Марлен Дитрих (нем. Marlene Dietrich), урождённая Мария Магдалена Дитрих (нем. Marie Magdalene Dietrich). Родилась 27 декабря 1901 года — умерла 6 мая 1992 года. Немецкая и американская актриса, секс-символ и певица, создавшая один из совершенных кинематографических женских образов.
Её «знойная женщина со стальным позвоночником» отличалась как от «загадочной женщины» Греты Гарбо, так и от естественности, воплощённой в женских образах Ингрид Бергман, не походила на интеллектуальную изысканность, которой блистала Клодетт Колбер. Кинематографическая судьба Дитрих была во многом определена Джозефом фон Штернбергом. Именно Штернбергу приписывают заслуги по созданию того образа Дитрих, что на протяжении многих лет не теряет своей притягательной силы. Союз Дитрих-Штернберг так же примечателен своей уникальностью, как и более поздний не менее значительный союз Де Ниро-Скорсезе.
Дитрих осталась в истории и как популярная певица. Её жестковатое контральто с выразительным тембром привлекало поклонников во все времена.
Марлен Дитрих оказала яркое, незабываемое влияние на моду, кино, стиль и женское сознание. Она представляла собой шокирующий тип прекрасной и обаятельной женщины, одновременно порочной и невинной, вызывающе сексуальной и неприступной. Несмотря на то, что Марлен Дитрих не была величайшей в мире актрисой, певицей или танцовщицей, её популярность была исключительно высока. Её необычная судьба, связанная с искусством, политикой и сексом, с одиночеством в конце жизни, вызывает интерес и споры и в ХХI веке.
Мари Магдалене Дитрих родилась 27 декабря 1901 года в городе Шёнеберг (с 1920 года — район Берлина) в семье Луи Эриха Отто Дитриха (1868 г.р.) и его жены Вильгельмины Йозефины Фельзинг (1876 г.р.). Некоторые источники ссылаются на 1904 год рождения. Сама Дитрих называла 1900 год. Отец в 1890-х годах служил в уланских войсках, где заслужил несколько наград, а в момент рождения дочери был лейтенантом полиции. Мать происходила из зажиточной семьи торговцев-часовщиков. Несмотря на недовольство родных простым происхождением Отто, она вышла замуж за Дитриха в 1898 году. За год до рождения Мари в семье родилась старшая сестра — Элизабет.
Дитрихи вели скромную жизнь, карьеры Отто не сделал. Когда Марлен было шесть лет, отец умер. Но ещё годом ранее родители разъехались по разным адресам, и отца Марлен практически не помнила. В дальнейшем в общении с матерью она нередко играла придуманную ею роль отца, изображая из себя мужчину, называя себя по имени «Поль», и мать потворствовала этой выдумке. Мать была строгой женщиной, позже Дитрих говорила, что та ничего не прощала. В родной семье Йозефину называли «драконом».
С 1907 года Марлен училась в школе для девочек, где, по воспоминаниям подруг, вела себя, как «маленькая серая мышка». Для того, чтобы прокормить семью, мать устроилась домохозяйкой в богатый дом. Марлен начала увлекаться музыкой, она училась играть на лютне, а позже стала заниматься на скрипке, в чём проявила большое упорство. Две большие влюблённости её детства — это преподавательница-француженка мадемуазель Бреган и звезда киноэкрана Хенни Портен. Обожание Бреган обеспечило её привязанность на всю жизнь к Франции. А Хенни Портен была для Марлен и её школьных подруг настоящим идолом.
В 1914 году, с началом Первой мировой войны, жизнь семьи Дитрих изменилась. Они были вынуждены переехать в Дессау. В новой школе все праздники и распорядок дня были подчинены текущим военным событиям. Новости о ходе военных действий наполняли жизнь с утра до вечера. Ученицы устраивали концерты для солдат, уходящих на фронт, и для солдат, лежащих в госпиталях.
В 1917 году семья вернулась в Берлин. К этому времени Марлен уже почувствовала свою способность влиять на мужчин. Летом 1917 года она впервые выступила на публике, играя на скрипке.
Марлен посещала среднюю школу в Берлине до 1918 года. Страна лежала в разрухе, инфляция, эпидемии и проигрыш в войне довели народ до отчаяния. Мать решает уберечь Марлен от опасностей столичной жизни и отправляет её в Веймар, где Марлен поселяется в школе Фрау фон Штайн и продолжает заниматься скрипкой.
Одновременно с появлением Дитрих в Веймаре там зарождается Баухаус под руководством Вальтера Гропиуса. В Баухаусе собралось множество талантливых архитекторов, художников-авангардистов: И. Иттен, Л. Мохой-Надь, П. Клее, В. Кандинский, Л. Фейнингер, О. Шлеммер, Г. Маркс, Ю. Шмидт, Г. Штёльцль. Основатели Баухауса благоволили заведению Фрау фон Штайн, и Марлен была знакома со многими из них. Вплоть до того момента, как в июле 1921 года мать забрала её обратно в Берлин, Марлен занималась скрипкой у профессора Роберта Райца.
По возвращении в Берлин Марлен была вынуждена оставить постоянное обучение на скрипке. Этому были две причины: боли в руке, но главная — нужно было зарабатывать деньги. Она устроилась на работу в оркестр, аккомпанирующий немым фильмам, и получила возможность смотреть весь репертуар кинопроката не по одному разу. Однако её красота слишком отвлекала музыкантов (она была единственной женщиной в оркестре), и через месяц её уволили. Она стала брать уроки вокала у одного из лучших преподавателей в Берлине, и хотя её голос был не слишком силён, все отмечали присущую ей музыкальность.
Дитрих работала в кабаре Рудольфа Нельсона, где танцевала и пела в ревю вместе с другими девушками. На целое десятилетие к ней приклеивается прозвище «девушка с Курфюрстендамм». В это время она понимает, что хочет стать звездой и с присущей ей упорностью начинает идти к цели.
В 1922 году Марлен не проходит конкурс в актёрскую школу Макса Рейнхардта в Немецком театре. Не желая сдаваться, она отправляется к Розе Валетти, популярной актрисе кабаре. Та впечатлена голосом молодой девушки и отсылает её к Феликсу Холландеру, одному из администраторов Рейнхардта. Таким образом Марлен принимают в школу. Учится она вместе с Гретой Мосхайм. В этом же году начинает появляться в многих спектаклях.
17 мая 1923 года вышла замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера (1897 г.р.), работавшего у Джо Мэя. Они познакомились на съёмках фильма Трагедия любви, где Дитрих играла одну из эпизодических ролей. В декабре 1924 года у них родилась дочь Мария. В 1925 году Марлен возобновила работу в театре и кино. В 1928 году прошли первые записи песен на пластинки вместе с ансамблем ревю «Это витает в воздухе».
Год спустя Джозеф фон Штернберг увидел её в ревю «Два галстука» и пригласил на роль Лолы-Лолы в фильме «Голубой ангел». «Голубой ангел» становится не только стартовой площадкой для Дитрих как мировой звезды, не только началом творческого и интимного союза Дитрих и фон Штернберга, но и одним из важнейших фильмов немецкого кинематографа. По выражению биографа Дитрих, Дональда Спото, «Голубой ангел» стал не просто синонимом Дитрих, он сформировал её личность. Это стало понятно лишь какое-то время спустя, ведь первоначально фильм рассматривался как успех Эмиля Яннингса, исполнителя главной роли. Но Дитрих затмила его. В создание образа Лолы Штернберг вложил всю свою энергию и воображение.
Он создаёт образ, будто пришедший из эротических фантазий, продумывает костюмы, грим. Поведение Лолы на сцене ставится с хореографической точностью, её игра в кошки-мышки с профессором (персонажем Яннингса) создаёт для Дитрих материал, которым она пользовалась в дальнейшем на протяжении всей карьеры. Однако Штернберг не смог бы ничего сделать, не будь самой Дитрих. То, чему он придал форму, уже существовало в ней. Хотя её ранние фильмы остались малоизвестными, они получали положительные отзывы критиков, и уже в них была заметна провокационная манера игры Дитрих («Целую вашу руку, мадам», «Женщина, которая желанна» — в обоих этих фильмах 1929 года она играет женщину-соблазнительницу). С самого начала критики стали сравнивать Дитрих с Гарбо, что Марлен приходилось оспаривать, даже уже переехав в Голливуд.
Премьера «Голубого ангела» 31 марта 1930 года стала сенсацией. Зрители слетались на Лолу в исполнении Дитрих, как мотыльки на огонь. И хотя критика на фильм была скудна, успех у аудитории сделал самое главное — привлёк внимание к фильму американских кинопроизводителей и прокатчиков. По прошествии времени фильм продолжает оставаться иконой кинематографии, пробуждающей в зрителях мечты и желания.
После успеха в фильме «Голубой ангел», в феврале 1930 года Марлен Дитрих подписала контракт с голливудской компанией «Paramount Pictures» и 1 апреля 1930 года, в день премьеры «Голубого ангела», покинула Берлин.
Шесть фильмов, которые она сняла в Голливуде со Штернбергом, принесли ей всемирную известность. «Дьявол — это женщина» (1935) стал их последней совместной работой.
В 1936 году Йозеф Геббельс предложил ей за каждый фильм, снятый с её участием в Германии, 200 000 рейхсмарок, а также свободный выбор темы, продюсера и режиссёра. Но актриса отказала министру. В 1937 году во время последнего посещения Германии она снова отклонила предложения национал-социалистов. 9 июня 1939 года Марлен Дитрих получила американское гражданство.
После прекращения совместной работы со Штернбергом Дитрих продолжает много сниматься. Она делает попытки отойти от сотворённого Штернбергом образа, что зачастую негативно воспринимается критикой.
В марте 1943 года прервала актёрскую карьеру и в течение трёх лет выступала с концертами в войсках союзников в Северной Африке, Италии и Франции. Всего за годы войны Дитрих выступила более чем в пятистах представлениях. В 1947-1950 годы Марлен Дитрих была награждена высшим орденом американского военного министерства для гражданских лиц — медалью Свободы, а также французскими орденами «Кавалер Почетного легиона» и «Офицер Почетного легиона».
С 1946 по 1951 год снова регулярно снималась в кино. Помимо этого она вела радиопередачи и писала статьи в гламурные журналы. В 1953 году в Лас-Вегасе начала новую успешную карьеру в качестве певицы и конферансье. На экране Марлен Дитрих появлялась всё реже, при этом сама выбирала роли и снималась в мелких сценах за большие гонорары.
В 1960 году она приехала с гастролями в ФРГ, где встретила более чем холодный прием вследствие её антигерманской позиции в период Второй мировой войны. В 1963 году с огромным успехом прошли её концерты в Москве и Ленинграде. В интервью певица заявила, что побывать в СССР было её давней мечтой, а также призналась в любви к русской литературе, особенно к Константину Паустовскому.
17 мая 1923 года вышла замуж за администратора кинопроизводства Рудольфа Зибера (1897 г.р.), позднее ставшим заместителем директора французского отделения кинокомпании «Paramount Pictures». В декабре 1924 года у них родилась дочь Мария — единственный ребёнок Марлен. Супруги жили вместе лишь первые 5 лет, тем не менее они никогда не разводились.
Несмотря на то, что Марлен Дитрих официально была замужем, она заводила любовные романы. Самыми известными любовными отношениями Дитрих были романы с немецким писателем Ремарком и французским актёром Габеном. С американским писателем Эрнестом Хемингуэем у Марлен Дитрих была многолетняя переписка, которая была опубликована спустя 15 лет после её смерти.
Марлен Дитрих родилась и воспитывалась в лютеранской семье, но впечатления, полученные на фронтах Второй мировой войны, заставили её потерять веру в Бога. Однажды она сказала: «Если Бог существует, он должен пересмотреть свои планы».
В 1975 году после несчастного случая в сиднейском теaтре «Her Majestry» и многонедельной госпитализации в Нью-Йорке актрисе пришлось завершить свою карьеру. Спустя год от рака умер её супруг Рудольф Зибер. Последний раз на киноэкранах актриса появилась в эпизодической роли в фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» с Дэвидом Боуи в главной роли, который вышел на экраны в 1978 году. Для этой картины Дитрих также исполнила главную музыкальную тему и приняла участие в записи саундтрека. Став зависимой от алкоголя и обезболивающих, Марлен Дитрих уединилась в своей квартире в Париже на авеню Монтень, поддерживая связь с внешним миром только посредством телефона. В 1979 году в Германии вышла её книга «Marlene Dietrich ABC», которая сразу же была переведена на несколько языков (в России книга вышла под названием «Азбука моей жизни»).
Сломав в 1979 году шейку бедрa, Дитрих не согласилась на госпитализацию и последние 13 лет своей жизни была прикована к постели, позволяя лишь немногим избранным навещать её.
В 1982 году Дитрих дала согласие Максимилиану Шеллу на создание о ней документального фильма, но при условии, что сама в кадре не появится. В итоге Шелл создал картину «Марлен», представляющую собой аудио-интервью с актрисой, а также содержащую комментарии Дитрих к кинохронике кадров её жизни и карьеры.
Марлен Дитрих скончалась 6 мая 1992 года в своей квартире в Париже в результате нарушения функции почек. Прощание с актрисой, состоявшееся в церкви Мадлен, собрало более трёх тысяч её поклонников. Её гроб, покрытый французским и aмерикaнским флагами, был доставлен в Берлин. Актрису похоронили 16 мaя в её родном районе Шёнеберг рядом с могилой матери на кладбище Штадттишер Фридхоф III.
Дитрих бережно хранила всё, что касалось её жизни. Множество вещей, картин, фотографий она держала в специальных компаниях, что требовало немалых сумм на содержание. После её смерти все эти вещи были собраны вместе (25 тысяч предметов и 18 тысяч изображений). Большая часть была передана в Берлинский музей кино, часть — продана на аукционе Сотбис.
Фильмография:
1922 — Таковы мужчины (So sind die Männer) — Катрин
1923 — Трагедия любви (Tragödie der Liebe) — Люси
1923 — Человек в дороге (Der Mensch am Wege) — дочь лавочника
1924 — Прыжок в жизнь (Der Sprung ins Leben) — девушка на пляже
1926 — Манон Леско (Manon Lescaut) — Мишлена
1926 — Современная Дюбарри (Eine Dubarry von heute) — Дюбарри
1926 — Выше голову, Чарли! (Kopf hoch, Charly!) — Эдме Маршан
1926 — Мадам не желает детей (Madame wünscht keine Kinder) — танцовщица
1927 — Его величайший обман (Sein größter Bluff) — Иветта
1927 — Кафе Электрик (Café Electric) — Эрни
1929 — Целую вашу руку, мадам (Ich küsse Ihre Hand, Madame) — Лоранс Жерар
1929 — Женщина, которая желанна (Die Frau, nach der Man sich sehnt) — Сташа
1929 — Опасности брачного периода (Gefahren der Brautzeit) — Эвелин
1930 — Голубой ангел (Der blaue Engel) — Лола-Лола
1930 — Марокко (Morocco) — Эми Джолли
1931 — Обесчещенная (Dishonored) — Мэри Колверер
1932 — Белокурая Венера (Blonde Venus) — Хэлен Фарадэй
1932 — Шанхайский экспресс (Shanghai Express) — Магдален / Лили Шанхай
1933 — Песнь песней (Song of Songs) — Лили Кжепанек
1934 — Кровавая императрица (The Scarlet Empress) — Екатерина II
1935 — Дьявол — это женщина (The Devil is a Woman) — Кончита Пэрез
1936 — Желание (Desire) — Маделен де Бюпрэ
1936 — Сад Аллаха (The Garden of Allah) — Домини Энфильден
1937 — Рыцарь без доспехов (Knight Without Armour) — герцогиня Алесандра Владинофф
1937 — Ангел (Angel) — Мария ‘Ангел’ Бэйкер
1939 — Дестри снова в седле (Destry Rides Again) — Фрэнчи
1940 — Семь грешников (Seven Sinners) — Бижу Бланш
1941 — Энергия (Manpower) — Фэй Дуваль
1942 — Так хочет леди (The Lady is Willing) — Элизабет Мадден
1942 — Негодяи (The Spoilers) — Шэрри Малотт
1942 — Питтсбург (Pittsburg) — Джоси ‘Ханки’ Винтерс
1942 — Нью-орлеанский огонек (The Flame of New Orleans) — Клэр Леду / Лили
1944 — Кисмет (Kismet) — Джамилла
1944 — Следуя за парнями (Follow the Boys) — камео
1946 — Мартин Руманьяк (Martin Roumagnac) — Бланш Ферранд
1947 — Золотые серьги (Golden Earrings) — Лидия
1948 — Зарубежный роман (A Foreign Affair) — Эрика фон Шлютов
1949 — Головоломка (Jigsaw) — камео
1950 — Страх сцены (Stage Fright) — Шарлотт Инвуд
1951 — На небе нет шоссе (No Highway in the Sky) — Моника Тисдейл
1951 — Пресловутое ранчо (Rancho Notorious) — Алтар Кин
1956 — Вокруг света за 80 дней (Around the World in 80 Days) — хозяйка салона
1957 — Монте-Карло (Montecarlo) — Мария де Крэвесье
1957 — Свидетель обвинения (Witness for the Prosecution) — Кристина Хельм / Воул
1957 — Печать зла (Touch of Evil) — Тана
1961 — Нюрнбергский процесс (Judgment at Nuremberg) — госпожа Бертхольт
1962 — Черная лиса. Правдивая история Адольфа Гитлера (The Black Fox. The True Story of Adolf Hitler) — диктор
1964 — Париж, когда там жара (Paris When It Sizzles) — камео (в титрах не указана)
1978 — Прекрасный жиголо, бедный жиголо (Schöner Gigolo, armer Gigolo) — баронесса фон Зомеринг
1984 — Марлен (Marlene) — голос за кадром.