Михаил Павлович Бестужев-Рюмин. Родился 23 мая (4 июня) 1801 года в селе Кудрёшки (ныне Нижегородская область) — казнен 13 (25) июля 1826 года в Петропавловской крепости (Санкт-Петербург). Русский военный, один из руководителей декабрьского восстания 1825 года.
Михаил Бестужев-Рюмин родился 23 мая (4 июня) 1801 года в селе Кудрёшки (ныне Нижегородская область).
Отец — Павел Николаевич Бестужев-Рюмин, надворный советник.
Мать — Екатерина Васильевна (урождённая Грушецкая; 1748-1826).
Получил домашнее образование. Далее слушал лекции профессоров Московского университета. 23 февраля 1818 года получил аттестат Комитета испытаний при Московском университете с оценками «хорошо» и «очень хорошо». Полученный аттестат давал право на дальнейшие повышения при поступлении на службу по гражданской части. Однако Бестужев-Рюмин поступил на военную службу.
С 13 июля 1818 года — юнкер Кавалергардского полка, с 12 апреля 1819 года — эстандарт-юнкер.
С 9 марта 1820 года в Семёновском полку. Там началась его дружба с Сергеем Муравьёвым-Апостолом, в то время командиром 3-й фузелёрной роты полка.
24 декабря 1820 года при расформировании Семёновского полка переведён в Полтавский пехотный полк. В звании прапорщика с 12 января 1821 года.
Член Южного тайного общества с 1823 года (по другим данным — с 1822 года). Возглавлял вместе с С. Муравьёвым-Апостолом Васильковскую управу. Вёл переговоры с Польским патриотическим обществом (январь 1824) и о слиянии Общества соединённых славян с Южным обществом (1825).
«Неужели русские, ознаменовавшие себя столь блистательными подвигами в войне истинно отечественной, русские, спасшие Европу из-под ига Наполеона, не свергнут собственного ярма и не отличат себя благородной ревностью, когда дело пойдет о спасении Отечества, счастливое преобразование коего зависит от любви нашей к свободе?» (М.П. Бестужев-Рюмин).
В декабре 1825 года вместе с С. И. Муравьёвым-Апостолом составил «Православный катехизис» (написан в формате «вопрос-ответ» и заканчивался прямым призывом к вооружённому восстанию), который был прочитан восставшим солдатам. В «Православном катехизисе» утверждалось: Человек создан для веры и счастья; Цари отнимают у народа свободу, дарованную богом; Существует необходимость свержения монархии: «сходно с богом то правление, при котором нет царей»; Цари прокляты богом; Присяга противна богу.
На момент восстания 14 декабря 1825 года был подпоручиком.
В отличие от Павла Пестеля, он считал, что восстание следует начинать не в Петербурге, а на юге России (Бобруйский и Белоцерковский планы).
С 25 декабря 1825 по 3 января 1826 года — ближайший помощник С. Муравьёва-Апостола в организации революционного выступления Черниговского полка. 3 января 1826 при подавлении восстания схвачен около села Ковалевка, доставлен в Петербург и заключен в Петропавловскую крепость с распоряжением царя: «Присылаемого Рюмина посадить по усмотрению и содержать как строже».
Тяжело переносил заключение и потерял присутствие духа в ожидании жестокой кары. В ходе следствия дал подробные показания о планах и деятельности Южного общества. Из следственного дела Бестужева-Рюмина: «В тот год мы поехали в Бобруйск, где приняли Швейковского и Норова (который в одно и то же время оставил Общество и службу). Узнав, что император будет делать смотр войскам, мы решили захватить его, заставить его подписать отречение, держать его под стражей и идти немедленно на Москву, увлекая по пути войска и осведомляя о себе народ прокламациями. Царствующий ныне государь также должен был быть арестован… В 1825 году, услышав, как говорили, что император будет проводить смотр нашего корпуса, мы снова взялись за наш Бобруйский проект, но уступая настояниям Директории и желанию большинства членов, мы согласились принести в жертву императора. Но мы держались твёрдо за изгнание, но не за искоренение остальной семьи (это дело известное)».
Почти не владел русским. Известно, что за несколько месяцев до казни Бестужев-Рюмин занимался русским языком со словарями. 27 января в письме к одному из главных следователей, генералу Чернышёву, он писал: «Генерал, благоволите испросить у Комитета, чтобы он соизволил разрешить мне отвечать по-французски, потому что я, к стыду своему, должен признаться, что более привык к этому языку, чем к русскому». На что получил такой ответ: «Отказано, с строгим подтверждением через коменданта, чтобы непременно отвечал на русском языке».
13 июля 1826 года Бестужев-Рюмин был казнён на кронверке Петропавловской крепости в числе пяти участников декабристского восстания. По свидетельству очевидца, устройство эшафота в городской тюрьме Санкт-Петербурга производилось заблаговременно. В 12 часов ночи в Петропавловскую крепость прибыли генерал-губернатор, шеф жандармов и другие представители власти, после чего на площадь было велено вывести 120 осуждённых (кроме пяти приговорённых к смертной казни) и солдат Павловского гвардейского полка. Во время казни помост, на котором стояли декабристы, упал, и трое из них — Рылеев, Муравьев-Апостол и Каховский — сорвались, после чего были повешены снова.
По одной из версий, похоронен вместе с другими казнёнными декабристами на острове Голодае.
Декабрист Михаил Бестужев-Рюмин
Личная жизнь Михаила Бестужева-Рюмина:
Женат не был. Детей не имел.