Кир Булычев

Кир Булычев

Кир Булычев (настоящее имя — Игорь Всеволодович Можейко). Родился 18 октября 1934 года в Москве — умер 5 сентября 2003 в Москве. Русский советский писатель-фантаст, драматург, сценарист, литературовед, историк, востоковед, фалерист. Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982).

Игорь Можейко, ставший широко известным как Кир Булычев, родился 18 октября 1934 года в Москве.

Его творческий псевдоним был скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя, Марии Михайловны Булычевой.

Отец — Всеволод Николаевич Можейко (1906-1980), из белорусско-литовских шляхтичей Можейко герба Трубы, в 15 лет формально ушел из дома, скрыв свое дворянское происхождение и устроившись учеником на завод. В 1923 году, в возрасте 17 лет, он прибыл в Петроград. Работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет ЛГУ, параллельно работая в профсоюзе. Позже стал профессором, в 1966 году — доктором юридических наук.

Мать — Мария Михайловна Булычева (1905-1986), дочь полковника Михаила Булычева, преподавателя фехтования Первого Кадетского корпуса, до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц. После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости, а во время войны работала начальником авиадесантной школы в Чистополе.

Его родители познакомились, когда отец инспектировал карандашную фабрику Хаммера, где работала Мария Михайловна. Поженились в 1925 году.

В 1939 году отец ушел из семьи.

Отчим — Яков Исаакович Бокиник (1904-1945), химик, ученый в области фотографической технологии, доктор химических наук, уроженец Одессы, автор монографий «Курс общей фотографии», «Оптическая сенсибилизация фотографических слоев», «Цветная фотография», «Инструкция для получения цветных изображений по способу «хромоцвет»», «Теория и практика цветной фотографии». Работал научным сотрудником в лаборатории Адольфа Иосифовича Рабиновича в Научно-исследовательском кинофотоинституте (НИКФИ), где занимался разработкой адсорбционной теории фотографического проявления, исследованием влияния адсорбции на сенсибилизирующее действие красителей и восприимчивости эмульсий к оптической сенсибилизации.

Отчим погиб на фронте в Курляндии в самые последние дни Великой Отечественной войны — 7 мая 1945 года.

Младшая единоутробная сестра — Наталья Яковлевна Бокиник.

После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза, который окончил в 1957 году. Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН.

В 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР. Писал историко-географические очерки для журналов «Вокруг света» и «Азия и Африка сегодня».

В 1962 году окончил аспирантуру.

С 1963 года работал в Институте востоковедения, специализируясь на истории Бирмы.

В 1964 году снялся в спортивной драме режиссера Рафаила Гольдина «Хоккеисты» в роли молодого скульптора.

Кир Булычев в фильме «Хоккеисты»

Кир Булычев в фильме Хоккеисты

В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Паганское государство (XI-XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии.

Творчество Кира Булычева

Свой первый рассказ — «Маунг Джо будет жить» — опубликовал в 1961 году.

Фантастику начал писать в 1965 году, фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычев впоследствии пользовался еще несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычев» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращенно — «Кир.», а потом была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычев». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычев. Свое настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института востоковедения не посчитает фантастику серьезным занятием, и боялся, что после раскрытия псевдонима будет уволен.

В своих произведениях Кир Булычев охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.

Наиболее известный цикл произведений Кира Булычева — Приключения Алисы. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах — еще дошкольница) конца XXI века Алиса Селезнева; имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы. Первыми произведениями цикла стали рассказы, составившие сборник «Девочка, с которой ничего не случится». Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на машине времени, а также в Легендарной эпохе — пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство и т. п. Существует даже еще один, «внутренний» цикл «Алиса и ее друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.

В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребенком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнева, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали ее ровесники — одноклассники и друзья. Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Также и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.

Другой цикл — Великий Гусляр. О вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми.

Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьезные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нем семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года.

Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 90-х годов в журнале «Уральский следопыт» появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы делят на восемь частей: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000», «Господа гуслярцы», «Гусляр навеки», «Письма Ложкина» и «Рассказы из архива Кира Булычева». Некоторые рассказы цикла в изданные сборники «Гуслярских хроник» не входят.

В 1984 году на киностудии Мосфильм по повести «Марсианское зелье» был снят художественный фильм «Шанс».

Цикл Доктор Павлыш — традиционная для советской научной фантастики космическая фантастика, повести и рассказы с различными сюжетами, повествующие о полетах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа» (это же название Булычев дал одному из космических кораблей, на которых летал в книгах доктор Павлыш), с которым писатель совершил плаванье по Северному Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причем в одних произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в третьих — просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, в том числе и знаменитый роман «Поселок»; некоторые из них выходили частями и под разными названиями. Повесть «Тринадцать лет пути» — первое произведение из цикла о докторе Павлыше.

Андрей Брюс, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — «Агент КФ» и «Подземелье ведьм». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость. В первом романе Андрей Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнается знакомая автору Мьянма. Второй роман — «Подземелье ведьм» (экранизирован в 1989 году, роль Брюса исполнил Сергей Жигунов), посвящен последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвященные Андрею Брюсу, написаны в жесткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.

Цикл Интергалактическая полиция о приключениях агента ИнтерГалактической полиции (ИнтерГпол) Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезневу. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найденышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, комиссаром Милодаром. Книги этой серии — фантастические детективы, по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезневой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером. В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются, из-за чего возникает непроизвольная отсылка к Фенимору Куперу — в его романе «Последний из могикан» двух героинь-сестер также зовут Кора и Алиса. Цикл также пересекается с циклом о Великом Гусляре, а в повести «Зеркало зла» героиня посещает Лигон конца XVIII века.

Институт экспертизы — небольшая серия рассказов о некоей научной лаборатории («Институт Экспертизы»), занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои этого цикла также встречаются в цикле «Театр теней».

Театр теней — серия из трех книг: «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция «Гадюка»», в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» или «нижнем» мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определенных обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живет, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот мир. Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по происхождению — инопланетянин-подкидыш, найденный 12 апреля в лесу.

Река Хронос — серия из четырех романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда», «Покушение». В цикл также входят романы «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей, написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории, рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х годах («Младенец Фрей»). К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают», «Дом в Лондоне».

Цикл Веревкин, события которого происходят в городе Веревкин, прототипом послужил город Венев Тульской области. Действие романов дилогии: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии. Прототипом послужила Бирма, в которой автор провел несколько лет. Название Лигон также носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».

Кир Булычев написал несколько пьес, некоторые из которых — по просьбе режиссера Андрея Россинского для постановки в театре «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноименной пьесы императрицы Екатерины Великой.

фантаст Кир Булычев

Экранизации Кира Булычева

Было экранизировано более двадцати его произведений.

В 1979 году режиссер Константин Осин на киностудии Мосфильм снял короткометражный художественный фильм «Что-то с телефоном» по мотивам рассказа Кира Булычева «Можно попросить Нину?». Действие происходит в 70-е годы XX века. Герой фильма безуспешно пытается дозвониться своей знакомой Нине, но, набирая номер, попадает к девочке, которую тоже зовут Нина. Ее ответы кажутся ему странными, пока он не понимает, что каким-то необыкновенным образом разговаривает с ребенком из Москвы 1942 года.

По повести «Сто лет тому вперед» снят знаменитый пятисерийный фильм «Гостья из будущего» — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х.

постер фильма Гостья из будущего

В 1983 году был снят короткометражный фильм «Золотые рыбки» — первая киноистория, посвященная Великому гусляру. А в 1986 году вышел фильм «Родимое пятно» — комедийный короткометражный фильм по рассказу из сборника «Пришельцы в Гусляре».

В 1984 году выходит полнометражный фильм «Шанс» по повести «Марсианское зелье», финалы повести и фильма различаются, но после текст был переписан ближе к экранизации.

Фильм 1983 года «Комета» снят по оригинальному сценарию Булычева, но в нем можно легко предположить продолжение «Через тернии к звездам».

В 1986 году на киностудии имени М. Горького был снят короткометражный фильм «Эксперимент-200», по рассказу Булычева «Юбилей-200», об опытах по очеловечиванию шимпанзе. Фильм является дипломной работой режиссера Юрия Мороза.

В 1988 году снят телефильм «Поляна сказок», по рассказу «Недостойный богатырь» (автор переписал весь сценарий, оставив от изначального текста лишь одну деталь). В 1989 году вышел художественный фильм «Похищение чародея» по одноименному роману. Фильм получился лучше, чем телеспектакль с таким же названием в 1981 году в постановке Глеба Селянина.

Игровой фильм «Осечка» по повести «Осечка 67» был выпущен в 1993 году.

По работам Кира Булычева было снято много популярных мультфильмов. Самый первый, вышедший в 1981 году, — «Тайна третьей планеты». В 1985 году вышел мультфильм «Два билета в Индию». В 1988 году вышел «Узники Ямагири-Мару» — кукольный мультфильм большого успеха не имел и сейчас считается самой неудачной экранизацией Алисы Селезневой. В 1989 году вышла серия кукольных мультфильмов: «Кладезь мудрости», «Копилка», «Спутник икры», «Свободный тиран», «Яблоня» и «Чудеса в Гусляре».

В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму «Через тернии к звездам» и полнометражному мультфильму «Тайна третьей планеты». При вручении Государственной премии и был раскрыт его псевдоним.

Занимался также переводом на русский фантастических произведений американских писателей.

Кир Булычев был членом Творческих Советов журналов фантастики «Полдень. XXI век» и «Если». Журнал «Если» был даже спасен Булычевым в середине 90-х, когда оказался под угрозой финансового краха.

Лауреат премии в области фантастики «Аэлита» (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).

Кир Булычев умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет, в Москве, в НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского после тяжелого и продолжительного онкологического заболевания. Похоронен в Москве на Миусском кладбище.

В 2004 году Кир Булычев посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких («АБС-премия») в номинации «Критика и публицистика», за серию очерков «Падчерица эпохи».

Личная жизнь Кира Булычева:

Жена — Кира Алексеевна Сошинская (род. 22 июля 1933), художник, писатель-фантаст, иллюстратор, архитектор, переводчик, член трех творческих союзов. Окончила Московский архитектурный институт и пришла в книжную графику после нескольких лет работы архитектором, затем журнальным дизайнером. На обложках многих номеров «Знание — сила», начиная с 1959 года, написано: «Оформление К. Сошинской». В фантастическую иллюстрацию она принесла четкость конструктивного видения и способность воссоздать реальность воображаемого мира. Работала в издательстве «Мир». Принимала участие во вручении премии «Алиса». Помимо книг мужа, иллюстрировала серию «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» и др.

Кира Сошинская — жена Кира Булычева

Кира Сошинская в молодости

Кира Алексеевна Сошинская

В 1960 году у пары родилась дочь Алиса Игоревна Булычева (по мужу — Лютомская). Она названа родителями в честь героини сказки Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране чудес».

Позже имя дочери, Кир Булычев дал и героине своих произведений – Алисе Селезневой. «Моим именем папа назвал свою героиню. Оно запоминающееся, так как встречается нечасто. А Селезнева — девичья фамилия моей бабушки. Отец любил «заимствовать» для своих героев имена у родственников и друзей», — говорила Алиса Лютомская.

Зять — Николай Вадимович Лютомский (род. 19 августа 1957), архитектор, руководитель архитектурно-проектного бюро «Элис» с 1991 года, инвалид 1 группы после лейкемии.

Внук — Тимофей Николаевич Лютомский (род. 22 февраля 1991), архитектор, специалист по информационному проектированию, окончил МАрхИ в 2012 году, работает в архитектурной мастерской «UNK Project».

Алиса Лютомская — дочь Кира Булычева

Алиса Лютомская дочь Кира Булычева

Вся семья Кира Булычева занималась дайвингом.

С 1978 года жил в доме № 12 по Большому Тишинскому переулку в Москве.

Фильмография Кира Булычева:

1964 — Хоккеисты — молодой скульптор у фотографии Эрнеста Хемингуэя
1986 — В поисках выхода (киноальманах) — Павел Петрович, член комиссии
1988 — Этот фантастический мир. Выпуск 14 (фильм-спектакль) — гость телепередачи в прологе фильма

Сценарии Кира Булычева:

1980 — Через тернии к звездам
1981 — Тайна третьей планеты (анимационный)
1982 — Слезы капали
1983 — Молодость, выпуск 5-й (киноальманах)
1983 — Комета
1984 — Шанс
1984 — Гостья из будущего
1985 — Два билета в Индию (анимационный)
1986 — В поисках выхода (киноальманах)
1988 — Узники Ямагири-мару (анимационный)
1988 — Поляна сказок
1988 — Перевал (анимационный)
1988 — Остров ржавого генерала
1988 — Этот фантастический мир. Выпуск 14 (фильм-спектакль)
1988 — В одной знакомой улице… (короткометражный)
1989 — Похищение чародея
1990 — Подземелье ведьм

Библиография Кира Булычева:

«Маунг Джо будет жить» (рассказ 1961);
«Девочка, с которой ничего не случится» (повесть 1965);
«Повесть о помощнике препаратора с несколькими отступлениями, в прошлое и настоящее и путешествиями в дальние земли» (повесть 1965);
«Долг гостеприимства» (рассказ 1965);
«Королева кобр» (повесть 1966);
«Две встречи в долине Мрохаун» (рассказ 1966);
«Когда вымерли динозавры?» (рассказ 1967);
«Неоспоримое доказательство» (рассказ 1967);
«Так начинаются наводнения» (рассказ 1967);
«Гуси-лебеди» (рассказ 1967);
«Принцесса на горошине» (рассказ 1967);
«Репка» (рассказ 1967);
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (рассказ 1967);
«Синяя борода» (рассказ 1967);
«Теремок» (рассказ 1967);
«Меч генерала Бандулы» (повесть 1968);
«Ржавый фельдмаршал» (повесть 1968);
«Поломка на линии» (рассказ 1968);
«Хоккей Толи Гусева» (рассказ 1968);
«Последняя война» (роман 1970);
«Братья в опасности!» (рассказ 1970);
«Кладезь мудрости» (рассказ 1970);
«Поделись со мной…» (рассказ 1970);
«Связи личного характера» (рассказ 1970);
«Я вас первым обнаружил!» (рассказ 1970);
«Марсианское зелье» (повесть 1971);
«Выбор» (рассказ 1971);
«Великий дух и беглецы» (повесть 1972);
«Вступление» (рассказ 1972);
«Избушка» (рассказ 1972);
«Как его узнать?» (рассказ 1972);
«Коралловый замок» (рассказ 1972);
«Монументы Марса» (рассказ 1972);
«Надо помочь» (рассказ 1972);
«Освящение храма Ананда» (рассказ 1972);
«Ответное чувство» (рассказ 1972);
«Поступили в продажу золотые рыбки» (рассказ 1972);
«Пустой дом» (рассказ 1972);
«Разум в плену» (рассказ 1972);
«Такан для детей Земли» (рассказ 1972);
«Половина жизни» (повесть 1973);
«Умение кидать мяч» (повесть 1973);
«Агент царя» (рассказ 1973);
«Корона профессора Козарина» (рассказ 1973);
«Можно попросить Нину?» (рассказ 1973); «Снегурочка» (рассказ 1973);
«День рождения Алисы» (повесть 1974);
«Путешествие Алисы» повесть (1974);
«Две капли на стакан вина» (рассказ 1974);
«Диалог об Атлантиде» (рассказ 1974);
«Международный день борьбы с суевериями» (рассказ 1974);
«О некрасивом биоформе» (рассказ 1974);
«Первый слой памяти» (рассказ 1974);
«Сказка о репе» (рассказ 1974);
«Средство от давления» (рассказ 1974);
«Уважаемая редакция» (рассказ 1974);
«Хронофаги» (рассказ 1974);
«Эдисон и Грубин» (рассказ 1974);
«Закон для дракона» (повесть 1975);
«Богатый старик» (рассказ 1975);
«Если бы не Михаил…» (рассказ 1975);
«Любимый ученик факира» (рассказ 1975);
«По примеру Бомбара» (рассказ 1975);
«Протест» (рассказ 1975);
«Садовник в ссылке» (рассказ 1975);
«Терпение и труд» (рассказ 1975);
«Трудный ребенок» (рассказ 1975);
«Журавль в руках» (повесть 1976);
«Заграничная принцесса» (повесть 1976);
«Богомольцы должны трудиться!» (рассказ 1976);
«Воспитание Гаврилова» (рассказ 1976);
«Нужна свободная планета» (повесть 1977);
«Градусник чувств» (рассказ 1977);
«Другая поляна» (рассказ 1977);
«Когда Чапаев не утонул» (рассказ 1977);
«Летнее утро» (рассказ 1977);
«Мутант» (рассказ 1977);
«О любви к бессловесным тварям» (рассказ 1977);
«Паровоз для царя» (рассказ 1977);
«Ретрогенетика» (рассказ 1977);
«Сто лет тому вперед» (повесть 1978);
«Берегись колдуна!» (рассказ 1978);
«Глаз» (рассказ 1978);
«Гусляр — Неаполь» (рассказ 1978);
«Космический десант» (рассказ 1978);
«Недостойный богатырь» (рассказ 1978);
«Письма разных лет» (рассказ 1978);
«Сны Максима Удалова» (рассказ 1978);
«Звездолет в лесу» (повесть 1979);
«Похищение чародея» (повесть 1979);
«Беспощадная охота» (рассказ 1979);
«Вячик, не двигай вещи!» (рассказ 1979);
«Домашний пленник» (рассказ 1979);
«Жильцы» (рассказ 1979);
«Загадка Химеры» (рассказ 1979);
«Сильнее зубра и слона» (рассказ 1979);
«На днях землетрясение в Лигоне» (роман 1980);
«Белое платье Золушки» (повесть 1980);
«Перевал» (повесть 1980);
«…Хоть потоп» (рассказ 1980);
«Гусляр — Саратов» (рассказ 1980);
«Дар данайца» (рассказ 1980);
«Кому это нужно?» (рассказ 1980);
«Ленечка-Леонардо» (рассказ 1980);
«Упрямый Марсий» (рассказ-трилогия 1980);
«Черная икра» (рассказ 1980);
«Дочь космоса» (киносценарий 1980);
«Через тернии к звездам» (киносценарий 1980);
«Два билета в Индию» (повесть 1981);
«Ловушка» (повесть 1981);
«Царицын ключ» (повесть 1981);
«Чужая память» (повесть 1981);
«Восемнадцать раз» (рассказ 1981);
«Чечако в пустыне» (рассказ 1981);
«Ангелы космоса» (киносценарий 1981);
«Ретро 2081» (микрорассказ 1981);
«Геркулес и гидра» (повесть 1982);
«Каникулы на Пенелопе» (повесть 1982);
«Миллион приключений (повесть 1982);
«Новые подвиги Геракла» (повесть 1982);
«Шкатулка пиратской мамаши» (повесть 1982);
«Авгиева лаборатория» (рассказ 1982);
«Два сапога — пара» (рассказ 1982);
«Один мальчик наступил на рамокали» (рассказ 1982);
«Родимые пятна» (рассказ 1982);
«Слезы капали (Гладиатор)» (киносценарий 1982);
«К миллиону приключений» (микрорассказ 1982);
«Город Наверху» (повесть 1983);
«Лиловый шар» (повесть 1983);
«Пленники астероида» (повесть 1983);
«Черный саквояж» (повесть 1983);
«Значительные города» (рассказ 1983);
«Свободные места есть» (рассказ 1983);
«Усилия любви» (рассказ 1983);
«Яблоня» (рассказ 1983);
«Комета» (киносценарий 1983);
«Агент КФ» (повесть 1984);
«Тринадцать лет пути» (повесть 1984);
«Каждому есть что вспомнить» (рассказ 1984);
«Копилка» (рассказ 1984);
«Обозримое будущее» (рассказ 1984);
«Шкаф неземной красоты» (рассказ 1984);
«Шум за стеной» (рассказ 1984);
«Заповедник сказок» (повесть 1985);
«Козлик Иван Иванович» (повесть 1985);
«Фотография пришельца» (повесть 1985);
«Вокруг света за три часа» (рассказ 1985);
«Детективная история» (рассказ 1985);
«Юбилей-200» (рассказ 1985);
«Гай-до» (повесть 1986);
«Каникулы в космосе, или Планета Пять-четыре» (повесть 1986);
«Второгодники» (рассказ 1986);
«Прощай, рыбалка» (рассказ 1986);
«Соблазн» (рассказ 1986);
«Это вам не яблочный компот!» (рассказ 1986);
«Это ты, Алиса?» (рассказ 1986);
«Глубокоуважаемый микроб» (повесть 1987);
«Конец Атлантиды» (повесть 1987);
«Подземелье ведьм» (повесть 1987);
«Узники «Ямагири-мару»» (повесть 1987);
«Набег» (рассказ 1987);
«О возмездии» (рассказ 1987);
«Опозоренный город» (рассказ 1987);
«Петушок» (рассказ 1987);
«Пойми товарища!» (рассказ 1987);
«Предсказатель Гаврилов» (рассказ 1987);
«Районные соревнования по домино» (рассказ 1987);
«Хочешь улететь со мной?» (рассказ 1987);
«Чудовище у родника» (рассказ 1987);
«Лиловый шар» (киносценарий 1987);
«Письмо в редакцию» (микрорассказ 1987);
«Поселок» (роман 1988);
«Город без памяти» (повесть 1988);
«Речной доктор» (повесть-сказка 1988);
«Альтернатива для Гаврилова» (рассказ 1988);
«Апология» (рассказ 1988);
«Дантист Гаврилов» (рассказ 1988);
«Дискуссия о звездах» (рассказ 1988);
«Новости будущего века» (рассказ 1988);
«Обида» (рассказ 1988);
«Они уже здесь!» (рассказ 1988);
«Показания Оли Н.» (рассказ 1988);
«Разум для кота» (рассказ 1988);
«Свободный тиран» (рассказ 1988);
«Технология рассказа» (рассказ 1988);
«Витийствующий дьявол» (повесть 1989);
«Перпендикулярный мир» (повесть 1989);
«Подземная лодка» (повесть 1989);
«Смерть этажом ниже» (повесть 1989);
«Звенящий кирпич» (рассказ 1989);
«Настой забвения» (рассказ 1989);
«Повесть о контакте» (рассказ 1989);
«Последние сто минут» (рассказ 1989);
«Прошедшее время» (рассказ 1989);
«Слышал?» (рассказ 1989);
«Старенький Иванов» (рассказ 1989);
«Товарищ Д» (рассказ 1989);
«Когда встречная ракета приблизилась…» (микрорассказ 1989);
«Встреча тиранов под Ровно» (рассказ 1990);
«Из жизни дантистов» (рассказ 1990);
«Коварный план» (рассказ 1990);
«Спасите Галю!» (рассказ 1990);
«Столпотворение» (рассказ 1990);
«Тайна рабыни» (рассказ 1990);
«Тайна рабыни Заури» (рассказ 1990);
«Тебе, простой марсианин!» (рассказ 1990);
«Титаническое поражение» (рассказ 1990);
«Тревога! Тревога! Тревога!» (рассказ 1990);
«Тайна Урулгана» (роман 1991);
«Альтернатива» (рассказ 1991);
«Единая воля советского народа» (рассказ 1991);
«Клад Наполеона» (рассказ 1991);
«Любимец» (рассказ 1991);
«Поминальник ХХ века» (рассказ 1991);
«Пора спать!» (рассказ 1991);
«Сапожная мастерская» (рассказ 1991);
«Со старым годом!» (рассказ 1991);
«Утешение» (рассказ 1991);
«Близорукий человек никогда не снимал очков на ночь…» (микрорассказ 1991);
«Будильник всегда звонил в семь утра…» (микрорассказ 1991);
«Было два часа ночи, и шел мокрый снег…» (микрорассказ 1991);
«В Москве, в зимнем зале ЦСКА проходили бои гладиаторов со львами…» (микрорассказ 1991);
«Великан был такой большой, что чистил зубы сапожной щеткой…» (микрорассказ 1991);
«Во Франции на выборах победили нудисты…» (микрорассказ 1991);
«В Ялте было очень жарко…» (микрорассказ 1991);
«Город Саратов по решению общественных организаций ушел под воду…» (микрорассказ 1991);
«Женя поймал рака и решил отвезти его на продажу в Париж…» (микрорассказ 1991);
«Жил-был бык…» (микрорассказ 1991);
«К нам за столик сел сержант милиции…» (микрорассказ 1991);
«Комета Галлея столкнулась с Солнцем и разбила его на мелкие кусочки…» (микрорассказ 1991);
«Космонавт Н. рассказывал, что Вселенная замкнута…» (микрорассказ 1991);
«Метеорит пробил восемь этажей…» (микрорассказ 1991);
«Мой друг был в командировке в Днепропетровске…» (микрорассказ 1991);
«Мы ждали Женю и Илью…» (микрорассказ 1991);
«На Красной площади встречали царя…» (микрорассказ 1991);
«На параде седьмого ноября…» (микрорассказ 1991);
«Однажды у меня был длинный пушистый хвост, лучший в Москве…» (микрорассказ 1991);
«После парада по городу разъезжали ракеты и бронетранспортеры…» (микрорассказ 1991);
«Проводя опытное бурение в Антарктиде…» (микрорассказ 1991);
«Раскопки курганов в долине Репеделкинок» (микрорассказ 1991);
«Утром, когда я пошел в ванную…» микрорассказ 1991);
«Я долго стоял у памятника Грибоедову у Кировских ворот…» (микрорассказ 1991);
«Я ехал на электричке в Москву…» (микрорассказ 1991);
«Я завтракал на кухне…» (микрорассказ 1991);
«Я клеил обои…» (микрорассказ 1991);
«Я так спешил на свидание, что у меня выросли крылья…» (микрорассказ 1991);
«Возвращение из Трапезунда (Река Хронос. 1917)» (роман 1992);
«Наследник (Река Хронос. 1914)» (роман 1992);
«Штурм Дюльбера (Река Хронос. 1917)» (роман 1992);
«Война с лилипутами» (повесть 1992);
«Инопланетяне» (повесть 1992);
«Мамонт» (повесть 1992);
«Алмаз для пирата» (рассказ 1992);
«Главная тайна Толстого» (рассказ 1992);
«Котел» (рассказ 1992);
«О страхе» (рассказ 1992);
«Плоды внушения» (рассказ 1992);
«Подоплека сказки» (рассказ 1992);
«Река времени» (рассказ 1992);
«Спонсора!» (рассказ 1992);
«Съедобные тигры» (рассказ 1992);
«Маленькие шедевры» (микрорассказ 1992);
«Любимец» (роман 1993);
«Алиса и крестоносцы» (повесть 1993);
«Золотой медвежонок» (повесть 1993);
«Осечка-67» (повесть-сказка 1993);
«Одна ночь» (рассказ 1993);
«Час полночный» (рассказ 1993);
«Заповедник для академиков» (роман 1994);
«Покушение на Тесея» (роман 1994);
«Усни, красавица» (роман 1994);
«В куриной шкуре» (повесть 1994);
«Излучатель доброты» (повесть 1994);
«Кровавая Шапочка, или Сказка после сказки» (повесть-сказка 1994);
«Последние драконы» (повесть 1994);
«Предсказатель прошлого» (повесть 1994);
«Детки в клетке» (рассказ 1994);
«Консилиум» (рассказ 1994);
«Мой пес Полкан» (рассказ 1994);
«Настоящее кино» (рассказ 1994);
«Новый Сусанин» (рассказ 1994);
«Пришельцы не к нам» (рассказ 1994);
«Участникам фестиваля фантастики «Белое пятно»» (микрорассказ 1994);
«Дети динозавров» (повесть 1995);
«Детский остров» (повесть 1995);
«На полпути с обрыва» (повесть 1995);
«Морские течения» (рассказ 1995);
«Новое платье рэкетира» (рассказ 1995);
«Отражение рожи» (рассказ 1995);
«Отцы и дети» (рассказ 1995);
«Первый день раскопок» (рассказ 1995);
«Цветы» (рассказ 1995);
«Шкурка времени» (рассказ 1995);
«Осечка-67» (пьеса 1995);
«Зеркало зла» (роман 1996);
«Голые люди» (повесть 1996);
«Гость в кувшине» (повесть 1996);
«Привидений не бывает» (повесть 1996);
«Сыщик Алиса» (повесть 1996);
«Женской доле вопреки» (рассказ 1996);
«Лекарство от всего» (рассказ 1996);
«Перерожденец» (рассказ 1996);
«Разлюбите Ложкина!» (рассказ 1996);
«Роковая свадьба» (рассказ 1996);
«Возвышение Удалова» (пьеса 1996);
«Лишний близнец» (роман 1997);
«Королева пиратов на планете сказок» (повесть 1997);
«Мир без времени» (повесть 1997);
«Опасные сказки» (повесть 1997);
«Планета для тиранов» (повесть 1997);
«Тайна третьей планеты» (повесть 1997);
«…Но странною любовью» (рассказ 1997);
«Киллер» (рассказ 1997);
«Вид на битву с высоты» (роман 1998);
«Старый год» (роман 1998);
«Таких не убивают» (роман 1998);
«В когтях страсти» (повесть 1998);
«Колдун и Снегурочка» (повесть 1998);
«Купидон» (повесть 1998);
«Пашка-троглодит» (повесть 1998);
«Звезды зовут!» (рассказ 1998);
«Ляльки» (рассказ 1998);
«Разговор с убийцей» (рассказ 1998);
«Страшное, зеленое, колючее» (рассказ 1998);
«Тайны Москвы» (рассказ 1998);
«Алиса и дракон» (повесть 1999);
«Алиса и притворщики» (повесть 1999);
«Алиса и чудовище» (повесть 1999);
«Алиса на планете загадок» (повесть 1999);
«Древние тайны» (повесть 1999);
«Звездный дракончик» (повесть 1999);
«Золушка» (повесть 1999);
«Исчезновение профессора Лу Фу» (повесть 1999);
«Секрет черного камня» (повесть 1999);
«Чулан Синей Бороды» (повесть 1999);
«Чума на ваше поле!» (повесть 1999);
«Будущее начинается сегодня» (рассказ 1999);
«Голова на гренадине» (рассказ 1999);
«Девочка с лейкой» (рассказ 1999);
«Институт времени» (рассказ 1999);
«Исторические заметки: Из архива Кира Булычева» (рассказ 1999);
«Камень-ребус» (рассказ 1999);
«Клин клином» (рассказ 1999);
«Козырь Сталина» (рассказ 1999);
«Мечта заочника» (рассказ 1999);
«Платон в беде» (рассказ 1999);
«Скандал» (рассказ 1999);
«Ночь в награду» (пьеса 1999);
«Товарищ „Д“» (пьеса 1999);
«Папа Алисы Селезневой…» (микрорассказ 1999);
«Младенец Фрей» (роман 2000);
«Операция „Гадюка“» (роман 2000);
«Алиса в стране фантазий» (повесть 2000);
«Алиса на живой планете» (повесть 2000);
«Гений и злодейство» (повесть 2000);
«Синдбад-мореход» (повесть-сказка 2000);
«Алиса в драконе» (рассказ 2000);
«Из огня да в полымя» (рассказ 2000);
«Парсеки за кормой» (рассказ-пародия 2000);
«Покушение на рассвете» (рассказ 2000);
«Пропавший без вести» (рассказ 2000);
«Рассказы о великих людях» (рассказ 2000);
«Чего душа желает» (рассказ 2000);
«Шпионский бумеранг» (рассказ 2000);
«Вампир Полумракс» (повесть 2001);
«Ваня+Даша=любовь» (повесть 2001);
«Драконозавр» (повесть 2001);
«Жизнь за трицератопса» (повесть 2001);
«Заколдованный король» (повесть 2001);
«Звездный пес» (повесть 2001);
«Сапфировый венец» (повесть 2001);
«Космография ревности» (рассказ 2001);
«Торжество ревности» (рассказ 2001);
«Цена крокодила» (рассказ 2001);
«Наездники» (повесть 2002);
«Принцы в башне» (повесть 2002);
«Туфли из кожи игуанодона» (повесть 2002);
«Вас много — я одна…» (рассказ 2002);
«Героический Валера» (рассказ 2002);
«Горилла в бронежилете» (рассказ 2002);
«Дела семейные» (рассказ 2002);
«Жертва вторжения» (рассказ 2002);
«Золотые рыбки снова в продаже» (рассказ 2002);
«Инструмент для вундеркинда» (рассказ 2002);
«Исторические заметки Свена Томаса Пуркинэ» (рассказ 2002);
«Классный журнал» (рассказ 2002);
«Красивая кровь» (рассказ 2002);
«Моя трагедия» (рассказ 2002);
«Ностальджи» (рассказ 2002);
«Обыск» (рассказ 2002);
«Подвиг красной косынки» (рассказ 2002);
«Пора жениться» (рассказ 2002);
«Пояс мужской верности» (рассказ 2002);
«Твоя Рашель…» (рассказ 2002);
«Третий закон Ньютона» (рассказ 2002);
«Уроды и красавцы» (рассказ 2002);
«Харизма» (рассказ 2002);
«Хроноспай» (рассказ 2002);
«Крокодил на дворе» (пьеса 2002);
«Дом в Лондоне» (роман 2003);
«Алиса и Алисия» (повесть 2003);
«Выстрел Купидона» (рассказ 2003);
«Гений из Гусляра» (рассказ 2003);
«Ксения без головы» (рассказ 2003);
«Разная бабушка» (рассказ 2003);
«Убежище» (роман 2004);
«Другое детство» (повесть 2004);
«Город Пермь перевели…» (микрорассказ 2004);
«Когда кафе „Фиалка“…» (микрорассказ 2004);
«Моя тетя поехала в Ялту…» (микрорассказ 2004);
«Мы сидели у Наумовых…» (микрорассказ 2004);
«Продавщица в магазине грампластинок…» (микрорассказ 2004);
«Такая нелепая смерть…» (микрорассказ 2004);
«У меня есть желтая рубашка…» (микрорассказ 2004);
«Эдик научился понимать…» (микрорассказ 2004);
«Покушение» (роман 2005);
«Гибель поэта» (рассказ 2008);
«Орел» (рассказ 2008);
«Пленники долга» (рассказ 2009);
«Шестьдесят лет спустя» (рассказ 2010);
«Желтое привидение» (рассказ 2012);
«Бумажные герои» (сказка 2015);
«У Нилы было богатое воображение…» (микрорассказ 2015)

Награды и звания Кира Булычева:

— Государственная премия СССР (1982);
— Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 декабря 1994) — за заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, науке, культуре, искусстве, укреплением дружбы и сотрудничества между народами;
— Благодарность Президента Российской Федерации (20 мая 2002) — за активное участие в работе Комиссии по государственным наградам при Президенте Российской Федерации;
— В 1997 году в Екатеринбурге Киру Булычеву был вручен приз всероссийской премии «Аэлита» за вклад в фантастику;
— В 2002 году в рамках фестиваля фантастики «Аэлита» популярный писатель стал первым кавалером «Ордена рыцарей фантастики» им. И. Халымбаджи;
— В 2004 году Киру Булычеву была присуждена Российская литературная премия имени Александра Грина (посмертно), за серию повестей об Алисе Селезневой;
— В 1988 году был удостоен премии «Золотой теленок» «Литературной Газеты» («Клуба 12 стульев»).

Оцените статью
Добавить комментарий