Лидия Смирнова

Лидия Смирнова

Лидия Николаевна Смирнова. Родилась 31 января (13 февраля) 1915 года в Мензелинске (ныне Татарстан) — умерла 25 июля 2007 года в Зеленограде. Советская и российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1974). Лауреат Сталинской премии третьей степени (1951).

Лидия Смирнова родилась 31 января (13 февраля по новому стилю) 1915 года в татарском городке Мензелинск.

Ее отец служил у адмирала Колчака, погиб во время Гражданской войны.

Мама сошла с ума после того, как младший брат Лидии упал головой на каменный пол и погиб, скончалась в психиатрической лечебнице.

Лидия воспитывалась у своего дяди Петра (старшего брата отца) и его жены Маруси, которые жили в Тобольске. «О том, что я им неродная дочь, узнала только после школы. У них родилось двое своих детей. Дядя работал бухгалтером, тетя вела хозяйство и воспитывала троих детей. Скоро нам удалось переехать в Москву. Но жили мы там трудно», — рассказывала она.

Когда с дядей и тётей переехала в Москву, то год проучилась в хореографическом училище при Большом театре.

Занималась спортом и даже не помышляла о карьере киноактрисы.

После школы Лидия поступила в промышленно-экономический техникум. Получив диплом экономиста, она попала на работу в Главное управление авиационной промышленности. Затем она стала студенткой авиационного института.

В театральное училище Лидия Смирнова пришла со второго курса авиационного института. Заявление подала одновременно в Вахтанговское училище, школу Камерного театра и во Всесоюзный государственный институт кинематографии, и везде была принята. Она выбрала училище при Камерном театре, так как оно было самым близким к дому.

Впервые снялась в кино в 1934 году в эпизодической роли в фильме «Настенька Устинова».

Лидия Смирнова в молодости

Лидия Смирнова в молодости

Руководителем училище при Камерном театре был Александр Таиров. Во время учёбы в училище была актрисой Камерного и Реалистического театров.

В 1938 году Смирнова успешно закончила обучение, и Таиров предложил ей место в своем театре.

Одновременно с предложением Таирова кинорежиссер Владимир Корш-Саблин предложил Смирновой сняться в главной роли в фильме «Моя любовь». И Смирнова выбрала кино.

В Камерном театре она успела сыграть лишь одну роль в спектакле «Аристократы», после чего театр уехал с гастролями на Дальний Восток, а Смирнова начала сниматься в фильме.

Лидия Смирнова сыграла роль Шурочки. После премьеры фильма «Моя любовь» Лидия Смирнова вспоминала: «Этот день был для меня самым счастливым. Москва и Ленинград были увешаны моими портретами. Все пели песни из фильма, которые написал Дунаевский. Меня стали узнавать на улице, брать автографы, называть не Лидой, а Шурочкой. И письма писали как Шурочке».

Лидия Смирнова в фильме «Моя любовь»

Лидия Смирнова Моя любовь

В 1940-1945 годах — актриса киностудии «Мосфильм».

С началом войны снималась в боевых киносбониках, тушила по ночам зажигательные бомбы. Вскоре киностудия «Мосфильм», где работала Смирнова, была эвакуирована в Алма-Ату, где артисты приступили к съемкам фильма «Она защищает Родину».

Военный период в творческой карьере актрисы был очень плодотворным. Тема испытаний, выпавших на женщин во время войны, невосполнимость утрат, женский героизм и стойкость в исполнении Смирновой были понятны всем советским зрителям.

В 1941 году Смирнова снялась в картинах «Мы ждём вас с победой» и «Два друга». А в 1942 году ей досталась главная роль Вари в фильме «Парень из нашего города.

В 1943 года она снова снялась еще в трех фильмах — «Родные берега», «Пропавший без вести» и «Она защищает Родину». Еще один фильм, в котором Лидия Смирнова успела сняться во время войны в 1944 году назывался «Морской батальон».

Лидия Смирнова 3

С 1945 года — актриса Театра-студии киноактёра.

После окончания войны Смирнова продолжала регулярно сниматься в кино в роли героических женщин. В 1951 году ей была присуждена Сталинская премия третьей степени за роль Смайды в кинокартине «У них есть Родина». Тогда же она была на приеме у Сталина.

Она вспоминала: «Я страшно волновалась, поскольку должна была выступать. Меня трясло, и все казалось чуть-чуть ирреальным. Гигантские столы уставлены яствами, в вазочках для варенья — черная икра. Когда подали чай, я вдруг как во сне увидела: колхозная ударница, которая сидит напротив, берет ложку икры, кладет в стакан, размешивает и пьет. Наконец меня объявляют, и, стоя в десяти шагах от Сталина, ничего не видя перед собой, я начинаю говорить о том, что я сирота… что только при советской власти… ну и так далее. Говорю и с ужасом понимаю, что никак не могу остановиться. Наконец из сумерек сознания выплывает фраза «И жизнь хороша, и жить хорошо». Странно, но она, как магический пароль, разрушила наваждение».

Вскоре после этого Смирнова вступила в ряды КПСС. «В партию меня и Марка Бернеса уговорили вступить в Театре-студии киноактера. Нам сказали: у вас большие организаторские способности, много энергии, вы принесете пользу Родине. Мы, конечно же, возражать не стали. Правда, одна актриса написала в райком, что Смирновой в партию нельзя, она — морально неустойчива… А я потом стала секретарем парторганизации театра», — рассказывала она.

В 1953 году она сыграла в фильме «Серебристая пыль» роль проститутки Флосси Бейт.

В 1964 году актриса сыграла знаменитую роль свахи в «Женитьбе Бальзаминова».

Лидия Смирнова в фильме «Женитьба Бальзаминова»

Лидия Смирнова Женитьба Бальзаминова

В том же 1964 году снялась в рольидокторши в картине «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и позже — роль продавщицы Дуськи в цикле фильмов про Анискина.

Продолжала активно сниматься и в 1970-е годы. В 1981-м сыграла члена приемной комиссии в фильме «Карнавал».

В 1990-е годы, спустя более, чем пятьдесят лет после начала своей творческой карьеры, актриса снялась в пяти фильмах, а в 2000-е – еще в четырех.

Лидия Смирнова в сериале «Наследницы»

Лидия Смирнова Наследницы

Сама актриса отмечала, что ее любимая роль относится к 1957 году: «Как ни странно, моя любимая роль — Жучки в фильме «Сестры». Это моя первая характерная роль, этим она мне и дорога. А самая сложная — роль Москалевой в фильме «Дядюшкин сон» по роману Достоевского».

За годы своей творческой деятельности Лидия Смирнова сыграла более 70 ролей в кино и Театре-студии киноактера, а ее непрерывный кинематографический стаж составил более 60 лет, и даже в преклонном возрасте Лидия Смирнова была необычайно деятельна и активна. Она много ездила по стране, занималась общественной деятельностью, была членом Правления Союза кинематографистов России и академиком Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Лидия Смирнова 4

Лидия Смирнова была очень увлекающимся и отзывчивым человеком, и поэтому к ней часто обращались за помощью. Она очень любила показывать свою коллекцию кукол в национальных одеждах, которая занимала всю стену ее квартиры в высотном доме на Котельнической набережной. Еще она любила теннис, верховую езду и слалом на байдарках. Актриса любила классическую музыку и балет.

Лидия Смирнова написала очень откровенную книгу воспоминаний, которую назвала в честь фильма, в котором снялась в начале своей творческой карьеры – «Моя любовь».

«Знаете, как я поняла, что пришла моя старость? Однажды на банкете в Доме кино никто из мужчин не сел рядом со мной… Раньше такого никогда не было! Сильный пол всегда окружал меня вниманием. Многие женщины ненавидели меня за это. Хотя красивой я себя никогда не считала. У меня большой курносый нос, губы толстые. С помощью косметики эти недостатки скрывала. А сейчас… Старость — такая гадость! Даже ресницы не мажутся. А раньше я их до бровей «насандаливала»! Даже когда занималась слаломом или на байдарках ходила, и в палатке умудрялась макияж делать. Мне казалось, что без косметики я на поросёнка похожа. Жалею, что не сделала подтяжку в своё время. Но у меня есть свой рецепт. Если предстоит выход в люди, заплетаю косички на висках и туго стягиваю назад, закрепляя на затылке. Сверху надеваю парик. Очень больно, конечно же. Но зато морщины на щеках чуть-чуть разглаживаются», — говорила актриса.

Лидия Смирнова умерла 25 июля 2007 года в Зеленограде в пансионате «Никольский парк», похоронена в Москве на Введенском кладбище рядом с могилой мужа.

Лидия Смирнова (документальный фильм)

Рост Лидии Смирновой: 168 сантиметров.

Личная жизнь Лидии Смирновой:

Первый раз вышла замуж в 1932 году, ее мужем стал журналист Сергей Александрович Добрушин, с которым она познакомилась на лыжной прогулке. Как вспоминала позже Смирнова, она с компанией возвращалась на лыжную базу, и навстречу им попалась другая компания лыжников, среди которых был Добрушин. Через месяц сыграли свадьбу.

С началом войны Добрушин, не дожидаясь повестки, сам пошёл на призывной пункт. Уходя на защиту Москвы, он признался жене: «Если не убьют, вернусь только в одном случае, если не буду изувеченным. Жизнь тебе ломать не хочу…». В сентябре 1941 года он пропал без вести под Смоленском.

На съемках картины «Моя любовь» у актрисы был роман с композитором Исааком Дунаевским. Встречи влюбленных происходили в трехкомнатном номере композитора в гостинице «Москва» и продолжались в течение нескольких месяцев, пока снимался фильм. Тогда же, во время съемок фильма «Моя любовь» Смирновой пришлось сделать аборт, после которого она уже не могла иметь детей.

В феврале 1940 года Смирнова уехала в Ялту, где начались съемки ее очередного фильма «Случай в вулкане», и Дунаевский каждый день присылал Смирновой письма и телеграммы. Но пока Дунаевский тосковал по Смирновой, актриса в Ялте пережила новое увлечение: она влюбилась в капитана парохода «Кубань» Валерия Ушакова. Однажды ночью в номер к Смирновой пришли члены проверочной комиссии, и капитану пришлось на связанных простынях спускаться из окна.

После возвращения в Москву Дунаевский предложил ей выйти за него замуж, но она отказалась.

Во время войны ее стали добиваться режиссер Фридрих Эрмлер и оператор Владимир Раппопорт. Актрисы голодали, и однажды в комнату, в которой жили Вера Марецкая и Лидия Смирнова, пришел Эрмлер. Он принес коптилку и два отварных яйца в качестве подарка: «Вот вам свет и еда». Но следом пришел Раппопорт, принес тридцать яиц из своего пайка и молча удалился. После чего Марецкая сказала: «И ты еще думаешь? Тот так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а этот отдаст все, что имеет».

Вскоре Смирнова едва не погибла в Алма-Ате от тифа. А когда она выздоровела, Раппопорт окружил ее максимальным вниманием, часто вывозил в горы и признался в любви. Спустя много лет актриса вспоминала: «Столько человек за мной ухаживали, пытались добиться взаимности, и лишь один заботился, по-настоящему понимал, как я одинока, беззащитна, что родные далеко, муж погиб на фронте и на каждом шагу меня могут обидеть. Он просто приносил печеные яблоки, которые сам готовил на сухих листьях, просто заново учил ходить».

Смирнова стала женой Владимира Рапопорта, с которым прожила до 1975 года — вплоть до его смерти.

Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт

Лидия Смирнова и Владимир Рапопорт

В то же время она постоянно заводила новые романы. В чем сама признавалась: «Я была очень влюбчивой и ужасной кокеткой, мою жизнь сопровождали бурные объяснения, романы и трагедии… Вот, например, одна такая история. Как-то во время гастролей в Тбилиси мы с Ликой Сухаревской обедали в ресторане, и тут вошел Он: красавец грузин, глаза в пол-лица. «Не смей на него смотреть», — толкнула меня Лика, но… Короче говоря, роман состоялся. А я в роман всегда бросалась, как в омут, с головой. Когда он приезжал в Москву, готовила котлеты, заранее прятала сумку с едой на лестнице, говорила мужу: «Что-то голова болит, пойду, погуляю на воздухе», а сама бежала к любимому в гостиницу. Роман закончился после того, как я нанесла ответный визит в Тбилиси. Я должна была все время сидеть в номере и ждать, пока он закончит кутить с друзьями в ресторане и зайдет. Он устроил дикую сцену, когда однажды не застал меня на месте… Как сочетались мои романы с супружеской жизнью? Муж очень любил меня и поэтому, наверное, прощал мои шалости. А потом… я не знаю, как это объяснить. Почему-то мои романы кончались требованием выйти замуж. Я отвечала: «У меня уже есть муж».

В 1953 году Лидия Смирнова познакомилась в Кисловодске с режиссером Михаилом Калатозовым и в очередной раз влюбилась. Калатозов предложил Смирновой сняться в главной роли в его картине «Верные друзья». Но через несколько дней после начала съемок Смирнова отказалась сниматься, и в этой роли снялась Лилия Гриценко. Отказ Смирновой не сказался на ее отношениях с Калатозовым, и они продолжали встречаться.

Далее в жизни актрисы появился еще один мужчина — режиссер Константин Воинов. В 1955 году он предложил Смирновой сыграть главную роль в его фильме «Сестры», и в жизни Смирновой в который раз завязался новый роман, который продолжался почти 40 лет. Что не помешало Лидии Смирновой завязать еще один с режиссером Театра-студии киноактера Львом Рудником. По словам Смирновой, это был самый бурный из ее романов. Слухи о нем распространились далеко за пределами театра, и Комитет партийного контроля принял решение исключить Рудника из рядов КПСС за моральное разложение.

«Я очень любила Воинова… Но дома меня ждал муж (хотя мы и не были расписаны официально). Жить двойной жизнью было очень тяжело, и мы с Константином сняли комнату. Он пришёл с двумя чемоданами, обливаясь слезами: ему было жалко бросать дочку и жену, актрису Ермоловского театра. А я предала его: сказала, что не могу к нему уйти. Потому что мой муж был смертельно болен. Его положили в Онкологический центр — там начали лечение. Анализы подтвердили страшный диагноз — рак желудка. Врачи хлопотали как могли, провели сеансы облучения, давали различные препараты и, в конце концов — выписали, сказав, что больше ничего сделать не могут», — вспоминала Смирнова.

Муж актрисы — Владимир Рапопорт — скончался 17 июня 1975 года.

После смерти мужа Смирнова продолжала встречаться с Воиновым, однако вместе жить они не стали. В 1994 году они вместе снялись в картине Александра Александрова «Приют комедиантов» и это была последняя работа Воинова в кино — 30 октября 1995 года он скончался.

Фильмография Лидии Смирновой:

1938 — Новая Москва — девушка (нет в титрах)
1940 — Моя любовь — Шурочка
1941 — Два командира — Лида, стажёрка на метеостанции
1941 — Мы ждём вас с победой — колхозница
1941 — Случай в вулкане — Наташа, радистка
1942 — Парень из нашего города — Варя Бурмина (Луконина)
1943 — Она защищает Родину — Фенька, партизанка
1943 — Пропавший без вести — радистка (нет в титрах)
1944 — Морской батальон — Варя Маркина, дочь
1946 — Сыновья — Илга, жена Яниса
1946 — Большая жизнь. Часть 2 — Женя Буслаева
1947 — Новый дом — Мария Степановна Чередникова
1949 — У них есть Родина — воспитательница детского дома Смайда
1950 — Донецкие шахтёры — Вера Николаевна, жена Трофименко
1953 — Серебристая пыль — Флосси
1954 — Об этом забывать нельзя — Анна Дашенко
1956 — Крутые горки — Марья
1957 — Сёстры — Нонна Павловна
1957 — Телеграмма — Анастасия Семёновна Николаева
1958 — Трое вышли из леса — Юлия Павловна Титова
1960 — Яша Топорков — Тася
1960 — Мичман Панин — жена боцмана Григорьева
1960 — Твои друзья — Ирина
1960 — Секретарь обкома — Софья Павловна, жена Денисова
1961 — Разноцветные камешки — Надежда Борисовна
1962 — Тишина — Серафима Игнатьевна Быкова
1962 — Остров Ольховый — Катерина Ивановна
1963 — Именем революции — Елизавета Алексеевна
1963 — Это случилось в милиции — Зубарева, жена профессора
1964 — Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён — докторша
1964 — Женитьба Бальзаминова — сваха
1966 — Заблудший — Пелагея
1966 — Дядюшкин сон — Москалёва
1968 — Деревенский детектив — Евдокия
1971 — Факир на час — Олимпиада Александровна
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — дрессировщица и художественный руководитель цирка
1972 — Последний форт — Берта
1973 — Жизнь на грешной земле — Настя
1973 — Дача — Анна Петрова
1973 — Анискин и Фантомас — Евдокия
1974 — Если это не любовь, то что же? — мать Маши
1976 — Рудин — Дарья Михайловна Ласунская
1977 — Возвращение сына — Евдокия
1977 — И снова Анискин — Евдокия
1979 — Пена — Раса Дмитриевна, супруга Махонина
1981 — Карнавал — председатель комиссии
1982 — Предчувствие любви — Марья Георгиевна
1982 — Путешествие будет приятным — Наталья Васильевна
1982 — Красиво жить не запретишь — Людмила Сергеевна Лихина
1983 — Спокойствие отменяется — тетка Татьяна
1986 — Верую в любовь — Варвара Андреевна Луконина
1987 — Ссуда на брак — Елена Михайловна
1990 — Шапка — Наталья Кныш, поэтесса
1995 — Дом — Ниловна
1995 — Приют комедиантов — Нелли Евгеньевна
2001 — Идеальная пара — Татьяна Казарновская
2001 — Наследницы — Ираида Антоновна, мать Иваницкого
2005 — Наследницы 2 — Ираида Антоновна, мать Иваницкого

Оцените статью
Добавить комментарий