Мария Ермолова

Мария Ермолова

Мария Николаевна Ермолова. Родилась 3 (15) июля 1853 года в Москве — умерла 12 марта 1928 года в Москве. Русская драматическая актриса. Заслуженная артистка Императорских театров (1902). Первая Народная артистка Республики (1920). Герой Труда (1924). С 1935 года ее имя носит Московский драматический театр.

Мария Ермолова родилась 3 (15 по новому стилю) июля 1853 года в Москве.

Отец — Николай Алексеевич Ермолов, был драматическим артистом и автором нескольких водевилей, шедших на сценах Московской императорской труппы, однако особым талантом его творчество отмечено не было, позже работал суфлером Малого театра.

Дед — Алексей Семенович Ермолов, был крепостным скрипачом князей Волконских, получив вольную, поступил в театр гардеробмейстером. Увлекшись театральным искусством, он и своих детей устроил на то же поприще.

В 1862 году Мария была отдана в балетный класс Московского театрального училища. Особых способностей к балету она не обнаружила, но участвуя в массовых сценах балетов, опер и драматических спектаклей, Ермолова была свидетельницей творчества крупнейших мастеров сцены. В свободные вечера ученицы училища разыгрывали спектакли, в которых раскрывалось большое драматическое дарование Ермоловой.

В 1866 году отец Ермоловой, знавший о страстном увлечении дочери драматической сценой, разрешил ей сыграть на своем бенефисе роль разбитной девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского. Это была ее первая роль, но она еще не принесла ей успеха. Как вспоминал С. Н. Дурылин, «ценой неимоверных усилий она добилась того, что ей дали сыграть Марину в сцене у фонтана на какой-то пробе в училище, — и неуклюжая девочка на глазах у всех внезапно преобразилась во властную красавицу, в гордую повелительницу».

В 1870 году Надежда Медведева решила дать Ермоловой главную роль в своем бенефисе. В спектакле «Эмилия Галотти», премьера которого состоялась 30 января 1870 года, Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность.

В 1871 году Мария Ермолова окончила театральное училище и была принята в труппу Малого театра. В первые годы Ермоловой не поручали серьезных ролей, ей приходилось играть роли легкомысленных барышень в комедиях и водевилях. Дарование Ермоловой, главным образом трагическое и героическое, не получало своего раскрытия.

Мария Ермолова в молодости

Исключительный талант молодой актрисы был замечен прежде всего передовой молодежью. В период 1870-1880 годов она познакомилась со многими деятелями культуры и литературы.

Наконец, Мария Ермолова начала играть настоящие роли, которые ей интересны, которые ее увлекают. В 1873 году она исполнила роль Катерины в пьесе «Гроза». Работа над этой ролью продолжалась несколько лет. Катерина Ермоловой поднималась над бытом, жила в своем мире любви и мечтаний; это была русская женщина, исполненная внутренней силы и готовности к героическому самопожертвованию.

актриса Мария Ермолова

Спустя три года на своем бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник». Н. И. Стороженко писал: «Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии… Когда Лауренсия, бледная, с распущенными волосами, дрожащая от стыда и негодования, прибегает на площадь и сильной речью возбуждает народ к восстанию против губернатора, восторг публики дошел до энтузиазма… В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».

В 1890-е годы играет пьесы символистов Гауптмана, Ибсена, Горького. Играет Вассу Железнову в одноименной пьесе М. Горького о противостоянии двух женщин разного времени — Вассы и Рахиль. Ермолова играет Вассу старую и мудрую. По словам К. С. Станиславского, Ермолова была величайшей из виденных им актеров.

Театральные работы Марии Ермоловой:

  • 1866 — «Жених нарасхват» Д. Т. Ленского — Фаншетта;
  • 1870 — «Эмилия Галотти» Г. Э. Лессинга — Эмилия Галотти;
  • 1871 — «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина — Лидочка;
  • 1871 — «Тартюф» Мольера — Марианна;
  • 1872 — «Сверчок домашнего очага» Ш. Бирх-Пфейфер — Фадетта;
  • 1873 — «Гроза» А. Н. Островского — Катерина;
  • 1876 — «Овечий источник» Лопе де Вега — Лауренсия;
  • 1876 — «Василиса Мелентьева» А. Н. Островского — Василиса Мелентьева;
  • 1877 — «Последняя жертва» А. Н. Островского — Юлия Тугина;
  • 1878 — «Ричард III» У. Шекспира — леди Анна;
  • 1878 — «Гамлет» У. Шекспира — Офелия;
  • 1879 — «Уриэль Акоста» Гуцкова — Юдифь;
  • 1879 — «На пороге к делу» Н. Я. Соловьева — Лонина;
  • 1879 — «Бесприданница» А. Н. Островского — Лариса;
  • 1879 — «Мария Тюдор» В. Гюго — Мария I Тюдор;
  • 1881 — «Таланты и поклонники» А. Н. Островского — Негина;
  • 1883 — «Горячее сердце» А. Н. Островского — Параша;
  • 1883 — «Невольницы» А. Н. Островского — Евлалия;
  • 1884 — «Орлеанская дева» Ф. Шиллера — Иоанна Д’Арк (играла эту роль 18 лет);
  • 1886 — «Мария Стюарт» Ф. Шиллера — Мария Стюарт;
  • 1886 — «Воевода» А. Н. Островского — Олена;
  • 1886 — «Звезда Севильи» Лопе де Вега — Эстрелья;
  • 1887 — «Зимняя сказка» У. Шекспира — Гермиона;
  • 1889 — «Татьяна Репина» А. С. Суворина (об актрисе Евлалии Кадминой), поставлена 16 января в Малом театре — Евлалия Кадмина;
  • 1889 — «Эрнани» В. Гюго — донья Соль;
  • 1890 — «Федра» Ж. Расина — Федра;
  • 1892 — «Сафо» Ф. Грильпарцера — Сафо;
  • 1892 — «Граф де Ризоор» В. Сарду — Долорес;
  • 1892 — «Мария Шотландская» Б. Бьернсона — Мария;
  • 1893 — «Расплата (Эгоисты)» Е. Гославского — Берта Рейман;
  • 1895 — «Родина» Г. Зудермана — Магда;
  • 1896 — «Макбет» У. Шекспира — леди Макбет;
  • 1896 — «Марианна» Э. Эчергарайя — Марианна;
  • 1902 — «Кориолан» У. Шекспира — Волумния;
  • 1903 — «Измена» А. И. Сумбатова — Зейнаб;
  • 1904 — «Красная мантия» А. Брие — Янетта;
  • 1908 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского — Кручинина;
  • 1908 — «Холопы» П. П. Гнедича — Княжна Плавутина-Плавунцова;
  • 1908 — «Привидения» Г. Ибсена — фру Альвинг;
  • 1909 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского — инокиня Марфа;
  • 1915 — «Стакан воды» Э. Скриба — Королева Анна;
  • 1918 — «Декабрист» П. П. Гнедича.

Мария Николаевна Ермолова

Ермолова много занималась в училище с актерами.

Значение Ермоловой в истории русского и мирового театра исключительно велико. В ее искусстве нашли продолжение традиции Щепкина и Мочалова, обогащенные воздействием идей революционных демократов. Спектакли с участием Ермоловой становились значительным общественным явлением. Заслуги Ермоловой были высоко оценены русским народом. Празднование 50-летия ее сценической деятельности в 1920 году приобрело характер всенародного события; на юбилейном спектакле Ермоловой присутствовал В. И. Ленин. Ермолова первой получила звание народной артистки Республики.

Оставила сцену в 1923 году. Она была одинока, мало кого принимала.

Умерла Мария Ермолова 12 марта 1928 года.

Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино, на погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарем, рядом с родителями и сестрами. В 1971 году перезахоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Чеховым, Станиславским и актерами МХТ (надгробие выполнено Верой Мухиной). На месте первоначального захоронения под древним дубом установлен памятный знак. Вместе с Ермоловой захоронена ее дочь, Маргарита Николаевна и Татьяна Львовна Щепкина-Куперник.

В 1985 году в ее честь назван кратер Ермолова на Венере.

В 1986 году в особняке на Тверском бульваре — памятнике истории, построенном в 1773 году, где жила великая актриса, был создан Дом-музей М.Н. Ермоловой — филиал Театрального музея им. А. А. Бахрушина.

В советское время имя Ермоловой носил знаменитый Большой Каретный переулок в Москве.

Имя Ермоловой носит расположенный на Тверской улице Московский драматический театр.

Личная жизнь Марии Ермоловой:

Муж — Николай Петрович Шубинский (Шубинской) (1853-1921), известный московский присяжный поверенный, крупный конезаводчик. Член Государственной думы III и IV созывов от Тверской губернии.

Они познакомились на одной из вечеринок московской интеллигенции. В то время он учился на последнем курсе юридического факультета университета. В те годы был под надзором полиции, подвергался обыскам, не признавал властей.

Дочь — Маргарита Николаевна (1876-1965), была замужем за московским врачом Василием Яковлевичем Зелениным.

Спустя 7 лет брака Ермолова увлеклась другим. Дочь Маргарита вспоминала: «Между отцом и матерью была сложность их брака, который сделался фиктивным с тех пор, как мать влюбилась в П., а отец имел направо и налево любовные связи более или менее продолжительные». Ради дочери брак не распался. Упомянутый «П.» — профессор медицинского факультета Московского университета Константин Михайлович Павлинов.

Николай Шубинский — муж Марии Ермоловой

Николай Петрович Шубинский

Фильмография Марии Ермоловой (архивные кадры):

1961 — Великие русские артисты (документальный)
1983 — Мария Ермолова (документальный)

Оцените статью
Добавить комментарий