Марина Мстиславовна Неёлова. Родилась 8 января 1947 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург). Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка РСФСР (1987).
Марина Неёлова родилась 8 января 1947 года в Ленинграде (ныне — Санкт-Петербург).
Главную роль в ее воспитании сыграла мама, Валентина Николаевна — именно она поощряла желание дочери найти себя в искусстве.
В 4-летнем возрасте с подачи мамы начала заниматься балетом. При этом с самого детства Марина мечтала стать актрисой.
В первом классе будущая актриса выиграла классный стихотворный конкурс. Потом школьный. Потом районный и городской. Ученица должна была поехать на Всесоюзный конкурс, а потом — на Кубу. Но родители не отпустили девочку за границу — вместо Кубы она отправилась к бабушке, на Волгу. Зато после этого ее зачислили в кружок художественного слова — полученные умения ей потом отлично пригодились в актерской карьере.
В 1965 году Неёлова поступила и в 1969 году закончила актёрский факультет ЛГИТМиК, мастерская Василия Меркурьева и Ирины Мейерхольд.
Ещё будучи студенткой 3-го курса Неёлова дебютировала в кинематографе, исполнив сразу две роли в фильме Надежды Кошеверовой «Старая, старая сказка» и работа сразу была положительно отмечена критиками.
Актриса мечтала попасть в труппу БДТ к Товстоногову, но не решилась прямо обратиться с просьбой к знаменитому режиссёру.
В 1971 году Марина переезжает в Москву и устраивается в Театр имени Моссовета к Юрию Завадскому. Пробуется также у Эфроса.
В 1974 году Неёлова переходит в «Современник». Валерий Фокин и Константин Райкин ввели её в спектакль «Валентин и Валентина» вместо выбывшей актрисы. С тех пор её профессиональная жизнь связана именно с этим коллективом.
Великая Фаина Раневская, отзываясь о начинающей актрисе говорила: «её талант нуждается в заботе режиссёра, товарищей по сцене, всех, кто отвечает у нас за театральное искусство, ибо талант — драгоценность».
Первые роли Неёловой это воплощение образов романтических и сказочных персонажей на экране. Актрисе очень подходило амплуа травести, с которого она начинала, но оно быстро стало тесным для неё. Наряду с Маргаритой Тереховой и Инной Чуриковой, Неёлову сразу отнесли к наиболее ярким молодым дарованиям 1960-х.
Классическими для актрисы стали роли хрупких, ранимых, страдающих героинь, пытающихся отстоять своё «я». Неёловой удаётся продемонстрировать глубину в обыденных и житейских сюжетах, когда её женщины на экране становятся узнаваемыми типажами современного мира. Несмотря на разностороннее дарование Неёловой, для неё больше подходит бытовой психологизм, нежели гротеск и эксцентрика ярких характерных ролей.
В кино Неёлова начинала со сказочных и романтических ролей постепенно расширяя свой диапазон. В 1972 году она снимается в психологической драме «Монолог», где её напарником по главной роли стал Михаил Глузский. Фильм стал большим творческим достижением актрисы и о ней заговорили как об особом явлении. А сам Глузский еще несколько лет называл называл свою менее опытную коллегу внучкой — так Неелова ему понравилась.
С 1980-х годов репертуар актрисы обогатился комедийными ролями со склонностью к лёгкому фарсу («Красавец мужчина», «Чужая жена и муж под кроватью»). Критики отметили широкий диапазон возможностей Неёловой, профессионализм и умение осветить совершенно неожиданные стороны образа.
Неоднократно Неёловой приходилось играть разных персонажей в одних и тех же постановках и фильмах. В картине Кошеверовой «Тень» она сыграла Аннунциату, а 17 лет спустя в «Тени…» Михаила Козакова — Юлию Джули. В сценическом варианте «Фантазий Фарятьева» режиссёра Лилии Толмачёвой ей досталась роль младшей сестры Любы, а в картине у Авербаха она — старшая сестра Александра.
Она воплотила на сцене образы героинь известных постановок своего времени: Виола («Двенадцатая ночь»), Аня («Вишнёвый сад»), Маша («Три сестры»), Марья Антоновна («Ревизор»). Заметным достижением в кинематографе становятся её работы у ведущих мастеров кино страны: Георгия Данелия, Никиты Михалкова, Ильи Авербаха, Эльдара Рязанова, Вадима Абдрашитова и других.
В 1990-2000 годах актриса стала реже появляться на сцене и экране. Однако, как исполнитель ещё советской школы, она не потерялась в авангардистских поисках нового времени. Так с 2007 года Неёлова исполняет парадоксальную роль Башмачкина в постановке Фокина «Шинель» на сцене «Современника» получив самые тёплые отклики театральной прессы.
С 1990 годов актриса стала значительно меньше сниматься, посвящая больше времени семье. В 1994-1997 годах жила во Франции, а с 2003 по 2009-й в Нидерландах с мужем — Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации Кириллом Геворгяном, хотя продолжала играть в спектаклях театра «Современник». Репертуар театра подстраивали под расписание её приездов.
Живёт в Москве и продолжает работать в труппе «Современника».
Рост Марины Неёловой: 165 сантиметров.
Личная жизнь Марины Неёловой:
Первый муж (1970-1978) — режиссер Анатолий Васильев. Они познакомились, когда Анатолий Васильев снимал свой дипломный фильм «Цвет белого снега».
«Свой дипломный фильм я решил снимать в Ленинграде, чтобы от начальства подальше. Искал главную героиню — в сценарии это была странная девочка, немного с придурью (в хорошем смысле). На эту роль пробовалось более ста молоденьких девушек. Из балетного училища, художественных школ, просто с улицы. Марину нашли совершенно случайно. Из актерского отдела «Ленфильма» дали ее фотографию. Пробы с Мариной бесчисленное количество раз показывали худсовету. Ее никак не утверждали. Спасибо Марлену Мартыновичу Хуциеву, который бросился яростно ее защищать: «Вы что, обалдели? Это же — Анни Жирардо!» Тут начальство руки и сложило. Так Марина снялась в моем дипломном фильме», — вспоминал Васильев. Они поженились практически сразу после выхода картины на экран.
Анатолий Васильев — первый муж Марины Неёловой
В 1985-87 годах у Нееловой был роман с шахматистом Гарри Каспаровым. Отношения продолжались около двух лет, им не мешала даже разница в возрасте — актриса была на 16 лет старше молодого шахматиста. Прекратился роман по настоянию матери Каспарова. Уже после расставания Неелова родила дочь Нику. Каспаров отцовство не признал.
Дочь Ника в 2010 году окончила лондонскую Школу изобразительного искусства Слейд по классу скульптуры, в том же году выиграла конкурс New Sensations, проводимый The Saatchi Gallery совместно с Четвёртым каналом телевидения Великобритании.
Марина Неёлова с дочерью Никой
Второй муж (с 1989) — российский дипломат Кирилл Горациевич Геворгян (род. 1953).
Геворгян занимал должность посла РФ в Нидерландах, сейчас является директором Правового Департамента МИД РФ.
В 90-х Неелова провела 3 года во Франции (ее дочь Ника пошла в первый класс в Париже), а с 2003 по 2009 жила в Нидерландах, где Кирилл Геворгян служил Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации.
Марина Неёлова и Кирилл Геворгян
Фильмография Марины Неёловой:
1968 — Старая, старая сказка — Принцесса / дочь трактирщика
1970 — Цвет белого снега — Надя, контролёр метрополитена
1971 — Тень — Аннунциата
1972 — Ждём тебя, парень — Люся
1972 — Монолог — Ниночка Сретенская
1972 — Принц и нищий — принцесса Елизавета
1973 — С тобой и без тебя — Стеша Базырина
1973 — Сломанная подкова — Лейда Петерсон
1975 — Из записок Лопатина — Ника
1975 — Ольга Сергеевна — Лена
1976 — Просто Саша — Саша
1976 — Слово для защиты — Валентина Костина
1977 — Враги — Татьяна Павловна Бардина
1978 — Ошибки юности — Полина
1978 — Красавец-мужчина — Зоя Окаёмова
1979 — Осенний марафон — Алла
1979 — Фантазии Фарятьева — Александра
1979 — Фотографии на стене — Нина Георгиевна
1980 — Дамы приглашают кавалеров — Нюра Позднякова
1981 — Транзит — Татьяна Андреевна Шульга
1983 — Карусель — Анна
1984 — Чужая жена и муж под кроватью — Лизанька
1985 — Следствие ведут ЗнаТоКи. Полуденный вор — Глазунова
1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы! — Ляля Сурикова
1988 — Дорогая Елена Сергеевна — Елена Сергеевна
1989 — Без царапины / Bez draskotina (Болгария) — Клара
1991 — Тень, или Может быть, всё обойдётся — Юлия Джули
1993 — Время Мераба — читает текст
1993 — Ты у меня одна — Наташа Тимошина
1993 — Тюремный романс — следователь Елена Шемелова
1994 — Рядом
1995 — Первая любовь
1996 — Двадцать минут с ангелом
1996 — Ревизор — Анна Андреевна
1998 — Избранник — читает текст
1998 — Сибирский цирюльник — мать Андрея Толстого
1999 — Граф Нулин
2002 — Азазель — Леди Каролина Эстер
2002 — Леди на день — Анни
2008 — Пробка
2008 — Крутой маршрут — Евгения Семёновна
2009 — Предлагаемые обстоятельства — актриса Вера Стрельникова
Телеспектакли Марины Неёловой:
1974 — Домби и сын — Флоренс
1974 — Ночь ошибок — Кэт Харткестль
1977 — Между небом и землей — Микаэлла
1981 — Мы не увидимся с тобой — Ника
Озвучивание Марины Неёловой:
1969 — Завтра, третьего апреля… — Ариадна Николаевна, учительница физики (роль Энекен Аксель)
1981 — Алиса в Стране Чудес (мультфильм) — Алиса
1982 — Алиса в Зазеркалье — Алиса
1983 — Сказка странствий — Марта
1987 — Банкет
1988 — Чёрный монах — Татьяна Песоцкая (роль Татьяны Друбич)
2010 — Алиса в Стране Чудес (фильм) — Мышь Соня