Мария Капнист

Мария Капнист

Мария Ростиславовна Капнист (урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко). Родилась 9 (22) марта 1914 года в Санкт-Петербурге — умерла 25 октября 1993 года в Киеве. Советская и украинская актриса. Заслуженная артистка Украинской ССР (1988).

Мариэтта Капнист-Серко, также известная как Мария Капнист, родилась 9 (22 по новому стилю) марта 1914 года в Санкт-Петербурге

Отец — граф Ростислав Ростиславич Капнист-старший (1875-1921).

Мать — Анастасия Дмитриевна Байдак (1882-1930), прапраправнучка атамана Ивана Серко.

Из старинного дворянского рода. На острове Занте в Ионическом море находятся руины первого родового замка Капнистов (Капниссос — с греческого). Особенной храбростью и героизмом в боях с турками за независимость греческих островов отличался Стомателло Капниссос, которому был пожалован в 1702 году графский титул правителем Венецианской республики Алоизием Мачениги. Внук Стомателло, Пётр Христофорович воевал с турками на стороне российского императора Петра I, осел на Украине и вскоре умер. Его сын Василий, переписав свою фамилию на Капнист, прославился в боях под Очаковом, будучи командующим казачьими войсками. За боевые заслуги императрица Елизавета Петровна высочайше пожаловала Василию Капнисту родовые земли на Полтавщине.

Мариэтта была пятым и последним ребёнком в семье.

Старшая сестра — Елизавета (1906 г.р.).

Старшие братья — Василий (1907 г.р.), Григорий (1908 г.р.) и Андрей (1910 г.р.).

До семи лет Мариэтта жила в Петербурге в семейном особняке на Английской набережной. После Октябрьской революции семья переехала в Судак. У юной Марии были гувернантки, учителя, шикарный особняк в Судаке на 70 комнат. Там же в 1921 году ее отца расстреляли. В тот же год скончалась сестра Елизавета. В 1926 году умер брат Василий, а Андрей после казни отца был вывезен в эмиграцию и его дальнейшая судьба осталась неизвестной.

Их дом в Судаке был разрушен. Оставшимся в живых членам семьи пришлось скрываться. Крымские татары, чтившие память графа Капниста, помогли её матери и ей бежать из Судака в их национальной одежде.

16-летняя Мария Капнист попала в Ленинград, где год спустя была принята в Театральную студию Юрия Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А. С. Пушкина, а после её закрытия — в Ленинградский театральный институт имени А. Н. Островского. Педагоги обещали ей большое будущее, разрешали выходить в массовках на профессиональной сцене.

Однако в 1934 году по причине дворянского происхождения Капнист была исключена из института с запрещением жить в Ленинграде. Окончила Киевский финансово-экономический техникум. Работала бухгалтером в Киеве, затем в Батуми.

Мария Капнист в молодости

Мария Капнист в молодости

Арест и заключение

27 августа 1941 года Капнист была арестована, а 6 июня 1942 года приговорена Особым совещанием к 8 годам исправительно-трудовых лагерей по статье 58-1-а «шпионаж в пользу иностранных разведок во время войны».

Первый срок отбывала в Карлаге в одном бараке с Анной Тимирёвой, с которой дружила до конца её жизни. Затем, до 1950 года в Степлаге, где работала вместе с Татьяной Окуневской.

Мария Капнист вспоминала: «В один из лагерей Караганды — это место основали и обживали спецпереселенцы и мы, лагерники, — нас этапом пригнали ночью. Косы мои уже отрезали… Я уже хорошо знала цену ночным допросам, когда тебя или ослепляют и обжигают сверкающе-яркой лампой, или бросают в ледяную ванну. Знала, что бывает, когда тебя заприметит начальство… В женских лагерях были свои законы, может быть, ужаснее, чем в мужских. В Карлаге я познакомилась с Анной Васильевной Темировой, невысокого роста, необычайно красивой женщиной — корнями из терских казаков. Мы подружились, и тогда я узнала, что она — жена Колчака… Вместе с ней ставили мы в бараке ночные спектакли… Мы делали саманные кирпичи. Сначала не выходило, а потом по 180 штук за день наловчились делать. Изнурительная работа в невыносимой жаре, воды чуть-чуть, в бараках ночью нестерпимо. Начальник лагеря Шалва Джапаридзе охоч до лагерных женщин. Ночью присылал «сваху» из наших же, лагерных, и она приводила ему назначенных. Как-то приходит такая в барак и говорит: «Шалва помирает, просит тебя написать письмо его дочке». Я пошла… Когда он попытался меня схватить, ударила его от страха и ненависти… И Шалва решил отомстить. Конвойные бросили меня в мужской лагерь к уголовникам. Затаилась, жду. Подходит вразвалку старший. И где у меня силы взялись. Крикнула: «Черви вонючие! Война идет! На фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь. Были бы у меня пули…» Один предложил убить меня, но тот, кто верховодил, приказал: «Пусть говорит — не трогай!» Между ними началась свалка, конвоиры пришли, забрали меня. Лежу на нарах, думаю в отчаянии: не выживу».

Освободившись, жила на поселении в Казачинском районе Красноярского края.

11 октября 1951 года Капнист была арестована повторно, а 26 декабря 1951 года Красноярским крайсудом по обвинению в антисоветской агитации приговорена к 10 годах заключения. Под давлением была вынуждена оговорить себя в том, что её имя не Мариэтта, а Мария, и постановлением суда далее была осуждена как Мария.

В заключении она познакомилась с Валентиной Ивановной Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше. Базавлук сумела пробиться на приём к Анастасу Микояну и в итоге добилась того, что в 1956 году Капнист была освобождена (изначально её срок должен был закончиться в 1963 году).

В 1958 году она была полностью реабилитирована и все приговоры в отношении неё были отменены в связи с «отсутствием состава преступления».

После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Жить было негде, и она ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках.

Мария Капнист в кино

Однажды она стояла в фуфайке около касс кинотеатра, к ней подошел молодой режиссер Юрий Лысенко и со словами «В каком фильме вы снимаетесь?» и потащил на съемочную площадку картины «Таврия», в которой она сыграла игуменью.

Мария Капнист в фильме «Таврия»

Мария Капнист в фильме Таврия

Далее режиссёры киностудии имени Довженко стали активно привлекать Капнист к съемкам.

В 1972 году Александр Птушко предложил ей одну из главных ролей — Наину — в своем фильме-сказке «Руслан и Людмила». Во время съемок имел место инцидент, который Капнист пережила весьма непросто. По сценарию в фильме должен был появиться волк. Но Птушко захотел заменить его тигром. Марию об этом не предупредили. Она зашла в павильон и услышала рычание. Обернулась, и увидела приготовившегося к прыжку тигра. Именно этот взгляд и запечатлела камера. Зверь развернулся и удрал в клетку. Когда Птушко подошел к ней со словами: «Ну, Капнист, ты молодец!» — она бросила ему: «Но вы же подлец!» А потом в лохмотьях Наины бросилась в гостиницу «Москва», на своем этаже потеряла сознание и несколько дней пролежала в постели.

Мария Капнист в фильме «Руслан и Людмила»

Мария Капнист в фильме Руслан и Людмила

Получила известность своими характерными образами — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. В «Новых приключениях янки при дворе короля Артура» она исполнила сразу три роли — Фатум, рыцаря и игуменьи.

Мария Капнист в фильме «Бронзовая птица»

Мария Капнист в фильме Бронзовая птица

Мария Капнист в фильме «Цыган»

Мария Капнист в фильме Цыган

Мария Капнист в фильме «Новые приключения янки при дворе короля Артура»

Мария Капнист в фильме Новые приключения янки при дворе короля Артура

Стоит отметить сыгранную Марией Капнист главную роль в фантастической комедии Александра Майорова «Шанс», где она предстала в качестве великосветской дамы, княжны персидской Милицы Федоровны. Экранизация повести Кира Булычёва «Марсианское зелье» из цикла «Великий Гусляр». В середине XVII века казак по имени Алмаз Битый спас от смерти инопланетянина. В благодарность тот одарил землянина эликсиром молодости. Постоянно употребляя эликсир, Алмаз и его подруга Милица дожили до XX века. Настало время опять вернуть молодость, и Алмаз возвращается в город Великий Гусляр, где хранится тайное средство. Однако тайна оказалась раскрыта, и нескольким жителям города представился случай испытать на себе действие «марсианского зелья».

Мария Капнист в фильме «Шанс»

Мария Капнист в фильме Шанс

Мария Капнист часто давала благотворительные концерты. Она добилась возвращения из забытья имени одного из своих славных предков, писателя Василия Капниста. Было широко отмечено его 230-летие, изданы произведения поэта и даже включены в школьную программу.

Гибель Марии Капнист

Из-за работы в заключении под землёй у Капнист развилась клаустрофобия, из-за чего она не пользовалась подземными переходами, что и стало причиной её гибели. В начале октября 1993 года Мария Капнист попала под колёса автомобиля, переходя одну из самых оживлённых автомагистралей Киева — Проспект Победы, у киностудии им. Довженко. Лечения травм осложнилось отёком лёгких.

Умерла 25 октября 1993 года в Киевской Александровской (Октябрьской ) больнице.

Похоронена на фамильном кладбище в селе Великая Обуховка Полтавской области. Из всех близких родственников Капнист до преклонных лет дожил только её брат Григорий, умерший в 1976 году в Ярославле.

В декабре 2007 года, при поддержке предводителя Харьковского дворянского собрания Алексея Иваницкого была создана общественная организация «Фонд памяти Капнистов», которую возглавила дочь актрисы Радислава. 13 сентября 2014 года на доме № 13 на улице Василия Липковского к столетию со дня рождения торжественно открыта мемориальная доска актрисе. 15 ноября 2018 года Киевская городская Рада своим решением переименовала улицу Желябова в улицу Марии Капнист.

Личная жизнь Марии Капнист:

В 1949 году в тюремной больнице Степлага она родила дочь Радиславу (Раду). Отец дочери — польский инженер Ян Волконский, он позже был расстрелян. Капнист назвала дочь в честь одной из героинь рассказа Максима Горького «Макар Чудра».

Когда Радиславе было два года, её забрали у матери и поместили в Есауловский детдом в Красноярском крае.

Радислава Капнист рассказывала: «Когда лагерное начальство узнало, что мать в положении, ее заставляли сделать аборт, — но мама отказалась. И тогда ей устраивали всякие пытки: опускали в ледяную ванну, обливали холодной водой. Она потом мне говорила: «Как ты выжила? Это же вообще невозможно!» Потом мать попала «под сапоги» одного надсмотрщика, который издевался над многими женщинами. Я была настолько крупным ребенком, что, когда мама меня регистрировала, мне дали на год больше. И отчество изменили: с польского Яновна почему-то на Олеговну. Даже в этом хотели маму обидеть».

После второго ареста матери дочь скиталась по детдомам. Позже Валентина Ивановна Базавлук, которой предстояло выйти на свободу раньше, сумела разыскать Радиславу и добилась её перевода в детдом в Харькове, где она сама жила.

Когда в 1958-м Марию освободили, воссоединиться с дочерью у Капнист не получилось — она не могла забрать Радиславу из детдома, потому что не имела постоянной работы, а годы заключения сильно подорвали её здоровье. Сама Радислава не смогла признать мать в силу своего возраста, так как успела привязаться к Базавлук. В конечном итоге Базавлук удочерила Радиславу, но оставила ей прежнюю фамилию (когда Радиславу поместили в детдом, ей дали другую фамилию, но Базавлук, разыскав девочку, добилась того, чтобы ей вернули фамилию Капнист). Отношения матери и дочери стали налаживаться только когда Радислава была подростком.

Мария Капнист и дочь Радислава

Мария Капнист и дочь Радислава

На протяжении всей жизни у Марии Капнист был верный друг — Георгий Евгеньевич Холодовский (Юл — так она его называла). Он знал Марию с семи лет. Георгий был влюблен в ее старшую сестру. Когда же сестры не стало, то его связь с Капнистами прервалась. Но спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Между ними вспыхнуло чувство. Однако вскоре Марию репрессировали. Пока она сидела, он отправлял в лагеря посылки.

Дочь Марии Капнист рассказывала: «Он единственный, кто помогал ей, рискуя, можно сказать, жизнью. Когда узнал о том, что родилась я, очень болезненно переживал, но все равно продолжал посылать передачи. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей… Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. И лишь когда все пассажиры разошлись, вручил букет со словами: «Вас не встретили, и я не встретил того, кого ждал». Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован».

Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца жизни. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их.

Мария Капнист и Георгий Холодовский

Мария Капнист и Георгий Холодовский

Фильмография Марии Капнист:

1956 — Одна ночь (фильм-спектакль) — эпизод
1959 — Таврия — игуменья
1959 — Иванна — монахиня (нет в титрах)
1960 — Летающий корабль — волшебница (нет в титрах)
1960 — Вдали от Родины — мадам Дюваль (нет в титрах)
1961 — За двумя зайцами — дама в иллюзионе (нет в титрах)
1961 — Дмитро Горицвит — мать Варчука
1962 — Мы, двое мужчин — пассажирка, старуха с гусем
1963 — Серебряный тренер — служанка (нет в титрах)
1963 — Рыбки захотелось… (короткометражный)
1964 — Лушка — модистка
1964 — Ключи от неба — лаборантка (нет в титрах)
1964 — Гамлет — эпизод (нет в титрах)
1965-1967 — Война и мир — дама на балу (нет в титрах)
1965 — Нет неизвестных солдат — бдительная гражданка (нет в титрах)
1965 — Вниманию граждан и организаций — старуха (нет в титрах)
1967 — Большие хлопоты из-за маленького мальчика — Ева, помощник режиссера
1968 — Ошибка Оноре де Бальзака — кузина Бетти (нет в титрах)
1969 — Сыновья уходят в бой — жена деда Харитона
1970 — Узники Бомона — заключенная (нет в титрах)
1970 — Олеся — Мануйлиха, бабушка Олеси
1970 — Мир хижинам, война дворцам — монашка (нет в титрах)
1970 — В тридевятом царстве… — пассажирка самолета / фрейлина в оранжевом (нет в титрах)
1971 — Где вы, рыцари? — Прасковья Ильинична, соседка Ковальчука и Голубчика
1972 — Руслан и Людмила — Наина, в титрах Мария Капнист-Серко
1972 — Пропавшая грамота — ведьма
1972 — Вера, Надежда, Любовь — старуха в больнице
1973 — Старая крепость — пани Родлевская, учительница пения
1973 — Горя бояться — счастья не видать — придворная
1974 — Бронзовая птица — «Графиня» (Софья Павловна), экономка
1975, 1988 — Любовь с первого взгляда — волшебница
1976 — Табор уходит в небо — Изергиль
1976 — Память земли — баба Орыся (нет в титрах)
1977 — Солдатки — Марина
1977 — Сапоги всмятку — актриса
1977 — Если ты уйдешь — тетя Марфа
1978 — Квартет Гварнери — баба с козой (нет в титрах)
1979 — Цыган — старая цыганка
1979 — Циркачонок — мать Ратушного
1979 — Дикая охота короля Стаха — экономка
1980 — Копилка — клиентка Кокареля, графиня (нет в титрах)
1981 — Андрей и злой чародей — старуха
1982 — Улыбки Нечипоровки — Секлета
1982 — Преодоление — Амали, гостья Урусовой
1982 — Возвращение Баттерфляй — пани Мозурова
1983 — Комический любовник, или Любовные затеи сэра Джона Фальстафа — дама в вуали
1983 — Вечера на хуторе близ Диканьки — старуха на свадьбе
1984 — Шанс — Милица Федоровна, княжна персидская
1984 — Иванко и царь Поганин — Сова (в титрах Марина Капнист)
1984 — Володькина жизнь — учительница немецкого
1985 — Искушение Дон-Жуана — эпизод
1986 — Рядом с вами — техничка в школе
1986 — Премьера в Сосновке — костюмер областного театра
1986 — Полнолуние. Ноктюрн (короткометражный)
1986 — Золотая цепь — гостья Эвереста Ганувера (нет в титрах)
1986 — Двое на острове слёз — женщина на кладбище
1987 — Пуща — экономка
1987 — Прощай, шпана замоскворецкая… — баба Роза
1988 — Шанс (короткометражный) — старуха
1988 — Фантастическая история — старая дама (нет в титрах)
1988 — Поляна сказок — стюардесса; регистратор брака; бабушка с ребёнком
1988 — Новые приключения янки при дворе короля Артура — дама / рыцарь / монахиня
1988 — Мужчина для молодой женщины — Надырова
1988 — История одной бильярдной команды — Аманда, гадалка
1989 — Сероманец — эпизод
1989 — Искусство жить в Одессе — Маня, старуха
1989 — Этюды о Врубеле — эпизод
1989 — Хочу быть принцессой (документальный)
1990 — Два патрона на мамонта
1990 — Ведьма — эпизод
1991 — Меченые — бабуля в обувной мастерской
1991 — Лох — победитель воды — член мафии
1991 — Анна Карамазофф (Anna Karamazoff) — бабушка Соня
1992 — Сердца трёх — старая сеньора Солано
1992 — Людоед — Катерина Федоровна Жгутова, старая политкаторжанка
1992 — Экстрасенс — эпизод
1992 — Белые одежды — старуха, домработница Тумановой
1993 — Темные воды
1994 — Притча про светлицу

Оцените статью
Добавить комментарий