Корнел Уайлд (Cornel Wilde), урожденный Корнел Лайош Вайс (Kornél Lajos Weisz). Родился 13 октября 1912 года в Прьевидзе, Венгрия (ныне — Словакия) — умер 16 октября 1989 года в Лос-Анджелесе. Американский актер театра и кино, кинорежиссер, продюсер.
Корнел Лайош Вайс, ставший известным как Корнел Уайлд, родился 13 октября 1912 года в Прьевидзе, Венгрия (ныне — Словакия) в еврейской семье.
В 1920 году он вместе с родителями и старшей сестрой Эдит эмигрировал в Нью-Йорк, где сменил имя на американизированное Корнелиус Луис Уайлд.
Отец был странствующим коммивояжером, который часто ездил в командировки в Европу, поэтому Уайлд провел значительную часть своего детства на континенте, где в совершенстве овладел несколькими языками. Знал венгерский, французский, немецкий, итальянский и русский языки.
В возрасте 14 лет Уайлд окончил школу для одаренных детей в Нью-Йорке, и поступил на медицинский факультет аффилированного с ней Сити-колледжа Нью-Йоркского университета, окончив за три года четырехлетний курс обучения. Уайлд получил стипендию на продолжение учебы в медицинском колледже Колумбийского университета, но отказался от нее ради своей новой любви — театра.
Во время учебы в Сити-колледже Уайлд стал членом студенческой команды по фехтованию, и был включен в Олимпийскую сборную США, однако непосредственно перед Олимпиадой в Берлине 1936 года оставил спорт и учебу ради театральной карьеры.
После учебы в Студии Теодоры Ирвайн, в 1933 году Уайлд дебютировал на Бродвее в спектакле «Они все приходят в Москву», за которыми последовали роли в бродвейских постановках «Луна над Малберри стрит», «Дети Атрея», «Отлично проводя время», «Иеремия» Стефана Цвейга и «Пастораль», а также «гастрольные спектакли, где он играл все — от главных ролей до эпизодов».
В 1940 году продюсер, режиссер и исполнитель главной роли Лоренс Оливье пригласил Уайлда в свой спектакль «Ромео и Джульетта» в двух качествах — как постановщика фехтовальных сцен и как исполнителя роли Тибальта. Хотя это был бродвейский спектакль, но в тот момент исполнительница роли Джульетты, актриса Вивьен Ли, была занята на киносъемках в Голливуде, и потому репетиции спектакля проходили в Лос-Анджелесе.
Корнел Уайлд в кино
Во время театральных репетиций в Калифорнии, Уайлд обратил на себя внимание киностудии «Уорнер бразерс», с которой заключил контракт. После завершения работы в спектакле «Ромео и Джульетта», Уайлд вернулся в Голливуд, где в 1940 году сыграл несколько небольших киноролей. В 1941 году Уайлд сыграл свою первую заметную роль члена банды грабителей в нуаровом триллере Рауля Уолша «Высокая Сьерра» с участием Хамфри Богарта и Айды Лупино.
Далее сыграл в менее значимых картинах — спортивной мелодраме «Нокаут», а также романтических комедиях «Поцелуи на завтрак» и «Идеальный сноб».
Далее Уайлда пригласила студия «Двадцатый век Фокс».
В 1942 году Уайлд сыграл одну из главных ролей военного радиотехника в триллере времен Второй мировой войны «Вызывает Манила», действие которого разворачивается в филиппинских джунглях. В том же году Уайлд стал партнером Айды Лупино в мелодраме из жизни театральных актеров «Жизнь начинается в восемь-тридцать». На следующий год единственным появлением Уайлда на экране была роль второго плана в музыкально-романтической комедии «Зимний сезон» со знаменитой фигуристкой Соней Хени в главной роли.
После нескольких второстепенных ролей Уайлд сделал скачок к славе, сыграв на студии «Коламбиа» роль легендарного композитора Фредерика Шопена в музыкально-биографической мелодраме «Песня на память» с Мерл Оберон в роли Жорж Санд. За роль в этом фильме Уайлд был удостоен номинации на «Оскар» как лучший актер. Это достижение и значительный финансовый успех картины принесли Уайлду карьерный взлет и много ролей в последующие годы.
В успешной нуаровой мелодраме Джона Стала «Бог ей судья» его герой — писатель — женится по любви на красивой, но до безумия ревнивой светской даме (Джин Тирни). В этом фильме Тирни сыграла одну из лучших ролей в своей карьере и не случайно была удостоена номинации на Оскар. В скандальной исторической мелодраме Отто Премингера «Навеки Эмбер», действие которой происходит в Британии 17 века, Уайлд сыграл роль лихого солдата, возлюбленного и мужа главной героини (Линда Дарнелл).
Корнел Уайлд в фильме «Навеки Эмбер»
В драме «Стены Иерихона» 1948 года Уайлд сыграл роль успешного адвоката в небольшом городке в Канзасе в начале 20 века, политическая карьера которого рушится из-за женских интриг. Звездный состав актеров этого фильма включал Линду Дарнелл, Кирка Дугласа и Энн Бакстер.
Также значимыми работами Уайлда в 1940-е годы стали приключенческое фэнтези «Тысяча и одна ночь», где он сыграл главную роль Аладдина, приключенческая экшн-драма «Разбойник и королева», где он исполнил роль сына Робина Гуда, Роберта Ноттингемского. В мелодраме о международных скачках «Финишная прямая» он был экспертом по спортивным лошадям, а в романтической комедии «От судьбы не уйдешь» сыграл предмет любви богатой девушки (Джинджер Роджерс).
В 1948-м сыграл в двух значимых фильмах нуар «Придорожное заведение» Жана Негулеско и «Стойкость» Дугласа Серка. В «Придорожном заведении» Уайлд исполнил роль спокойного и порядочного менеджера ресторана, которым владеет его старый приятель с бандитскими и психопатическими наклонностями (Уидмарк), в определенный момент они становятся соперниками не на жизнь, а на смерть в борьбе за сердце заезжей певицы (Лупино). В «Стойкости» Уайлд играет чиновника, надзирающего за условно-досрочно освобожденными, который влюбляется в свою подопечную (ее роль сыграла тогдашняя жена Уайлда Патриция Найт), продолжающую поддерживать связь со своим любовником из преступного мира.
Корнел Уайлд в фильме «Придорожное заведение»
В 1950 году Уайлд сыграл капитана армии северян в вестерне Роберта Уайза «Два флага Запада», главные роли в котором исполнили Джозеф Коттен и Линда Дарнелл.
В 1952-м снялся в цирковой драме Сесиля де Милля «Величайшее шоу на Земле», который был удостоен «Оскара». Уайлду пришлось преодолеть страх высоты, чтобы сыграть роль воздушного акробата Великого Себастиана, и он показал себя очень хорошо. Также в 1952 году Уайлд сыграл главную роль работающего на французское сопротивление американского агента в шпионском триллере времен Второй мировой войны «Операция Секрет».
Уайлд смог продемонстрировать свое мастерство фехтовальщика, которым он овладел два десятилетия назад в качестве члена сборной США по фехтованию, когда сыграл роль мушкетера Д’Артаньяна (сына Д’Артаньяна) в исторической приключенческой ленте «На кончике шпаги».
Сыграл в исторической приключенческой драме «Покорение Калифорнии» о заговоре мексиканского испанского дворянства в 1840 году с целью присоединить Калифорнию к Российской империи.
Корнел Уайлд в фильме «Покорение Калифорнии»
В 1953-м снялся в ленте «Сокровище Золотого Кондора», где его герой направляется из Франции в Гватемалу для поиска сокровищ. В приключенческой мелодраме «Саади» Уайлд сыграл марокканского принца, влюбленного в загадочную дикую девушку, якобы способную приносить несчастья.
В классическом вестерне «Страсть» 1954 года о борьбе за землю, любви и мести партнерами Уайлда стали Ивонн де Карло и Рэймонд Берр. Драма «Мир женщины» с его участием рассказывала о борьбе трех руководителей за должность генерального директора автомобильной корпорации и той роли, которую в этом проецессе играют их жены. Ровный звездный состав исполнителей помимо Уайлда включал таких актеров, как Клифтон Уэбб, Ван Хефлин и Лорен Бэколл.
Фильм «Звезда Индии» стал еще одним приключенческим фильмом с Уайлдом в главной роли, действие картины протекает во Франции XVII века и вращается вокруг охоты за священным индийским сапфиром, партнершей Уайлда по фильму была его тогдашняя жена Джин Уоллес.
Успешными стали роли в картинах «Алое пальто», «Горячая кровь», «За пределами Момбасы», «Омар Хайям», «Край вечности».
В 1955 году Уайлд создал собственную продюсерскую компанию «Теодора продакшнс», чтобы производить, ставить и играть главные роли в собственных фильмах. В общей сложности он сделал 11 фильмов в этом качестве, многие из которых были высокого качества, однако не добился особенного признания за эту работу.
Некоторые его проекты в жанре нуар, как его собственные, так и других режиссеров, были довольно интересными, например, «Большой ансамбль» и «Страх бури». В последнем Уайлд взял на себя обязанности продюсера, режиссера и исполнителя главной роли. Уайлд предстал в образе лидера банды грабителей, который получил тяжелое ранение во время неудачного грабежа, и вместе с сообщниками прячется на отделенной ферме своего брата (Дэн Дьюриа), роль жены брата и его бывшей возлюбленной исполнила Джин Уоллес.
Корнел Уайлд в фильме «Страх бури»
Важной работой Уайлда этого времени стал стильный, захватывающий фильм нуар «Большой ансамбль», который поставил культовый режиссер Джозеф Х. Льюис. Уайлд, который был одним из продюсеров фильма, сыграл в нем роль полицейского детектива, который ведет охоту на мафиозного босса, одновременно соперничая с ним в отношении общего предмета любовной страсти (Джин Уоллес).
В исторической приключенческой фэнтези «Ланселот и Гвиневера» 1963 года Уайлд вновь выступил продюсером, автором сценария, режиссером, исполнителем главной роли, а роль главной героини вновь сыграла Джин Уоллес.
В середине 1960-х годов он был продюсером, режиссером и главным актером двух успешных картин — «Голая жертва» и «Красный берег» (фильм рассказывал о белом гиде на сафари, на которого, предварительно убив всех других белых охотников, начинают охоту представители африканского племени).
Под впечатлением от британского фантастического романа «Смерть травы», Уайлд решил сделать на его основе фильм, и в конечном счете ему удалось убедить владельца прав, студию «Метро-Голдвин-Майер» позволить ему стать продюсером и режиссером. Вышедший в итоге фильм «Смерть травы» предвосхитил волну пост-апокалиптических фильмов, которая пришла десятилетие спустя.
В 1975 году Уайлд вернулся в большое кино с триллером «Сокровища акулы», сыграв лидера группы охотников за сокровищами, которая сталкиваются с угрозой не столько со стороны морских хищников, сколько группы заключенных.
В фильме «Плоть и пули» 1985 года вместе с Уайлдом сыграли другие ветераны Золотой эпохи Голливуда — Ивонн де Карло, Сесар Ромеро и Альдо Рэй.
Последнее появление актера на экране состоялось в 1987 году в телесериале Анджелы Лэнсбери «Она написала убийство».
Корнел Уайлд умер от лейкемии 16 октября 1989 года.
Удостоен Звезды на голливудской «Аллее славы».
Рост Корнела Уайлда: 185 сантиметров.
Личная жизнь Корнела Уайлда:
Уайлд был женат дважды.
В 1937 году Уайлд женился на актрисе Патриции Найт, в 1943 году у них роилась дочь. Найт сыграла вместе с Уайлдом в фильме «Стойкость» (1949), «однако их брак оказался непрочным. Найт обвинила мужа в чрезмерной ревности и в попытках навязывать ей свои представления о жизни, и в итоге в 1951 году они развелись.
В том же 1951 году Уайлд женился на актрисе Джин Уоллес, которая в дальнейшем сыграла вместе с ним в нескольких фильмах, включая «Большой ансамбль» (1955), «Ланселот и Гвиневера» (1963) и «Красный пляж» (1967). Уайлд усыновил двух детей Уоллес, рожденных в браке с Тоуном, у них также есть общий сын 1967 года рождения. В 1981 году они развелись, после чего актер вел тихий образ жизни.
Фильмография Корнела Уайлда:
1936 — The Rhythm Party — гость на вечеринке
1941 — Высокая Сьерра (High Sierra) — Луис Мендоса
1941 — Нокаут (Knockout)
1941 — Поцелуи на завтрак (Kisses for Breakfast)
1941 — Великолепный сноб (The Perfect Snob)
1942 — Вызывает Манила (Manila Calling)
1942 — Жизнь начинается в восемь-тридцать (Life Begins at Eight-Thirty)
1943 — Зимний сезон (Wintertime)
1945 — Бог ей судья (Leave Her to Heaven) — Ричард Харленд
1945 — Песня на память (A Song to Remember) — Фредерик Шопен
1945 — Тысяча и одна ночь (A Thousand and One Nights) — Аладдин
1946 — Разбойник из Шервудского леса (The Bandit of Sherwood Forest) — Роберт Ноттингемский
1946 — Лето столетия дня независимости (Centennial Summer)
1947 — Навеки Эмбер (Forever Amber)
1947 — От судьбы не уйдешь (It Had to Be You)
1947 — Финишная прямая (The Homestretch)
1948 — Стены Иерихона (The Walls of Jericho) — Дейв Коннорс
1948 — Придорожное заведение (Road House) — Пит Морган
1949 — Стойкость (Shockproof) — Грифф Мэрат
1950 — Два флага Запада (Two Flags West)
1952 — Операция Секрет (Operation Secret)
1952 — На кончике шпаги (At Sword’s Point) — Д’Артаньян
1952 — Покорение Калифорнии (California Conquest)
1952 — Величайшее шоу мира (The Greatest Show on Earth) — Великий Себастиан
1953 — Сокровище Золотого Кондора (Treasure of the Golden Condor)
1953 — Саадия (Saadia)
1954 — Страсть (Passion)
1954 — Звезда Индии (Star of India)
1954 — Мир женщины (Woman’s World)
1955 — Большой ансамбль (The Big Combo) — лейтенант полиции Леонард Даймонд
1955 — Страх бури (Storm Fear) — Чарли Блейк
1955 — Алое пальто (The Scarlet Coat)
1956 — Горячая кровь (Hot Blood)
1956 — За пределами Момбасы (Beyond Mombasa)
1957 — Омар Хайям (Omar Khayyam) — Омар Хайям
1957 — Заколка дьявола (The Devil’s Hairpin)
1959 — Край вечности (Edge of Eternity)
1961 — Константин Великий (Costantino il Grande) — Константин I Великий
1963 — Ланселот и Гвиневера (Lancelot and Guinevere) — Ланселот
1966 — Голая жертва (The Naked Prey)
1967 — Красный пляж (Beach Red)
1969 — Комик (The Comic)
1970 — Смерть травы (No Blade of Grass)
1972 — Гаргульи (Gargoyles)
1975 — Сокровище акул (Sharks’ Treasure)
1978 — Пятый мушкетер (The Fifth Musketeer) — Д’Артаньян
1978 — Норманн (The Norseman) — Рагнар
1985 — Плоть и пули (Flesh and Bullits)
1987 — Она написала убийство — Дункан Барнетт
Режиссерские работы Корнела Уайлда:
1955 — Театр «Дженерал Электрик» (General Electric Theater)
1955 — Страх бури (Storm Fear)
1957 — Заколка дьявола (The Devil’s Hairpin)
1958 — Маракайбо (Maracaibo)
1963 — Ланселот и Гвиневера (Lancelot and Guinevere)
1966 — Голая добыча (The Naked Prey)
1967 — Красный пляж (Beach Red)
1970 — Смерть травы (No Blade of Grass)
1975 — Сокровище акул (Sharks’ Treasure)