Леонид Ефимович Хейфец. Родился 4 мая 1934 года в Минске. Советский и российский режиссер, театральный деятель, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1983). Народный артист Российской Федерации (1993). Первый муж актрисы Натальи Гундаревой.
Леонид Хейфец родился 4 мая 1934 года в Минске в еврейской семье.
Окончил Белорусский политехнический институт.
В 1963 году окончил режиссерский факультет ГИТИС, курс А. Д. Попова и М. О. Кнебель.
В 1962 году — режиссер Рижского ТЮЗа, в котором дебютировал с постановкой «Сотворившая чудо» У. Гибсона.
Его дипломный спектакль в ГИТИСе — «Шоссе на Большую Медведицу» Юлиана Семенова — был поставлен в Центральном театре Советской Армии, который возглавлял педагог Хейфеца А.Д. Попов.
В 1963-1970 годах — режиссер Центрального театра советской армии.
В 1960-х годов был запрещен его только что выпущенный спектакль «Тайное общество» по Геннадию Шпаликову, закрыты репетиции «Любови Яровой». Следствием стало то, что Хейфец покинул ЦАТСА и некоторое время работал в провинции. Сам Леонид Хейфец рассказывал так: «Моему увольнению предшествовало мое заявление. Это документальный факт. Андрей Алексеевич Попов, сын Алексея Дмитриевича, замечательный артист, мне сказал: «Леня, меня додавливает начальство. Я думаю, не уйти ли мне?» Я сказал: «Андрей Алексеевич, мы с вами договариваемся: в ту минуту, когда вы принимаете это решение, я подам заявление». Он ответил: «Как же театр останется без главного режиссера?» Я был его заместителем и в то время репетировал два спектакля — «Любовь Яровая» и «Второе дыхание». Проходит время, и он говорит: «Леня, я сегодня утром подал заявление». Я не сказал ни слова, сразу вышел, взял лист бумаги, написал заявление с просьбой освободить меня от занимаемой должности и занес к начальнику театра. А потом Андрею Алексеевичу сказали, чтобы он свое заявление забрал. А мое — подписали, хотя я не просил уволить меня из театра. После этого я три года обходил площадь Коммуны стороной, хотя жил рядом, на Сущевском Валу. Это было первое расставание с Театром Советской Армии».
В 1971-1986 годах работал в Малом театре.
Леонид Хейфец в молодости
Далее вернулся в ЦАТСА и в 1988 году стал его главным режиссером, занимая должность до 1994 года. Второе увольнение из театра также было для режиссера тяжелым. В то время по Москве ходили слухи о криминальной истории, связанной с уходом режиссера — бандиты вломились к нему в дом, требуя, чтобы Хейфец ушли из Театра Российской Армии. Сам режиссер вспоминал: «Я был возмущен, что все происходит за спиной коллектива. В моем архиве хранятся два письма, адресованные коллективу театра. Одно датировано 26 мая 1970 года, другое — 2 декабря 1994 года. Вот строки из последнего письма: «Дорогие друзья! Дважды я входил в эту реку — Театр Армии. В третий раз нет сил. Сегодня я подал заявление об уходе. Надеюсь, что вы меня поймете. Спасибо вам за все, и особенно за помощь и поддержку. До конца жизни буду помнить тех, кто в эти дни и ночи был рядом со мной и моей семьей». После нападения здесь, в нашей квартире, какое-то время дежурили актеры».
Когда его уволили из Театра Российской Армии, актеры Сергей Шакуров и Наталья Вилькина также же подали заявление об уходе.
Покинув Театр Армии, много ставил за границей (в Болгарии, Польше, Турции), преимущественно русскую классику.
С 1998 года стал режиссером Московского академического театра имени В.В. Маяковского.
В 2000 году поставил спектакль «Вишневый сад» в Московском академическом театре имени Моссовета.
Театральные постановки Леонида Хейфеца:
1962 — «Сотворившая чудо» У. Гибсона (Рижский ТЮЗ);
1963 — «Шоссе на Большую Медведицу» Ю. С. Семенова (дипломная работа);
1965 — «Мой бедный Марат» А. Н. Арбузова (ЦТСА);
1966 — «Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого (ЦТСА);
1967 — «Часовщик и курица» И. А. Кочерги (ЦТСА);
1968 — «Тайное общество» Г. Ф. Шпаликова и И. М. Маневича (ЦТСА);
1969 — «Дядя Ваня» А. П. Чехова (ЦТСА);
1970 — «С вечера до полудня» В. С. Розова (Петрозаводский финский театр);
1971 — «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (Малый театр);
1972 — «Перед заходом солнца» Г. Гауптмана (Малый театр);
1974 — «Летние прогулки» А. Д. Салынского (Малый театр);
1975 — «Вечерний свет» А. Н. Арбузова (Малый театр);
1975 — «Гроза» А. Н. Островского (Белорусский театр им. Я. Купалы);
1977 — «Заговор Фиеско в Генуе» Ф. Шиллера (Малый театр);
1978 — «Ревнивая к себе самой» Тирсо де Молины (Малый театр);
1979 — «Король Лир» Шекспира (Малый театр);
1981 — «Ретро» А. Галина (Малый театр);
1983 — «Картина» по Д. А. Гранину (Малый театр);
1984 — «Восточная трибуна» А. Галина (театр «Современник»);
1985 — «Зыковы» М. Горького (Малый театр);
1986 — «Вишневый сад» (Муниципальный театр Стамбула);
1987 — «Колея» В. Арро (МХАТ);
1989 — «Павел I» Д. С. Мережковского (ЦТСА);
1990 — «Боже, храни короля!» С. Моэма (ЦАТСА);
1992 — «Маскарад» М. Ю. Лермонтова (ЦАТСА);
1994 — «На бойком месте» А. Н. Островского (ЦАТСА);
1995 — «Антигона в Нью-Йорке» Я. Гловацкого (Школа современной пьесы);
1997 — «Бегущие странники» Алексея Казанцева (театр им. Моссовета);
1997 — «Вишневый сад» (Драматический театр, Варшава);
1998 — «Полонез Огиньского» Н. Коляды (МДТ имени К. С. Станиславского);
1998 — «Дядя Ваня» (театр г. Кемпер, Франция);
1999 — «Дядя Ваня» (театр г. Бургас, Болгария);
1999 — «Кукольный дом» Г. Ибсена (театр им. Вл. Маяковского);
2000 — «Вишневый сад» А. П. Чехова (театр имени Моссовета);
2002 — «Синтезатор любви» Алана Эйкборна (театр им. Вл. Маяковского);
2005 — «Спуск с горы Морган» Артура Миллера (театр им. Вл. Маяковского);
2010 — «Не все коту масленица» А. Н. Островского (театр им. Вл. Маяковского);
2012 — «Цена» А. Миллера (театр им. Вл. Маяковского);
2016 — «Все мои сыновья» А. Миллера (театр им. Вл. Маяковского);
2017 — «Пигмалион» Б. Шоу (театр им. Вл. Маяковского).
На экраны вышли ряд телевизионных постановок Хейфеца, особенно популярными стали фильмы-спектакли по русской классике: «Рудин» И. С. Тургенева; «Обрыв» И. А. Гончарова; «Вишнёвый сад» А. П. Чехова; «Доходное место» А. Н. Островского.
В 1971-1980 годах предподавал в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина, затем — в Театральном институте имени Б.В. Щукина при Государственном Академическом театре имени Е.Б. Вахтангова.
Позже — профессор кафедры режиссуры драмы, художественный руководитель мастерской ГИТИСа (РАТИ). Среди его учеников: А. В. Кузичев, Е. В. Бирюкова, Н. В. Чусова, В. И. Данцигер, А. С. Смольянинов, П. Ю. Деревянко, А. А. Петров.
До 2012 года преподавал режиссуру в Театральном институте имени Б. В. Щукина при Государственном Академическом театре имени Е. Б. Вахтангова.
В 2019 году Леонид Хейфец стал лауреатом российской национальной театральной премии «Золотая маска» за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
Леонид Хейфец
Личная жизнь Леонида Хейфеца:
Первая жена — актриса Наталья Гундарева. Они познакомились в 1973 году во время съёмок телевизионного спектакля «Обрыв». Она была на 14 лет младше его. Сразу после съёмок они поженились. Вместе прожили шесть лет.
Леонид Хейфец и Наталья Гундарева
Вторая жена — актриса Ирина Тельпугова (род. 9 октября 1959).
У пары есть дочь.
Леонид Хейфец и Ирина Тельпугова
Здоровье Леонида Хейфеца
В мае 2018 года Леонид Хейфец был госпитализирован в одну из клиник Москвы. СМИ писали, что у Леонида Ефимовича серьезные проблемы с сердцем и медики госпитализировали его с подозрением на инфаркт.
В 2019 году стало известно о психических расстройствах, которыми страдает Хейфец. 28 сентября Леонид Хейфец с ножом напал на врача скорой помощи. Как выяснилось позже, несколькими днями ранее у Хейфеца обострилось серьезное заболевание, но прописанные ранее психиатром успокоительные и антидепрессанты по какой-то причине не помогали. Он находился в возбужденном состоянии и неоднократно порывался уйти из дома. Накануне ночью его вернули в домой соседи. А 28 сентября утром ему снова удалось сбежать. При этом режиссер прихватил собой нож с зазубринами для резки фруктов.
Родственникам удалось догнать Леонида Ефимовича, но возвращаться в квартиру он отказался и устроился на полу в подъезде. Дочь режиссера вызвала скорую. Когда врачи приехали, он дремал, а проснувшись — начал кричать и ругаться. Когда фельдшер попыталась измерить ему уровень сахара в крови, чтобы определиться с диагнозом, Хейфец выхватил нож и вонзил женщине в ногу. Медику удалось выскочить на улицу и вызвать полицию. В итоге пострадавшая врач была госпитализирована в НИИ Склифосовского, а режиссер — в психиатрическую клинику. Фельдшеру зашили довольно глубокую рану и отпустили домой.
Фильмография Леонида Хейфеца:
1998 — Чтобы помнили. Наталья Вилькина (документальный)
2001 — Чтобы помнили. Николай Сергеев (документальный)
2001 — Игорь Ильинский. Жизнь артиста (документальный)
2002 — Чтобы помнили. Иван Любезнов (документальный)
2005 — Наталья Гундарева. Личная жизнь королевы (документальный)
2008 — Наталья Гундарева. Наша Наташа (документальный)
2009 — Неизвестная версия. За двумя зайцами (документальный)
2011 — Виталий Соломин. Между Ватсоном и «Зимней вишней» (документальный)
Режиссерские работы Леонида Хейфеца:
1969 — Рудин (фильм-спектакль)
1970 — История одной любви (фильм-спектакль)
1973 — Обрыв (фильм-спектакль)
1974 — Перед заходом солнца (фильм-спектакль)
1975 — Свадьба Кречинского (фильм-спектакль)
1976 — Вишневый сад (фильм-спектакль)
1977 — Доходное место (фильм-спектакль)
1980 — Ревнивая к себе самой (фильм-спектакль)
1980 — Заговор Фиеско в Генуе (фильм-спектакль)
1982 — Летние прогулки (фильм-спектакль)
1982 — Король Лир (фильм-спектакль)
1984 — Ретро (фильм-спектакль)
1987 — Зыковы (фильм-спектакль)
1988 — Кьоджинские перепалки (фильм-спектакль)
1999 — Бегущие странники (фильм-спектакль)
2013 — Не все коту масленица (фильм-спектакль)
2014 — Синтезатор любви (фильм-спектакль)
Награды и звания Леонида Хейфеца:
— Заслуженный деятель искусств РСФСР (25.02.1983);
— Народный артист РФ (13.05.1993);
— Орден Почета (25.05.2010);
— Государственная премия РСФСР имени К. С. Станиславского (1991) — за постановку спектакля «Павел I» Д. С. Мережковского в ЦАТСА;
— Международная премия им. К. С. Станиславского (2008) в номинации «за вклад в развитие театральной педагогики»;
— Лауреат зрительской премии «ЖЖивой театр» в номинации «Режиссер года: мэтры» за спектакль «Цена» Московский академический театр имени Владимира Маяковского (2013);
— Лауреат российской национальной театральной премии «Золотая маска — 2019» — за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.