнале «Театр» пьесу Софьи Прокофьевой «Беседа без свидетеля», Ульянов, вспомнив, как Никита Михалков в недавнем разговоре с ним изъявил желание поставить какой-нибудь спектакль у «вахтанговцев», предложил ему заняться именно этой пьесой.
В разгар репетиций Михалков неожиданно сообщил, что ему предложили снять по этой пьесе фильм: «Два актёра, одна декорация. У студии остались деньги. Думаю, мы сможем. А главное, есть возможность и фильм снять, и спектакль сделать. И может быть, одновременно выпустить. Представляете себе, как это заманчиво?». Однако руководство театра сочло такую переменчивость Никиты Сергеевича неэтичной и прекратило работу над спектаклем.
В 1983 году начались съёмки картины «Без свидетелей», в которой Ульянов сыграл одну из немногих своих отрицательных киноролей. Партнёршей Ульянова стала Ирина Купченко, весь сюжет разворачивался в простой советской квартире. По ходу действия фильма у героя Михаила Александровича увеличивались зубы и менялась форма черепа — таковым был замысел Михалкова, с помощью грима подчеркивалось превращение главного героя из добропорядочного человека в настоящего монстра. Огромной проблемой стало то, что найти в стандартной квартире что-либо интересное, чем бы можно было завлечь зрителя на полтора часа, невероятно трудно.
По словам Михаила Александровича, столько гневных писем, сколько он получил после выхода картины, ему не приходило никогда. «Чего это Ульянов так наигрывает? Он что, потерял совесть, стал так развязно играть, так нагличать?» — писали одни зрители, другие, не стесняясь, называли актёра негодяем, подлецом и подонком.
В последующие два года Ульянов в очередной раз исполнил роль маршала Жукова в картинах «Победа», «Битва за Москву» и «Контрудар». В театре Ульянов уже давно играл исключительно главные роли. Очередной такой ролью в 1984 году стал Эдигей в спектакле «И дольше века длится день» по одноимённому роману Чингиза Айтматова.
В апреле 1985 года Ульянов выступил с большой речью на пленуме ЦК КПСС, ознаменовавшем начало тотальных перемен в стране.
В 1986 году Ульянов был удостоен звания Герой Социалистического Труда. На Всесоюзном радио актёр записал моноспектакли «Тихий Дон» и «Мёртвые души». В этом же году Ульянов был единогласно избран председателем Союза театральных деятелей РСФСР.
Годом позже Ульянов закончил вторую свою книгу — «Работаю актёром», опубликованную в издательстве «Искусство».
В сентябре 1987 года, после добровольного ухода Евгения Симонова, Михаил Ульянов был назначен художественным руководителем Театра имени Вахтангова. В должность актёр вступал, «имея перед собой главную задачу — сохранить Вахтанговский театр, не дать его коллективу распасться на группки».
Одной из первых премьер театра под руководством Ульянова стал поставленный Робертом Стуруа спектакль «Брестский мир» по пьесе Михаила Шатрова, написанной ещё в начале 60-х, но разрешённой к постановке лишь в годы «перестройки».
1990-е оказались самым неплодотворным десятилетием в карьере Ульянова. В 1990 году стал членом Центральной ревизионной комиссии КПСС. В кино — маршал Жуков в шестисерийной ленте «Война на западном направлении», в театре — неожиданная для актёра роль «отца народов» Иосифа Сталина в политическом фарсе приглашённого режиссёра Романа Виктюка «Уроки мастера». Ульянов играл Сталина «с грубостью, жёстокостью, тяжёлой физиологичностью и трагическим нервом».
На очередном съезде членов Союза театральных деятелей в 1991 году было решено: Ульянов остаётся на второй срок. Тогда же Михаил Александрович во второй раз с 1970 года встретился с Сергеем Соловьевым на съёмочной площадке — в его эксцентричной комедии «Дом под звёздным небом», где сыграл академика Башкирцева.
С 1992 по 1993 год актёр снялся в нескольких лентах, сыграл протоиерея Туберозова в спектакле «Соборяне» по роману Николая Лескова.
В 1994 году Ульянов отправился с труппой на гастроли в Швейцарию. Позже снимался в Иерусалиме и окрестностях Хайфы в роли Понтия Пилата в экранизации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Картина по различным причинам вышла на экраны только после смерти Михаила Александровича, но отклики и критиков, и зрителей были единогласными — «сыграно гениально».
Примерно в это же время вернувшийся в столицу театральный режиссёр Владимир Мирзоев предложил Ульянову поставить в театре имени Вахтангова пьесу Гарольда Пинтера «Возвращение домой» и сыграть в ней главную роль, мясника Макса. Ульянову импонировало название работы («вот это как раз то, что сейчас нужно, — вернуться к истокам, к своим корням»), но, ознакомившись с пьесой, он отказался от неё по причине «брутальной лексики, сюжета и тревожно-абсурдных смыслов этой вещи».
Годом позже сыграл едва ли не единственную главную роль в образе маршала — в полудокументальной ленте Юрия Озерова «Великий полководец Георгий Жуков». Под Санкт-Петербургом прошли съёмки комедии Дмитрия Астрахана «Всё будет хорошо!», где Ульянов исполнил редкую для себя комедийную роль одинокого дедушки.
В театре — Шмага в пьесе А. Островского «Без вины виноватые», роль, которую Михаил Александрович играл ещё у Самборской в 1940-х. Поначалу Ульянов время от времени заменял больного Юрия Волынцева, но после его смерти в 1999 году стал основным исполнителем этой роли. Именно в образе Шмаги актёр в последний раз вышел на сцену.
В 1996 году президент Борис Ельцин наградил Михаила Александровича орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени. Издательство «Центрполиграф» выпустило третью книгу Ульянова — «Возвращаясь к самому себе».
В 1996 году Ульянов отказался от третьего срока на посту председателя Союза театральных деятелей и передал бразды правления Александру Калягину. Незадолго до одного из главных фильмов в своей карьере, «Ворошиловского стрелка», Михаил Ульянов поработал с режиссёром Сергеем Урсуляком на съемках трагикомедии «Сочинение ко Дню Победы».
Сыграть роль пожилого мстителя Ивана Афонина в драме Станислава Говорухина «Ворошиловский стрелок» Ульянова вынудили и финансовые, и жизненные обстоятельства: актёр невероятно боялся за свою подрастающую внучку, поэтому в ленте сыграл, по сути, самого себя. Анна Синякина, исполнительница роли внучки пенсионера, вспоминала, что на съемках Ульянов сначала помог Говорухину утвердить её на эту роль, после чего постоянно помогал молодой актрисе вжиться в образ, подсказывал и давал советы.
Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок»
Александру Пороховщикову, сыгравшему одну из ключевых ролей в фильме, навсегда запомнился момент, когда из окон гостиницы он услышал, как на скамейке возле здания тихо плачет Михаил Александрович. Пороховщиков подумал, что у актёра прихватило сердце, но на самом деле Ульянов просто не понимал, как дальше жить: «А он мне говорит: «К обрыву я подошел, Саша! Посмотри, что сейчас снимают! Как играть?! Как жить?!» И столько искренности в этом было, что всё сжалось внутри».
Эта актёрская работа принесла Михаилу Ульянову премии «Золотой овен» и «Ника», а также приз фестиваля «Кинотавр» за лучшую мужскую роль.
Под эгидой издательства «Алгоритм» издана предпоследняя книга Ульянова — «Приворотное зелье».
Своей последней крупной работой в кино — ролью вора в законе, циничного преступника по кличке «Отец» в боевике «Антикиллер» — Ульянов гордился. Актёр не скрывал, что при создании образа перенял хрипатость и манеры поведения дона Корлеоне из «Крёстного отца» в исполнении Марлона Брандо: «Почему бы, в самом деле, не сгустить краски и вместо российского вора в законе не сыграть американского мафиози? А вернее, не его, а просто в своей игре передать игру великого актера в подобной роли?».
Михаил Ульянов в фильме «Антикиллер»
Отзывы о работе Ульянова и самом фильме были разноречивые, в частности, в письмах, полученных Михаилом Александровичем, высказывалось недоумение по поводу того, что «актер, прежде воплотивший не одну исполненную внутреннего благородства роль, вдруг подвизался сыграть откровенного гнусного негодяя».
В 2002 году Дмитрий Астрахан предложил Ульянову сыграть пожилого любовника в продолжении советских «Добровольцев», но актёр наотрез отказался.
Болезнь и смерть Михаила Ульянова
В середине 90-х у Михаила Александровича была диагностирована слабая форма болезни Паркинсона, которая с годами усиливалась. Родные всеми средствами пытались вылечить Ульянова, возили его в Китай к народным целителям, «хватались за любую ниточку».
29 апреля 2004 года в последний раз в жизни он вышел на сцену родного театра в роли Шмаги в пьесе «Без вины виноватые». За два года до кончины Михаил Александрович в последний раз исполнил роль маршала Жукова в телесериале Юрия Кары «Звезда эпохи». Первоначально роль Жукова хотел сыграть Владимир Меньшов, но Кара посчитал, что «все зрители привыкли к Ульянову в этом образе». Георгия Константиновича снова желал сыграть и сам актёр, так как, по его мнению, после «Антикиллера» на него обиделись ветераны войны.
Однако последней работой Ульянова в кинематографе стала роль директора вертолётного завода Ивана Сенчукова в телесериале «Охота на изюбря». Сцены с участием актёра снимались всего три дня — его героя убивают в первой же серии. Уже тогда, в конце 2005, Ульянов постоянно жаловался на здоровье, а окружающие замечали, что он сильно похудел.
В Омске Михаилу Александровичу было торжественно присвоено звание почётного гражданина Омской области.
Летом 2006 года Михаил Александрович, отдыхая в Кинешме, с приступом острой боли был эвакуирован на вертолёте МЧС, высланном по личному приказу Сергея Шойгу, и срочно прооперирован. В октябре, понимая, что состояние его здоровья всё хуже и хуже, Ульянов попытался освободить кабинет художественного руководителя родного театра, но, так как достойной альтернативы не нашлось, актёра попросили остаться до конца текущего театрального сезона. До последней недели жизни Ульянов проводил всё свободное время в своей квартире на Большой Бронной.
14 марта 2007 года он сообщил, что навсегда прощается с театральной сценой.
22 марта Михаил Александрович снова был госпитализирован после обострения хронического заболевания кишечника. После обследования выяснилось, что актёр обладает целым «букетом» заболеваний: болезнь Паркинсона, проблемы с кишечником и почками, возникшие из-за терминальной стадии рака. Тем не менее его состояние оценивалось как стабильное.
Ульянов нуждался в срочной операции, но сам от неё отказался, после чего врачи назначили ему специальный курс медикаментов, предупредив заранее, что они могут и не помочь. До последнего его навещали жена, дочь и внучка. Из-за болезни Паркинсона врачи советовали актёру много ходить, что он, хоть и с трудом, но выполнял. Последнюю неделю был подключён к аппарату искусственной вентиляции лёгких.
26 марта 2007 года, накануне Всемирного дня театра, около 19 часов вечера, Михаил Александрович Ульянов скончался в Центральной клинической больнице столицы.
Генерал Владимир Шуралёв, представлявший московских ветеранов Великой Отечественной войны, настоял на организации воинских почестей на похоронах Михаила Ульянова.
Утром 29 марта Михаила Александровича отпели в храме Спаса на Песках, после чего гроб с телом был установлен на сцене Театра им. Вахтангова. Попрощаться с артистом пришли его ученики и коллеги, в том числе Владимир Этуш, Юрий Яковлев, Ирина Купченко, Лев Дуров и многие другие. Тяжело больной Кирилл Лавров, ближайший друг Ульянова, приехал проститься с ним из Петербурга.
После многочасовой гражданской панихиды Михаил Александрович Ульянов упокоился на Новодевичьем кладбище. Уже после кончины Ульянова была опубликована его последняя книга-исповедь — «Реальность и мечта».
Михаил Ульянов
Рост Михаила Ульянова: 181 сантиметр.
Личная жизнь Михаила Ульянова:
В Щукинском училище у Ульянова были длительные романтические отношения с актрисой Ниной Нехлопоченко, уроженкой Одессы, обучавшейся там же, но курсом младше. Ульянов был сильно влюблен в Нехлопоченко, но она предпочла ему другого. Впоследствии они вместе играли на сцене театра им. Евгения Вахтангова.
Позже Михаил Александрович встретил звезду военной картины «Небесный тихоход» Аллу Парфаньяк. Она была замужем за не менее известным актёром Николаем Крючковым, обладала статусом «первой красавицы Москвы». Невзирая на то, что от Крючкова у Парфаньяк уже был сын, после нескольких лет ухаживаний со стороны Ульянова Алла Петровна ушла от супруга.
В 1959 году Парфаньяк и Ульянов расписались в ЗАГСе, а в декабре того же года у них родилась дочь Елена.
Михаил Ульянов и Алла Парфаньяк
Михаилу Александровичу приписывали множество романов: то с Юлией Борисовой, то с Ириной Купченко. Борисова была партнёршей Ульянова во многих спектаклях, почему журналисты особенно настаивали на том, что между актёрами явно образовалась какая-то «химия». Сам Ульянов все любовные похождения на стороне неизменно отрицал, добавляя, что никого любимее Аллы у него никогда не было.
Парфаньяк же, зная о первой любви Ульянова, Нехлопоченко, в случае простой болезни всегда говорила: «Когда помру, пускай Мишка женится на Нине Нехлопоченко, она хохлушка чистоплотная, хозяйственная, готовит хорошо, вяжет сама».
На каждый день рождения Парфаньяк Ульянов посвящал любимой жене стихи собственного сочинения: «Он не был поэтом, и каждая строчка давалась ему непросто — сочинял их по ночам и очень мучился», — вспоминала дочь Елена.
Ульянов настолько любил супругу, что в один день из-за неё просто отказался от алкоголя, к которому часто прикладывался с коллегами и друзьями. Та же самая история произошла и с курением — сигареты актёр брал в руки только на съёмочных площадках.
Свою дочь Ульянов наотрез отговорил идти в актрисы, проводил с дочерью длительные беседы и произносил впечатляющие монологи. В конце концов, это повлияло на девушку — Елена Михайловна стала художником-графиком, долгое время работала на газету «Аргументы и факты». В данный момент занимает пост президента благотворительного фонда имени своего отца, помогает пожилым советским актёрам кино и театра.
В июле 1984 года на свет появилась внучка Михаила Александровича — Елизавета, названная так в честь прабабушки, матери Ульянова. По словам дочери Елены, когда она показала отцу внучку, он расплакался и впервые в жизни пребывал в состоянии абсолютного счастья.
Фильмография Михаила Ульянова:
1956 — Они были первыми — Алексей Колыванов
1957 — Дом, в котором я живу — Дмитрий Фёдорович Каширин
1957 — Екатерина Воронина — Сергей Игнатьевич Сутырин
1958 — Добровольцы — Николай Кайтанов
1958 — Стучись в любую дверь — Михаил Прохоров
1958 — Шли солдаты — Егор Михайлов
1960 — Простая история — Андрей Егорович Данилов
1960 — Пусть светит! (к/м) — Собакин
1960-1961 — Балтийское небо — капитан Рассохин
1961 — Битва в пути — Дмитрий Алексеевич Бахирев
1962 — «Интервью у весны» (телеспектакль) — Серафим Чайка
1962 — Молодо-зелено — Лызлов
1963 — Живые и мёртвые — командарм Сергей Филиппович
1963 — Тишина — Пётр Иванович Быков
1963 — Это случилось в милиции
1964 — Председатель — Егор Иванович Трубников
1965 — Ленин в Швейцарии — В. И. Ленин
1965 — Пока я жив — Фролов
1965 — «Под каштанами Праги» (телеспектакль) — Петров
1966 — Замёрзшие молнии — Алексей Горбатов
1967-1970 — Штрихи к портрету В. И. Ленина — В. И. Ленин
1968 — Братья Карамазовы — Дмитрий Карамазов
1968 — 1972 — Освобождение — маршал Жуков
1969 — На пути к Ленину — В. И. Ленин
1970 — Бег — генерал Григорий Лукьянович Чарнота
1970 — Море в огне — маршал Жуков
1970 — Полёт «Альфа-1» — генерал Аркатов
1971 — Егор Булычов и другие — Егор Булычов
1971 — Несмотря ни на что — В. И. Ленин
1971 — Слушайте, на той стороне — маршал Жуков
1972 — Самый последний день — Семён Митрофанович Ковалёв
1973-1977 — Блокада — маршал Жуков
1974 — Выбор цели — маршал Жуков
1976 — Легенда о Тиле — Клаас
1977 — Личное счастье — Павел Николаевич Дорошин
1977 — Обратная связь — Игнат Максимович Нурков
1977 — Солдаты свободы — маршал Жуков
1977 — Позови меня в даль светлую — Николай Игнатьевич Веселов, брат Груши
1977 — «Михаил Ульянов читает рассказы Василия Шукшина» (телеспектакль)
1978 — «День-деньской» (телеспектакль)
1978 — «Острова в океане» (телеспектакль) — Томас Хадсон
1979 — Тема — Ким Алексеевич Есенин
1980 — Последний побег — Алексей Иванович Кустов
1981 — Транзит — Владимир Сергеевич Багров
1981 — Факты минувшего дня — Иван Андреевич Михеев
1981 — Февральский ветер — Филимонов
1982 — Если враг не сдаётся… — маршал Жуков
1982 — «Кафедра» (телеспектакль) — Виктор Николаевич Брызгалов
1982 — Частная жизнь — Сергей Никитич Абрикосов
1983 — Без свидетелей — Он
1983 — День командира дивизии — маршал Жуков
1984 — Победа — маршал Жуков
1984 — Стратегия победы (документальный) — журналист
1985 — Битва за Москву — маршал Жуков
1985 — Контрудар — маршал Жуков
1985 — «Тевье-молочник» (телеспектакль) — Тевье
1987 — Выбор — Владимир Васильев
1988 — Наш бронепоезд — Иван Саввич
1989 — Закон — маршал Жуков
1990 — Сталинград — маршал Жуков
1990 — Война на западном направлении — маршал Жуков
1991 — Дело — Максим Кузьмич Варравин
1991 — Дом под звёздным небом — академик Андрей Николаевич Башкирцев
1992 — Кооператив «Политбюро», или Будет долгим прощание — Иван Иванович
1992 — Сам я — вятский уроженец — Александр Иваныч Кирпиков
1993 — Трагедия века — маршал Жуков
1994 — Мастер и Маргарита — Понтий Пилат
1995 — Великий полководец Георгий Жуков — маршал Жуков
1995 — Всё будет хорошо! — Дедушка
1995 — «Полубог» (телеспектакль) — Александр Евграфьевич Костромской
1995-1997 — Русский проект — пожилой музыкант в метро (эпизод)
1998 — Зал ожидания — Семён Петрович Фёдоров, мэр Зареченска
1998 — Сочинение ко Дню Победы — Иван Дьяков
1998-2002 — Самозванцы — Алексей Степанович Говоров, писатель
1999 — Ворошиловский стрелок — Иван Фёдорович Афонин, дед Кати
1999 — Д. Д. Д. Досье детектива Дубровского — Фёдор Китаев, писатель / Авгур
2001 — Северное сияние — отец Сергея
2002 — Антикиллер — «Отец»
2002 — Подмосковная элегия — Сергей Андреевич Черкасский, актёр
2004 — Год Лошади: Созвездие скорпиона
2004 — «Легенда о Великом Инквизиторе» (телеспектакль) — Великий инквизитор
2005 — Звезда эпохи — маршал Жуков
2005 — Охота на изюбря — Иван Алексеевич Сенчуков
Режиссерские работы Михаила Ульянова:
1969 — Братья Карамазовы (совместно с Кириллом Лавровым завершил съёмки после смерти И. А. Пырьева)
1972 — Самый последний день
Сценарии Михаила Ульянова:
1972 — Самый последний день
Библиография Михаила Ульянова:
1975 — «Моя профессия»
1987 — «Работаю актёром»
1996 — «Возвращаясь к самому себе»
1999 — «Приворотное зелье»
2007 — «Реальность и мечта»