Кирилл Серебренников

Кирилл Серебренников

Кирилл Семёнович Серебренников. Родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону. Российский режиссёр театра и кино.

Кирилл Серебренников родился 7 сентября 1969 года в Ростове-на-Дону.

Отец — Семён Михайлович Серебренников, еврей, врач-уролог, доцент кафедры урологии Ростовского медицинского института, автор научных трудов, изобретений и монографии «Хирургическое лечение эректильной импотенции».

Мать — Ирина Александровна Литвин, украинка, учительница русского языка и литературы.

Дед — Александр Иванович Литвин, в прошлом режиссёр документальных и научно-популярных фильмов киностудии «Молдова-фильм», председатель Республиканского Общества кинолюбителей МССР, заслуженный работник культуры Молдавской ССР.

По рассказам его матери, свое имя получил в честь актера Кирилла Лаврова. «Кириллом мы его назвали по двум причинам. Хотя я сама украинка, мне хотелось назвать сына чисто русским именем. А во-вторых, повлиял авторитет актера Кирилла Лаврова, который в то время пользовался особой популярностью и славой», — рассказывала Ирина Александровна.

По словам матери, рос способным мальчиком и демонстрировал тягу к творчеству: «В три года мы научили его читать. Чуть позже он сам начал рисовать. Причем, не милые «похожести», а придуманные сюжеты, образы. В детском саду он принимал участие во всех утренниках, где читал стихи и танцевал, несмотря на то, что он был довольно-таки полненьким».

В старших классах специализированной математической школы, в которой он учился, Кирилл создал свой театр, где поставил спектакль «Тень». Тогда же и увлекся режиссурой.

В школе отличился тем, что написал в стихах школьное сочинение — продолжение судеб главных героев «Евгения Онегина», написанное по законам пушкинского слога.

Школу окончил с золотой медалью.

В 1992 году с красным дипломом окончил физический факультет Ростовского государственного университета. Занимался режиссурой в студенческие годы — сначала в любительской студии «69», с 1990 года — на профессиональной сцене.

За семь лет поставил десять спектаклей во всех театрах Ростова-на-Дону: театре «Ангажемент», Академическом театре драмы имени М. Горького, Академическом театре юного зрителя. Постановки неоднократно признавались лучшими спектаклями сезонов и получали призы на Всероссийских Фестивалях.

Среди его постановок ростовского периода: «Странные фантазии некой мисс Летиции Дуффе» (театр «Ангажемент»); «Федра» (театр «Ангажемент»); «Любоффь!» (театр «Ангажемент»); «Сад Себастьяна» (Ростовский театр юного зрителя); «Тарарабумбия» (театр «Ангажемент»); «Маленькие трагедии» (АТД имени Горького); «Городок в табакерке» (Ростовский театр юного зрителя); «Демон» (Ростовский театр юного зрителя); «Я стою у ресторана» (Ростовский театр юного зрителя); «Женитьба» (Ростовский театр юного зрителя).

Кирилл Серебренников 3

С 1991 года активно работал на телевидении. Сначала в телекомпании «Южный регион», потом в ГТРК «Дон-ТР». За те же семь лет снял 11 видеоклипов, 2 документальных фильма, 4 телеспектакля, 1 видеоартовскую картину, 1 музыкальный телефильм, 3 многосерийных проекта: два — о музыке, третий — о кино, около 100 рекламных роликов.

В 2000 году по просьбе Аллы Демидовой был приглашён в Москву для постановки и съёмки на канале «Культура» композиции по рассказам Ивана Бунина «Тёмные аллеи».

В 2006-2007 годах вёл программу «Другое кино» на канале ТВ-3. С 3 октября по 19 декабря 2007 года вёл ток-шоу «Детали» на канале СТС.

Стал одним из учредителей и арт-директоров фестиваля современного искусства Территория 2006 года.

В 2008 году набрал экспериментальный актёрско-режиссёрский курс в Школе-студии МХАТ, из этого курса была сформирована «Седьмая студия», позже ставшая одним из резидентов «Гоголь-центра».

В МХТ им А. П. Чехова поставил спектакли: «Терроризм» братьев Пресняковых; «Мещане» Максима Горького; «Изображая жертву» братьев Пресняковых; «Лес» Александра Островского; «Господа Головлёвы» Михаила Салтыкова-Щедрина; «Человек-подушка» Мартина Макдонаха; «Киже» Юрия Тынянова; «Трёхгрошовая опера» Бертольта Брехта; Requiem, симфонический перформанс, посвящённый 65-летию окончания Второй мировой войны (автор либретто Димитрис Яламас); «Зойкина квартира» Михаила Булгакова; «Вне системы» (спектакль к 150-летию К. С. Станиславского).

В 2011-2014 годах был художественным руководителем проекта «Платформа» в Центре современного искусства «Винзавод».

«Гоголь-центр»

В августе 2012 года Кирилл Серебренников без объявления открытого конкурса на замещение вакантных должностей назначен департаментом культуры г. Москвы новым художественным руководителем Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя. Вскоре после своего назначения Серебренников заявил о переформатировании театра в «Гоголь-центр» с тремя труппами-резидентами, программами кинопоказов, концертов, лекций и открытых дискуссий. «Гоголь-центр» был открыт 2 февраля 2013 года.

Открытие «Гоголь-центра» сопровождалось скандалом, многие артисты были вынуждены покинуть театр.

Интересно, что, позиционируя себя либералом и свободным человеком, Кирилл Серебренников руководит театром абсолютно авторитарными методами. Актер Александр Хатников, который был вынужден уйти из Театр имени Гоголя после его преобразования в «Гоголь-центр» под руководством Серебренникова, отмечал: «Для многих из нас то, что произошло с театром, стало трагедией».

Пришедший в театр новый худрук Кирилл Серебренников провел по сути чистку: «Собственно говоря, он ни с кем особо и не разговаривал. На общем сборе труппы людей просто поставили перед фактом: будет так, а не иначе, будут сняты все спектакли. Пришла «новая мораль и новая этика», не совместимая с моей жизнью. Я даже не знаю, какими словами описать то, что мы тогда чувствовали. Мы протестовали, митинговали, но все оказалось напрасно… Кто-то остался, кто-то ушел. Каждый делает свой выбор. Меня никто не увольнял, я сам ушел. Сразу знал, что там не буду, желания такого не было. Это другой какой-то театр, который может нравиться, может не нравиться, да и театр ли это, я думаю тут надо придумать какое-то новое слово. Но это точно не мое», — рассказывал Хатников, ныне актер МХАТ им. М. Горького.

Кирилл Серебренников 2

Среди его известных постановок на сцене «Гоголь-центра»: «Идиоты» (спектакль по мотивам фильма Ларса фон Триера); «Пробуждение весны» (бродвейский мюзикл Стивена Сейтера и Дункана Шейка по пьесе Франка Ведекинда); «Мёртвые души» (спектакль по мотивам поэмы «Мёртвые души» Николая Гоголя); «(М)ученик» Мариуса фон Майенбурга; «Обыкновенная история» Ивана Гончарова; «Кому на Руси жить хорошо» по поэме Николая Некрасова.

Серебренникова называют скандальным и эпатажным режиссером. Но сам он говорит: «Называют… Но хочется понять, в чем эпатаж? У меня никогда не было задачи кого-то эпатировать. Просто мои спектакли немного другие, чем в традиционном русском театре. Наверное, это и раздражает».

С 1998 года занимается кинематографом. Среди известных работ — ленты «Раздетые», «Ласточка», «Тайны грозы», «Изображая жертву» (на фестивалях «Кинотавр» и Festa del Cinema фильм получил главные призы), «Измена» (номинирован на «Золотого льва» — главный приз Венецианского кинофестиваля), «Юрьев день» (картина получила много призов на западных кинофестивалях).

В 2016 году вышел его фильм «Ученик». В 2016-м картина получила независимую премию Франсуа Шале на 69-м Каннском кинофестивале и приз за лучшую режиссуру на 27-м кинофестивале «Кинотавр».

Кирилл Серебренников 4

В 2018 году режиссер представил музыкальную драму «Лето». Фильм рассказывает о самом начале творческого пути Виктора Цоя и группы «Кино», о его взаимоотношениях с Майком Науменко, его женой Натальей и многими, кто был в авангарде рок-движения Ленинграда 1981 года. История о Ленинграде 1980-х, о любви, поисках и больших надеждах — о настроении, которое останется с нами навсегда.

Общественно-политические взгляды Кирилла Серебренникова

Открыто позиционирует себя противником российской власти и российских порядков, негативно высказывался в отношении российских граждан, о большинстве которых он явно невысокого мнения.

«С любой властью нужно идти и разговаривать. Ты говоришь: «Власть, я знаю, что ты лживая, корыстная, но по закону ты должна помогать театру, искусству, так что будь добра — выполни свои обязательства». Ради театра мне не стыдно это делать», — говорил он.

«Эмиграция — устаревшая концепция. Раньше люди уезжали безвозвратно, со всеми приходилось прощаться, понимая, что это навсегда. Сейчас ты можешь вернуться в любую минуту. Даже само слово «эмиграция» — устаревшее, из советского обихода. Отвратительно, если это все вернется», — считает режиссер.

«Россия сейчас ведет себя как нищий гопник, который от горя сошел с ума», — отмечал он.

О россиянах говорил: «86 — это процент страха. Я хорошо понимаю, откуда берутся эти 86% россиян, которые во всем поддерживают власть. Особенно в войне. Процент этот, с одной стороны, совпадает с теми, кто смотрит телевизор. Но на самом деле это не поддержка даже, а просьба: «Защитите нас, пожалуйста, от реальности. Мы не хотим ничего знать про страшное, плохое. Мы не хотим ничего решать». Это напуганные люди, которые догадываются, что правда может заставить их миропорядок рухнуть».

Кирилл Серебренников принимал участие в протестных акциях «Стратегия-31» и «За честные выборы!».

После российско-грузинского конфликта 2008 года выразил готовность пройтись по Москве с плакатом «Я — грузин», подчеркнув нежелание «ссориться с народом, с которым связаны пожизненно культурными кодами, симпатиями, кинематографом, театром, всем-всем».

Подписывал открытые письма с призывом к освобождению из заключения Светланы Бахминой и участниц группы «Pussy Riot». Высказывался против ужесточения законодательства о митингах, запрета гражданам США усыновлять российских детей-сирот, ограничения прав ЛГБТ.

Выступал в поддержку режиссёра Тимофея Кулябина, обвинявшегося в оскорблении чувств верующих постановкой оперы «Тангейзер».

Называл Россию «страной неотменённого рабства». Рекомендовал тратить бюджетные средства на образование, просвещение и культуру, «чтобы остановить катастрофический рост невежества и мракобесия».

Характеризовал контент российского телевидения, как «ложь и пропаганду».

Обвинение в хищениях Кирилла Серебренникова

23 мая 2017 года прошли обыски у Кирилла Серебренникова, которые проводились в рамках дела о хищении бюджетных средств в 2014 году, выделенных АНО «Седьмая студия».

Представитель Главного следственного управления Следственного комитета РФ по Москве Юлия Иванова сообщала: «На основании материалов оперативных служб следователи Главного следственного управления СК РФ по Москве в рамках возбужденного уголовного дела по факту хищения в 2014 году бюджетных средств в особо крупном размере, выделенных автономной некоммерческой организации «Седьмая студия», проводят обысковые мероприятия по ряду адресов в различных субъектах РФ».

В деле фигурирует сумма в 1 миллион 200 тысяч рублей, но она не окончательная и может возрасти до 50 миллионов. Бывший руководитель театра, ныне носящего название «Гоголь-центр», Сергей Яшин в свою очередь заявил, что не удивлен делом о растрате. По словам Сергея Яшина, все это «бандитские дела» и их давно следовало ожидать. «Ужас какой, ну, к этому все шло. Бандитским образом был разграблен театр, закрыт театр, разогнан — если это бандитский образ, то бандитские дела и продолжаются», — отметил он.

22 августа 2017 года Кирилл Серебренников был задержан правоохранителями. Сначала режиссер получил статус свидетеля, а затем — подозреваемого по делу. Впоследствии задержанная экс-главбух студии Нина Масляева пошла на сделку со следствием и дала показания против других фигурантов. С 23 августа 2017 года Серебренников находился под домашним арестом. 8 апреля 2019 года Московский городский суд принял решение, согласно которому Кирилл Серебренников освобожден из-под домашнего ареста под подписку о невыезде.

26 июня 2020 года в Мещанском райсуде Москвы был вынесен приговор. Суд приговорил худрука Гоголь-центра Кирилла Серебренникова к 3 годам условного срока. Обвинение просило 6 лет колонии. Дополнительное наказание для него — запрет на управление учреждениями культуры. Еще он должен выплатить штраф в размере 800 тысяч рублей. В приговоре указывается, что Серебренников осуществлял общее руководство схемой по хищению денег в размере 129 миллионов рублей, которые были выделены государством на культурные мероприятия.

Кирилл Серебренников

Рост Кирилла Серебренникова: 185 сантиметров.

Личная жизнь Кирилла Серебренникова:

Свою личную жизнь Серебренников скрывает. И достоверно не известно, что в ней на самом деле происходит.

Долгое время был холостяком. Его мать Ирина Литвин говорила: «Он любит дорогие фирменные вещи. Вот только до сих пор не знает точно своих размеров. Так что часто одежду ему покупаю я. Наверное, именно поэтому он до сих пор не женат. Ему нужна жена-мать, так как все его мысли только об искусстве. Но жену выбирать ему не буду! Это он должен сделать сам».

В последние годы в СМИ фигурировала информация, что он якобы женился на дочери известного московского театрального режиссера и что его супруга по профессии искусствовед. Однако публике свою жену он почему-то не представляет.

«Если бы я знал, что моя жена спит с кем-то и ей хорошо, то я бы не сходил с ума, потому что сам бы спал с кем-то еще», — говорил Серебренников.

«Иногда меня раздражает самостоятельность женщин, но отсутствие личности раздражает еще больше», — отмечал он. Является вегетарианцем. Занимается йогой. Любит путешествовать.

Фильмография Кирилла Серебренникова:

2000 — Ростов-папа
2012 — Гражданин поэт. Прогон года (документальный)
2013 — Лия Ахеджакова. Парадоксы маленькой женщины (документальный)
2016 — Я — Катя Голубева (Литва, Россия, документальный)
2016 — Хардкор (Hardcore Henry) — танкист

Режиссерские работы Кирилла Серебренникова:

1996 — Записки сумасшедшего, или Житие Аксентия Поприщина, титулярного советника (фильм-спектакль)
1998 — Тайны грозы (документальный)
1998 — Раздетые
1999 — Ласточка
2000-2001 — Ростов-папа
2000 — Тёмные аллеи И. Бунин
2002 — Дневник убийцы
2003 — Постельные сцены
2004 — Рагин
2004 — Лес (фильм-спектакль)
2005 — Откровенные полароидные снимки (фильм-спектакль)
2005 — Голая пионерка (фильм-спектакль)
2006 — Изображая жертву
2006 — Господа Головлевы (фильм-спектакль)
2007 — Мещане (фильм-спектакль)
2008 — Юрьев день
2008 — Антоний & Клеопатра. Версия (фильм-спектакль)
2009 — Короткое замыкание. Поцелуй креветки (5 новелла) (киноальманах)
2012 — Измена (Betrayal)
2016 — Ученик
2016 — Этюд (короткометражный)
2017 — Герой нашего времени (фильм-спектакль)
2018 — Лето (Summer / L’été)

Сценарии Кирилла Серебренникова:

1998 — Раздетые
2000 — Ростов-папа
2002 — Дневник убийцы
2004 — Рагин
2009 — Короткое замыкание. Поцелуй креветки (5 новелла) (киноальманах)
2012 — Измена (Betrayal)
2016 — Ученик
2016 — Этюд (короткометражный)
2017 — Герой нашего времени (фильм-спектакль)

Работы Кирилла Серебренникова как художника:

2016 — Этюд (короткометражный)
2017 — Герой нашего времени (фильм-спектакль)

Видеоклипы Кирилла Серебренникова:

1992 — «Резиновые ноги» — группа «Пекин Роу-Роу»
1994 — «Память» — группа «Там! Нет Ничего»
1994 — «Море! Возьми табуретку» — группа «Там! Нет Ничего»
1994 — «Ближе» — группа «Там! Нет Ничего»
1994 — «Наверное это любовь» — группа «Там! Нет Ничего»
2010 — «Январи» — Марк Тишман

Оцените статью
Добавить комментарий