Марина Влади (фр. Marina Vlady), настоящее имя — Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова (фр. Catherine Marina de Poliakoff-Baïdaroff). Родилась 10 мая 1938 года в Клиши-ла-Гаренн (Франция). Французская актриса и певица русского происхождения.
Екатерина Марина Полякова-Байдарова, ставшая известной как Марина Влади, родилась 10 мая 1938 года в предместье Парижа, городке Клиши-ла-Гаренн.
Отец — Владимир Васильевич Поляков-Байдаров, артист оперных театров в Париже и Монте-Карло, уроженец Москвы. Переехал во Францию во время Первой мировой войны.
Мать — Милица Евгеньевна Энвальд, балерина, дочь русского генерала.
«Я — русская, только с французским паспортом. Отец мой закончил Московскую консерваторию. Когда началась первая мировая война, он уехал во Францию, чтобы уйти в армию добровольцем. Он был единственным сыном овдовевшей матери, и в русскую армию его не брали. Стал лётчиком, был ранен, награждён воинским крестом. После войны остался во Франции, работал в парижской опере, пел семь сезонов в опере Монте-Карло. Был знаком с Модильяни, Матиссом, Делоне. Семья моей матери выехала из России в 1919 году. Мама оказалась в Белграде и там же познакомилась с моим отцом — Владимиром Поляковым, приехавшим на гастроли.
Моя мама воспитывалась в Петербурге, в Смольном институте благородных девиц. В 1917 году ей было 18 лет. Она была из тех, кто, воодушевившись новыми идеями, вывесили в день восстания красные лоскуты на окнах. Потом она видела, как громили евреев-суконщиков, и на всю жизнь запомнила, как, отливающие разными цветами, огромные куски ткани валялись, размотавшись по всей улице. Потом убили её любимую классную даму, и она, как и многие девушки, в страхе бежала за границу. Так она, пережив множество трагических эпизодов, оказалась в Париже», — рассказывала Марина Влади.
Марина — младшая из четырёх дочерей. Псевдоним «Влади» Марина взяла в честь отца, после его смерти. Все ее сестры также взяли псевдонимы.
Ольга (Olga de Poliakoff-Baïdaroff) (05.05.1928 — 03.09.2009), телережиссёр, псевдоним — Ольга Варен (Olga Varen).
Таня (Tania de Poliakoff-Baïdaroff) (14.06.1930 — 23.06.1980), актриса, псевдоним — Одиль Версуа (Odile Versois).
Милица (Militza de Poliakoff-Baïdaroff) (02.02.1932 — 01.08.1988), актриса, псевдоним — Элен Валье (Hélène Vallier).
Одно время во Франции был очень популярен спектакль по пьесе Чехова «Три сестры», в котором играли сестры Поляковы.
Как писал журнал «Пари-Матч», общая заглавная буква V во всех четырёх псевдонимах сестёр означает слово победа — la Victoire.
Марина Влади в молодости
На театральной сцене она появилась в четыре года. А уже в 10 лет дебютировала в кино, сыграв небольшую роль в мелодраме Ж. Жере «Летняя гроза» (Orage d’été, 1949). Главную роль в этой картине исполняла сестра Марины, Одиль Версуа.
Далее исполнила роли в картинах «Простите мой французский», «Жаклин», «Чёрные перья». Позднее Марина расскажет, что одним из первых ее поклонников был Марчелло Мастроянни, с которым она играла в картине «Чёрные перья». Именно 27-летний на тот момент Марчелло давал юной девушке первые уроки флирта.
А год спустя, на съемках ленты «Дни любви», Марина попала в объятия Марлона Брандо (впрочем, настоящего романа, по словам актрисы, у них никогда не было).
Марина Влади в фильме «Чёрные перья»
Ее первой большой работой в кино стала комедия «Первая любовь» (L’età dell’amore, 1953).
А широкая известность пришла к ней в 1955 году после роли Евы в фильме «Негодяи попадут в ад».
Марина Влади в фильме «Негодяи попадут в ад»
А в 1956 году она сыграла главную героиню в драме «Колдунья» (La sorcière). «Мне тогда не было и 16 лет, и хотя я, как все девчонки моего поколения, много читала, в том числе и Куприна, но я не так много занималась психологией. Мне давали текст, и я его играла. Мне кажется, что до сих пор я так и играю — больше как человек, а не как актриса», — вспоминала она.
Фильм «Колдунья» имел огромный успех в СССР. Значительно позже актриса рассказывала: «Мне до сих пор много пишут из России — не только как жене Высоцкого, но и как «колдунье». Этот фильм очень у вас полюбили. Я помню, как в 1959 году я прилетела в Москву, на Неделю французского кино, и ко мне бросились толпы девушек, каждая из которых была моей копией — распущенные волосы, челка. Они меня зацеловали, я была вся в помаде».
Марина Влади в фильме «Колдунья»
В конце 50-х годов Марина много снималась в картинах своего первого мужа, актера и режиссера Робера Оссейна. Позже она сыграла в фильмах «Принцесса Клевская», «Ступени супружеской жизни», «Американская жена». Ежегодно на экраны выходило несколько картин с участием Марины Влади. Партнерами актрисы по съемочной площадке становились Жан-Поль Бельмондо, Жан Маре, Робер Оссейн, Уго Тоньяци, Жерар Депардье.
За главную роль в фильме Марко Феррери «Пчелиная матка» (L’ape regina, 1963) Марина Влади получила Серебряную ветвь Каннского кинофестиваля как лучшая актриса года. Она также была номинирована на «Золотой глобус» за эту работу.
В 1969 году Марина Влади вместе с Николаем Гринько, Ией Савиной и Роланом Быковым снялась в советском фильме «Сюжет для небольшого рассказа». Позже на экраны вышли картины «Семь смертей по рецепту» и «Багдадский вор».
В 1980-е годы актриса активно снималась на телевидении. С середины 1980-х годов она стала появляться на экране несколько реже, параллельно работая на сцене и эстраде.
Марина Влади в фильме «Кто украл Джоконду»
Марина Влади в фильме «Пьющие кровь»
Марина Влади в фильме «Бордель»
В 2000-е годы также вышло несколько картин с участием Марины Влади: мини-сериал Victoire, ou la douleur des femmes (2000), фильм «Воскресение» по роману Льва Толстого и драма «Несколько часов передышки». Исполнила главную роль в картине 3 женщины в гневе (2013), сыграла лентах Сам (2015) и Путешествие Фанни (2016)
В 2006 году Марина Влади совместно с режиссёром Жаном-Люком Тардье поставила спектакль на французском языке «Владимир, или прерванный полёт…» по одноимённой книге ее авторства. «Это очень большой труд. Сорок пять номеров за час пятнадцать. Фрагменты моей книги и Володиных записей я читаю по-французски, песни его пою по-русски. Рядом три музыканта», — говорила она о спектакле.
Написала роман «Мой вишневый сад», являющийся по сути автобиографией. «Я решила рассказать историю своей семьи, продлив жизнь героев «Вишневого сада», который я много раз играла. А история моих близких очень похожа на эту чеховскую пьесу, ведь у моей бабушки под Курском был такой же большой вишневый сад. Мой дед — генерал белой армии, а мама — главная героиня книги — выпускница Смольного института, пережившая революцию и Гражданскую войну. В конце книги, как и в жизни, она встречается с Володей, благословив меня на жизнь с ним», — рассказывала актриса.
Затем вышла другая книга Влади — «На пляже, человек в черном». В ней она откровенно рассказала о своей болезни, от которой в свое время лечила и Высоцкого, — алкоголизме. У Марины пристрастие к алкоголю началось с болезнью четвертого мужа Леона. С диагнозом рак печени он прожил четыре года, и Марина, чтобы заглушить боль и страх за него, начала пить.
Марина Влади. Я несла свою беду… (документальный фильм)
Рост Марины Влади: 165 сантиметров.
Личная жизнь Марины Влади:
Четыре раза была замужем.
Первый муж — Робер Оссейн (23 декабря 1955—1959), актёр и режиссёр (известен по фильмам об Анжелике). Он старше ее на 11 лет. В этом браке родилось двое сыновей: Игорь (живёт на Пиренеях во Франции)) и Пётр (Пьер) (гитарист и балалаечник, живёт на юге Франции). Брак довольно быстро распался: супруги часто скандалили и после развода долгое время испытывали друг к другу самую настоящую ненависть.
Марина Влади и Робер Оссейн
Второй муж — Жан-Клод Бруйе (Jean-Claude Brouillet) (1963—1966), пилот и владелец авиакомпании в Африке. От него актриса родила еще одного сына — Владимира (живёт на Таити). Но и этот брак оказался неудачным — он продержался только два года.
Жан-Клод Бруйе — второй муж Марины Влади
Третий муж — Владимир Высоцкий, поэт и актёр. В 1968 году Марина Влади приехала в Москву на съемки фильма «Сюжет для небольшого рассказа». Здесь она встретила Владимира Высоцкого, который в 1971 году стал ее мужем.
«Я оценила Володю, прежде всего, именно как поэта и актера. Это не была любовь к нему с первого взгляда как к мужчине. Думаю, что и меня как актрису он тоже уважал. Хотя я ему нравилась как женщина – я это чувствовала. Мы долго притирались друг к другу. Почти год оставались только друзьями – встречались в компаниях, общались. Постепенно интерес друг к другу перешел в любовь», — рассказывала она.
После смерти Владимира Высоцкого у Марины Влади была жесточайшая депрессия, ходили слухи, что она пыталась покончить с собой.
Влади является автором книги воспоминаний «Владимир, или прерванный полёт…» (1987), также исполняла песни на его музыку и стихи.
В 2015 году Марина Влади выставила на торги предметы из личной коллекции, связанной с памятью Владимира Высоцкого. В частности, посмертную маску поэта и оригинал его последнего стихотворения (написано на проездном билете и датированное 11 июня 1980). «Переезжаю. Я живу одна в большом доме, что не так просто. Вот почему пришло время перебраться поближе к Парижу. У меня будет маленькая квартира, и, понятно, все с собой не заберешь. Расстаюсь с драгоценностями, картинами, скульптурами, книгами», — поясняла она.
Марина Влади и Владимир Высоцкий
Четвертый муж — Леон Шварценберг (Léon Schwartzenberg) (1981—2003), врач-онколог, умер от рака в 2003 году.
Леон Шварценберг был врачом семьи Марины Влади. В 1981 году по просьбе Марины помогал смертельно больному Андрею Тарковскому. А когда у Марины после смерти Высоцкого началась жесточайшая депрессия, Шварценберг спасал и ее. Потом Леон ушел от жены и сына, оставив им дом, и попросил Марину временно его приютить. Но его ждали серьезные испытания. Ему, министру здравоохранения и в то же время убежденному стороннику эвтаназии, устроили травлю. Однажды журналист спросил Марину, что она думает по поводу «дела Шварценберга», и она со свойственной ей резкостью заявила, что уверена в честности этого человека, так как с ним живет.
После его смерти она два года жила в одиночестве и была в настоящем алкогольном плену. От полного отчаяния и самоубийства ее спасли собаки, за которыми надо было ухаживать, и другая страсть — сочинительство.
Марина Влади и Леон Шварценберг
О своих сыновьях рассказывала: «Старший был художником, но, к сожалению, попал под машину, так что теперь он ничем не занимается. Он живет — и это уже очень хорошо. Второй сын — музыкант, классический гитарист. Скоро у него будет концерт в Париже — на пару с его отцом, Робером Оссейном. А третий… Как сказать по-русски? Не авантюрист, нет… Человек свободной профессии. Его отец чем только не занимался, и сын пошел по его стопам. Он был летчиком, потом выращивал черные жемчужины, потом женился на девушке из Южной Америки, переехал, завел коров, стал ковбоем — у него было четыре тысячи коров. Спустя десять лет он развелся и открыл ресторан. А теперь он фотограф и еще занимается тайским массажем. Все это у него получалось хорошо, но все он бросал на полпути».
Несмотря на возраст, Марина хорошо выглядит.
О секретах своей красоты она говорила: «Пластических операций я не признаю, после них на человека невозможно смотреть. Моя мама умерла в 72 года, она до последнего дня была как роза, так что у меня, видимо, хорошие гены. Кроме того, я мало ела всю жизнь и весила 54 килограмма. Правда, когда я перестала быть звездой кино, я позволила себе есть все, и, когда играла Гертруду, мой вес был 80 килограммов. Но это не важно. Главное, чтобы у тебя было хорошо с мозгами и хорошо на душе. Меня всегда спасает работа. Любовь, конечно, очень важна для женщины, но не всем она выпадает. Не всем удается встретить таких людей, с которыми я жила. Все мои мужчины были людьми уникальными».
Фильмография Марины Влади:
1949 — Летняя гроза (Summer Storm) — Мари-Темпет;
1950 — Две влюбленные сестры (Due sorelle amano) — четвертая сестра;
1951 — Простите мой французский (Pardon My French) — Жаклин (в титрах Marina);
1952 — Чёрные перья (Penne nere) — Джемма Вьянелло (в титрах — Марина Влади Версуа);
1952 — Дочь дьявола (Devil’s Daughter) — Грациэлла, дочь графа Терци;
1953 — Песни, песни, песни (Canzoni, canzoni, canzoni) — любимая девушка;
1953 — Перед потопом (Avant le déluge) — Лилиан Нобле;
1953 — Первосортные девушки (Luxury Girls) — Лючиана;
1953 — Первая любовь (L’età dell’amore) — Аннетта;
1953 — Неверные (Infedeli, Le) — Мариса;
1953 — Мусодуро (Amore selvaggio) — Лючия;
1953 — Дни любви (Giorni d’amore) — Анджела;
1954 — Спящая красавица (La belle au bois dormant) — принцесса;
1954 — Симфония любви (Sinfonia d’amore) — Каролина Эстерхази;
1954 — Она (Sie) — Селин;
1955 — Фанфарон (Crâneur, Le) — Джульетта;
1955 — Софи и преступление (Sophie et le crime) — Софи Брюляр;
1955 — Приключения Джакомо Казановы (Le avventure di Giacomo Casanova) — невеста;
1955 — Негодяи попадут в ад (Salauds vont en enfer, Les) — Ева;
1956 — Колдунья (Sorcière, La) — Айно (дублирует Зоя Земнухова);
1956 — Простите наши прегрешения (Pardonnez nos offenses) — Диди;
1956 — Преступление и наказание (Crime and Punishment) — Лили Марселин;
1958 — Ты — яд (Toi, le venin) — Эва;
1958 — Звёзды встречаются в Москве (документальный);
1958 — Свобода под надзором (La liberté surveillée) — Эва;
1959 — Приговор (Sentence, La) — Катрин Дерош;
1959 — Ночь шпионов (La nuit des espions) — Элли;
1960 — Сброд (Canailles, Les) — Элен Чалмерс;
1961 — Принцесса Клевская (Princesse de Clèves, La) — принцесса Клевская;
1961 — Девушка в витрине (La Ragazza in vetrina) — Эльса;
1962 — Ступени супружеской жизни (Climates of Love) — Одиль;
1962 — Степь (Steppa, La) — графиня Драницкая;
1962 — Семь смертных грехов (Les Sept péchés capitaux);
1962 — Очаровательная лгунья (Adorable menteuse) — Жюльетта;
1963 — Убийца (Meurtrier, Le) — Элли;
1963 — Пчелиная матка (L’ape regina) — Реджина;
1963 — Клетка (Cage, La) — Мами Вата;
1963 — Драже с перцем (Dragées au poivre);
1963 — Веские доказательства (Bonnes causes, Les) — Катрин Дюпре (озвучание — Ирина Карташёва);
1964 — Малышки (Petites demoiselles, Les) — эпизод;
1965 — Полуночные колокола (Campanadas a medianoche) — Кейт Перси;
1965 — Мона, безымянная звезда (Mona, l’étoile sans nom) — Мона;
1965 — Американская жена (Una moglie americana) — Николь;
1966 — На прицеле у смерти (Atout coeur à Tokyo pour O.S.S. 117) — Ева Уилсон;
1966 — Кто украл Джоконду (On a volé la Joconde) — Николь;
1966 — Королевская регата — Марина Влади, гостья международного кинофестиваля (нет в титрах);
1967 — Две или три вещи, которые я знаю о ней (2 ou 3 choses que je sais d’elle) — Жюльетт Джексон;
1968 — Время жить (Temps de vivre, Le) — Мари;
1969 — Сюжет для небольшого рассказа (Lika, le grand amour de Tchekov) — Лика Мизинова;
1969 — Сирокко (Sirokkó) — Мария;
1970 — Для улыбки (Pour un sourire) — Вероника;
1970 — Всеобщий протест (Contestazione generale) — Имма, кассирша;
1971 — Сафо, или Ярость любви (Sapho ou La fureur d’aimer) — Франсуаза Легран «Сафо»;
1972 — Все прекрасны, все добры (Tout le monde il est beau, tout le monde il est gentil) — Милли;
1972 — Болгарская ночь (La nuit bulgare) — Марта Тарсе;
1973 — Заговор (Complot, Le) — Кристиана Клаве;
1975 — Пусть начнется праздник (Que la fête commence…) — мадам де Парабер;
1975 — Очарование лета (Les charmes de l’été) — Полин, дама в белом;
1975 — В сетях мафии (Sept morts sur ordonnance) — Мюриэль Лоссерей;
1977 — Их двое (Ök ketten) — Мария;
1978 — Тайны Бермудского треугольника (Bermuda Triangle, The) — Ким;
1978 — Багдадский вор (Thief of Baghdad, The) — Перизада;
1979 — Мнимый больной (Il malato immaginario) — Лукреция;
1979 — Летняя ночь (La nuit de l’été) — Мария-Антуанетта;
1979 — Две пары на одном диване (Duos sur canapé) — Жаклин, стоматолог;
1980 — Хозяйский глаз (L’oeil du maître) — Изабель де Брабант;
1981 — Секретный агент (Roman du samedi: L’agent secret, Le) — Винни Верлок;
1981 — Огр-варвар (Ogre de barbarie, L’) — Рашель;
1981 — Игры графини Долинген де Грац (Jeux de la Comtesse Dolingen de Gratz, Les) — мать девочки;
1981 — Аркола, или Земля обетованная (Arcole ou la terre promise) — Луиза де Сен-Арно;
1982 — Тайны княгини де Кадиньян (Secrets de la princesse de Cadignan, Les) — маркиза д’Эспар;
1982 — Сильна как смерть (Fort comme la mort) — Анна Гильруа;
1982 — Лореляй (Lorelei) — Габриэль Рой;
1983 — Тайны французского двора (La chambre des dames) — Матильда Брюнель;
1983 — Синема 16 (Cinéma 16);
1983 — По указу короля (Par ordre du Roy) — мадам Онуа;
1983 — Богатые кварталы (Beaux quartiers, Les) — мадам Бёрделе;
1984 — До скорого, я должен застрелиться (Bis später, ich muss mich erschiessen) — Маргарита Ивановна;
1985 — Танго, Гардель в изгнании (Tangos, l’exil de Gardel) — Флоранс, меценатка;
1985 — Дрейфующие города (Akyvernites politeies) — Мишель;
1985 — В поисках капитана Гранта — Марко Вовчок (озвучание — Ирина Мирошниченко);
1985 — Бордель (Μπορντέλο) — Роза Вонапарт;
1986 — Твист снова в Москве (Twist again à Moscou) — Наташа Татаева;
1986 — Смех в темноте (Laughter in the Dark) — Дорианна;
1986 — Подвиги молодого Дон Жуана (Iniziazione, L’) — мадам Мюллер;
1986 — Остров (Un’isola) — мадам Амендола;
1986 — Дом на краю (Una casa in bilico) — Мария;
1986 — Аромат кукурузы (Il sapore del grano) — мачеха Дуилио;
1987 — Четыре встречи с Владимиром Высоцким (документальный);
1989 — Сплендор (Splendor) — Шанталь;
1989 — Следуй за мной (Follow Me) — Люба;
1989 — Кондорсе (Condorcet);
1991 — Пьющие кровь — Марья Сергеевна Сугробина, генеральша, бабушка Даши;
1991 — Опалённый берег (Glühender Himmel) — Анна, тётя Сантэн;
1992 — Сны о России (おろしや国酔夢譚) — Екатерина Вторая;
1993 — Постскриптум (документальный);
1995 — Параджанов. Последний коллаж (Parajanov. Verjin kolazh) (документальный);
1995 — Сын Гасконя (Le fils de Gascogne) — играет саму себя;
1996 — В вихре цветов (Dans un grand vent de fleurs) — Александрин Гарланд;
1996 — Ветер над городом- Симон, трактирщица;
1996 — Чтобы помнили. Николай Гринько (документальный);
1997 — Молодость (Jeunesse) — мисс Алиса;
1998 — Не все папы писают стоя (Tous les papas ne font pas pipi debout) — мать Зои;
1999 — Место встречи изменить нельзя. 20 лет спустя (документальный);
2000 — Победа, или Боль женщины (Victoire, ou la douleur des femmes) — Наташа;
2000 — Воскресение (Resurrezione) — тётушка Нехлюдова;
2007 — Канны, 60 лет истории (Cannes, 60 ans d’histoires) (документальный);
2009 — Николай Гринько. Главный папа СССР (документальный);
2011 — Несколько дней передышки (Quelques jours de répit) — Иоланда;
2013 — 3 женщины в гневе (3 femmes en colère) — Алиса Траян;
2015 — Мастроянни – идеальный итальянец (Marcello Mastroianni — Ieri, Oggi, domani) (документальный);
2016 — Сам (Sam) — Элизабета, мать Сам;
2016 — Путешествие Фанни (Le voyage de Fanny)
Вокал Марины Влади:
1979 — Точка отсчёта (исполняет песни Владимира Высоцкого за кадром);
1998 — Владимир Высоцкий. Документальная трилогия (документальный)
Дискография Марины Влади:
1973 — Il est à moi, Le Voleur de chevaux;
1974 — Vlady Vissotsky (12 песен с В. Высоцким);
1981 — Berceuse cosaque;
1988 — Vissotsky Vladimir, Marina Vladi;
1990 — Песни В. Высоцкого (совместно с В. Высоцким)
Библиография Марины Влади:
1979 — Бабушка (рассказ);
1989 — Les Jeunes filles (роман В. Высоцкого, вступление Марины Влади);
1989 — Рассказы Милицы;
1989 — Владимир, или Прерванный полет;
1990 — Le Collectionneur de Venise (роман);
1996 — Du cœur au ventre (эссе);
2001 — Ma Ceriseraie (роман);
2003 — Ballades (поэзия В. Высоцкого, вступление Марины Влади);
2005 — Мой вишнёвый сад (роман);
2005 — Путешествие Сергея Ивановича (роман);
2006 — Sur la plage, un homme en noir (роман);
2009 — Le Fol Enfant, récit