Матиас Руст

Матиас Руст

Матиас Руст (нем. Mathias Rust). Родился 1 июня 1968 года в Веделе, Шлезвиг-Гольштейн, ФРГ. Немецкий пилот-любитель, посадивший 28 мая 1987 года самолет на Красной площади в Москве.

Матиас Руст родился 1 июня 1968 года в Веделе, земля Шлезвиг-Гольштейн.

Отец — Карл-Хайнц Руст (1937 г.р.), работал инженером-электриком в концерне AEG.

Мать — Моника Руст (1941 г.р.).

В возрасте пяти лет, когда отец впервые привел Матиаса на аэродром, он начал мечтать о небе.

С подросткового возраста занимался в аэроклубе Гамбурга. В 1986 году получил лицензию пилота.

Полет Матиаса Руста в Москву

13 мая 1987 года Матиас Руст вылетел из аэропорта города Ютерзен (нем. Uetersen) на самолете «Сессна-172 Скайхок» (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своем аэроклубе и модифицированном путем установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полета над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов. На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова).

15 мая Руст совершил перелет в Исландию (аэропорт Кеблавик), где посетил Хевди — место проведения встречи Рональда Рейгана и Михаила Горбачева в октябре 1986 года.

22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая — в Хельсинки (Финляндия). Преодолев почти 2600 миль из Гамбурга, он почувствовал, что имеет достаточно навыков для достижения главной цели — Москвы.

Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил «Сессну», проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полета на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он все-таки струсит.

летчик Матиас Руст

В 13:21 (МСК) Руст взлетел. Через 20 минут, в районе города Нуммела, его самолет вышел из зоны управления аэропорта. Руст выключил все средства связи, резко сменил курс и эшелон, на высоте около 200 м пролетел вдоль береговой линии Балтийского моря до заранее намеченной точки, которая находилась точно на воздушной трассе, соединяющей Хельсинки и Москву, и примерно в 14:00 исчез с экранов радиолокационных станций, расположенных около Сипоо.

Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. В 40 км от береговой черты Финского залива спасатели обнаружили масляное пятно и предположили, что самолет потерпел крушение; чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы.

В это время Руст на небольшой высоте под оживленной воздушной трассой пересек советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Позже ему предъявят счет за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.

В тот день погода была облачной, с прояснениями, с нижним краем облаков 400-600 м. Руст ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам — Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев — Москва.

Дежурные радиотехнические подразделения ПВО обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали «цель 8255», но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк.

В районе города Гдов его обнаружили визуально — в 14:29 пилот МиГ-23МЛД старший лейтенант А. Пучнин (656-й иап) доложил, что «в разрыве облаков наблюдает спортивный самолет типа Як-12 белого цвета с темной полосой вдоль фюзеляжа». Самолет Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полета, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролетов над ним и не получив четкой команды по воздействию, летчики просто возвращались на аэродром.

По словам Маршала Советского Союза Дмитрия Язова, войска ПВО вели «Сессну» до Москвы и не пресекали полет, потому что после истории со сбитым южно-корейским лайнером получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать. Кроме того, в соответствии с Чикагской конвенцией, участником которой являлся СССР, при нарушении воздушного пространства легкомоторными спортивными самолетами их можно было только принуждать к посадке, что гораздо сложнее, чем уничтожить.

Матиас Руст был в районе Пскова, когда в 15:00 в соответствии с графиком сменился кодовый номер системы «свой — чужой». Здесь шли учебные полеты одного из авиационных полков, и неопытный молодой лейтенант дежурной смены КП ПВО присвоил признак «свой» всем объектам, находящимся в воздухе. Примерно через час Руст пролетел над Селигером и попал в зону ответственности другого соединения, но теперь его приняли за участника поисково-спасательной операции на месте произошедшей накануне в 40 км западнее города Торжок катастрофы самолетов ВВС — в воздухе столкнулись Ту-22 и МиГ-25.

Когда военные поняли, что наблюдают нарушителя, он уже входил в зону Московского округа ПВО. Туда и на Центральный командный пункт ПВО доложили о вылетевшем без заявки советском легкомоторном самолете — подобные воздушные объекты наблюдались достаточно часто. Оперативный дежурный ЦКП генерал-майор С. И. Мельников и исполняющий обязанности начальника Главного штаба ПВО генерал-лейтенант Е. Л. Тимохин понадеялись, что в Московском округе с ним разберутся сами и, не имея характеристик нарушителя, не стали докладывать Главнокомандующему ПВО маршалу А. И. Колдунову. На КП Московского округа не придали значения «простому нарушителю режима полетов».

Командующий в то время советскими войсками противоракетной и противокосмической обороны В. М. Красковский много лет спустя выразил мнение, что маршал Колдунов «не остановился бы перед принятием самых крайних мер», если бы своевременно узнал об инциденте.

В 18:30 Руст подлетел к Москве. Здесь погода была безветренной и малооблачной. Он предполагал приземлиться непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засек цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту. Снизившись над улицей Большая Ордынка, самолет, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до собора Василия Блаженного.

Матиас Руст на Красной площади

Матиас Руст на Красной площади

В 19:10 Руст вышел из самолета и стал раздавать автографы. Примерно через час его арестовали.

В ходе расследования следственный отдел КГБ СССР пришел к выводу, что история с Матиасом Рустом была результатом его неуравновешенного характера, поэтому предложил передать нарушителя границы властям ФРГ, чтобы они освидетельствовали его психически и затем поступили по результатам этого освидетельствования. Это являлось нарушением советских законов. Если у следствия существовали сомнения насчет психического здоровья подследственного, оно обязано было поставить вопрос о проведении его медицинского обследования и в зависимости от этого предложить суду: или принять решение о принудительном лечении, или же о наказании обвиняемого.

2 сентября 1987 года начался суд. Руст был обвинен в хулиганстве (его посадка, по мнению суда, угрожала жизни находившихся на площади людей), нарушении авиационного законодательства и незаконном пересечении советской границы. Руст заявил на суде, что его полет был «призывом к миру». 4 сентября Руста приговорили к четырем годам лишения свободы. 3 августа 1988 года он вернулся в ФРГ после того, как Андрей Громыко, в то время Председатель Президиума Верховного Совета СССР, подписал указ об амнистии. Руст провел в предварительном заключении и тюрьме в общей сложности 432 дня.

В советских газетах его полет был представлен как провал системы ПВО страны. При этом не учитывалось, что эта система предназначалась для отражения нападения, способного нанести урон общегосударственного масштаба. Задача противодействия в мирное время воздушным хулиганам на легкомоторных аппаратах, летящих на малых высотах, непосильна для экономики государства, имеющего протяженность границ более 60 тыс. км.

Михаил Горбачев использовал инцидент для крупных кадровых изменений в Вооруженных Силах. Уже 30 мая им были освобождены от должности министр обороны Сергей Соколов и командующий ПВО Александр Колдунов, оба — политические противники Горбачева. Вместо них он назначил людей, поддерживающих курс проводимых им реформ: новым министром обороны был назначен Дмитрий Язов (который через 4 года стал активным участником выступления ГКЧП).

К 10 июня было привлечено к ответственности 34 офицера и генерала. Командующий Московским округом ПВО генерал-полковник Владимир Царьков, назначенный на должность за несколько дней до события, получил выговор, но должность сохранил.

Было заменено практически все руководство Министерства обороны до командующих военными округами включительно. Мировые СМИ выдвигали разные версии причин полета Руста, среди них — желание выиграть пари, произвести впечатление на девушку.

Маршрут полета Матиаса Руста

Маршрут полета Матиаса Руста

Многие представители советских Вооруженных Сил считали полет акцией иностранных спецслужб. Например, генерал-полковник Леонид Ивашов говорил: «За три недели до прилета Руста министр обороны маршал Соколов докладывал Горбачеву, как работает система ПВО. Когда маршал вернулся с доклада, то выяснилось, что совсекретные документы остались у Горбачева на столе. Наутро я понесся в Кремль: «Михаил Сергеевич, министр был у вас на докладе и забыл карту». — «Не помню, где она, сам ищи…» Горбачев карту не вернул».

Ряд СМИ писали со ссылкой на Сергея Мельникова (дежурный генерал на центральном пункте ПВО 28 мая 1987 года), который якобы приводил слова бывшего председателя КГБ Владимира Крючкова о том, что готовил эту операцию по указанию Горбачева.

Сам Руст через 20 лет после перелета объяснил свои мотивы следующим образом: «Тогда я был полон надежд. Я верил, что возможно все. Мой полет должен был создать воображаемый мост между Востоком и Западом… Мне тогда было 19. Мой пыл и мои политические убеждения подсказали мне, что приземление на Красной площади было единственным вариантом для меня… Сейчас я смотрю на произошедшее совершенно по-другому. Я точно не стал бы повторять это и назвал бы свои тогдашние планы нереализуемыми. Это был безответственный поступок».

После возвращения в Германию Руста лишили лицензии пилота.

В ноябре 1989 года Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в Риссене, ударил ножом медсестру за отказ пойти с ним на свидание. В 1991 году он был приговорен к 4 годам лишения свободы, но был освобожден спустя всего 15 месяцев.

Торговал обувью, жертвуя деньги детскому дому.

В 1994 году Руст снова побывал в России, 3 недели безуспешно пытаясь встретиться с Горбачевым.

В апреле 2001 года Руст предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового свитера в универмаге. Приговорен к штрафу в размере 10 000 немецких марок, который впоследствии был уменьшен до 600 марок.

Зарабатывал на жизнь игрой в покер, преподаванием йоги и аналитикой для инвестиционного банка.

Мемуары Руста были опубликованы в 2012 году, к 25-летию его знаменитого перелета.

Самолетом Руста до 2008 года владел богатый японский бизнесмен. Он держал «Цессну» в ангаре, надеясь, что со временем ее стоимость вырастет. В 2008 году самолет был куплен Немецким техническим музеем, где в настоящее время выставляется в фойе.

Личная жизнь Матиаса Руста:

Долгое время Руст жил на Тринидаде. В 1997 году обратился в индуизм и женился на индийской девушке по имени Гита, дочери богатого торговца чаем из Бомбея. После бракосочетания Руст вернулся с женой в Германию.

Матиас Руст сейчас

Матиас Руст сейчас

Оцените статью
Добавить комментарий