Марк Анатольевич Захаров (настоящая фамилия — Ширинкин). Родился 13 октября 1933 года в Москве — умер 28 сентября 2019 года в Москве. Советский и российский режиссёр театра и кино, сценарист, педагог, профессор. Народный артист СССР (1991).
Марк Захаров родился 13 октября 1933 года в Москве.
Мать — Галина Сергеевна Бардина — окончила театральную студию Юрия Завадского, преподавала в детских драмкружках. Умерла от разрыва сердца в 54 года. Дед по материнской линии был белым офицером, воевал в армии Колчака, затем эмигрировал в Австралию. Его жена Софья Николаевна Бардина решила остаться в России, работала заведующей детского дома.
Отец — Анатолий Ширинкин — обучался в Воронежском кадетском корпусе, с началом революции вступил в Красную армию. Впоследствии перебивался случайными заработками. В 1934 году был арестован по 58-й статье на три года с последующей высылкой. Участник Великой Отечественной войны, по окончании служил в Московском гарнизоне. В 1949 году был снова выслан как ранее судимый. Умер в преклонном возрасте. Дед по отцу был русским дворянином, революционером, занимался журналистикой, погиб на фронте во время Первой мировой войны.
Его родители познакомились в 1931 году.
«Отец рассказал, что мой дед был женат на еврейке-караимке, стало быть, заключил я, мой отец наполовину еврей, я — на четверть», — рассказывал Марк Анатольевич. При этом он отмечает, что, будучи на четверть евреем, «всегда считал себя русским, хотя отец потом признался, что в роду изначально, с XIII века, присутствовала ещё и татарская кровь».
С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров. Кстати, вместе с ним занимался будущий кинорежиссер Андрей Тарковский.
После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов.
По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова «вещий сон», он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ — Российскую академию театрального искусства).
В 1955 году окончил актёрский факультет ГИТИСа, где его педагогами были И. М. Раевский, Г. Г. Конский, П. В. Лесли).
Еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой.
С осени 1955 года — актёр Пермского областного драматического театра.
Марк Захаров в молодости
Режиссурой начал заниматься в 1956 году в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета, некоторые из его учеников получили известность. Именно там, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может «держать внимание большого коллектива людей» и руководить постановочным процессом.
Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте.
В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров «приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык».
В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. Этот театр стал той «стартовой площадкой», с которой Захаров «вошел в профессиональную режиссуру».
В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль «Доходное место» по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене.
В 1969 году Захаров стал режиссером комедии Аркадия Арканова и Григория Горина «Банкет» (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем — соавтором многих спектаклей Захарова). Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям. Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия «повисла на волоске», и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского «Разгром» Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии.
Марк Захаров и Олег Янковский
В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года — Московский театр Ленком). Его постановки на сцене театра: «Автоград XXI» (Юрий Визбор, Захаров, 1973), «Тиль» (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), «В списках не значился» (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), «Жестокие игры» (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), «Юнона и Авось» (Андрей Вознесенский, музыка Рыбникова, 1981), «Оптимистическая трагедия» (Всеволод Вишневский, 1983), «Три девушки в голубом» (Людмила Петрушевская, 1985), «Диктатура совести» (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара Ленкома на долгие годы.
Марк Захаров и Александр Абдулов
Отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов. Среди театральных работ этого времени следует выделить спектакли «Мудрец» (по Островскому, 1989), «Поминальная молитва» (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), «Школа для эмигрантов» (Дмитрий Липскеров, 1990) «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), «Чайка» (Антон Чехов, 1994), «Королевские игры» (Горин — Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), «Варвар и еретик» (по роману Федора Достоевского, 1997), «Мистификация» (Нина Садур, 1999), «Шут Балакирев» (Г.Горин, 2001), «Плач палача» (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), «Ва-банк» (по Николаю Островскому, 2004), «Женитьба» (по Николаю Гоголю, 2007).
Успех постановок Ленкома, по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр «стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти». С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова «существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным — и декорация, и костюмы, и шутки, и песни».
Марк Захаров и Елена Шанина
Захаров не раз говорил, что главное в его жизни достояние и гордость — звездная плеяда актеров Ленкома. На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Елена Шанина, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Сергей Чонишвили, Виктор Раков, Сергей Степанченко и другие.
Марк Захаров и Николай Караченцов
Марк Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении, в частности, экранизировал ряд пьес Евгения Шварца и Григория Горина в жанре фантастической притчи.
Среди его кинофильмов — любимые кинозрителями «Двенадцать стульев» (1976), «Обыкновенное чудо» (1978), «Тот самый Мюнхгаузен» (1979), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988). Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как «Белое солнце пустыни» (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), «Земля Санникова» (1972), «Звезда пленительного счастья» (1975) и другие.
Марк Захаров на съемках фильма «Двенадцать стульев»
Общественно-политическая позиция Марка Захарова
В 1989 году был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей СССР. Состоял в КПСС. В прямом эфире программы «Взгляд» сжёг свой партийный билет.
В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием, Захаров в его состав включен не был.
В марте 2014 года значился в числе тех, кто подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина по отношению к Украине. Однако позже заявил, что не ставил своей подписи под «фальшивкой провокационного характера» и добавил, что с предложением подписать письмо в поддержку Путина к нему никто не обращался.
Являлся доверенным лицом Всероссийской партии «Единая Россия» на выборах в Государственную думу VII созыва.
Педагогическая деятельность Марка Захарова
Работу в театре Марк Захаров много лет сочетает с преподавательской деятельностью. Ещё в 1983 году художественный руководитель Московского академического театра имени В.В. Маяковского А.А. Гончаров пригласил его в ГИТИС преподавать режиссуру.
Марк Захаров — профессор кафедры режиссуры РИТИ. Он секретарь Союза театральных деятелей РФ, член Союза кинематографистов СССР, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств «НИКА», академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России, член СП Москвы (1999).
Автор многих статей по вопросам театра и политики, а также книг «Контакты на разных уровнях» и «Суперпрофессия», посвящённых проблемам современной режиссуры.
Умер 28 сентября 2019 года в Москве от воспаления легких. Марк Захаров похоронен на Новодевичье кладбище 1 октября рядом с могилами Станислава Говорухина, Олега Табакова и Леонида Броневого.
Марк Захаров в программе «Сегодня вечером»
Рост Марка Захарова: 175 сантиметров.
Личная жизнь Марка Захарова:
Супруга — Нина Тихоновна Лапшинова (10.05.1932 — 10.09.2014), актриса.
Они поженились в 1956 году. В 1962-м у пары родилась дочь Александра. В кино самой известной работой Лапшиновой стала роль жены отца Федора в картине Марка Захарова «12 стульев».
Марк Захаров и Нина Лапшинова
Дочь — Александра Захарова — актриса «Ленкома», Народная артистка Российской Федерации.
Марк Захаров c дочерью Александрой
Фильмография Марка Захарова:
1970 — Умеете ли вы жить? — эпизод
Озвучивание Марка Захарова:
1982 — Дом, который построил Свифт — автор (нет в титрах)
Режиссерские работы Марка Захарова:
1969 — Швейк во Второй мировой войне (телеспектакль, совместно с Алиной Казьминой)
1969 — Две комедии Бранислава Нушича (фильм-спектакль)
1972 — Стоянка поезда — две минуты (с А. С. Орловым)
1974 — Проснись и пой (фильм-спектакль)
1974 — Пир во время чумы (фильм-спектакль)
1976 — Двенадцать стульев
1978 — Парень из нашего города (фильм-спектакль)
1978 — Обыкновенное чудо
1979 — Тот самый Мюнхгаузен
1981 — Именем земли и солнца (фильм-спектакль)
1982 — Дом, который построил Свифт
1983 — Юнона и Авось (фильм-спектакль)
1984 — Формула любви
1988 — Убить дракона
1988 — Три девушки в голубом (фильм-спектакль)
1988 — Диктатура совести (фильм-спектакль)
1993 — Поминальная молитва (фильм-спектакль)
2002 — Шут Балакирев (фильм-спектакль)
2004 — Юнона и Авось (фильм-спектакль)
2004 — Мудрец (фильм-спектакль)
2004 — Ва-Банк (фильм-спектакль)
2005 — Чайка (фильм-спектакль)
2005 — Королевские игры (фильм-спектакль)
2005 — Варвар и еретик (фильм-спектакль)
2005 — Безумный день, или Женитьба Фигаро (фильм-спектакль)
2009 — Женитьба (фильм-спектакль)
2011 — Шут Балакирев (фильм-спектакль)
2011 — Вишневый сад (фильм-спектакль)
2012 — Пер Гюнт (фильм-спектакль)
2012 — Женитьба (фильм-спектакль)
2014 — Небесные странники (фильм-спектакль)
Сценарии Марка Захарова:
1966-1973 — Фитиль (короткометражный)
1969 — Белое солнце пустыни (принимал участие — письма красноармейца Сухова)
1970 — Спеши строить дом (автор закадрового текста)
1970-1973 — Наши соседи (фильм-спектакль)
1972 — Стоянка поезда — две минуты
1973 — Земля Санникова
1975 — Звезда пленительного счастья
1975 — Ни стать, ни сесть (фильм-спектакль)
1975 — Весна двадцать девятого
1976 — Двенадцать стульев
1978 — Обыкновенное чудо
1987 — Честь имею
1988 — Убить дракона
1988 — Проводим эксперимент (фильм-спектакль) — автор пьесы
1989 — Узник замка Иф
2012 — Пер Гюнт (фильм-спектакль)