Марк Григорьевич Розовский. Родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском. Советский и российский режиссер, драматург, сценарист, композитор, актер, прозаик, поэт. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1994). Народный артист Российской Федерации (2004). Художественный руководитель театра «У Никитских ворот».
Марк Розовский родился 3 апреля 1937 года в Петропавловске-Камчатском в семье инженеров-строителей.
Имеет еврейские, греческие и русские корни.
Отец — Семен Михайлович Шлиенгер, инженер-строитель, еврей.
Мать — Лидия Михайловна, инженер-строитель, имела греческие и русские корни.
Отчим — Григорий Захарович Розовский, инженер.
Родители Марка окончили Московский инженерно-строительный институт и в 1930-е годы приехали на Камчатку работать по специальности. Его отца арестовали через полгода после его рождения в 1937 году. Семен Шлиенгер много лет провел в лагерях (отсидел в общей сложности 18 лет).
После ареста отца мать уехала в Москву к своей матери, Александре Даниловне. В столице она развелась с отцом Марка и вышла замуж за инженера Григория Розовского. Именно от него Марк получил свое отчество и фамилию.
Сам себя Марк Розовский определяет как еврея, при этом отмечает: «Я вырос в России, получил русскоязычное образование, поэтому в большей степени чувствую себя человеком русской культуры».
Жили в центре Москвы. Во время войны были в эвакуации сначала в Анапе, затем в Махачкале, далее на пароходе перебрались в туркменский городок Красноводск, а затем отправились к родственникам в Куйбышев. После окончания войны вернулись в столицу.
С 1958 года руководил студенческим театром МГУ «Наш дом», получившим широкую известность.
В 1960 году окончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова.
Марк Розовский в молодости
После закрытия театра «Наш дом» в 1969 году ставил спектакли во МХАТе, в Большом драматическом театре в Ленинграде, в московском Театре русской драмы, Театре оперы и балета им. Кирова, Академическом театре им. Пушкина, Театре им. Ленсовета в Ленинграде, Театре им. Маяковского, в Театре кукол им. С.В. Образцова, театре Польском во Вроцлаве.
В 1960-е годы сотрудничал в «Литературной газете». Работал в журнале «Юность», где вёл популярные рубрики сатиры и юмора.
В 1964 году окончил Высшие сценарные курсы.
В 1975 году поставил первую в СССР рок-оперу «Орфей и Эвридика».
Член Союза писателей СССР с 1976 года.
В 1983 году Розовский организовал Театр «У Никитских ворот» и стал его художественным руководителем. Поставил множество спектаклей. Показал себя как первопроходец и первооткрыватель. Он создал абсолютно новые формы инсценировки русской классической прозы, дерзко превратив в мюзиклы «Бедную Лизу» Карамзина и «Историю лошади» Толстого, и удивил всех при этом еще и тем, что всю музыку, песни на стихи Юрия Ряшенцева, он тоже придумал сам. Среди лучших спектаклей, поставленных Розовским, — «Доктор Чехов», «Говорит Москва, или День открытых убийств», «Майн кампф», «Романсы с Обломовым», «Дядя Ваня». У Розовского есть множество спектаклей, где присутствует еврейская тематика. Например, «Гамбринус» — мюзикл, который идёт с невероятным успехом, также есть постановка по роману Зингера «Фокусник из Люблино», где главный герой, пройдя сложный путь, возвращается к истокам, к своей религии.
Автор пьес «Концерт Высоцкого в НИИ», «Кафка: отец и сын», «Триумфальная площадь» (о Мейерхольде), «Песни нашего двора». Спектакль Марка Розовского «История лошади» (по рассказу Л.Толстого) поставлен на Бродвее (США), в Национальном Лондонском театре, в Мадриде, Стокгольме, Токио, Сеуле, Риге, Хельсинки и др.
Работал в кино. Является автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетёра», либретто оперы «Пятое путешествие Колумба».
Сыграл несколько ролей в кино. Наиболее известной является роль аптекаря Орла в военной драме «Тяжёлый песок» по мотивам одноименного романа Анатолия Рыбакова.
Марк Розовский в сериале «Тяжелый песок»
Член общественного совета Российского еврейского конгресса. Лауреат премии Федерации еврейских общин России «Человек года» (2006).
Имеет благодарность Президента РФ за активное участие в работе Комиссии по помилованию при Президенте РФ (2002).
Дважды лауреат национальной премии «Россиянин года» (2006 и 2012).
В 2007-2008 годах член Высшего Совета политической партии «Гражданская сила».
Марк Розовский — Когда фонарики качаются ночные
Рост Марка Розовского: 168 сантиметров.
Личная жизнь Марка Розовского:
Четыре раза был женат.
О первых трех браках он рассказывать не любит. От них у него две дочери — Мария и Александра.
Александра родилась в браке с актрисой Светланой Сергиенко.
Марк Розовский и Светлана Сергиенко с дочерью Александрой
Дочь Мария Розовская окончила факультет журналистики МГУ имени Ломоносова, работает заведующей литературной частью Театра «У Никитских ворот». Муж — Владислав Флярковский, журналист, ведущий «Новостей культуры» на телеканале «Культура». У Марии двое сыновей: Илья (1989 г.р.) и Вениамин (1999 г.р.).
Дочь Александра Розовская — актриса Российского молодежного театра. Ее артистическая деятельность началась с 13 лет в мюзикле «Норд-Ост», где она играла Катю Татаринову и во время захвата заложников чеченскими террористами находилась на сцене театрального центра на Дубровке. С 2014 года у нее начались отношения с коллегой Денисом Шведовым. 21 июня 2016 Александра родила от Шведова дочь, а в апреле 2018 года у них родился сын.
Четвертая жена — Татьяна Иосифовна Ревзина. Она почти на 25 лет младше его. Познакомились, когда Татьяна пришла устраиваться на работу в Театр «У Никитских ворот». Оба тогда состояли в браке, но покинули свои семьи и создали новую. Позже Татьяна стала директором и музыкальным руководителем театра. Пара воспитывает сына Семена.
Марк Розовский и Татьяна Ревзина
Марк Розовский и Татьяна Ревзина с сыном Семеном
Обвинение в изнасиловании
В 2018 году, в эфире телепередачи «Прямой эфир» бывшая актриса театра «У Никитских ворот» Фатима Абаскулиева обвинила Розовского в изнасиловании, якобы имевшем место в 2006 году.
Фатима Абаскулиева — азербайджанская актриса и певица. Она заявила, что 12 лет назад театральный режиссер принудил ее вступить с ним в интимную связь. Но лишь в марте 2018-го она нашла в себе силы заговорить об этом.
Фатима родилась в Азербайджане, с раннего возраста начала петь, в 19 лет юная артистка поехала покорять Москву.
Она рассказывала: «Я была юной наивной студенткой. На третьем курсе ГИТИСа я перевелась в мастерскую Марка Григорьевича Розовского — народного артиста, профессора. Была принята с распростертыми объятиями. Как-то раз он подошел ко мне и сказал, что хочет поговорить о моей карьере. Вне театра. Я приехала по указанному адресу и последовала за ним. Мы стали спускаться вниз, это было подвальное помещение. Он начал говорить, какая я замечательная и что должен меня почувствовать», — поделилась Абаскулиева. Затем Розовский провел ее в комнату, где стояла большая кровать, там она якобы вступила в интимную связь с режиссером. «Он заказал чай и сказал, что это наш секрет. Что я должна молчать об этом и всегда быть готовой увидеться с ним, когда он захочет. Я не понимала, как такое возможно. Я относилась к нему как к своему учителю, который разглядел во мне талант. После этого я начала обвинять во всем себя и решила, что нужно об этом забыть», — поведала Фатима.
В дальнейшем Абаскулиева, по ее словам, старалась не искать встречи с Розовским. Это продолжалось до тех пор, пока режиссер снова не вышел с ней на связь. «Я его боялась и не могла ему ничего сказать. Это была вторая и последняя встреча. Мне казалось, что я виновата, я думала, может быть, все дело в моем внешнем виде. Тогда я одевалась достаточно ярко», — сказала актриса.
Марк Розовский и Фатима Абаскулиева
Обращаясь к Розовскому Фатима, заявила: «Противный, отвратительный, двуличный. Я оказалась жертвой своего педагога. Марк Розовский домогается своих студенток, говорит о сауне и групповых сексуальных контактах. И не только говорит, но и делает. Марк Григорьевич, пришло возмездие. Нельзя было так поступать со мной и мучать меня на протяжении шести лет и шантижировать. Вы склоняете своих студенток и актрис театра к сексуальному рабству. Я не уважаю метод ваших постановок и вас как человека».
«Я хочу наказать этого человека», — добавила Абаскулиева.
Актриса Екатерина Кмит, работавшая с Розовским, также заявила, что подверглась домогательствам со стороны режиссера. По словам артистки, как-то раз он якобы предложил лечь с ним в кровать: «На следующий день он сказал: «Я жду тебя». Это говорит о его поведении в театре. Весь театр это прекрасно знал».
Сам Марк Розовский отверг обвинения со стороны Фатимы Абаскулиевой, отметив, что с Абаскулиевой вообще не общался, а из театра она была уволена за неудовлетворительную работу.
«Бред сивой кобылы. Вы меня обескуражили. Не то, чтобы общения, а даже намека на общение не было. Нигде, ни в кафе, ни в каком-то доме не был с ней наедине. Она действительно немножко тронутая. Была выгнана из театра за то, что начала что-то изображать на сцене. Она неадекватная дама, поэтому была исключена», — заявил Розовский.
Марк Розовский и Фатима Абаскулиева. Прямой эфир
Болеет за московский «Спартак».
Фильмография Марка Розовского:
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие — эпизод
2005 — Эпизоды. Виктор Славкин (документальный)
2007 — Культурный слой. МиМы. Искусство пантомимы (документальный)
2008 — Человек в кадре. Владимир Фёдоров (документальный)
2008 — Человек в кадре. Илья Рутберг (документальный)
2008 — Алексей Арбузов. Сказки и быль (документальный)
2008 — Тяжёлый песок — Орёл, аптекарь
2009 — Бриллиантовая ручка короля комедии. Яков Костюковский (документальный)
2009 — Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный)
2010 — Спето в СССР. Песня мушкетёров (документальный)
2012 — Пятая графа. Эмиграция (документальный)
2012 — Человек (короткометражный)
2017 — Тайны кино. Д’Артаньян и три мушкетера (документальный)
Режиссерские работы Марка Розовского:
1970 — Бедная Лиза (фильм-спектакль)
1977 — Кто есть кто? (фильм-спектакль)
1978 — Мораль пани Дульской (фильм-спектакль)
1982 — Кафедра (фильм-спектакль)
1983 — Золотая рыбка (фильм-спектакль)
1988 — Мертвые души (фильм-спектакль)
1989 — История лошади (фильм-спектакль)
1990 — Страсти по Владимиру
1992 — Гамбринус (фильм-спектакль)
1999 — Пир во время чумы и другие стихи поэта (фильм-спектакль)
1999 — Два Набоковых (фильм-спектакль)
2011 — Носороги (фильм-спектакль)
Сценарии Марка Розовского:
1966-1987 — Фитиль (короткометражный)
1967 — Семь нот в тишине… (документальный)
1972 — Синие зайцы, или Музыкальное путешествие
1974 — Приключения в городе, которого нет
1975 — Какого рожна хочется? (анимационный)
1978 — Будьте готовы, Ваше Высочество
1979 — Д’Артаньян и три мушкетёра
1982 — Кафедра
1983 — Золотая рыбка (фильм-спектакль)
1990 — Страсти по Владимиру
1992 — Гамбринус (фильм-спектакль)
1999 — Два Набоковых (фильм-спектакль)
Вокал Марка Розовского в кино:
1979 — Д’Артаньян и три мушкетёра — песня «Шпионы кардинала»
Работы Марка Розовского как композитора:
1992 — Гамбринус (фильм-спектакль)
Библиография Марка Розовского:
1970 — Театр живой газеты
1973 — Режиссёр зрелища
1976 — Самоотдача: Из опыта работы одной студии: Размышления и документы
1983 — Превращение
1989 — Театр из ничего
1996 — Чтение «Дяди Вани»
2003 — К Чехову…
2006 — Дело о «конокрадстве»
2008 — Сказки для Саши
2008 — Штучки
2010 — Изобретение театра
2013 — Папа, мама, я и Сталин
2013 — Новые штучки
2015 — Ставлю Гамлета