Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа (латыш. Māris Rūdolfs Liepa). Родился 27 июля 1936 года в Риге — умер 26 марта 1989 года в Москве. Советский и латышский артист балета, балетный педагог, актёр. Народный артист СССР (1976). Лауреат Ленинской премии (1970).
Марис Лиепа родился 27 июля 1936 года в Риге.
Отец — Эдуард Лиепа, пел в либавском хоре, потеряв голос, работал мастером сцены в Театре оперы и балета в Риге.
Марис имел хороший голос. Друг тца — директор театра Р. Берзиньш — предложил Марису петь в хоре мальчиков в постановке оперы «Кармен». Так состоялся его сценический дебют.
Рос болезненным ребенком и по совету еще одного друга отца, директора балетной студии Б. Милевича, в целях укрепления здоровья, родители отдали сына в балетную студию при Латвийской опере, впоследствии преобразованную в Рижское хореографическое училище. В ней бывший танцовщик Б. Милевич состоял завучем. И хотя мать мечтала, что сын станет преуспевающим врачом, отец настоял на своём, желая, чтобы хилый мальчик окреп и развился физически.
В училище преподавали артисты балета. Солист В. Блинов первым обратил внимание на маленького Мариса как на будущего характерного танцовщика. В 13 лет Марис уже танцевал не только роли в детских балетах, но и выступал во взрослых партиях, исполняя краковяк и мазурку в «Бахчисарайском фонтане», сегидилью в «Дон Кихоте», китайского кули в «Красном маке», половецкого мальчика в опере «Князь Игорь», страшилище в «Аленьком цветочке». А в «Ромео и Джульетте» исполнил роли Шута, друга Тибальда, слугу Монтекки и юношу из толпы. Всего таких ролей в его биографии было около сотни. Наряду с работой занимался спортивной гимнастикой и плаванием, завоевал титул чемпиона Латвии по плаванию вольным стилем на средние дистанции.
Весной 1950 года несколько учеников и в их числе Марис были направлены на Всесоюзный смотр хореографических училищ в Москве. Вместе со Г. Ждановой и И. Карулис танцевал па-де-труа из «Щелкунчика» и «Мазурку» в постановке своего учителя В. Блинова. Рижское хореографическое училище заняло на смотре первое место вместе с училищами Москвы, Ленинграда и Алма-Аты.
В 1953 году, набирая мужской класс, Н. Тарасов пригласил в Москву Мариса. И 2 сентября 1953 года 17-летнего рижанина приняли в Московское хореографическое училище (ныне Московская академия хореографии). Театр не дал ему стипендии, и родители продали дачу на Взморье, чтобы сын мог учиться.
1 мая 1955 года на выпускном вечере Марис станцевал спектакль «Щелкунчик» целиком. Спектакль прошёл на сцене филиала Большого театра (ныне Театр оперетты). Хотя он был отличником, его не приняли в Большой театр, разъяснив, что национальные кадры должны закрепляться на местах. И Марис вернулся в Ригу.
Участие в конкурсе во время VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов принесло Лиепе золотую медаль. Председателем жюри была Галина Уланова.
Летом 1960 года Марис вместе с коллективом Большого театра побывал на гастролях в Польской Народной Республике, где танцевал с Ольгой Лепешинской.
После гастролей последовало приглашение в легендарную труппу Большого театра. Позже Лиепа узнал, что решил свою судьбу, задав главному балетмейстеру Л. Лавровскому вопрос: «Что я буду танцевать», не спросив ни о зарплате, ни о квартире. Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960/1961 годов в партии Базиля в балете «Дон Кихот». Вскоре Лиепа перетанцевал почти весь тогдашний репертуар: «Тропою грома», «Жизель», «Раймонду», «Лебединое озеро», «Золушку», «Шопениану», «Ночной город», «Ромео и Джульетту» и «Спартака» в своеобразной постановке Л. Якобсона.
В роли Ромео впервые выступил в Лондоне на сцене Ковент-Гардена в 1963 году.
В том же 1963 году его пригласили преподавателем в Московское хореографическое училище, где он преподавал до 1980 года.
В первой половине 1960-х годов Марис Лиепа танцует Вакха в балетной сцене «Вальпургиева ночь» оперы «Фауст», Армена в «Гаянэ», Георгия в «Страницах жизни», встречается с изысканной хореографией М. Фокина в «Шопениане», танцует принца Дезире в «Спящей красавице» и Принца в «Золушке». А к гастролям 1963 года в Англии Лиепа готовит роль Ромео. «Ромео с головы до ног», «абсолютный Ромео» оценит его английская критика. А сам Лиепа скромно заметит, что самой сложной задачей было обучение тела шекспировскому языку. Техническая сторона партии была отработана без малейших скидок.
В 1964 году в Большой театр пришёл новый главный балетмейстер Юрий Григорович. Поначалу сотрудничество складывалось удачно. В балете «Легенда о любви» Марис станцевал Ферхада. В балете «Спартак» он получил партию заглавного героя, но вскоре Юрий Григорович перепоручил ему роль Красса и работал над ней, ориентируясь на индивидуальность актёра. Успех превзошёл все ожидания, в 1970 году творческая группа балета удостоилась Ленинской премии.
В 1966 году Лиепа восстановил балет М. Фокина «Видение розы» на музыку К. Вебера и получил возможность показать его на сцене Большого театра. Триумфальные гастроли были по всему миру. Английская критика нарекала Мариса Лиепу «Лоуренсом Оливье» в балете.
В 1971 году за исполнение роли Альберта в «Жизели» Серж Лифарь вручил Лиепе премию имени Вацлава Нижинского.
Но благополучная биография неожиданно обрывается. Нелицеприятные высказывания Лиепы об уровне хореографии в новых балетах не понравились Юрию Григоровичу, а статью, опубликованную в «Правде» в декабре 1978 года, балетмейстер не простил никогда. Григорович не находит Лиепе места в новых версиях «Лебединого озера», «Ромео и Джульетты», в «Иване Грозном», в «Ангаре». За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии: Вронский и Каренин в «Анне Карениной», Принц Лимон в «Чиполлино» и Солист в балете «Эти чарующие звуки».
Марис пытался найти себя в кино. В 1972 году играет князя Всеслава в историческом фильме «Могила льва», в 1973 году — Джека Уиллера в фильме «Четвёртый». Для фильма «Четвёртый» ставит оригинальный хореографический номер, который сам называет «Икаром на три минуты». Далее следует бесцветный фильм-балет «Имя твоё», сериал «В одном микрорайоне», несомненная удача — роль Хиггинса в фильме-балете «Галатея» по пьесе Б. Шоу «Пигмалион» и целый букет забавных образов в «Бенефисе Людмилы Гурченко».
Своё 40-летие Лиепа отмечает в Афинах, впервые исполняя партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра.
В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в «Жизели». Творческие вечера в Москве по-прежнему собирают огромную аудиторию. Год Лиепа работает с балетмейстером Б. Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах». Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этот же день Андрис Лиепа удостаивается золотой медали на IV Международном конкурсе артистов балета.
Окончив ГИТИС, Марис Лиепа ставит в Днепропетровске «Дон Кихота».
Марис Лиепа последний раз выходит на сцену Большого 28 марта 1982 года — он танцует Красса. Его последний партнёр-Спартак — техничный, молодой и мощный Ирек Мухамедов. Последний триумф завершается решением художественного совета о профнепригодности танцора.
30-летие творческой деятельности Лиепа празднует в Болгарии. В Софийской народной опере, где в 1983-1985 годах он был художественным руководителем балетной труппы, ставит «Дон Кихота» и «Спящую красавицу» и танцует там злую фею Карабос и величественного короля Флорестана.
В 1980-е годы активно снимался в кино. Сыграл главные роли в фильмах «Детство Бемби» (отец Бемби) и «Дорога в ад» (Отто Штиммер).
Марис Лиепа в фильме «Детство Бемби»
Марис Лиепа в фильме «Дорога в ад»
Сфера его деятельности не ограничивалась драматическим и танцевальным искусством — в конце 70-х годов он записал пластинку с песнями Давида Тухманова.
В течение всей своей творческой биографии Лиепа активно сотрудничал с прессой, писал статьи в газетах, журналах, сборниках, выпустил книги «Я хочу танцевать 100 лет» (1980) и «Вчера и сегодня в балете. Марис Лиепа» (1986).
Марис Лиепа
Осенью 1986 года Лиепе не доверяют вакантный пост балетмейстера в Рижском театре оперы и балета и не позволяют создать в Риге новый театр балета на Тихой улице. Министр культуры Латвии Раймонд Паулс вмешаться не хочет, зато Моссовет принимает решение: создать Театр Мариса Лиепы в столице. В «Советской культуре» 4 марта 1989 года появляется объявление о конкурсе в театре «Балет Мариса Лиепы». Он должен был состояться 15 марта. Но не вышло.
Скончался в Москве 26 марта 1989 года в машине «Скорой помощи» от инфаркта. В Москве ходили слухи, что охранник не впустил его в Большой театр и отобрал пропуск, отчего сердце не выдержало.
Почти неделю шла борьба за место прощания с Лиепой. Лишь после вмешательства Союза Театральных деятелей 31 марта 1989 года гроб устанавливают в фойе Большого театра неподалеку от сцены, на которую он выходил больше 20 лет.
Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. На Большом кладбище в Риге, рядом с могилами родителей Лиепы, есть кенотаф с надписью «Марис Лиепа, который вдали».
В 1996 году основан Благотворительный фонд содействия развитию хореографического искусства имени Мариса Лиепы, которым руководят его дети: народный артист России Андрис Лиепа и народная артистка России Илзе Лиепа.
Марис Лиепа. Прощание
Личная жизнь Мариса Лиепы:
Первая жена — Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР в 1948-1990 годах, народная артистка СССР. Они прожили в браке всего три месяца. После развода оба о совместной жизни не распространялись.
Марис Лиепа и Майя Плисецкая
Вторая жена — Маргарита Ивановна Жигунова (1937 г.р.), актриса Московского драматического театра им. А. Пушкина. Они познакомились в самолете, который летел из Риги. Маргарита снималась на рижской киностудии в фильме «Илзе». Эта пара считалась одной из красивейших в СССР. А на западе их называли «Русский Лоуренс Оливье и Мэрилин Монро».
В браке родилось двое детей, ставших звездами балета: сын Андрис Лиепа (род. 1962) и дочь Илзе Лиепа (род. 1963).
Марис Лиепа и Маргарита Жигунова
Марис Лиепа с сыном Андрисом и дочерью Илзе
Брак с Маргаритой Жигуновой стал для Мариса самым долгим. Они прожили вместе больше 20 лет, но в конечном итоге Маргарита устала — как от необходимости жертвовать собой ради мужа, так и от его непростого характера и эмоциональных всплесков, наконец, от его частых романов на стороне.
Сам Марис Лиепа писал в дневнике: «А вообще я «выгнан из дома, который строил 10 лет. Да, я один уже 18 дней. Смешно, но факт. Опять холостяцкая жизнь, к которой трудно привыкнуть. Маргарита раскрыла себя до предела. Обнажила свою сущность».
У Маргариты были все основания ревновать супруга: его роман с Галиной Брежневой развивался у нее на глазах.
Марис Лиепа и Галина Брежнева
Третья жена — Нина Львовна Семизорова (род. 1956), балерина Большого театра, балетный педагог, народная артистка РСФСР. Поженились сразу после его развода с Жигуновой. Вместе прожили 5 лет.
Марис Лиепа и Нина Семизорова
Нина Семизорова — третья жена Мариса Лиепы
У Мариса Лиепы были отношения с Евгенией Николаевной Шульц, работавшей в Большом театре художником по костюмам. Она шила костюмы для всех его спектаклей.
От этих отношений в 1979 году родилась дочь Мария Лиепа.
Именно с Евгенией Шульц он провел последние годы жизни. Незадолго до смерти даже сделал ей предложение, но пожениться они так и не успели. Он умер внезапно, от инфаркта. Дочь Мария рассказывала, что хорошо помнит вечер, когда отцу стало плохо с сердцем. Когда приехала «скорая» Маша обняла папу и сказала: «А привези мне куклу в костюме медсестры». Он рассмеялся, но из больницы уже не вернулся.
Евгения Шульц и дочь Мария Лиепа
Партии Мариса Лиепы:
Латвийский театр оперы и балета:
1955 — «Сакта свободы» А. П. Скулте (хореография Е. Я. Чанги) — Тотс;
1955 — «Лайма» А. Я. Лепина (хореография Е. А. Тангиевой-Берзниек) — Никита;
1955 — «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография М. И. Петипы) — солист в гран-па;
1956 — «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография М. И. Петипы и Ж. Перро) — солист в Па-д’экслав;
1956 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография М. И. Петипы, Л. И. Иванова) — Принц Зигфрид;
1979 — «Кармен-сюита» А. Алонсо в оркестрокве Р. К. Щедрина (хореография А. Я. Лемберга) — Хозе (гастроли театра в Москве)
Московский музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко:
1956 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) — Принц Зигфрид;
1956 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Вацлав;
1956 — «Эсмеральда» Ц. Пуни — Феб;
1957 — «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (хореография В. П. Бурмейстера) — Лионель;
1957 — «Корсар» А. Адана, Л. Делиба, Р. Дриго, Ц. Пуни (хореография Н. Г. Гришиной) — Конрад;
1958 — «Лесная фея» П. Герлеля (хореография А. В. Чичинадзе) — Чабан;
1958 — «Шехеразада» на музыку Н. А. Римского-Корсакова (хореография В. П. Бурмейстера) — Синдбад;
1958 — «Штраусиана» на музыку И. Штрауса (хореография В. П. Бурмейстера) — Поэт
Большой театр:
1960 — «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (хореография А. А. Горского) — Базиль;
1960 — «Тропою грома» К. А. Караева (хореография К. М. Сергеев) — Ленни;
1961 — «Вальпургиева ночь» в опере «Фауст» Ш. Гуно (хореография Л. М. Лавровского) — Вакх;
1961 — «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Коралли, Ж. Перро, М. И. Петипы) — Граф Альберт;
1961 — «Ночной город» Б. Бартока (хореография Л. М. Лавровского) — Юноша;
1961 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография А. А. Горского, А. М. Мессерера) — Принц Зигфрид;
1962 — «Гаянэ» А. И. Хачатуряна (хореография В. Вайнонена) — Армен;
1962 — «Класс-концерт» (хореография А. М. Мессерера) — солист;
1962 — «Шопениана» на музыку Ф. Шопена (хореография М. М. Фокин) — Юноша;
1962 — «Страницы жизни» А. М. Баланчивадзе (хореография Л. М. Лавровского) — Георгий;
1962 — «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Л. В. Якобсона) — Спартак;
1963 — «Золушка» С. С. Прокофьева (хореография Р. В. Захарова) — Принц;
1963 — «Раймонда» А. К. Глазунова (хореография Л. М. Лавровского по М. И. Петипу и А. А. Горскому) — Жан де Бриен;
1963 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович по М. И. Петипу) — Принц Дезире;
1963 — «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева (хореография Л. М. Лавровского) — Ромео;
1964 — «Сказке о Солдате и Чёрте» И. Стравинского (хореография Э. В. Суве) — Чёрт;
1965 — «Легенда о любви» А. Меликова (хореография Ю. Н. Григорович) — Ферхад;
1967 — «Видение розы» на музыку К. Вебера (хореография М. М. Фокина) — Дух розы;
1967 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Вацлав;
1968 — «Спартак» А. И. Хачатуряна (хореография Ю. Н. Григорович) — Красс;
1970 — «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григорович) — Принц Зигфрид;
1972 — «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова и М. М. Плисецкой) — Вронский;
1974 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (хореография Ю. Н. Григоровича по М. И. Петипу) — Принц Дезире;
1976 — «Анна Каренина» Р. К. Щедрина (хореография Н. И. Рыженко, В. В. Смирнова-Голованова, М. М. Плисецкой) — Каренин;
1976 — «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (хореография Р. В. Захарова) — Хан Гирей;
1976 — «Любовью за любовь» Т. Н. Хренникова (хореография В. Боккадоро) — Клавдио;
1977 — «Чипполино» К. С. Хачатуряна (хореография Г. А. Майорова) — Принц Лимон;
1978 — «Эти чарующие звуки…» на музыку А. Корелли, Дж. Торелли, В. А. Моцарта, Ж. Ф. Рамо (хореография В. В. Васильев) — солист;
1979 — «Жизель» А. Адана (хореография Ж. Перро, Ж. Коралли, М. И. Петипы) — Ганс
Ленинградский «Новый балет» (Театр балета под руководством Б. Эйфмана):
1981 — «Идиот» на музыку П. И. Чайковского (хореография Б. Я. Эйфман) — Рогожин;
1981 — «Автографы» на музыку А. Вивальди (хореография Б. Я. Эйфман) — солист
Партии, исполненные с труппами других театров, концертные номера:
1955 — «Баядерка» Л. Минкуса (хореография М. И. Петипы) — Солор (выпускной концерт в Московском хореографическом училище);
1979 — «Сильвия» Л. Делиба (хореография Ф. Аштона) — па-де-де (творческий вечер М. Лиепы);
1981 — «Спартак» А. И. Хачатуряна — Красс (Новосибирский театр оперы и балета);
Хореографическая миниатюра «Весенние воды» на музыку С. В. Рахманинова (хореография А. М. Мессерера)
Софийская народная опера:
1984 — «Спящая красавица» П. И. Чайковского (редакция М. Э. Лиепа по М. И. Петипа) — Король Флорестан, Фея Карабос
Фильмография Мариса Лиепы:
1959 — Илзе (Ilze)
1961 — СССР с открытым сердцем (документальный)
1964 — Майя Плисецкая (документальный)
1965 — Новогодний календарь
1969 — Гамлет (фильм-спектакль) — Гамлет
1971 — Могила льва — Всеслав, князь полоцкий
1971 — Марис Лиепа (документальный)
1972 — Четвёртый — Джек Уиллер (озвучил Вячеслав Тихонов)
1974 — Имя твое (фильм-спектакль) — Анри
1975 — Спартак (фильм-балет) (фильм-спектакль) — Красс
1976 — В одном микрорайоне (фильм-спектакль) — Яунис Берзинь
1977 — Орех Кракатук — Мышиный Король (вокал — Михаил Боярский)
1977 — Галатея — Генри Хиггинс, профессор
1978 — Бенефис Людмилы Гурченко (фильм-спектакль)
1980 — Большой балет (фильм-концерт) (фильм-спектакль)
1981 — Я начинаю новый монолог (документальный)
1985 — Детство Бемби — отец Бемби
1986 — Юность Бемби — отец Бемби
1986 — Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона — Валентайн Уолтер, полковник
1986 — Миф
1986 — Лермонтов — Николай I
1987 — Балет от первого лица (документальный)
1987 — К расследованию приступить — Хрунин
1988 — Корабль — Штоль
1988 — Дорога в ад — Отто Штиммер
2000 — Воспоминания о Шерлоке Холмсе
Библиография Мариса Лиепы:
1982 — Лиепа М. Вчера и сегодня в балете
1996 — Лиепа М. Я хочу танцевать сто лет
Награды и звания Мариса Лиепы:
1964 — Заслуженный артист РСФСР;
1968 — Народный артист Латвийской ССР;
1969 — Народный артист РСФСР;
1976 — Народный артист СССР (25 мая 1976 года) — за большие заслуги в развитии советского музыкального и хореографического искусства и в связи с 200-летием Государственного академического Большого театра СССР;
1970 — Ленинская премия — за исполнение партии Красса в балетном спектакле «Спартак» в постановке Ю. Н. Григоровича;
1986 — орден Дружбы народов;
1957 — золотая медаль на I Всесоюзном конкурсе артистов балета VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве;
1962 — медаль имени К. С. Станиславского за актёрское мастерство в роли Спартака («Спартак» в постановке Л. Якобсона);
1971 — премия имени В. Нижинского «Лучший танцовщик» Парижской академии танца за роль Альберта «Жизель»;
1977 — премия имени М. Петипа Парижской академии танца;
1981 — золотая медаль на IV Международном конкурсе артистов балета