Константин Агапаронович Орбелян

Константин Агапаронович Орбелян

Константин Агапаронович Орбелян (арм. Կոնստանտին Օրբելյան). Родился 29 июля 1928 года в Армавире — умер 24 апреля 2014 года в Лос-Анджелесе, Калифорния, США. Советский и армянский пианист, дирижёр, композитор. Народный артист Армянской ССР (1974). Народный артист СССР (1979).

Константин Орбелян родился 29 июля 1928 года в Армавире в семье потомков армянской княжеской династии Орбелян, правителей Сюника. По другим данным, родился в Баку.

Отец — Агапарон Султанович Орбелян (1892-1938).

Мать — София Михайловна Атарбекова (1900-1991).

Брат — Гарри (Гарегин) Агапаронович Орбелян (1920-2007), вице-президент по внешнеэкономическим связям Торговой палаты Сан-Франциско, глава совета по международной торговле в Сан-Франциско.

Музыкальные способности открылись у Константина в раннем детстве. Старший брат Константина, Гарри, часто музицировал на пианино, подбирал по слуху мелодии модных тогда песенок. В пять лет он наигрывал музыку, услышанную им в исполнении Гарри.

Способного мальчика отдали в школу для особо одаренных детей при Бакинской консерватории. Но проучиться Константину удалось очень недолго. Репрессии середины 1930-х задели Орбелянов. Был арестован, а позже расстрелян отец. Через два года, в 1938 году, арестована и приговорена к 10 годам сталинских лагерей мать. Ее реабилитировали в 1953 году.

Гарри и Константин остались одни. Константина исключили из престижной школы. Из большого города братья перебрались в село в Нагорном Карабахе. Гарри устроился преподавателем в школе, а 11-летний Константин подрабатывал, аккомпанируя гимнастам из спортивного общества «Буревестник». В 1940-м Гарри призвали армию. Еще через год началась война.

В 1942 году Константина взяли пианистом и аккордеонистом в джаз 8-го авиационного корпуса, где сложился неплохой по тем временам музыкальный коллектив. 14-летний музыкант стал воспитанником военного оркестра. Однажды джаз приехал на гастроли в Ереван. Армянские джазовые музыканты открыли для себя молодого импровизатора. На талантливого музыканта обратил внимание и решил пригласить к себе в коллектив основатель и руководитель эстрадного оркестра Армении Артемий Айвазян.

У Айвазяна, ставшего его другом, молодой Орбелян прошел хорошую школу. В те годы эстрадный оркестр Армении считался одним из лучших советских ансамблей, отличительной чертой которого были профессионализм, яркая театрализованная форма выступлений и ориентация на армянскую национальную музыку. Как считал сам Орбелян, именно тогда был заложен прочный фундамент его будущей деятельности.

С 1945 года Константин Орбелян начинает пробовать себя не только как пианист, но и как композитор. Для оркестра он делает обработки народных песен и сочиняет свои, первая из которых — «Колыбельная». Как к одному из лучших джазовых исполнителей к Константину приходит известность и слава не только в Армении, но и за ее пределами.

В 1948 году во время гастролей с оркестром в Москве Орбеляна поддержали звезды музыкального мира того времени — А. Цфасман и В. Людвиковский, ставший позже другом Константина. В том же году Орбелян получает приглашение в знаменитый джаз Леонида Утесова. Как ни заманчива была такая перспектива, Константин отказался в пользу предложения Айвазяна занять должность дирижера в эстрадном Оркестре Армении.

Увлечение Орбеляна джазом и фортепианными импровизациями, расцениваемое тогда как насаждение чуждой идеологии, стало создавать все больше трудностей в работе. Константина стали обвинять чуть ли не в идеологической диверсии, требуя «остановить деятельность чуждой советскому народу американской джазовой музыки». Тогда же Орбелян открыл для себя музыку Арама Хачатуряна. Знакомство с каждым сочинением Арама Ильича становилось событием в профессиональной и внутренней жизни Орбеляна. Произведения мастера стали путеводителем в большую музыку, раздвинули рамки понимания искусства. В 1948 году Константин познакомился с композитором лично.

В 1952 году Константин Орбелян ушел из эстрадного оркестра Армении и поступил на 1-й курс музыкального училища имени Р. Меликяна в класс композитора Э. Мирзояна. Совмещая работу с учебой, Орбелян устроился концертмейстером в Ереванский театр оперы и балета. В результате появились три балетные миниатюры Орбеляна: «В полет», «Памятник» и «Мы за мир». Миниатюры (балетмейстер В. Варковицкий) стали пользоваться большим успехом и много лет не сходили со сцены.

В 1954 году с отличием окончил училище и поступил в Консерваторию.

В том же году Орбелян организовал на радио инструментальный квинтет. Это был шаг на пути возвращения в любимый мир джаза.

Константин Агапаронович Орбелян в молодости

Константин Агапаронович Орбелян в молодости

В 1955 году Орбелян попробовал себя в новом жанре. Вместе с А. Арутюняном они сочинили музыку к кинофильму «Сердце поет». Песни фильма сразу стали шлягерами во всех городах Советского Союза и получили лестную оценку А.Хачатуряна. В 1956 году Константин Орбелян закончил начатый еще в училище Струнный квартет. Произведение обладало такой выразительностью, зрелостью и цельностью, что заинтересовало имевших репутацию особо взыскательных музыкантов квартета имени Комитаса. На проходившей в Москве декаде армянской литературы и искусства (1956) они с блеском исполнили орбеляновский Квартет, который по праву был признан одним из лучших достижений армянской музыки. В том же году на Международном конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве жюри, возглавляемое Д. Шостаковичем, за эту работу присудило Константину Гран-при и золотую медаль.

В то время оркестр Армении, руководимый А.Айвазяном, переживал кризис. Коллектив нуждался в притоке свежих идей и энергичном руководителе, способном реанимировать оркестр. Возглавить коллектив предложили Константину Орбеляну. После долгих колебаний Константин все же согласился и в 1956 году был назначен дирижером и художественным руководителем Государственного эстрадного оркестра Армении. Орбеляну пришлось преодолевать устоявшиеся в коллективе стереотипы. Приходилось вводить императивный стиль руководства. Фактически полностью был обновлен состав оркестра — с 18 оркестрантами пришлось расстаться. Четыре месяца ушло на подготовку новой программы.

А.Бабаджанян и А.Арутюнян предложили оркестру Армении свои новые сочинения. Специально для оркестра Орбелян сочинил пьесу «Дилижан» и «Концертный джаз-марш», с первого исполнения полюбившийся слушателям и ставший «фирменным» знаком коллектива, всегда исполняемым в конце и начале выступления. Константин также сделал самостоятельную джазовую обработку песни «Гарун Ереван» А.Хачатуряна и полностью переложил на джаз «Танец с саблями» А.Хачатуряна. «Ударным» номером стал Жак Дювалян, приглашенный Орбеляном темпераментный певец из Франции. В результате новая программа оркестра с триумфом выдержала испытание гастролями в Москве, Тбилиси, Баку.

В 1957 году стал членом Союза композиторов СССР. Первым реализовал принципы сплава средств современного джаза и национального мелоса. В том же году во время гастролей произошло личное знакомство Орбеляна с Мишелем Леграном.

В 1957 году на свой день рождения Константин получил самый дорогой подарок в своей жизни. Удивительным образом нашелся его брат, Гарри Орбелян, считавшийся погибшим на фронте.

В конце 1960 года Орбелян решил ненадолго оставить оркестр, загруженность делами которого не давала возможности закончить учебу. За год, отведенный для подготовки дипломной работы, Орбелян написал Симфонию. Для любого музыканта это — высший вид творчества, и для Константина это событие стало самым счастливым в композиторской жизни. Характерная орбеляновская музыка, — горячая, энергичная и одновременно нежная — покорила как музыкантов, так и слушателей. Симфония Орбеляна много раз звучала в Ереване, Москве. В 1962 году была отмечена высшей премией Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов в Москве. Была исполнена и записана Государственным симфоническим оркестром под управлением Юрия Арановича. Позже исполнялась во многих странах мира.

Член КПСС с 1961 года.

После окончания в 1961 году консерватории Константин Орбелян вернулся к работе с оркестром. В 1966 году состоялся первый выезд за рубеж в составе культурной программы Дней Советского Союза в Чехословакии. В следующем году коллектив оркестра был горячо принят в Польше.

В то время Орбелян сочиняет джазовую инструментальную музыку «новой волны». Его «Полифонический прелюд» для 4-х тромбонов и альт-саксофона вошел в репертуар больших джаз-оркестров, в том числе знаменитого чешского коллектива под управлением Карла Влаха. Пьеса Орбеляна получила премию на конкурсе джазовых композиций, проводившемся в 1964 году на радио Чехословакии. Параллельно Константин Орбелян не забывал и о серьезной музыке.

В 1968 году появилась «Праздничная увертюра» для симфонического оркестра, позже удостоенная премии Всесоюзного конкурса на лучшее симфоническое произведение. В 1969 году Орбелян создал балет «Бессмертие» (Хореографическую симфонию), — неожиданное для автора шлягеров трагическое произведение — повесть о войне. Балет был поставлен в 2-х редакциях: на сцене Театра оперы и балета имени А.Спендиарова (г. Ереван) в 1969 году (дирижер А.Восканян, хореография М.Мартиросяна) и в 1975 году (дирижер А.Катанян, хореография А.Асатряна). Вторая редакция была приурочена к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и сохранилась в репертуаре театра до сих пор. Постановка была горячо принята московской и ленинградской публикой во время гастролей театра. Ереванский спектакль, включая всех его создателей и автора музыки, был отмечен I премией на Всесоюзном конкурсе музыкальных спектаклей, посвященном 30-летию Победы (1975).

В 1978 году Тбилисский театр оперы и балета осуществил свою постановку «Бессмертия».

С начала 1970-х годов оркестр Армении приобрел триумфальную известность в СССР и за рубежом. Коллектив выступал на лучших концертных площадках мира вместе с популярными джазовыми коллективами. Часто выступления носили по-настоящему соревновательный характер. Впервые такое испытание армянские музыканты выдержали в 1973 году в ФРГ во время Дней советской культуры. Им пришлось в течение шести часов подряд играть по очереди с одним из самых известных коллективов — оркестром Кёльнского радио и телевидения под управлением Вернера Мюллера. Публика и пресса были единодушны: армянские джазисты переиграли зарубежных коллег.

В 1975 году Государственный эстрадный оркестр Армении первым среди советских джазовых коллективов побывал на родине джаза — в США. Армянские джазмены дали 25 концертов в крупнейших городах Америки: Вашингтоне, Лос-Анджелесе, Сан-Франциско, Бостоне, Детройте, Чикаго, Провиденсе. Заключительный концерт прозвучал в «Линкольн-центре» в Нью-Йорке. После первого же концерта слухи об оркестре из Еревана сразу распространились по стране. Завершились американские гастроли оркестра грандиозным апофеозом. В честь армянского джаза был устроен прием в Организации Объединенных Наций, на котором присутствовали звезды американского джаза.

В 1976 году джаз Армении получил приглашение на гастроли во Францию. Турне Ницца-Марсель — Лион завершилось 11 концертами в таких престижных залах Парижа, как «Плиель» и «Театр Елисейских полей». «Восточный колорит» орбеляновского джаза обеспечил ему огромную популярность и в странах Востока. Оркестр посетил почти все его регионы. Во многих странах побывал не один раз. Его очень полюбили в Индии, Египте, Шри-Ланке, Афганистане, Ираке, Кувейте, Сирии, Ливане (только в Бейруте — 44 концерта в переполненных залах). Побывал оркестр и в Африке: в Кении и Эфиопии.

Оркестр много гастролировал и в странах бывшего социалистического содружества. Не раз принимал участие в фестивалях: Балтийские страны в ГДР, «Золотой Орфей» в Болгарии. 11 лет подряд Константин Орбелян был членом жюри «Золотого Орфея». Блистательные результаты джаз Армении показал и на джазовом фестивале в Белграде в 1977 году. Соперниками армянских музыкантов были одни из самых именитых американских коллективов — джаз-ансамбли трубача Фредди Хаббарда и пианиста Джорджа Дюка. Выступления оркестра Орбеляна стали своего рода сенсацией. В итоге Государственный эстрадный оркестр Армении увез с Белградского фестиваля Гран-при. И еще трижды оркестр становился лауреатом международных джазовых фестивалей: в Польше, ГДР и ФРГ.

Зарубежные гастроли стали неотъемлемой частью деятельности коллектива. Государственный эстрадный оркестр Армении побывал в разных концах планеты, выступил в 40 странах мира.

За 36 лет нахождения на посту руководителя Государственного эстрадного оркестра Армении Константин Орбелян не только сохранил оркестр-долгожитель. Прежде всего, он сумел создать команду единомышленников. Из биг-бенда прошлых лет оркестр Армении превратился в современный джазовый коллектив, всегда тонко чувствующий трансформации такого изменчивого и неуловимого направления, как джаз. За оркестром закрепилось название «банк талантов».

Помимо концертной деятельности Константин Орбелян плодотворно работал и как композитор. В 1972 году появился парафраз «Падающих звезд» (другое название — «Восход солнца») Бада Рича. В то же время Орбелян много экспериментировал с разными джазовыми стилями, в том числе в тогда новом направлении джаз-рока — «Рассвет над Севаном», «Приезжайте в Зангезур» (композиции в армянском стиле, 1981), «Москва Олимпийская» (1980), «Сновидение» (импрессионистский джаз, 1982), «Вокализ» (др. название «Вариации для голоса с оркестром», 1982) — джазовая композиция в стиле «би-боп»; «Реактивный двигатель» (американский «горячий джаз», 1986). Все эти произведения по праву стоят в ряду несомненных достижений советской джазовой инструментальной музыки.

В 1989 году, через 30 с лишним лет, к 50-летию оркестра и как дань уважения к А.Айвазяну Орбелян восстановил по памяти (партитура не сохранилась) «Армянскую рапсодию» А.Айвазяна. С тех пор она снова стала звучать в концертах. В репертуар оркестра Армении добавилось новое произведение Орбеляна — «Ноктюрн». Каждый раз его исполнение неизменно вызывает бурный восторг слушателей.

Среди разнообразия испробованных композитором музыкальных направлений определенную часть занимает и его песенное творчество. В разное время лауреатами известного телевизионного конкурса «Песня года» стали орбеляновские «Сто часов счастья», «Шум берез», «Аревик», «Галисес». Международными премиями были отмечены «Люблю тебя, моя Москва» (Венгрия), «Галисес» (лауреат фестиваля шлягеров в Чехословакии и в ГДР). В Чехословакии была издана пластинка популярных песен советских композиторов, озаглавленная «Шум берез».

Известной французской фирмой «Шарль дю Мон» издана пластинка с песнями «Мой Ереван», «Ереван и весна в моем сердце». Орбеляном написаны «Мир влюбленный и танцующий», «Петь — значит жить», «Сто часов счастья», «Шум берез», «Спасибо жизни», «Любовь не стареет», «Ты не тот, кто нужен мне», «Помните!» — и некоторые другие. В особую категорию можно выделить и работы композитора в написании музыки к кинофильмам. В особенности «Путь на арену» и «2-Леонид-2».

Самым известным из эстрадных произведений Константина Орбеляна стала песня «100 часов счастья», которая вошла в репертуар Аллы Пугачевой и Ирины Отиевой.

Константин Орбелян и Алла Пугачева

Константин Орбелян и Алла Пугачева

Константин Орбелян является лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. Неоднократно его приглашали в качестве члена жюри на международные джазовые конкурсы.

В 1979 году за большие заслуги в развитии советской музыкальной культуры Константину Орбеляну было присвоено звание Народного артиста СССР. Константин Орбелян — член Союза композиторов СССР (с 1957 года); член правления Союза композиторов СССР (с 1968 года); секретарь правления Союза композиторов Армении (с 1983 года); председатель Совета по эстрадной музыке Госконцерта СССР (1987); секретарь Ассоциации мастеров эстрадного искусства; вице-президент правления Всесоюзного музыкального общества; член Художественного совета по эстраде Министерства культуры СССР.

Константин Орбелян награжден орденами Дружбы Народов, «Знак Почета» и болгарским орденом Кирилла и Мефодия.

С середины 1990-х годов стало сложнее работать. В 1992 году Константин Орбелян уехал в город Сан-Франциско, где работал и писал музыку. Там им были созданы инструментальные и вокальные сочинения для джаза.

Скончался 24 апреля 2014 года. Прощание в Ереване прошло 11 мая. Похоронен в пантеоне парка имени Комитаса.

Могила Константина Агапароновича Орбеляна

Могила Константина Агапароновича Орбеляна

Фильмография Константина Агапароновича Орбеляна:

1984 — Вы помните, маэстро! (документальный)

Вокал Константина Агапароновича Орбеляна в кино:

1963 — Путь на арену — Дорожная песня (К.Орбелян — О.Гукасян/Г.Регистан)

Работы Константина Агапароновича Орбеляна в кино как композитора:

1957 — Сердце поет
1959 — Прыжок через пропасть
1962 — Кольца славы
1963 — Путь на арену
1970 — 2-Леонид-2

Музыкальные произведения Константина Агапароновича Орбеляна:

Балетные миниатюры — «В полет» (1956), «Памятник» (1955), «Мы за мир»;
Струнный квартет (1956);
Пьесы «Дилижан», «Концертный джаз-марш» для эстрадного оркестра (1956);
Симфония (1961);
«Полифонический прелюд» для 4-х тромбонов и альт-саксофона (1967);
«Праздничная увертюра» для симфонического оркестра (1968);
Балет «Бессмертие» (хореографическая симфония) (1969);
Поэма «Зангезур» для симфонического оркестра (1973);
«Рассвет над Севаном», «Приезжайте в Зангезур» (композиции в армянском стиле, 1981);
«Москва Олимпийская» (1980), «Сновидение» (импрессионистский джаз, 1982);
«Вокализ» (др. название «Вариации для голоса с оркестром», 1982) (джазовая композиция в стиле «би-боп»);
«Реактивный двигатель» (американский «горячий джаз», 1986);
Джазовые обработки песен (в том числе «Гарун Ереван», «Танец с саблями» А. Хачатуряна).

Песни Константина Агапароновича Орбеляна:

«Сто часов счастья»
«Шум берез»
«Аревик»
«Галисес»
«Люблю тебя, моя Москва»
«Мой Ереван»
«Ереванская мелодия»
«Ереван и весна в моём сердце»
«Мне и верится и не верится»
«Мир влюбленный и танцующий»
«Петь — значит жить»
«Спасибо жизни»
«Любовь не стареет»
«Ты не тот, кто нужен мне»
«Помните!»
«Сурб Айреник»
«Арцах-Ашхар»
«Парк мер азгуцян»
«Отаруцюн»

Награды и звания Константина Агапароновича Орбеляна:

Народный артист Армянской ССР (1974);
Народный артист СССР (1979);
Золотая медаль VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов (Москва, 1957);
Премия Всесоюзного фестиваля-конкурса молодых композиторов (Москва, 1962);
Орден Дружбы народов (31.07.1990);
Орден «Знак Почёта» (1964);
Медаль «За трудовое отличие» (27.06.1956);
Орден Святого Месропа Маштоца (Армения, 2003);
Орден Почёта (Армения, 18.09.2012);
Орден «Месроп Маштоц» (НКР, 2009);
Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ, 1976);
Золотой Крест Союза армян России (2006);
Большая медаль имени А. Эйнштейна (Сан-Франциско, 1996);
Почётный профессор Ереванской государственной консерватории имени Комитаса;
Почётный гражданин Гориса;
Почётный гражданин Еревана (2008).

Оцените статью
Добавить комментарий