Марк Наумович Бернес (урожденный Менахем-Ман Неухович Нейман). Родился 25 сентября (8 октября) 1911 года в Нежине Черниговской губернии — умер 16 августа 1969 года в Москве. Советский актёр театра и кино, певец. Народный артист РСФСР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1951).
Менахем-Ман Нейман, ставший широко известным как Марк Бернес, родился 25 сентября (8 октября по новому стилю) 1911 года в Нежине Черниговской губернии в еврейской семье.
Отец — Неух Шмуэлевич (Наум Самойлович) Нейман, родом из Старобыхова Могилёвской губернии, был служащим в артели по сбору утильсырья.
Мать — Фрума-Махля Липовна (Фаня Филипповна) Вишневская, домохозяйка.
В 1916 году семья переехала в Харьков, где Марк и вырос.
Окончил школу-семилетку, после чего родители отправили его учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако он училище бросил и поступил в театральный техникум. Параллельно работал статистом в Харьковском театре «Муссури». На сцене этого театра сыграл свою первую роль — заменил заболевшего артиста. Его высоко оценил знаменитый в то время режиссёр Н.Н. Синельников. Именно тогда он и взял себе сценический псевдоним Бернес.
В возрасте семнадцати лет в 1929 году отправился в Москву, где стал работать статистом в нескольких театрах, в том числе Малом и Большом.
В 1930-1933 годах в Московском драматическом театре играл небольшие роли. Позже он называл своим учителем артиста Николая Мариусовича Радина.
С 1936 года снимался в кино, дебютировав в эпизоде картины «Заключённые». В 1937-м сыграл шпиона Красовского в драме «Шахтёры».
Марк Бернес в фильме «Шахтёры»
В 1938-м исполнил роль Кости Жигилёва, красногвардейца Путиловского завода в известной картине «Человек с ружьём». Тогда же обратил на себя внимание исполнением песни «Тучи над городом встали».
Марк Бернес в фильме «Человек с ружьём»
Удачной стала работа 1939 года — главная роль в военной картине «Истребители». Его герой — лейтенант Сергей Кожухаров. В фильме он спел песню «Любимый город».
Марк Бернес в фильме «Истребители»
Звездой первой величины Бернес стал во время войны благодаря своим работам в военных картинах, прежде всего в фильме «Два бойца». В ленте он сыграл бойца Аркадия Дзюбина, бывшего в мирной жизни сварщиком-судостроителем. В фильме он исполнил свои знаменитые песни «Тёмная ночь» и «Шаланды».
Марк Бернес в фильме «Два бойца»
Член КПСС с 1953 года.
В 1950-х-1960-х годах Марк Бернес создал в кино ряд сложных характеров, воплотил образы людей с нелёгкой судьбой — таких, как Умара Магомет («Далеко от Москвы»), Еремей Лукич Окладников («Море студёное»), Чубук («Школа мужества»), Родионов («Они были первыми»), Огонёк («Ночной патруль»).
В 1951 году ему была присуждена Сталинская премия первой степени за исполнение роли Умары Магомета в фильме «Далеко от Москвы».
Марк Бернес в фильме «Море студёное»
Марк Бернес пользовался огромной популярностью не только как актер, но и как исполнитель песен. Его первый публичный концерт как певца состоялся в Свердловске в Доме офицеров 30 декабря 1943 года, после чего последовало концертное турне по Уралу.
Песни Богословского из фильмов («Любимый город», «Спят курганы тёмные», «Шаланды, полные кефали», знаменитая «Тёмная ночь») в исполнении Бернеса зазвучали по радио, были записаны на пластинки (сотрудничество актёра и композитора продолжалось до 1956 года).
Марк Бернес — Темная ночь
В Москве он начал выступать как исполнитель песен с конца 1940-х годов. Сначала на вечерах в Домах творческих союзов. По радио в передаче «Клуб весёлых артистов» от лица своего персонажа шофёра Минутки («Великий перелом», 1945) исполнял «Песенку фронтового шофёра» («Путь-дорожка фронтовая») Мокроусова, «В жизни так случается» Соловьёва-Седого и др.
Продолжая сниматься в кино, Бернес всё больше внимания уделял эстраде, которая давала широкий простор для реализации его творческих замыслов. Он стал активно работать над созданием собственного репертуара. Предъявляя высокие требования и к музыке, и к стихам, артист долго и придирчиво работал с поэтами и композиторами.
В 1950-1960-е годы песенный репертуар Бернеса пополнился такими произведениями, как «Москвичи» (А. Эшпай — Е. Винокуров), «Если бы парни всей земли» (В. Соловьёв-Седой — Е. Долматовский), «Я люблю тебя, жизнь» (Э. Колмановский — К. Ваншенкин).
В 1960 году на стадионе в Лужниках в программе Московского мюзик-холла Бернес впервые исполнил песню «Враги сожгли родную хату» М. Блантера на стихи М. Исаковского, написанную за 15 лет до того, в 1945 году, и лишь однажды прозвучавшую тогда по радио (в исполнении В. Нечаева). В лице Бернеса песня обрела интерпретатора, сумевшего раскрыть весь её трагический смысл и сделавшего песню широко популярной.
Позже вышли другие его песни: «Хотят ли русские войны» (Э. Колмановский — Е. Евтушенко), «Я спешу, извините меня» (Я. Френкель — К. Ваншенкин), «Я работаю волшебником» (Э. Колмановский — Л. Ошанин) и мн. др. В четырёхсерийном фильме «Щит и меч» (1968) за кадром в исполнении Бернеса прозвучала песня «С чего начинается Родина» (В. Баснер — М. Матусовский).
Из 82 песен репертуара Бернеса более 40 создано по его заказу или при его непосредственном участии.
Бернес гастролировал по стране и за границей — в Польше, Югославии, Чехословакии, Румынии, Болгарии, получая множество восторженных откликов СМИ. Выступал на английском телевидении.
Смерть Марка Бернеса
В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако при более тщательном обследовании был поставлен куда более страшный диагноз: неоперабельный рак лёгких.
8 июля 1969 года, будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.
Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. При том что на понедельник 18 августа был подготовлен к выходу Указ о присвоении ему звания Народный артист СССР. Однако посмертно почётные звания не присваиваются.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы (участок № 7).
могила Марка Бернеса
В 1978 году советский астроном Н. И. Черник назвал его именем одну из малых планет Солнечной системы — 3038 Bernes.
В 1996 году в Москве, на доме № 1 по Садовой-Сухаревской улице, где последние годы жил М. Н. Бернес, установлена мемориальная доска.
1 апреля 2002 года в Одессе в саду скульптур Литературного музея (ул. Ланжероновская, 2) открыта скульптурная композиция «Шаланды, полные кефали…» (скульптор Т. Судьина), изображающая героев одноимённой песни из кинофильма «Два бойца» — рыбачку Соню и Костю-моряка.
7 октября 2011 года в Нежине в связи со 100-летием со дня рождения Бернеса на доме № 70 по ул. Авдеевской (бывш. Миллионной), где он родился, открыта обновлённая мемориальная доска (с ошибочной датой рождения — 7 октября), а 13 октября 2011 года в Театральном сквере — бронзовый памятник (скульпторы Владимир Чепелик и Александр Чепелик, архитектор Владимир Павленко), в основе которого — кадр из кинофильма «Два бойца»: Аркадий Дзюбин сидит с гитарой в руках. Украден в ночь на 3 мая 2017 года, найден 4 мая 2017 поврежденным (отбитые куски валялись рядом).
Одна из улиц Краматорска носит имя Марка Бернеса.
20 ноября 2015 года на сессии Харьковского городского совета в ходе переименования многих улиц и других объектов города улица Щорса была переименована в честь Марка Бернеса.
Рост Марка Бернеса: 163 сантиметра.
Личная жизнь Марка Бернеса:
Дважды был женат.
Первая жена — Полина (Паола) Семёновна Линецкая (1911-1956). Паола была примой частного Театра Корша, на момент знакомства — замужняя женщина, но ушла от своего мужа, состоятельного инженера, к Марку Бернесу. Поженились в 1932 году. В браке в 1954 году родилась дочь Наталья, она окончила Институт восточных языков при МГУ, ныне живёт в США. Жена умерла от рака спустя два года после рождения дочери, что было сильнейшим ударом для Бернеса.
При этом Бернес, любивший супругу, не стал ей опорой в сложный момент: он испугался — в его семье перед тем от рака умерли отец и сестра, а актер боялся заразиться смертельной болезнью. Муж перестал общаться с женой, приказал домработнице разбить дом на две половины, разделил все вещи. Никто не смог переубедить Бернеса. Жена умерла в больнице, где муж её не разу за два месяца не навестил.
Марк Бернес и дочь Наталья
Далее у него был роман с актрисой Изольдой Извицкой. Из-за нее он поссорился с зятем Хрущева Алексеем Аджубеем. Как-то Бернес нарушил правила движения и скрылся с места происшествия. Милиция догнала нарушителей, признала за рулем актера и отпустила. Но протокол был сохранен и об этом узнал отвергнутый соперник. Аджубей тогда возглавлял «Комсомольскую Правду» и развернул кампанию против Бернеса. В ход пошло не только обсуждение его творческих успехов и провалов, но главным образом были извлечены на свет подробности его личной жизни. Публично обсуждались его моральные качества.
17 сентября 1958 года одновременно две центральные газеты начали травлю Бернеса. В «Правде» Георгий Свиридов в статье «Искоренять пошлость в музыке» подверг артиста несправедливым и тенденциозным нападкам. В «Комсомольской правде» в фельетоне А. Суконцева и И. Шатуновского «Звезда на «Волге»» нарушение Бернесом правил дорожного движения в максимально мрачных тонах подавалось как «поведение, недостойное советского артиста». Следствием этих и нескольких последующих публикаций стало фактическое отлучение Бернеса от съёмок и записей на радио и грампластинки. Путь на эстраду также был закрыт, опала длилась три долгих года. Бернес выживал, дублируя фильмы.
Лишь с 1960 года голос Бернеса снова зазвучал по радио (заглавная песня популярной воскресной передачи «С добрым утром!» (О. Фельцман, стихи О. Фадеевой) и на эстраде.
История с Извицкой закончилась, они расстались. Много лет спустя Алексей Аджубей извинился перед Бернесом.
Изольда Извицкая — любовница Марка Бернеса
Вторая жена — Лилия Михайловна Бодрова (1929-2006). Они познакомились, когда 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В ту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала «Пари-матч» и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. А в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: «Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту».
Поженились в 1960 году. Марк Бернес воспитал сына Бодровой от предыдущих отношений — Жана Люсьеновича Бодрова (1953 г.р.), он окончил операторский факультет ВГИКа, живёт в Москве.
Марк Бернес и Лилия Бодрова
Фильмография Марка Бернеса:
1936 — Заключенные — заключенный (нет в титрах)
1937 — Шахтеры — Красовский, шпион
1938 — Человек с ружьём — Костя Жигилёв, красногвардеец Путиловского завода
1938 — Старая крепость
1939, 1946 — Большая жизнь — Борис Николаевич Петухов, горный инженер
1939 — Истребители — лейтенант Сергей Кожухаров (в титрах как Бернэс)
1940 — Преступление и наказание (короткометражный) — следователь
1941 — Стебельков в небесах (короткометражный) — Стебельков
1941 — Последняя очередь (короткометражный) — лётчик Феденко
1941 — Валерий Чкалов — комментатор авиапарада (нет в титрах)
1941 — Боевой киносборник №8 — Михайло Юрченко, командир танка
1942 — Дорога к звёздам — генерал Кожухаров
1942 — Боевой киносборник №9 — польский рабочий
1943 — Жди меня — эпизод (нет в титрах)
1943 — Два бойца — Аркадий Дзюбин
1944 — Большая земля — Алексей Васильевич Козырев
1945 — Великий перелом — «Минутка», шофер командующего
1948 — Третий удар — матрос Чмыга
1950 — Далеко от Москвы — Умара-Магомет, сварщик
1950 — В степи (короткометражный) — Емельянов, отец Сережи
1951 — Тарас Шевченко — Косарев, капитан
1952 — Максимка — корабельный врач
1953 — Огни на реке — старший помощник капитана
1954 — Школа мужества — Афанасий Чубук
1954 — Море студёное — Окладников Еремей Лукич
1954 — Запасной игрок — Лев Павлович Коломягин, тренер
1956 — Они были первыми — Иван Александрович Родионов
1956 — Дело № 306 — Василий Иванович Градов, подполковник милиции
1957 — Цель его жизни — Иван Максимович Ануфриев, лётчик
1957 — Удивительное воскресенье (V šest ráno na letišti) — Командир ТУ-104
1957 — Ночной патруль — Павел Васильевич Обручев / «Огонёк»
1959 — Особый подход — Николай Дмитриевич Налимов
1959 — Звёзды встречаются в Москве (документальный)
1961 — Чёртова дюжина (Maizes ducis) — Исаак Львович, пассажир
1963 — Это случилось в милиции — Сергей Панфилович Прошин, полковник милиции
1963 — Мелодии Дунаевского (документальный)
1963 — Аппассионата (короткометражный) — Гиль, шофёр Ленина
1966 — Сказки русского леса
1967 — Самая высокая… (фильм-спектакль)
1967 — Женя, Женечка и «катюша» — полковник Караваев (озвучил Григорий Гай)
Озвучивание Марка Бернеса:
1947 — Рюи Блаз (Ruy Blas)
1950 — Адрес неизвестен (Sans laisser d’adresse)
1952 — Покорители вершин (роль Зураба Лежава)
1953 — Хлеб, любовь и фантазия (Pane, amore e fantasia)
1953 — Граф Монте-Кристо (Comte de Monte-Cristo, Le) — Жерар де Вильфор (роль Жака Кастелло)
1953 — Банковский билет в миллион фунтов стерлингов (Million Pound Note, The)
1955 — Счастье Андруса (Andruse õnn) (роль Р.Нууде)
1955 — Салтанат — Джоомарт
1955 — Крушение эмирата — Джафар
1955 — Дым в лесу (короткометражный) — Федосеев
1956 — После шторма (Pēc vētras) (роль Ж.Катлапа)
1956 — Война и мир (Guerra e pace) — Пьер Безухов
1957 — Я скажу правду — Коста (роль Г.Шавгулидзе)
1958 — Мари-Октябрь (Marie-Octobre)
1960 — На пороге бури (Vētra) — Силениек (роль Роберта Мустапса)
1962 — Шестнадцатая весна — текст от автора
Вокал Марка Бернеса:
1938 — Человек с ружьём — песня «Тучи над городом встали»;
1939, 1946 — Большая жизнь — песня «Три года ты мне снилась» (Н.Богословский — А.Фатьянов);
1939 — Истребители — песня «Любимый город» (Н.Богословский — Е.Долматовский);
1943 — Два бойца — песни «Темная ночь», «Шаланды посные кефали», «Бессмертный Ленинград» («Споем, товарищ боевой, о славе Ленинграда…») (Н.Богословский — В.Агатов);
1950 — В степи (короткометражный) — песня «Дорожная» («Городов в России много и дорог красивых много, и людей хороших много — всех их надо повидать…») (А.Лепин — А.Галич);
1954 — Школа мужества — песня «Разгулялся вольный ветер над моею стороной…» (М.Зив — В.Коростылёв);
1957 — Цель его жизни — песня пилотов (В.Юровский — автор слов неизв.);
1957 — Ночной патруль — песня о Родине (А.Эшпай — Л.Ошанин);
1962 — Шестнадцатая весна — песня «Рабочий человек» (Ю.Левитин — М.Матусовский);
1966 — Я родом из детства — поёт песню Владимира Высоцкого «На братских могилах»;
1968 — Щит и меч — песня «С чего начинается Родина» (В.Баснер — М.Матусовский);
1970 — Смерти нет, ребята! — песня «Тёмная ночь» (Н.Богословский — В.Агатов);
1970 — Кавказец родом из Цада (документальный) — песня «Журавли»;
1971 — Поговорить нам необходимо… (документальный)
Песни Марка Бернеса:
Тучи над городом встали из кинофильма «Человек с ружьём» (муз. и сл. П. Арманда);
Любимый город из кинофильма «Истребители» (муз. Н. Богословского, сл. Е. Долматовского);
Спят курганы тёмные из кинофильма «Большая жизнь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
Огонёк (муз. Н. Богословского, Е. Долматовского);
Письмо в Москву (муз. Н. Богословского, сл. М. Тевелева);
Боевые ястребки из кинофильма «Последняя очередь» (муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина);
До свиданья, города и хаты из кинофильма «Стебельков в небесах» (муз. Григория Лобачёва, сл. М. Исаковского);
Тёмная ночь из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Шаланды, полные кефали из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Песня о Ленинграде из кинофильма «Два бойца» (муз. Н. Богословского, сл. М. Голодного);
Наша любовь из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. В. Агатова);
Три года ты мне снилась из кинофильма «Большая жизнь. 2 серия» (муз. Н. Богословского, сл. А. Фатьянова);
В жизни так случается (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Песенка фронтового шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. Н. Лабковского и Б. Ласкина);
Полевая почта (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Морская песенка (муз. Н. Богословского, сл. В. Дыховичного и М. Слободского);
Далеко от дома (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
В дальнем рейсе (муз. Ю. Левитина, сл. Н. Лабковского);
Дорожная из кинофильма «В степи» (муз. А. Лепина, сл. А. Галича);
Собачка верная моя из кинофильма «Тарас Шевченко» (русская народная песня терских казаков);
Песенка влюблённого шофёра (муз. Б. Мокроусова, сл. В. Бахнова и Я. Костюковского);
Разгулялся вольный ветер из кинофильма «Школа мужества» (муз. М. Зива, сл. В. Коростылёва);
Песня посвящается моя (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Дружеский подарок москвича (Привет Бухаресту) (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского (рус.) и К. Пастрамэ (румын.));
Когда поёт далёкий друг (муз. Б. Мокроусова, сл. Я. Хелемского);
Мы в этом сами виноваты (Мужской разговор) (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Песня (Романс) Рощина из кинофильма «Разные судьбы» (муз. Н. Богословского, сл. Н. Доризо);
Воспоминание об эскадрилье «Нормандия» (муз. М. Фрадкина, Е. Долматовского);
Песня о Родине из кинофильма «Ночной патруль» (муз. А. Эшпая, сл. Л. Ошанина);
Песня пилотов из кинофильма «Цель его жизни» (муз. В. Юровского, авт. сл. неизв.);
Песенка-импровизация из кинофильма «Звёзды встречаются в Москве» (авторы неизвестны);
Если бы парни всей земли (муз. В. Соловьёва-Седого, Е. Долматовского);
Вечерняя песня (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. А. Чуркина);
Злата Прага (Песня о Праге) (муз. Гарри Мацоурека, сл. Я. Хелемского);
Москвичи (Серёжка с Малой Бронной) (муз. А. Эшпая, сл. Е. Винокурова);
Песня туристов (муз. М. Табачникова, сл. Я. Хелемского);
Я люблю тебя, жизнь (муз. Э. Колмановского, сл. К. Ваншенкина);
Перекрёсток (муз. Э. Колмановского, сл. Виктора Орлова);
Старому другу (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. М. Матусовского);
С добрым утром (муз. О. Фельцмана, сл. Ольги Фадеевой);
Хотят ли русские войны (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Течёт река Волга из кинофильма «Течёт Волга» (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Рабочий человек из кинофильма «Шестнадцатая весна» (муз. Ю. Левитина, сл. М. Матусовского);
Где же ты, друг (муз. М. Фрадкина, сл. Л. Ошанина);
Настоящие мужчины (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана и М. Владимова);
Песня о кино (муз. Я. Френкеля, сл. М. Танича);
Сыновья (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Солдаты (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Я спешу, извините меня (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Моя Москва (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна);
Напиши мне, мама, в Египет (муз. Я. Френкеля, сл. Л. Ошанина);
Американцы, где ваш президент? (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Песенка моего друга (муз. О. Фельцмана, сл. Л. Ошанина);
Я работаю волшебником (муз. Э. Колмановского, сл. Л. Ошанина);
Пани Варшава (муз. Э. Колмановского, сл. Я. Хелемского);
Слушай, Земля (муз. Э. Колмановского, сл. Александра Кравченко);
Слышишь, я жду, приходи (муз. А. Островского, сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова);
Служи, солдат! (муз. О. Фельцмана, сл. В. Сергеева);
Воспоминание об Алжире (муз. В. Мурадели, Е. Долматовского);
Новобранцы (муз. Р. Майорова, сл. Д. Иванова);
Нелётная погода (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Убийцы ходят по земле (муз. Э. Колмановского, сл. Е. Евтушенко);
Тополя (муз. Я. Френкеля, сл. К. Ваншенкина);
Гитара (муз. В. Соловьёва-Седого, сл. Андрея Лядова);
Песня издалека (муз. Виктора Драманта, сл. Владимира Бута);
Я улыбаюсь тебе (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Я не забуду (муз. А. Эшпая, сл. В. Котова и Л. Дербенёва);
На братских могилах (муз. и сл. В. Высоцкого);
Холода, холода (муз. и сл. В. Высоцкого);
Всё ещё впереди (муз. Э. Колмановского, сл. К. Кулиева, пер. Н. Гребнева);
Враги сожгли родную хату (Прасковья) (муз. М. Блантера, сл. М. Исаковского);
Красный командир (муз. Б. Терентьева, сл. Марии Швечиковой);
Когда разлюбишь ты (муз. Э. Колмановского, сл. И. Гофф);
Последний урок (муз. Я. Френкеля, сл. В. Лифшица);
Грустная песенка (муз. Я. Френкеля, сл. М. Светлова);
Здравствуйте, дети (муз. И. Якушенко, сл. Л. Дербенёва);
Песня о Белграде (муз. Я. Френкеля, сл. Я. Хелемского);
А самолёты сами не летают (муз. Я. Френкеля, сл. И. Шаферана);
С чего начинается Родина из кинофильма «Щит и меч» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского);
На площади Красной (муз. Б. Савельева, сл. Л. Дербенёва);
Огромное небо (муз. О. Фельцмана, сл. Р. Рождественского);
Журавли (муз. Я. Френкеля, сл. Р. Гамзатова, пер. Н. Гребнева)