Михаил Глинка

Михаил Глинка

Михаил Иванович Глинка. Родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии — умер 3 (15) февраля 1857 года в Берлине. Великий русский композитор. Автор опер, романсов, песен.

Михаил Глинка родился 20 мая (1 июня по новому стилю) 1804 года в селе Новоспасское Смоленской губернии — имении своего отца.

Отец — Иван Николаевич Глинка (1777-1834), отставной капитан.

Мать — Евгения Андреевна Глинка-Земелька (1783-1851).

Прадед — Викторин Владислав Глинка (польск. Wiktoryn Władysław Glinka), польский шляхтич из рода Глинки герба Тшаска. После потери Речью Посполитой Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешёл в православие. Царская власть сохранила за смоленской шляхтой земельные владения и дворянские привилегии, включая прежние гербы.

Родители Глинки были троюродными братом и сестрой. Они обвенчались тайно, вопреки воле семьи. Братья его матери Евгении Андреевны даже гнались за ней, когда она бежала из дома — но отец велел своим людям разрушить мост через Десну. Пока братья матери скакали в объезд, они обвенчаться.

Первый ребенок в семье Ивана Николаевича и Евгении Андреевны умер от крупа. После рождения Михаила его по сути силой забрала к себе на воспитание мать отца — Фёкла Александровна. Она не любила мать Михаила и полностью отстранила ее от воспитания мальчика.

До шести лет Михаил полностью пребывал под опекой бабушки. На улицу его почти не выпускали. О внешнем мире, по его воспоминаниям, он получал представление только по звукам, доносившимся сквозь наглухо закупоренное окно. Однажды на кухне упал медный таз, и звук так поразил мальчика, что он, схватив таз, стал бить по нему палочкой, подражая звонарю. Самовластная хозяйка в своем имении, бабушка распорядилась снять с колокольни маленькие колокола и принести в дом. Эти колокола стали главной и чуть ли не единственной Мишиной забавой.

Он рос нервным, мнительным и болезненным ребёнком-недотрогой: «Не мальчик, а мимоза!», — говорил его отец. После смерти Фёклы Александровны Михаил снова перешёл в полное распоряжение матери, приложившей все усилия, чтобы стереть следы прежнего воспитания.

Михаил Глинка в детстве с мамой и сестрой

Михаил Глинка в детстве с мамой и сестрой

В 1812 году Михаилу Глинке шел девятый год, когда началась война с Наполеоном. Их Новоспасское было недалеко от Смоленска. Родители решили уехать в глубь страны, в Орловскую губернию, к родственникам. Вернувшись после изгнания Наполеона в свое Новоспасское, Глинки узнали, что и их крестьяне во главе с приходским священником, когда-то учившим Михаила грамоте, воевали с Наполеоном. Их рассказы глубоко врезались в детскую память Михаила.

С десяти лет Михаил начал учиться игре на фортепиано и скрипке. Первой учительницей Глинки была приглашённая из Санкт-Петербурга гувернантка Варвара Фёдоровна Кламмер.

В 1817 году родители привезли Михаила в Санкт-Петербург и поместили в Благородный пансион при Главном педагогическом институте (в 1819 году переименован в Благородный пансион при Санкт-Петербургском университете), где его гувернёром был поэт, декабрист В. К. Кюхельбекер, чья родная сестра Юстина (1784-1871) вышла замуж за Г. А. Глинку (1776-1818) — двоюродного брата отца композитора.

В Санкт-Петербурге Глинка брал частные уроки у видных музыкальных педагогов, в том числе у Карла Цейнера и Джона Филда. В 1822 году успешно (вторым учеником) окончил курс обучения в Благородном пансионе при Императорском Санкт-Петербургском университете. В пансионе Глинка познакомился с А. С. Пушкиным, который приходил туда к своему младшему брату Льву, однокласснику Михаила. Их встречи возобновились летом 1828 года и продолжались вплоть до смерти поэта.

Михаил Глинка в юности

Михаил Глинка в юности

Личная жизнь Михаила Глинки:

Первой страстной любовью Михаила Глинки была знаменитая светская дама Анна Петровна Керн — та самая, которой Пушкин посвятил строки «Я помню чудное мгновенье…». Впервые он увидел ее весной 1827 года в Юсуповском саду, где она прогуливалась вместе с Пушкиным рука об руку. Пушкин и представил ее Глинке. В Анну Петровну Глинка влюбился безоглядно, он пал к её ногам и знать не хотел о том, о чем судачил весь Петербург (репутация у мадам Керн была самая прескверная).

Анна Петровна Керн — первая любовь Михаила Глинки

Анна Петровна Керн первая любовь Михаила Глинки

Жена — Мария Петровна Иванова, не имела ни состояния, ни образования, являлась родственницей друзей семьи. Она покорила его с первого же случайного знакомства. «Сердце у нее самое доброе и непорочное. Несмотря на молодость и живость характера, Мария Петровна очень рассудительна, бережлива и чрезвычайно умеренна в желаниях», — писал Глинка своей матери.

Его родные и знакомые отговаривали Михаила от этого брака. Однако он венчался с Марией Петровной в 1835 году.

Брак оказался несчастливым. Он ошибся в своей жене, в т.ч. относительно умеренности ее желаний. Сразу после свадьбы Мария Петровна потребовала переменить квартиру и завела у себя светские приемы по четвергам. Затем ей понадобилась карета с четверкой лошадей. Глинка был близок к разорению — спас император Николай I, который позвал его и попросил заняться его певчими. Глинку определили в капельмейстеры придворной певческой капеллы с хорошим жалованьем и богатой казенной квартирой.

По вечерам жена требовала ездить с ней по визитам и балам, а если Глинка отказывался — ругалась, по его словам, как извозчик.

Кроме того, Михаил Глинка узнал, что жена ему изменяет с корнетом Васильчиковым, племянником министра двора. Он разъехался с женой и подал в отставку.

Михаил Глинка и жена Мария

Михаил Глинка и жена Мария

Будучи несчастным в браке, Глинка увлекся Екатериной Ермолаевной Керн — дочерью его первой возлюбленной Анны Петровны Керн. Екатерина стала его настоящей музой. В свои 35 лет он безоглядно влюбился в девушку, которой исполнился 21 год. Екатерина ответила ему взаимностью.

Весной 1840 года композитор написал романс «Я помню чудное мгновенье…» на стихи Пушкина, посвятив его дочери той, кому поэт адресовал эти стихи.

Мать Екатерины одобряла их отношения — она хотела устроить счастье дочери. В какой-то момент Глинка предложил Екатерине бежать с ним за границу. Но накануне отъезда Глинка получил гневное письмо от своей матери, до которой дошли слухи об их намерениях. Несмотря на то, что ему было под 40, он подчинился родительнице. В итоге Глинка уехал в Смоленск, а Екатерина — в Малороссию.

Известно, что на тот момент Екатерина Керн была беременна от Глинки, но избавилась от ребенка.

Екатерина Ермолаевна Керн — возлюбленная Михаила Глинки

Екатерина Ермолаевна Керн возлюбленная Михаила Глинки

Вскоре Глинка узнал, что его жена Марья Петровна тайно обвенчалась с Васильчиковым, да еще и в Великий пост. Это было тяжким преступлением. Он предпринял решительные шаги — отправился в консисторию с прошением о разводе. Но даже с такими доказательствами дело оказалось очень хлопотным. Михаил Иванович обратился было с прошением к царю, но тот не забыл, что Глинка дезертировал из капельмейстеров, и рассматривать дело отказался.

Лишь 1847 году, после 6 лет процесса, Синод разрешил развод. Однако на Екатерине Керн Михаил Глинка так и не женился — к тому моменту он был очень болен.

Добавим, что Екатерина Ермолаевна Керн в 1854 году вышла замуж за юриста Шокальского. Через два года родила сына. Когда муж умер, не оставив почти ничего, она пошла работать учительницей, чтобы заработать сыну на достойное образование. И в результате ее сын Юлий Шокальский стал известным ученым — картографом, океанографом, вышел в академики.

Музыкальное творчество Михаила Глинки

По окончании пансиона Глинка усиленно занимался: изучал западноевропейскую музыкальную классику, участвовал в домашнем музицировании в дворянских салонах, иногда руководил оркестром дяди. В это же время Глинка пробует себя в качестве композитора, сочиняя вариации для арфы или фортепиано на тему из оперы австрийского композитора Йозефа Вайгля «Швейцарское семейство». С этого момента Глинка всё больше внимания уделяет композиции и вскоре уже сочиняет чрезвычайно много, пробуя свои силы в самых разных жанрах.

В этот период им были написаны хорошо известные сегодня романсы и песни: «Не искушай меня без нужды» на слова Е. А. Баратынского, «Не пой, красавица, при мне» на слова А. С. Пушкина, «Ночь осенняя, ночь любезная» на слова А. Я. Римского-Корсакова и другие.

Но сам он долгое время остаётся неудовлетворённым своей работой. Глинка настойчиво ищет пути выхода за рамки форм и жанров бытовой музыки. В 1823 году он работает над струнным септетом, адажио и рондо для оркестра и над двумя оркестровыми увертюрами.

В эти же годы расширяется круг знакомств Глинки. Он познакомился с В. А. Жуковским, А. С. Грибоедовым, Адамом Мицкевичем, А. А. Дельвигом, В. Ф. Одоевским, ставшим впоследствии его другом.

Летом 1823 года, вместе с мужем своей двоюродной сестры полковником А. И. Киприяновым, Глинка совершил поездку на Кавказ, побывал в Пятигорске и Кисловодске. Знакомство с музыкой народов Кавказа оставило значительный след в творческом сознании композитора и отразилось в его позднейших произведениях на восточную тематику.

На основе азербайджанской народной песни «Галанын дибиндэ» композитор создал «Персидский хор» для своей оперы «Руслан и Людмила».

С 1824 по 1828 год работал помощником секретаря Главного управления путей сообщения.

композитор Михаил Глинка

В 1829 году М. И. Глинка и Н. И. Павлищев издали «Лирический альбом», где среди сочинений разных авторов были и пьесы Глинки.

В конце апреля 1830 года отправился в Италию, задержавшись по пути в Дрездене и совершив большое путешествие по Германии, растянувшееся на все летние месяцы. Приехав в Италию в начале осени, Глинка поселился в Милане, бывшим в то время крупным центром музыкальной культуры. В Италии он познакомился с композиторами В. Беллини и Г. Доницетти, изучал вокальный стиль бельканто и сам много сочинял в «итальянском духе». В его произведениях, значительную часть которых составляли пьесы на темы популярных опер, уже не было ничего ученического, все композиции выполнены мастерски.

Особое внимание Глинка уделял инструментальным ансамблям, написав два оригинальных сочинения: Секстет для фортепиано, двух скрипок, альта, виолончели и контрабаса и Патетическое трио для фортепиано, кларнета и фагота. В этих произведениях особенно отчётливо проявились черты композиторского почерка Глинки.

В июле 1833 года Глинка отправился в Берлин, остановившись по пути на некоторое время в Вене. В Берлине под руководством немецкого теоретика Зигфрида Дена Глинка изучал полифонию и инструментовку. Получив в 1834 году известие о смерти отца, Глинка решил незамедлительно вернуться в Россию.

Он вернулся с обширными планами создания русской национальной оперы. После долгих поисков сюжета для оперы Глинка, по совету В. А. Жуковского, остановился на предании об Иване Сусанине.

В 1836 году опера «Жизнь за царя» была закончена, однако Михаилу Глинке с большим трудом удалось добиться принятия её к постановке на сцене Петербургского Большого театра. Этому с большим упорством препятствовал директор императорских театров А. М. Гедеонов, который отдал её на суд «директору музыки» капельмейстеру Катерино Кавосу. Кавос же дал произведению Глинки самый лестный отзыв. Опера была принята.

Премьера «Жизни за царя» состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года. Успех был огромным, опера была с восторгом принята обществом.

13 декабря у А. В. Всеволжского было устроено чествование М. И. Глинки, на котором Михаил Виельгорский, Пётр Вяземский, Василий Жуковский и Александр Пушкин сочинили приветственный «Канон в честь М. И. Глинки». Музыка принадлежала Владимиру Одоевскому.

Вскоре после постановки «Жизни за царя» Глинка был назначен капельмейстером Придворной певческой капеллы, которой он руководил в течение двух лет. Весну и лето 1838 года Глинка провёл на Украине, где отбирал певчих для капеллы. Среди новичков оказался и Семён Гулак-Артемовский, ставший впоследствии не только известным певцом, но и композитором.

В 1837 году Михаил Глинка, ещё не имея готового либретто, начал работать над новой оперой на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». Идея оперы возникла у композитора ещё при жизни поэта. Он надеялся составить план по его указаниям, однако гибель Пушкина вынудила Глинку обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых.

Первое представление «Руслана и Людмилы» состоялось 27 ноября (9 декабря) 1842 года, ровно через шесть лет после премьеры «Ивана Сусанина». Новая опера Глинки провалилась. Царская семья покинула ложу посреди представления. Публика аплодировала вяло. На следующий день Булгарин в «Северной пчеле» назвал оперу прескучной, острил, что на неё можно посылать офицеров, вместо гауптвахты.

Тяжело переживая критику своей новой оперы, Михаил Иванович в середине 1844 года предпринял новое длительное заграничное путешествие. На этот раз он поехал во Францию, а затем в Испанию. В Париже Глинка познакомился с французским композитором Гектором Берлиозом, который позже стал почитателем его таланта. Весной 1845 года Берлиоз исполнил на своем концерте произведения Глинки: лезгинку из «Руслана и Людмилы» и арию Антониды из «Ивана Сусанина». Успех этих произведений навёл Глинку на мысль дать в Париже благотворительный концерт из своих сочинений.

10 апреля 1845 года большой концерт русского композитора с успехом прошёл в концертном зале Герца на улице Победы в Париже.

Михаил Глинка — Вальс-фантазия

13 мая 1845 года Глинка отправился в Испанию, где изучал традиционную культуру, нравы, язык испанского народа, записывал испанские фольклорные мелодии. Творческим результатом этой поездки явились две симфонические увертюры, написанные на испанские народные темы. Осенью 1845 года Глинка закончил увертюру «Арагонская хота», а в 1848 году, уже по возвращении в Россию, — «Воспоминание о летней ночи в Мадриде».

Летом 1847 года Глинка отправился в обратный путь, в своё родовое село Новоспасское, затем снова отправился в Санкт-Петербург, но передумав, решил перезимовать в Смоленске. Однако приглашения на балы и вечера, почти ежедневно преследовавшие композитора, довели его до отчаяния и до решения вновь покинуть Россию. В заграничном паспорте Глинке было отказано, поэтому, в 1848 году он остановился в Варшаве, где написал симфоническую фантазию «Камаринская» на темы двух русских песен: свадебной лирической «Из-за гор, гор высоких» и бойкой плясовой. В этом произведении Глинка утвердил новый тип симфонической музыки и заложил основы её дальнейшего развития, умело создав необычайно смелое сочетание различных ритмов, характеров и настроений.

В 1852 году Глинка вновь отправился в путешествие. Он планировал добраться до Испании, но утомившись от переездов в дилижансах и по железной дороге, остановился в Париже, где прожил чуть более двух лет. В Париже Глинка начал работу над симфонией «Тарас Бульба», которая так и не была закончена. Начало Крымской войны, в которой Франция выступила против России, стало событием, окончательно решившим вопрос об отъезде Глинки на родину. По пути в Россию Глинка две недели провёл в Берлине.

В мае 1854 года Глинка приехал в Россию. Он провёл лето в Царском Селе на даче, а в августе снова перебрался в Санкт-Петербург. В том же 1854 году начал писать мемуары, названные им «Записки» (опубликованы в 1870 году).

композитор Михаил Иванович Глинка

В 1856 году Глинка уехал в Берлин, где занялся изучением творчества Дж. П. Палестрины и И. С. Баха. В том же году Глинка написал музыку на церковнославянские богослужебные тексты: Ектению и «Да исправится молитва моя» (для трёх голосов).

9 января 1857 года в Берлине в Королевском дворце был исполнен его терцет из эпилога «Жизни за царя». Ни в одном из серьёзных залов Европы произведений русских композиторов до этого ещё не звучало — Глинка стал первым.

Смерть Михаила Глинки

Возвращаясь в гостиницу после триумфа в Королевском дворце, разгоряченный Михаил Иванович простудился. Неделю он задыхался, метался в жару, а потом, казалось, пошел на поправку. Сидя в подушках, написал письма родным, сочинил даже одну фугу. Но как-то ночью проснулся от боли и гнетущей тоски и понял, что умирает.

Глинка скончался от простуды, обострившей хроническую болезнь печени, 15 февраля 1857 года в Берлине. Похоронили великого русского композитора в Берлине на лютеранском кладбище, на плите написали: «Михаил фон Глинка. Императорский русский капельмейстер». Спустя некоторое время сестра Людмила добилась перезахоронения, и останки перевезли в Петербург, он был перезахоронен на Тихвинском кладбище. На могиле Глинки установлен памятник, созданный по эскизу И. И. Горностаева.

В Берлине на русском православном кладбище находится памятник, включающий надгробную плиту с первоначального места захоронения Глинки на лютеранском Троицком кладбище, а также сооружённый в 1947 году Военной комендатурой советского сектора Берлина памятник в виде колонны с бюстом композитора.

Известный русский музыкальный критик Владимир Васильевич Стасов говорил, что для русской музыки Глинка имеет такое же значение, как Пушкин — для русского языка: «оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке».

Первый памятник Глинке был поставлен в 1885-1887 годах в смоленском саду Блонье на средства, собранные по подписке. Дореволюционный памятник Глинке сохранился также в Киеве.

С 1884 по 1917 год русским композиторам вручалась Глинкинская премия, учреждённая музыкальным издателем и меценатом М. П. Беляевым.

С 1966 по 1991 год ежегодно присуждались Государственные премии РСФСР имени М. И. Глинки.

К 150-летию со дня рождения композитора его имя присвоено Государственной академической капелле.

В конце мая 1982 года в родной усадьбе композитора Новоспасское открыт Дом-музей М. И. Глинки.

Имя Глинки присвоено Новосибирской государственной консерватории и Челябинскому театру оперы и балета.

Именем Глинки названа улица в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга.

Именем Михаила Глинки назван второй по значимости вокальный конкурс России — Международный конкурс вокалистов имени М. И. Глинки, который был организован в 1960 году. С 1968 по 2009 год председателем жюри являлась певица и педагог, народная артистка СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и Государственных премий России, академик, профессор Ирина Константиновна Архипова. В разные годы лауреатами конкурса имени Глинки становились такие артисты, как Владимир Атлантов, Сергей Лейферкус, Юрий Мазурок, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Мария Гулегина, Ольга Бородина, Дмитрий Хворостовский, Владимир Чернов, Анна Нетребко, Аскар Абдразаков, Ильдар Абдразаков, Ольга Трифонова, Елена Манистина, Михаил Казаков, Альбина Шагимуратова, Владимир Васильев, Ариунбаатар Ганбаатар и другие певцы.

Михаил Глинка — Попутная песня (исполняет Дмитрий Хворостовский)

Оперы Михаила Глинки:

1836 — «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»);
1837-1842 — «Руслан и Людмила»

Симфонические произведения Михаила Глинки:

1834 — Симфония на две русские темы (окончена и оркестрована Виссарионом Шебалиным);
1842 — Музыка к трагедии Нестора Кукольника «Князь Холмский»;
1845 — Испанская увертюра № 1 «Блестящее каприччио на тему Арагонской хоты»;
1848 — «Камаринская», фантазия на две русские темы;
1851 — Испанская увертюра № 2 «Воспоминание о летней ночи в Мадриде»;
1856 — «Вальс-фантазия» (1839 — для фортепиано, 1856 — расширенная редакция для симфонического оркестра)

Камерно-инструментальные сочинения Михаила Глинки:

1828 — Соната для альта и фортепиано (неоконченная; доработана Вадимом Борисовским в 1932);
1830 — Блестящий дивертисмент на темы из оперы Винченцо Беллини «Сомнамбула» для фортепианного квинтета и контрабаса;
1831 — Блестящее рондо на тему из оперы Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки»;
1832 — Большой секстет Es-dur для фортепиано и струнного квинтета;
1832 — «Патетическое трио» d-moll для кларнета, фагота и фортепиано

Романсы и песни Михаила Глинки:

1832 — «Венецианская ночь»;
1832 — Патриотическая песня (была официальным гимном РСФСР и Российской Федерации с 1990 по 2000 год);
1834 — «Я здесь, Инезилья»;
1836 — «Ночной смотр»;
1838 — «Сомнение»;
1838 — «Ночной зефир»;
1839 — «В крови горит огонь желанья»;
1839 — Свадебная песня «Дивный терем стоит»;
1840 — Вокальный цикл «Прощание с Петербургом», состоящий и 12-ти романсов на стихи Нестора Кукольника;
1840 — «Попутная песня» (из цикла «Прощание с Петербургом»);
1840 — «Жаворонок» (из цикла «Прощание с Петербургом»);
1840 — «Признание»;
1848 — «Слышу ли голос твой»;
1848 — «Заздравный кубок»;
1848 — «Песнь Маргариты» из трагедии Гете «Фауст»;
1849 — «Мери»;
1849 — «Адель»;
1850 — «Финский залив»;
1855 — «Молитва» («В минуту жизни трудную»);
1856 — «Не говори, что сердцу больно»;
1856 — «Я помню чудное мгновенье» (на стихотворение Пушкина)

Образ Михаила Глинки в кино:

1946 — «Глинка» — в роли Михаила Глинки актер Борис Чирков;

Борис Чирков в роли Михаила Глинки

Борис Чирков в роли Михаила Глинки

1952 — «Композитор Глинка» — в роли Михаила Глинки актер Борис Смирнов

Оцените статью
Добавить комментарий