Лилия Моисеевна Майорова. Родилась 6 февраля 1928 года. Советский и российский книжный график. Член Союза художников СССР. Жена режиссера Александра Митты.
Лилия Майорова родилась 6 февраля 1928 года.
Детство Лилии выдалось трудным. Когда ей было всего 10 лет тяжело заболели ее родители. Девочке пришлось не только ухаживать за ними, но также много работать, чтобы кормить семью. Благо уже в детстве она научилась хорошо шить — настолько, что смогла продавать на рынке созданные ею женские юбки. Шила вручную — на машинку не было денег. Это умение впоследствии пригодится ей в жизни.
Кроме того, Лилия отлично рисовала. Создавала расписные платки из марли, которые также продавала на базаре. Она вырисовывала на обычной марле дивные цветы и узоры простыми акварельными красками, при этом предупреждала покупателей, что стирать эти шарфы ни в коем случае нельзя.
В старших классах Лилия тяжело заболела тифом, в какой-то момент она потеряла сознание и ее даже отправили в морг. Но к ее счастью случайно заглянувший в морг врач обнаружил, что девочка жива.
Впоследствии тяжелая история детства Лилии Майоровой найдет свое отражение в картине ее супруга Александра Митты «Затерянный в Сибири» — она стала прообразом главной героини фильма.
Свою жизнь Лилия мечтала посвятить искусству. Будучи совсем юной она пришла в знаменитый театр кукол Сергея Образцова и выложила целый чемодан своих работ — также кукол. Однако поначалу ее смогли взять на работу лишь в качестве уборщицы. Она согласилась. С утра до вечера Лилия драила полы, а вечером вновь усаживалась за свое любимое занятие — шила куклы. Позже создавала их в театре профессионально.
Широкую известность и любовь детей всего СССР она заслужила как книжный график — ее яркие иллюстрации украсили многие детские книги.
К книжной графике она пришла несколько неожиданно. В советское время было издательство «Росгизместпром», выпускавшее бухгалтерские отчёты и папки. Там скапливались обрезки и Лилию Моисеевну попросили придумать — что можно с этим сделать. И она придумала: родилась книжка «Курочка-ряба» — эдакий миниатюрный театр, доступный каждому ребёнку. Книга имела невероятный успех и многократно переиздавалась — на всех языках и для всех стран.
Вскоре сотрудники издательства попросили, чтобы их перепрофилировали — сначала они стали «Детским миром», а затем еще раз сменили название — на «Малыш». В этом издательстве Майорова проработала всю жизнь и сделала более 100 книг — с ней сотрудничали такие известные советские художники, как Виктор Чижиков, Евгений Чарушин, Михаил Скобелев, Анатолий Елисеев, Эрик Булатов.
Лилия Майорова везде была всеобщей любимицей — ибо всё ее творчество посвящено любви и доброте. Сама она говорила: «Мне все время хотелось сделать что-то, чтоб всем было хорошо… было радостно».
Лилия Моисеевна Майорова
Придуманные Лилией Майоровой книжки-раскладушки для детей разошлись по всему миру.
Член Союза художников СССР.
Личная жизнь Лилии Майоровой:
Дважды была замужем.
Первым супругом был корреспондент газеты «Правда».
Второй муж — Александр Наумович Митта (настоящая фамилия Рабинович; род. 28 марта 1933), советский и российский кинорежиссёр, сценарист, актёр. Народный артист Российской Федерации.
Они познакомились в издательстве «Малыш», где Лилия Моисеевна работала художником, а Александр Наумович приносил туда свои тексты. На момент их встречи она была замужем. Однако между ними возникло чувство и вскоре они создали новую семью.
Как вспоминал Митта, в молодости Лилия была очень эффектной женщиной, всегда стильно и модно одевалась — сама придумывала и шила для себя необычные наряды, в т.ч. шарфы с рукавами и капюшонами, носила шляпки и платья с кринолином. На улице на нее оборачивались не только мужчины, но и женщины — чтобы рассмотреть, во что она одета.
В браке родился сын Евгений Митта, он стал художником.
Лилия Майорова и Александр Митта
Александр Митта и сын Евгений
Другом семьи Лилии Майоровой и Александра Митты был бард и актер Владимир Высоцкий. С Лилией Владимир мог поделиться своими самыми сокровенными тайнами. Лилия Моисеевна говорила: «Володю я очень любила, и он ко мне относился безукоризненно, как к подруге. И был всегда откровенен. При его жизни никогда ничего о нем не рассказывала. А уж после Володиной смерти тем более. Считаю это, мягко говоря, неприличным. Ведь Высоцкий сам ответить уже не может. И как бы «правильно», аккуратно вы ни рассказывали, ничего хорошего, значительного не получится. После смерти Высоцкого у него вдруг оказалось огромное количество самых близких друзей. Почему-то при жизни их не было. Для меня не важна публичность. Я совершенно не тщеславна. Мне не нужно, чтобы все знали, что я была его лучшей подругой. Мой муж, который был Высоцкому близким другом, их даже считали двоюродными братьями, не знает того, что я обсуждала с Володей».
Лилия Майорова никогда не ходила на съемки мужа, никогда не ездила с ним в экспедиции, как это делали жены многих других режиссеров. В их союзе царили любовь и доверие, а семейное счастье оказалось долгим.
Фильмография Лилии Майоровой:
2011 — Больше, чем любовь. Александр Митта и Лиля Майорова (документальный)