Михаил Леонидович Лавровский (настоящая фамилия — Иванов). Родился 29 октября 1941 года в Тбилиси. Советский и российский артист балета, балетмейстер, хореограф, балетный педагог, актёр, сценарист, режиссер. Заслуженный артист РСФСР (1970). Народный артист РСФСР (1973). Народный артист CCCР (1976). Лауреат Ленинской (1970) и Государственной премии СССР (1977).
Михаил Лавровский родился 29 октября 1941 года в Тбилиси.
Отец — Леонид Михаилович Лавровский (1905-1967), артист балета, балетмейстер и педагог. Народный артист СССР.
Мать — Елена Георгиевна Чикваидзе (1910-1996), артистка балета. Заслуженная артистка РСФСР. Заслуженный деятель искусств РСФСР.
Настоящие имя и фамилия отца — Леонид Иванов, он был родом из деревни Велька под Ленинградом. В Ленинград попал во время Гражданской войны. Решив сделать карьеру хореографа-балетмейстера, он не хотел, чтобы его путали с Львом Ивановым. И решил взять себе псевдоним. Михаил Лавровский рассказывал: «У него был друг большой — поляк Лавровский, которого расстреляли во время Гражданской войны. И он взял псевдоним своего друга, потому он в паспорте был Леонид Иванов-Лавровский, а мне эта фамилия перешла как моя».
Его родители расстались, когда Михаилу было 9 лет — отец полюбил другую женщину и ушел из семьи.
Воспитывался он в семье родной сестры мамы. Самыми дорогими для него людьми стали бабушка, тетя, дядя и двоюродный брат.
Отец умер в 62 года (в 1967 году) в Париже, где Большой театр был на гастролях от сердечного приступа. Михаил Лавровский вспоминал: «В сознательном возрасте у меня было мало встреч со своим отцом, две или три, но я слушал, что он мне говорил, и запоминал. Я понимал, что отец любит меня, и желает мне добра, и я его слушал».
Михаил Лавровский в молодости
В 1952 году поступил в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии), учился у педагогов О. К. Ходот, Н. И. Тарасова и Г. М. Евдокимова. Среди первых преподавателей балета была и Е. Г. Фарманянц, педагог и заслуженный деятель искусств России. Класс, в котором он учился, отличался сложной атмосферой и дисциплиной, ученики не слушались учителей, были невнимательными, но при этом очень талантливыми. Никто из педагогов не мог найти подход и успокоить их, но у нового преподавателя это получилось. По словам Е. Г. Фарманянц, она не делала замечаний и вообще не реагировала на многие моменты, и постепенно обстановка в классе наладилась.
С 1954 года стал появляться на экране в фильмах-спектаклях. Зрители могли видеть артиста в постановках «Ромео и Джульетта», «Секрет успеха», «Мцыри», «Большой балет», «Три карты» и др.
Михаил Лавровский в фильме-спектакле «Три карты»
После окончания училища в 1961 году, поступил в труппу Большого театра, став солистом театра в 1963 году.
В театре ему пришлось нелегко, так как надо было доказывать свое подлинное (а не связанное с именем отца) право на «соло» и ведущие партии в репертуаре. Его партнершей выступала одаренная балерина Наталия Бессмертнова. С концертного номера «Этюд» на музыку Листа, который им передала мать Михаила Елена Чикваидзе, и начался подлинный успех артистов. Юная романтическая пара обрела и признание, и успех у знатоков балета.
Работал под руководством А. Н. Ермолаева. Среди первых ролей были партии Сына Георгия в балете «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (1961), Раба в «Спартаке» А. И. Хачатуряна (1962), Филиппа в «Пламени Парижа» Б. В. Асафьева (1962).
Среди наиболее известных работ того времени — партия Альберта в балете «Жизель» А. Адана (1963), где его партнёршей стала Н. И. Бессмертнова. По мнению самого артиста, роль Спартака в одноимённом балете была переломной в его творческой карьере и стала своего рода его звёздным часом и визитной карточкой.
В 1972 году за роль Альберта Лавровскому была присуждена награда Парижской академии танца — приз Вацлава Нижинского.
Был солистом Большого театра до 1987 года, затем — педагог-балетмейстер и репетитор до 1988 года.
В 1978 году окончил балетмейстерский факультет ГИТИСа им. А. В. Луначарского (ныне Российская академия театрального искусства) (педагог Р. В. Захаров).
C 1983 по 1985 год — художественный руководитель Грузинского театра оперы и балета им. З. П. Палиашвили в Тбилиси.
Как педагог и балетмейстер работал за рубежом: в Театре оперы и балета в Нови-Сад (Югославия, 1997), Академии танца в Риме (Италия, 2000), в труппе «Токио-балет» (Япония, 1996), хореографической школе Анны Барт в Берлине (Германия, 1990), в США, в том числе в Хьюстоне.
Среди балетов Михаила Лавровского заслуженным успехом пользовался спектакль «Фантазия на тему Казановы» (1993, музыка В.А. Моцарта), ныне идущий на сцене Большого театра (ранее ставившийся в городе Атланта, США). Лавровским поставлены также пластико-хореографический спектакль-антреприза «Откровения» на музыку В. Кикты (театр-студия «Группа граждан»; премьера состоялась на сцене Московского академического музыкального театра имени К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко, 1991), балеты «Кафе-квартал» на музыку Дж. Гершвина (премьера состоялась на сцене Московского театра оперетты, 1995), «Сильнее золота и смерти» на музыку Р. Вагнера (театр «Русский камерный балет “Москва”», 1996), «Нижинский» на музыку С. Рахманинова (с участием артистов Большого театра, сам исполнил роль Сергея Дягилева; премьера состоялась на сцене филиала Малого театра, 2000), «Ричард III» на музыку М. Равеля (главная партия. Леди Анна – Галина Шляпина; премьера состоялась на сцене Концертного зала имени П.И. Чайковского, 2000), «Любовь-волшебница» («Матадор») на музыку М. Де Фальи (2001, ГАБТ). В 1996 году Михаил Лавровский восстановил балет «Жизель» в редакции своего отца для труппы театра «Русский камерный балет «Москва»».
В качестве балетмейстера М.Л. Лавровский работал в драматическом театре и в кинематографе: моноспектакль «Анна Каренина» А.А. Эшпая с Е. Симоновой (БОГИС, 1998), спектакли «Последняя ночь последнего царя» (по пьесе Э. Радзинского, режиссер В. Фокин, БОГИС, 1998), «Прекрасное лекарство от тоски» режиссера И. Райхельгауза по пьесе С. Злотникова с А. Филозовым и Л. Семенякой (2001, театр «Школа современной пьесы»), постановки М. Крылова «Евгений Онегин… Пушкин» (БОГИС, 2000) и «Маленький принц» (БОГИС, 2001) с Л. Казарновской и В. Сухоруковым, фильм В. Меньшова «Зависть богов».
В ГИТИСе выпустил два курса.
В 2005-2008 годах возглавлял балетную труппу Московского музыкального театра им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко.
Далее стал художественным руководителем Московского государственного хореографического училища им. Л.М. Лавровского — школа балета имени его знаменитого отца.
С 2010 года — также художественный руководитель Московской государственной академии хореографии.
Входит в состав жюри национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска». Председатель Творческого совета «Дягилевъ Центра».
В 2000-е стал сниматься в кино. Сыграл роли в фильмах «Дети Арбата» (Семён Григорьевич), «Плата за любовь» (Иннокентий Павлович), «Звезда Империи» (Мариус Петипа), «Двойная пропажа» (Карпухин).
Личная жизнь Михаила Лавровского:
Дважды был женат.
Первая жена — Людмила Ивановна Семеняка (1952 г.р.), балерина, народная артистка СССР.
После развода сохранили хорошие отношения. Он стал крестным отцом ее сына Ивана.
Людмила Семеняка — первая жена Михаила Лавровского
Вторая жена — Долорес Гарсиа, по национальности испанка, архитектор, театральная художница.
В браке в 1987 году родился сын Леонид Михайлович Лавровский-Гарсиа (сына назвал в честь отца). Сын — театральный актер, режиссёр и педагог, преподаватель актёрского мастерства в Российском институте театрального искусства-ГИТИС.
Михаил Лавровский и Долорес Гарсиа
Леонид Лавровский-Гарсиа — сын Михаила Лавровского
Фильмография Михаила Лавровского:
1954 — Ромео и Джульетта (фильм-спектакль) — паж
1964 — Секрет успеха (фильм-балет) (фильм-спектакль)
1968 — Ромео и Джульетта (фильм-спектакль) — Ромео
1977 — Мцыри (короткометражный)
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1983 — Три карты (фильм-спектакль) — Герман
1984 — Прометей (фильм-спектакль)
1986 — Гран-па — эпизод
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1988 — Фантазёр
1989 — Пять углов — эпизод
1990 — Али-Баба и сорок разбойников (фильм-спектакль)
1991 — Откровения балетмейстера Федора Лопухова (документальный)
2000 — Зависть богов — эпизод (нет в титрах)
2004 — Дети Арбата — Семён Григорьевич
2005 — Плата за любовь — Иннокентий Павлович
2007 — Артист забытого жанра. Владимир Шубарин (документальный)
2007 — Звезда Империи — Мариус Петипа
2009 — Двойная пропажа — Карпухин
Режиссерские работы Михаила Лавровского:
1977 — Мцыри (короткометражный)
1994 — Откровения
1997 — Фантазия на тему Казановы
Сценарии Михаила Лавровского:
1977 — Мцыри (короткометражный)
1984 — Прометей (фильм-спектакль)
1997 — Фантазия на тему Казановы
Репертуар Михаила Лавровского:
1961 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе — Сын Георгия
1962 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Раб
1962 — «Пламя Парижа» Б. В. Асафьева — Филипп
1963 — «Жизель» А. Адана — Альберт
1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева — Принц
1963 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева — Вацлав
1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского — Голубая птица
1964 — «Лауренсия» А. А. Крейна — Фрондосо
1965 — «Лейли и Меджнун» С. А. Баласаняна — Кейс
1965 — «Легенда о любви» А. Д. Меликова — Ферхад
1966 — «Щелкунчик» П. И. Чайковского — Принц
1967 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса — Базиль
1968 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Спартак
1969 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева — Ромео
1970 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского — Зигфрид
1976 — «Ангара» А. Я. Эшпая — Виктор
1977 — «Баядерка» Л. Ф. Минкуса — Солор
1978 — «Иван Грозный» С. С. Прокофьева — Иван IV
1979 — «Паганини» на музыку С. В. Рахманинова — Паганини
1979 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова — Клавдио
1986 — «Анюта» В. А. Гаврилина- Артынов
2003 — «Ромео и Джульетта» (постановка Д. Доннеллана и Р. В. Поклитару) — Капулетти
Награды и звания Михаила Лавровского:
1-я премия II Международного конкурса артистов балета в Варне (1965);
Заслуженный артист РСФСР (1970);
Народный артист РСФСР (1973);
Народный артист СССР (1976);
Ленинская премия (1970) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Спартак» А. И. Хачатуряна;
Государственная премия СССР (1977) — за исполнение партии Виктора в балетном спектакле «Ангара» А. Я. Эшпая;
Премия Ленинского комсомола;
Премия города Москвы в области литературы и искусства (2002);
Орден Трудового Красного Знамени (1986);
Орден Почёта (2001);
Премия В. Ф. Нижинского (Парижская академия танца, 1972);
Гран-при Международного фестиваля ассоциации танц-видеофильмов в Нью-Йорке за фильм-балет «Мцыри» (1978);
Орден Святой Нины (2006);
Орден С. П. Дягилева I степени «За пользу русской культуре» (2007);
Приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Мэтр танца» (2001).