Мария Лукьяновна Биешу (молд. Maria Bieşu). Родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь (ныне — Штефан-Водский район Молдовы) — умерла 16 мая 2012 года в Кишинёве. Советская и молдавская оперная певица (сопрано), актриса, педагог. Народная артистка СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1982), Государственной премии СССР (1974).
Мария Биешу родилась 3 августа 1935 года в селе Волинтирь Аккерманского уезда, тогда это было Королевство Румыния, а ныне в Штефан-Водском районе Молдовы.
Отец — Лука Савельевич Биешу.
Мать — Татьяна Степановна Биешу (1913-2010).
С ранних лет Мария была приучена к сельскому труду, с подросткового возраста работала в поле. Имея отличный голос и абсолютный музыкальный слух, активно участвовала в сельской самодеятельности. Еще в детстве начала мечтать о карьере певицы, хотя до поры до времени об этом приходилось думать в тайне, поскольку семья жила небогато и Марии приходилось много трудиться.
После школы по настоянию родителей она в 1951 году поступила на факультет агролесомелиорации сельскохозяйственного техникума в городе Леова. Во время учебы в техникуме она продолжала выступать в самодеятельности и, наконец, решилась стать певицей. И в 1955 году без экзаменов она была принята в Кишинёвскую государственную консерваторию (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств). Когда Мария сообщила об этом родителям, те были шокированы.
В одном из интервью Биешу вспоминала: «Самые яркие эмоции у меня связаны с тем, когда я получила диплом агронома после окончания техникума и поступила в консерваторию. Родители, увидев мой диплом, были очень счастливы. Папа очень хотел, чтобы я была агрономом, да и мама тоже. Но когда я им сообщила, что собираюсь учиться в консерватории, они были очень разочарованы. Мама так расстроилась и стала спрашивать: — Как это так, ты выучилась на агронома, а собираешься делать консервы? Она схватила веник и побежала за мной по двору.- Мама, я не думаю делать консервы, я собираюсь петь! — пыталась объяснить я».
В Кишинёвской консерватории училась у педагога С.Л. Зарифьян.
Параллельно в 1958-1960 годах выступала с оркестром народных инструментов Ансамбля песни и танца «Флуераш».
Мария Биешу в молодости
В 1961 году окончила консерваторию по классу П.А. Ботезат. После государственных экзаменов получила приглашение в Молдавский театр оперы и балета (ныне Национальный театр оперы и балета Республики Молдова имени Марии Биешу) в Кишинёве.
Дебют на оперной сцене состоялся весной 1962 года, когда она спела партию Тоски в одноимённой опере Дж. Пуччини.
Мария Биешу — Тоска
В 1965-1967 годах стажировалась в театре «Ла Скала» (Милан, Италия), где под руководством педагога Э. Пьяццы подготовила на итальянском языке партии Тоски, Аиды, Чио-Чио-сан и Леоноры в операх Дж. Пуччини и Дж. Верди.
В тот же период она успешно выступает на международных конкурсах: становится лауреатом первого состязания вокалистов в рамках III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966) и побеждает на 1-м Международном конкурсе памяти Миуры Тамаки в Японии, где завоёвывает первую премию, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира».
Мария Биешу — Чио-Чио-сан
Далее у Марии Биешу началась карьера оперной певицы мирового уровня. Она гастролировала на всех континентах. Пела на сцене Большого театра, на оперных сценах ведущих театров СССР, в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, в театрах Чехословакии, Германии, Болгарии, Югославии, Румынии, Венгрии, Польши, Финляндии, Австрии.
С блеском прошли ее концертные турне по городам Японии, Австралии, Кубы, Израиля. Выступала с сольными концертами в Рио-де-Жанейро. Пела в зале «Олимпия» в Париже.
Всего в творческом репертуаре певицы было около трёх десятков сопрановых партий в мировой оперной классике и операх современных композиторов. Широким был и камерный репертуар певицы, насчитывавший свыше двадцати концертных программ и включавший известнейшие арии из опер, произведения старинной, классической, духовной и современной музыки.
Камерный репертуар включал старинную западноевропейскую музыку (И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, К. В. Глюк, Г. Пёрселл, Д. Чимароза, А. Страделла, Дж. Каччини, Дж. Кариссими, К. Монтеверди); романтическую немецкую музыку (Р. Шуман, Ф. Шуберт, Ф. Мендельсон-Бартольди); русскую классику (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, А. Г. Рубинштейн, М. М. Ипполитов-Иванов, С. С. Прокофьев, Ю. А. Шапорин, Р. М. Глиэр, Г. В. Свиридов, Д. Д. Шостакович, С. Н. Василенко, Т. Н. Хренников); романсы композиторов СССР; молдавскую вокальную музыку (В. Г. Загорский, Е. Д. Дога, Б. С. Дубоссарский, С. В. Лунгу, В. Ротару, К. Руснак, З. М. Ткач, С. Бузилэ, Д. Георгицэ), вокально-симфонические концерты (Месса си минор И. С. Баха, «Реквием» Дж. Верди, «Немецкий реквием» И. Брамса, Stabat Mater Дж. Россини).
О Марии Биешу высоко отзывались ее коллеги. Певец Муслим Магомаев говорил: «Когда услышал её голос — замер от восторга! Удивительное сопрано! У её великой тёзки Марии Каллас не было такого объёмного, полнозвучного голоса. У Биешу — истинно итальянский голос, дарованный самим Господом. Если уж и сравнивать природу её вокальных данных, то Биешу ближе к великой итальянке Ренате Тебальди. Та же редкая красота ровного по всему диапазону и беспредельного по возможностям голоса, мягкость, сочность звучания и необыкновенная пластичность».
Мария Биешу — Bellini: Norma
Член КПСС с 1979 года. Депутат Совета Национальностей Верховного Совета СССР 7-11-го созывов (1966-1989) от Молдавской ССР.
С 1987 года — председатель Союза музыкальных деятелей Молдавии. С 1992 года — вице-президент Международного союза музыкальных деятелей (Москва).
Мария Биешу вела вокальный класс в Академии музыки имени Г. Музическу в Кишинёве (ныне Академия музыки, театра и изобразительных искусств) (профессор).
Проводила мастер-классы для студентов-вокалистов в Университете искусств города Нагоя (Япония, 1999), Пекинской и Венской консерваториях (ныне Венский университет музыки и исполнительского искусства), в оперных театрах Турции (Анкара, Мерсин), Кубы (Гавана).
Участвовала в культурной и фестивальной жизни Молдовы. С 1990 года в Кишинёве проходил Международный фестиваль звёзд оперного и балетного искусства «Приглашает Мария Биешу» («Vă invită Maria Bieşu»).
Мария Биешу
В 1995 году приняла участие в первом Рождественском Фестивале искусств в Новосибирске в качестве специально приглашённой звезды, где выступила с партией Аиды в концертной версии оперы «Аида».
В 2001 году выступила в шести столицах Европы — Париже, Риме, Бухаресте, Берлине, Софии, Брюсселе — с программой романсов румынских и молдавских композиторов на стихи поэта М. Эминеску, посвященной году М. Эминеску, объявленному ЮНЕСКО.
Продолжая активную гастрольную деятельность, в последние годы творческой жизни выступала в оперных спектаклях и камерных концертах в Австрии, Германии, Франции, Италии, Венгрии, Японии, Белоруссии, Украине, России.
Длительное время участвовала в жюри многочисленных международных вокальных конкурсов — Токио, Барселона, Марсель, Будапешт, Батуми (конкурс теноров им. Д. Андгуладзе, 1996), Баку (конкурс вокалистов, посвящённый 100-летию Бюль-Бюля, 1997) и др. Она была постоянным членом жюри Международных конкурсов имени П. И. Чайковского, М. И. Глинки, Г. В. Свиридова.
Мария Биешу очень тепло относилась к СССР и России, в одном из своих последних интервью певица говорила: «Вообще Советский Союз — это моя ностальгия. Я его объехала весь вдоль и поперек. В месяц пела по семнадцать спектаклей. И никогда не хотела уехать. Предлагали головокружительные контракты. Сейчас модно говорить, что власти не пускали. Меня пускали. Сама не хотела. Я без своей Молдавии жить не могла. При советской власти мне жилось хорошо. На то время пришлось моё детство, молодость, становление и расцвет как артистки. Меня везде поддерживали и помогали. То время поддерживало искусство. Я очень сомневаюсь, что сегодня поддержат пусть даже расталантливейшую девочку из молдавского села. Впрочем, и не только из молдавского. Я очень люблю Россию. И переживаю за неё сильно, постоянно смотрю российское телевидение. Москва же всё для меня сделала, все звания, и все премии — всё Москва дала. Как я могу это забыть и не быть благодарной? Несколько лет назад я тяжело заболела. Лейкоз. Опять меня Москва спасла, позвонили из Российского посольства, справились о моих бедах. Из Москвы прилетел врач из института гематологии, и меня туда забрали. Там врачи сутками не отходили от меня. И, что немаловажно для артистки с нищенской пенсией, не взяли ни копейки за лечение. Хотя я иностранка теперь. «Мы помним добро и ваш талант», — сказал мне главный врач той клиники, а это эффективнее лекарств… Передайте России, что половина моего сердца осталась там. Что сцена Большого театра лучшая в мире. Лучшая!».
Мария Биешу в старости
В 2009 году Мария Биешу выпустила автобиографическую книгу «Моя жизнь — мои гастроли», в которой рассказала о своей жизни и творческой судьбе, о встречах с интересными людьми.
Личная жизнь Марии Биешу:
Замужем не была. Детей не имела.
Смерть Марии Биешу:
Последние несколько лет жизни оперная дива страдала тяжелым онкологическим заболеванием — раком крови (у нее была редкая форма лейкемии). Но, несмотря на проблемы со здоровьем, она каждый раз открывала в Кишиневе традиционный музыкальный фестиваль «Приглашает Мария Биешу». За год до смерти, сидя на сцене в кресле, она пообещала своим поклонникам выздороветь: «Надеюсь увидеться с вами, но в другом состоянии. Очень хочу для вас, дорогие зрители, спеть…». Тогда же она исполнила несколько строк из песни «Де че ну-мь вий» («Почему ко мне не приходишь»). Зал аплодировал ей стоя. Это было последнее выступление Марии Биешу на сцене.
Скончалась 16 мая 2012 года в кишинёвской больнице «Лечсанупр» Государственной канцелярии Республики Молдова.
похороны Марии Биешу
Похоронена на Центральном (Армянском) кладбище в Кишинёве рядом с мамой.
могила Марии Биешу
С 2012 года Национальный театр оперы и балета Республики Молдова носит имя Марии Биешу.
Фильмография Марии Биешу:
1969 — Мария
1971 — Где б ни был я (документальный)
1971 — Мой голос для тебя
1971 — По страницам любимых опер — Тоска («Тоска»), Баттерфляй («Мадам Баттерфляй»)
1975 — Мария Биешу (документальный)
1978 — С любовью к вам
1979 — Песнь любви (документальный)
1980 — Чио-чио-сан (фильм-спектакль) — Чио-чио-сан
1981 — Флория Тоска — Тоска
1984 — О, Мария
2000 — Ave Maria
2005 — Жизнь на сцене
Репертуар Марии Биешу:
1962 — «Тоска» Дж. Пуччини — Флория Тоска
1963, 1973 — «Евгений Онегин» П. И. Чайковского — Татьяна
1963 — «Аурелия» Д. Г. Гершфельда — Аурелия
1963 — «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини — Чио-Чио-сан
1965 — «Пиковая дама» П. И. Чайковского — Лиза
1966 — «Аида» Дж. Верди — Аида
1967 — «Отелло» Дж. Верди — Дездемона
1969 — «Трубадур» Дж. Верди — Леонора
1970 — «Героическая баллада» А. Г. Стырчи — Домника
1971 — «Паяцы» Р. Леонкавалло — Недда
1973 — «Алеко» С. В. Рахманинова — Земфира
1974 — «Глира» Г. С. Няги — Глира
1974 — «Чародейка» П. И. Чайковского — Настасья
1975 — «Норма» В. Беллини — Норма
1977 — «Богема» Дж. Пуччини — Мими
1979 — «Турандот» Дж. Пуччини — Турандот
1979 — «Иоланта» П. И. Чайковского — Иоланта
1980 — «Сергей Лазо» Д. Г. Гершфельда — Ольга
1980 — «Сельская честь» П. Масканьи — Сантуцца
1980 — «В бурю» Т. Н. Хренникова — Наталья
1981 — «Сила судьбы» Дж. Верди — Леонора
1981 — «Виват, маэстро!» («Колокольчик») Г. Доницетти — Серафина
1984 — «Адриана Лекуврёр» Ф. Чилеа — Адриенна
1984 — «Дидона и Эней» Г. Пёрселла (в концертном исполнении) — Дидона
1985 — «Зори здесь тихие» К. В. Молчанова — Рита
1985 — «Дон Карлос» Дж. Верди — Елизавета
1987 — «Александру Лэпушняну» Г. Мусти — Руксанда
1989 — «Бал-маскарад» Дж. Верди — Амелия
1995 — «Набукко» Дж. Верди — Абигайль
Награды и звания Марии Биешу:
Лауреат III Международного конкурса имени П. И. Чайковского (третья премия, 1966);
Лауреат I Международного конкурса памяти Миуры Тамаки в Японии (первая премия, «Золотой кубок» и титул «Лучшая Чио-Чио-сан мира») (1967);
Заслуженная артистка Молдавской ССР (1964);
Народная артистка Молдавской ССР (1967);
Народная артистка СССР (1970);
Народная артистка Республики Башкортостан (1994);
Герой Социалистического Труда (1990);
Ленинская премия (1982);
Государственная премия СССР (1974);
Государственная премия Молдавской ССР (1968);
Два ордена Ленина (4.05.1984; 3.08.1990);
Орден Трудового Красного Знамени (23.03.1976);
Орден «Знак Почёта» (8.06.1960);
Орден Республики (Молдавия) (1992);
Командорский Крест ордена Звезды Румынии (2000);
Медаль «Михай Эминеску» (Молдова);
Медаль «150 лет со дня рождения Михая Эминеску» (Румыния, 2001);
Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (Русская православная церковь);
Премия и золотая медаль Фонда И. Архиповой (2002);
Примадонна Национальной оперы Республики Молдова;
Почётный член Академии наук Молдавии (1999);
«Почётный доктор» («Doctor honoris causa») (Академия наук Молдавии);
Почётный гражданин Кишинёва (1987).