Мария Тальони (итал. Maria Taglioni). Родилась 23 апреля 1804 года в Стокгольме — умерла 22 апреля 1884 года в Марселе. Знаменитая балерина XIX века, балетный педагог, представительница итальянской балетной династии Тальони. Ввела в балет пачку и танец на пуантах.
Мария Тальони родилась 23 апреля 1804 года в Стокгольме в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони.
Она не обладала ни балетной фигурой, ни привлекательной внешностью.
Современница А.Я. Панаева так описывал ее внешность: «Тальони днём была очень некрасива, худенькая-прехуденькая, с маленьким жёлтым лицом в мелких морщинках. Я краснела за воспитанниц, которые после танцев окружали Тальони и, придавая своему голосу умиленное выражение, говорили ей: «Какая ты рожа! какая ты сморщенная»! Тальони, воображая, что они говорят ей комплименты, кивала им с улыбкой головой и отвечала: — Merci, mes enfants!».
Но несмотря ни на что отец решил сделать из неё балерину.
Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам. В 1822 году он поставил балет «Приём молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры», с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих в то время балету тяжёлых нарядов, париков и грима, выходя на сцену только в скромном лёгком платье.
Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале», с тех пор она часто танцевала в парижской Гранд-Опера. Затем она танцевала в Лондоне, в театре Ковент-Гарден.
В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и тогда же впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног.
Последующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Её репертуар состоял, главным образом, из постановок отца.
Лучшие роли её были в балетах: «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора». По свидетельству очевидцев, танцы Тальони были воплощением грации и изящества.
Закончив выступления в 1847, жила преимущественно на виллах Италии. Давала уроки балета.
Тальони ещё только однажды появилась в Париже с целью поощрения своей ученицы Эммы Ливри, восходящей звезды, воскресившей на некоторое время позабытые с уходом Тальони классические балетные традиции. С именем Ливри связана единственная балетмейстерская работа Тальони: для неё она поставила балет «Бабочка» (либретто А.де Сен-Жоржа, музыка Ж. Оффенбаха).
Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе.
Иногда по ошибке, могилу балерины Тальони обычно ищут на кладбище Монмартра, хотя там похоронена только её мать, София Тальони (Sophie Taglioni).
Тем не менее, администрация кладбища никак не стремится развеять это заблуждение, и среди молодых танцовщиков установился обычай оставлять свои первые пуанты именно на этой «псевдомогиле» их знаменитой предшественницы. На истинной могиле Тальони на Пер-Лашез люди тоже оставляют туфельки, но не в таком количестве — на монмартрской могиле просто целая груда пуантов. Со временем они разлагаются, теряют цвет и со стороны уже походят, скорее, на современную скульптурную композицию.
На надгробии могилы Тальони следующая эпитафия: «Ô terre ne pèse pas trop sur elle, elle a si peu pesé sur toi» («Земля, не дави на неё слишком сильно, ведь она так легко ступала по тебе»).
В 1833 году садовник Пеан-Сильвен представил во Франции новый сорт чайной розы белого цвета с розовой сердцевиной, которому дал название «Тальони».
В 1985 году в её честь назван кратер Тальони на Венере.
В 1836 Уильям Теккерей под псевдонимом «Теофиль Вагстаф» издал в Лондоне книгу «Флора и Зефир», представлявшую собой сборник карикатур на Тальони и её партнёра Альбера, гастролировавших в лондонском Королевском театре в 1833 году. Обложка пародировала знаменитую литографию Шалона, изображающую Тальони в роли Флоры.
Портрет Тальони с обозначением года её дебюта (1828, в действительности дебютировала в 1827-м), написанный Гюставом Буланже, располагается на фризе Танцевального фойе Гранд-Опера среди других двадцати портретов выдающихся танцовщиц Оперы конца XVII — середины XIX веков.
Мария Тальони (Maria Taglioni)
Личная жизнь Марии Тальони:
В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не оставила сцены.
Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном.
Репертуар Марии Тальони:
Гофтеатр, Вена:
10 июня 1822 — Нимфа, «Приём юной нимфы ко двору Терпсихоры»;
17 декабря 1822 — «Прекрасная Арсена»;
август 1823 — «Амазонки»;
Pas de châle, концертный номер;
29 мая 1824 — Венера, «Психея» Армана Вестриса
Театр Штутгарта:
«Пробуждение Венеры Амуром»;
«Праздник в гареме»;
Pas de deux (партнёр — Поль Тальони);
1825—1826 — Викторина, «Ярмарка» (Йеронимо — Джузеппе Турчи (Турчетто); Амазонка, «Меч и копьё»;
12 марта 1826 — Данина, «Данина, или Жоко, бразильская обезьяна»;
«Аглая» — Аглая
Парижская Опера:
23 июля 1827 — вставное pas de deux на музыку Йозефа Майзедера, премьера балета Анатоля Пети «Сицилиец» (партнёр — Поль Тальони);
«Цена танца», вставной номер в опере Гаспаре Спонтини «Весталка»;
вставное pas de deux в балете Жана-Батиста Блаша «Марс и Венера, или Сети Вулкана»;
2 июля 1828 — Лидия, «Лидия» Жана-Пьера Омера, музыка Луи Герольда;
29 августа 1828 — Венера, «Марс и Венера, или Сети Вулкана» Жана-Батиста Блаша;
17 декабря 1828 — Золушка, «Золушка» Альбера;
23 февраля 1829 — Психея, «Психея» Пьера Гарделя, музыка Жана Шнейцхоффера;
27 апреля 1829 — Повелительница наяд, «Красавица спящего леса» Жана-Пьера Омера;
3 августа 1829 — Тирольский танец, премьера оперы Джоаккино Россини «Вильгельм Телль»;
3 мая 1830 — Нюка (танец рабыни в последнем акте балета Жана-Пьера Омера «Манон Леско»)
Берлин:
май 1830 — «Новая амазонка»
Лондон:
3 июня 1830 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (возобновление Альбера, он же исполнил роль Зефира)
Парижская Опера:
30 августа 1830 — вставное pas de deux в опере «Фернандо Кортес» (партнёр — Жюль Перро);
13 октября 1830 — Золое, «Бог и баядерка, или Влюбленная куртизанка», опера-балет на музыку Даниэля-Франсуа Обера, сценарий Эжена Скриба;
14 марта 1831 — Флора, «Зефир и Флора» Шарля-Луи Дидло (Зефир — Жюль Перро);
21 ноября 1831 — Призрак аббатисы Елены (танцы монахинь-призраков), премьера оперы Джакомо Мейербера «Роберт-Дьявол»;
12 марта 1832 — Сильфида, «Сильфида» на музыку Жана-Мадлена Шнейцхоффера (Джеймс — Жозеф Мазилье);
7 ноября 1832 — Натали, «Натали, или Швейцарская молочница»;
4 декабря 1833 — Зюльма, «Восстание в серале» на музыку Теодора Лабарра (Измаил — Жозеф Мазилье)
Лондон:
21 июня 1834 — «Охота нимф» на музыку Даниэля-Франсуа Обера
Парижская Опера:
8 апреля 1835 — Брезилья, «Брезилья, или Племя женщин» на музыку Венцеля фон Галленберга (Замора — Жозеф Мазилье), «Романеска», танцевальний дивертисмент в опере Д.-Ф. Обера «Густав III, или Бал-маскарад» (партнёр — Огюст Вестрис);
21 сентября 1836 — Флёр де Шан, «Дева Дуная» на музыку Адольфа Адана
Большой театр, Санкт-Петербург:
23 ноября 1838 — Гитана, «Гитана, испанская цыганка» (Фредерик — Николай Гольц);
1838 — Миранда, «Миранда, или Кораблекрушение»;
1839 — «Креолка»;
22 ноября 1839 — графиня Анжела, «Тень» на музыку Людвига Маурера (рыцарь Лоредан — Николай Гольц) 1840 — «Озеро волшебниц»;
5 февраля 1840 — «Морской разбойник» на музыку Адольфа Адана;
1841 — «Аглая, воспитанница Амура», «Дая, или Португальцы в Индии»;
26 февраля 1842 — Герта, «Герта, или Царица эльфрид»
Королевский театр Хеймаркет, Лондон:
12 июля 1845 — Pas de Quatre Жюля Перро, (вместе с Карлоттой Гризи, Фанни Черрито и Люсиль Гран);
24 июля 1845 — «Диана» Жюля Перро (он же исполнил роль Эндимиона);
23 июля 1846 — Геба, «Суд Париса» Жюля Перро (Парис — Артур Сен-Леон, Венера — Фанни Черрито, Минерва — Люсиль Гран)