Ляля Черная

Ляля Черная

Ляля Черная. Настоящее имя — Надежда Сергеевна Хмелева (урожденная Киселева). Родилась 15 февраля 1909 года в Нальчике — умерла 2 сентября 1982 года в Москве. Советская актриса театра и кино, танцовщица, исполнительница цыганских песен и романсов. Заслуженная артистка РСФСР (1960).

Надежда Киселева, ставшая широко известной как Ляля Черная, родилась 15 февраля 1909 года в Нальчике.

Имела русские и цыганские корни.

Отец — Сергей Алексеевич Киселев, московский дворянин.

Мать — Мария Георгиевна Полякова, цыганка, певица и танцовщица Стрельненского цыганского хора И. Лебедева.

Ее семья была очень состоятельной. В доме Киселевых часто принимали гостей из числа высших кругов, также бывали артисты. Как-то один из гостей отца, увидев маленькую Надю, воскликнул: «Ой, какая лялька». И с той поры все близкие и знакомые стали называть Надежду этим именем — Ляля. А из-за смуглой кожи к ней приклеилось прозвище Черная. Впоследствии она решила взять себе соответствующий сценический псевдоним — Ляля Черная.

Петь и танцевать научилась у своей матери. Уже в 13 лет она впервые вышла на сцену, в тот момент — как плясунья. Выступала с хором московских цыган Егора Полякова в ресторане «Арбатский подвал».

В возрасте 15 лет Ляля Черная была настоящей знаменитостью и выступала с популярным в те годы хором Егора Полякова на эстраде. Часто принимала участие в тематических концертах, посвященных цыганскому пению, которые проводились каждый год в Колонном зале, Большом и Экспериментальном театрах. Исполняла цыганские народные и бытовые песни: «Я цыганкой родилась», «Серьги-кольца», «Садо-виноградо», «На заре не слышу», «Не уезжай» и другие. Особенно поражали зрителей её пляски, отмеченные богатством ритмов, музыкальностью и пластичностью.

С 1931 года, со дня основания театра «Ромэн», Ляля Черная выступала на его сцене. В своем первом спектакле «Утро и вечер» сыграла эпизодическую роль, однако вскоре благодаря яркому артистическому дарованию стала ведущей актрисой этого театра.

Ляля Черная в молодости

Ляля Черная в молодости

Театральные работы Ляли Черной:

  • «Жизнь на колёсах» А. Германо — Грина;
  • «Цыгане» по произведениям А. Пушкина — Земфира;
  • «Кровавая свадьба» Ф.Гарсиа Лорки — Невеста;
  • «Кармен из Трианы» И. Ром-Лебедева по мотивам новеллы П. Мериме «Кармен» — Кармен;
  • «Чудесная башмачница» Ф.Гарсиа Лорки — Башмачница;
  • «Все о тебе» А. Афиногенова — Люба;
  • «Дочь шатров» И. Ром-Лебедева — Инка;
  • «Грушенька» по повести Н. Лескова — Грушенька;
  • «Верность» Л. Григорьева, И. Луковского — Таня;
  • «Лачи» Р. Тихомирова по мотивам романа Кришана Чандра «Одна девушка и 100 мужчин» — Роши.

молодая Ляля Черная

Особенно полюбилась зрителям Грушенька Ляли Чёрной в спектакле «Грушенька» по повести Н. Лескова «Очарованный странник», который шел на сцене театра более 1000 раз.

Ляля Черная покоряла публику своей неповторимой красотой, изяществом, пластичностью и подлинным цыганским темпераментом.

Во время войны выступала с фронтовыми бригадами перед бойцами. Была награждена медалью «За оборону Кавказа».

Послевоенные годы оказались для актрисы самыми плодотворными. Ляля много играет и много выступает с концертами. Она находится в пике своей славы. Она красива, полна сил, она желанный гость и на светских вечеринках, и на праздниках, устраиваемых на правительственном уровне. Ляля Черная записала на диски песни и романсы в собственной обработке «Когда цыганка говорит» (старинный цыганский напев), «Я хочу умереть, не любя» (муз. Я.Фельдмана, ст. Л. Печорина), «Мой костер» (ст. Я. Полонского) и др.

Огромное влияние на ее творческую судьбу оказали мужья — Михаил Яншин и Николай Хмелёв, выдающиеся актеры Московского Художественного театра.

Когда актриса была мало занята в текущем репертуаре, она с большим энтузиазмом передавала свой опыт молодым артистам, уделяя им много внимания и душевного тепла.

Заслуженная артистка РСФСР (08.03.1960).

цыганская актриса Ляля Черная

В 1972 году Ляля ушла из театра. Она иногда ездила с концертами, но всё реже и реже. Последний свой концерт Ляля дала в Театре Эстрады за год до своей смерти.

Едва ли не до последних месяцев жизни Ляля Черная с огромным успехом участвовала в разного рода эстрадных концертах с исполнением цыганских народных песен и романсов.

Ляля Черная в кино

Сниматься начала в 1935 году, дебютировав в драме «Последний табор» в роли Альты. Цыганские песни в ее исполнении «Бродяга» и «Ты, ветер» из этого кинофильма стали очень популярны.

Ляля Черная в фильме «Последний табор»

Ляля Черная в фильме Последний табор

Позже время от времени снималась в кино, появившись в лентах «Огонь», «Белый круг», «Табор уходит в небо», «Расколотое небо», «Краткое наставление в любви» и др.

Ляля Черная в фильме «Табор уходит в небо»

Ляля Черная в фильме Табор уходит в небо

Умерла 2 сентября 1982 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (2 участок, 17 ряд, 12 могила), рядом с мужем Николаем Хмелевым.

Личная жизнь Ляли Черной:

Неоднократно была замужем.

Первый муж — Иван Иванович Ром-Лебедев (настоящая фамилия Лебедев; 1903-1991), советский актер, драматург и гитарист, цыганский писатель. Заслуженный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств РСФСР. Иван Лебедев был среди выдвинувших предложение о создании цыганской театральной студии, всю свою жизнь посвятил цыганскому театру «Ромэн». За время своей работы в театре он написал несколько десятков пьес, по некоторым из них ставят спектакли и сегодня.

Второй муж — Михаил Михайлович Яншин (1902-1976), советский актер театра и кино, театральный режиссёр. Народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР. Поженились в 1934 году.

В 1942 году она развелась с Михаилом Яншиным.

Третий муж — Николай Павлович Хмелев (1901-1945), советский российский актер, театральный режиссер, педагог. Народный артист СССР, лауреат трёх Сталинских премий первой степени.

У них родился сын Алексей Николаевич Хмелёв (1943-2002), заслуженный работник искусств РФ. К слову, ее бывший муж Михаил Яншин стал крестным отцом сына Алексея.

Хмелев умер 1 ноября 1945 года на 45-м году жизни во время генеральной репетиции спектакля «Трудные годы» А. Н. Толстого, в котором исполнял роль царя Ивана Грозного. После смерти Хмелева Ляля Черная осталась одна с маленьким ребенком на руках. Михаил Яншин, как мог, поддерживал ее.

В Лялю Черную влюблялись многие мужчины. Она была из тех, кого в полной мере можно назвать «роковая женщина». В 1946 году, по свидетельству секретаря военного трибунала Якова Айзенштата, работник Военного трибунала Московского военного округа капитан юстиции Буря тратил большую часть полученных взяток на свою близкую знакомую, актрису Надежду Киселеву, в результате он был осужден на длительный срок.

Ляля Черная на отдыхе

Ляля Черная на отдыхе

У нее был бурный роман с актером Евгением Весником, который был моложе ее на 14 лет. Ляля Черная ввела его в московскую богему.

Фильмография Ляли Черной:

1935 — Последний табор — Альта, дочь Юдко
1940 — Концерт-вальс
1973 — Огонь — мать Андрея
1974 — Белый круг — мать Андрея
1975 — Вкус халвы — цыганка
1976 — Табор уходит в небо — старая цыганка, травница
1979 — Расколотое небо — Микитична
1982 — Краткое наставление в любви (Īsa pamācība mīlēšanā) — гадалка на ярмарке

Оцените статью
Добавить комментарий