Михаил Семенович Щепкин

Михаил Щепкин

Михаил Семенович Щепкин. Родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красное Курской губернии — умер 11 (23) августа 1863 года в Ялте Таврической губернии. Русский актер. Один из основоположников русской актерской школы.

Михаил Щепкин родился 6 (17 по новому стилю) ноября 1788 года в селе Красное Обоянского уезда Курской губернии.

Отец — Семен Григорьевич Щепкин, крепостной графа Г.С. Волькенштейна.

В 1799-1801 годах обучался в Суджанском народном училище. Во время учебы, в 1800 году, сыграл свою первую роль — слуги Розмарина — в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица».

В 1801-1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волькенштейна.

В 1801-1803 годах обучался в Курском народном училище и параллельно работал суфлером в Курском городском театре братьев Барсовых. Также переписывал тексты ролей для актеров.

В 1805 году он впервые вышел на профессиональную сцену в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье, где заменил запившего актера в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волькенштейна играл в театре братьев Барсовых.

В 1816 году Щепкин поступил в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского и играл в Харькове. В 1818 году малороссийский генерал-губернатор князь Н.Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву и Щепкин стал актером Полтавского театра. Директорами театра в это время были А.О. Имберх, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него основоположник современной украинской литературы Котляревский создал роли в своих знаменитых пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-Чаривнык». Князь Н. Г. Репнин-Волконский поручил А.О. Имберху организовать спектакль по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина у графини Волькенштейн. Сумму, недостающую до запрошенных 10 000 рублей, добавил сам князь Репнин, и в 1822 году актер получил вольную.

В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В.И. Головин. Восторженная рекомендация последнего привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф.Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре.

В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские — Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба-яга в одноименной комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера. Именно в это время начинает формироваться актерский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актер тщательно прорабатывал свои роли, стремясь воспроизвести характер персонажа как можно более жизненно, правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами. Он вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.

По инициативе В.И. Головина Щепкина в 1822 году пригласили в труппу московского театра (с 1824 года — Малый театр), в котором он остался до конца своей жизни. Дебют в московском театре состоялся 20 сентября 1822 года в роли Богатонова в комедии М. Н. Загоскина «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» на сцене Театра на Моховой. За актером быстро закрепилась слава первого комического актера для ролей характерных в так называемых высоких комедиях, для амплуа пожилых холостяков, благородных отцов, оригинальных мужей и вообще для представления самых трудных комических лиц. Однако даже в комических ролях ему удавалось находить драматический подтекст.

актер Михаил Щепкин

Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра было поставлено «Горе от ума» А.С. Грибоедова, а затем «Ревизор» Н.В. Гоголя. В них актер создал многогранные, выпуклые образы Фамусова и Городничего.

В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актера.

Работы Михаила Щепкина в Малом театре:

  • 1822 — «Г-н Богатонов, или Провинциал в столице» М. Н. Загоскина — Богатонов;
  • 1822 — «Марфа и Угар, или Лакейская война» Ж.-Б. Дюбуа — Угар;
  • 1824 — «Хлопотун, или Дело мастера боится» А. И. Писарева — Репейкин;
  • 1825 — «Школа жён» Мольера — Арнольф;
  • 1828 — «Школа мужей» Мольера — Сганарель;
  • 1830 — «Скупой» Мольера — Гарпагон;
  • 1831 — «Горе от ума» А. С. Грибоедова — Фамусов;
  • 1835 — «Венецианский купец» У. Шекспира — Шейлок;
  • 1835 — «Матрос» Т. Соважа и Ж. Делюрье — Симон;
  • 1836 — «Ревизор» Н. В. Гоголя — Городничий;
  • 1839 — «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь» В. Г. Белинского;
  • 1839 — «Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка» Д. Т. Ленского — Лев Гурыч Синичкин;
  • 1842 — «Семейные дела, или С больной головы на здоровую» Э. Кормона и Ж. Шабо де Буэна;
  • 1845 — «Новый способ платить старые долги» Ф. Мессинджера;
  • 1850 — «Холостяк» И. С. Тургенева — Мошкин;
  • 1852 — «Комедия ошибок» Шекспира;
  • 1853 — «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина — Барон;
  • 1853, 1855 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина — Муромский;
  • 1854, 1855 — «Бедность не порок» А. Н. Островского — Коршунов, Любим Торцов;
  • 1861 — «Свои люди — сочтёмся» А. Н. Островского — Большов;
  • 1862 — «Нахлебник» И. С. Тургенева — Кузовкин;
  • «Женитьба» Н. В. Гоголя — Подколесин, Кочкарев;
  • «Игроки» Н. В. Гоголя — Утешительный;
  • «Тяжба» Н. В. Гоголя — Бурдюков.

Щепкин был актёром-универсалом. В своей работе он не ограничивался драматическими ролями. Так, не все знают, что М. С. Щепкин пел на сцене Большого театра, исполняя заглавную партию в опере Л.Керубини «Водовоз». Более того, актёр считал эту роль одной из своих самых любимых.

Михаил Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актера В. Г. Белинский написал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк». А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели для него пьесу Ф. Мессинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.

Михаил Семенович Щепкин

В 1853 году во время единственной своей поездки за границу М. С. Щепкин встречался с А. И. Герценом.

Эстетические принципы работы над ролью, глубокого проникновения в характер, осмысления персонажа, заложенные Щепкиным, в дальнейшем укреплялись в Малом театре и стали основой системы Станиславского.

Смерть Михаила Щепкина

Летом 1863 года Щепкин по настоянию врачей отправился на лечение в Ялту. По воспоминаниям Александры Шуберт среди причин поездки именно в Ялту была надежда на встречу с Императрицей, отдыхавшей тогда в Ливадии. С августейшей покровительницей Щепкин хотел обсудить финансирование актерской школы в Москве и тяжелое положение начинающих актеров. «Разумеется, все осталось в мечтах, до Ливадии его не допустили», — писала А. Шуберт.

По пути в Крым больной уже Щепкин все же давал спектакли, — в Нижнем, в Царицыне, в Таганроге. Прибыв в Керчь пароходом из Таганрога, Щепкин и здесь поддался на уговоры и сыграл два спектакля: «Ревизор» и «Москаль-чаривнык», — третий был отменен из-за плохого самочувствия актера. Из-за болезни же Щепкин, по пути в Ялту, не смог принять приглашение Айвазовского навестить его в Феодосии.

В Ялте он остановился в доме у своих друзей — управляющего императорским имением в Ливадии Я. Лазаревского и главного врача города Ялты, украинского поэта С. Руданского. Вскоре князь Воронцов прислал за ним коляску, доставившую его в Алупкинский дворец. В тот вечер у Воронцовых собирались гости, и хозяева попросили Щепкина прочитать отрывок из «Мертвых душ». Во время чтения Михаилу Семеновичу стало плохо. Осмотревший его врач констатировал, что положение весьма серьезно. Перепугавшиеся Воронцовы отправили знаменитость в гостиницу.

Умер 11 августа 1863 года. Отпевали Михаила Семеновича через два дня в ялтинском соборе.

Цинковый гроб с телом Щепкина привезли в Москву на лошадях 20 сентября. 22 сентября его похоронили на Пятницком кладбище. Согласно последней воле Михаила Семеновича, похоронили его рядом с могилой друга — профессора Т. Грановского.

Имя Михаила Щепкина носит областной драматический театр в Белгороде. Перед театром установлен памятник Щепкину.

Также имя актёра носит Высшее театральное училище при Государственном академическом Малом театре, сам Малый театр также называли Домом Щепкина.

В родном селе Алексеевка Белгородской области действует историко-театральный музей М. С. Щепкина.

В 1980 году во дворе ЦДРИ установлен бюст Щепкина. Действует Дом-музей Михаила Щепкина в Москве.

Личная жизнь Михаила Щепкина:

Жена — Елена Дмитриевна Чаликова, турчанка. При осаде Анапы в 1791 году в одной из деревень солдаты тогда ещё полковника Чаликова подобрали брошенного младенца. Когда выяснилось, что это девочка, будущий генерал-майор взял её к себе и растил как свою дочь.

Они познакомились в театре. Брак Елены Дмитриевны в 1812 году с крепостным тогда ещё Щепкиным автоматически делал крепостной и его вольную супругу, и характеризует Елену Дмитриевну как женщину исключительного темперамента, а Щепкина как очень находчивого и образованного крепостного.

Елена Чаликова — жена Михаила Щепкина

Елена Чаликова жена Михаила Щепкина

В браке родились 4 детей:

— Дмитрий Михайлович Щепкин (1817-1857), русский филолог;

— Николай Михайлович Щепкин (1820, Полтава — 1886, Москва), русский издатель, педагог и общественный деятель;

— Фёкла (Фаина) Михайловна (1814-1852), в замужестве Барсова, актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 1-я;

— Александра Михайловна (1816-1841), актриса, на сцене выступала под фамилией Щепкина 2-я.

Оцените статью
Добавить комментарий