Карл Брюллов

Карл Брюллов

Карл Павлович Брюллов. Родился 12 (23) декабря 1799 года в Санкт-Петербурге — 11 (23) июня 1852 года в Манциане, Италия. Русский художник, живописец, монументалист, акварелист, представитель академизма.

Сын академика орнаментальной скульптуры П. И. Брюллова. В 1809-1822 годах учился в Академии художеств у А. И. Иванова, А. Е. Егорова, В. К. Шебуева. С 1822 по 1834 год как пенсионер Общества поощрения художников жил и работал в Италии, где написал картину «Последний день Помпеи» (1830-1833), удостоенную в Париже Гран-при. Одновременно создал ряд портретов, в том числе картину «Всадница» (1832), принесших ему громкую славу.

В 1835 году совершил путешествие по Греции и Турции, во время которого исполнил ряд графических работ. В том же году вернулся в Россию, до 1836 года жил в Москве, где познакомился с А. С. Пушкиным, затем переехал в Петербург. В 1836-1849 годах преподавал в Академии художеств. Исполнил ряд портретов деятелей русской культуры, в том числе Н. В. Кукольника (1836), И. П. Витали (1837), И. А. Крылова (1839).

Был дружен с М. И. Глинкой и Н. В. Кукольником. В 1843-1847 годах принимал участие в живописных работах для Казанского и Исаакиевского соборов в Петербурге (завершены П. В. Басиным). В связи с болезнью в 1849 году уехал на остров Мадейра. За время жизни там выполнил большое количество акварельных портретов своих друзей и знакомых («Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар», 1849). С 1850 жил в Италии. Был членом Миланской и Пармской Академий, а также Академии Св. Луки в Риме.

Творчество К. П. Брюллова стало вершиной позднего русского романтизма, когда чувство гармонической цельности и красоты мира сменилось ощущением трагизма и конфликтности жизни, интересом к сильным страстям, необычайным темам и ситуациям. На первый план вновь выдвигается историческая картина, но теперь её главная тема — не борьба героев, как в классицизме, а судьбы огромных человеческих масс.

В своем центральном произведении «Последний день Помпеи» (1830-1833) Брюллов соединил драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. Картина принесла художнику огромную известность как в России, так и в Европе. Выдающийся мастер как парадного, так и камерного портрета, Брюллов совершил в своём творчестве показательную для эпохи романтизма эволюцию — от радостного приятия жизни ранних произведений («Всадница», 1832) до усложнённого психологизма поздних («Автопортрет», 1848), предвосхитив достижения мастеров второй половины века, например, таких как И. Е. Репин («Портрет М. П. Мусоргского», 1881). Брюллов оказал огромное влияние на русских художников, среди которых у него было множество последователей и подражателей.

На памятнике скульптора М. О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К. П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века.

Брат Александр Брюллов, архитектор, представитель стиля романтизм.

Карл Брюллов родился 23 декабря 1799 года в Санкт-Петербурге в семье академика, преподавателя в классе орнаментальной скульптуры петербургской Академии художеств, резчика по дереву, мастера миниатюрной живописи и гравёра французского происхождения Павла Ивановича Брюлло (Brulleau, 1760-1833) и его супруги Марии Ивановны Шрёдер (Schroeder), имевшей немецкие корни (см. о семье Брюлловы). Кроме него, в семье было ещё три сына и две дочери.

С раннего детства, несмотря на свою болезненность, Карл по воле отца, желавшего обучить мальчика живописи, осваивал навыки, необходимые для будущей профессии: рисовал людей и животных в разных ракурсах, а с 1805 года, когда Павел Иванович ушёл в отставку, часто помогал ему в работе над оформлением Кронштадтской церкви и над другими различными заказами.

В октябре 1809 года мальчик был зачислен на казённое содержание в Императорскую Академию художеств в Петербурге, где проучился до 1821 года. В числе его учителей был А. И. Иванов. Карл быстро зарекомендовал себя блестящим, разносторонне одарённым учеником, легко справлялся со всеми учебными заданиями, благодаря чему снискал всеобщую любовь. В старших классах юноша часто помогал своим однокурсникам, за небольшую плату правя их экзаменационные работы. В дальнейшем Карл получил золотую медаль по классу исторической живописи.

Первой значимой работой Брюллова стало полотно «Гений искусства» (1817-1820, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), созданное в соответствии с академическими требованиями и признанное Академическим Советом образцом для копирования. В 1819 году молодой художник создал ещё одну известную картину «Нарцисс, смотрящийся в воду», которую А. И. Иванов выкупил для своей коллекции. Ныне она хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

В 1821 году Брюллов закончил Академию и в качестве выпускной работы написал картину «Явление Аврааму трёх ангелов у дуба Мамврийского», за которую получил большую золотую медаль и право на пенсионерскую поездку за границей. Но президент Академии А. Н. Оленин настоял на том, чтобы молодой художник остался в Академии ещё на три года для совершенствования мастерства, назначив ему в наставники мало одарённого и не пользовавшегося авторитетом у студентов художника А. И. Ермолаева. Просьба Брюллова о замене учителя была отклонена. Тогда Карл отказался от пенсионерской поездки. В это самое время на живописца обратило внимание недавно созданное известными на то время меценатами Общество поощрения художников (ОПХ) и, чтобы убедиться в его таланте, предложило ему выполнить несколько работ на программные темы, пообещав взамен оплатить заграничную поездку. Результатом этого предложения стали две картины Брюллова «Эдип и Антигона» (1821, Тюменский краеведческий музей) и «Раскаяние Полинека» (1821, местонахождение неизвестно), после которых ему было предложено поехать за границу для совершенствования своего мастерства. Взамен с него бралось обязательство составлять подробные отчёты о своих впечатлениях и результатах изучения произведений искусства, а также предоставлять новые работы. Карл согласился и вместе со своим братом Александром 16 августа 1822 года отбыл в Италию. В мае 1823 года они прибыли в Рим, посетив по пути Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую и Болонью. Буквально сразу после прибытия в Рим художник получил от ОПХ задание выполнить копию с фрески Рафаэля «Афинская школа», ставшей последней ученической работой живописца.

По прибытии в Италию Брюллов увлёкся жанровой живописью и наряду с картинами на исторические и религиозные сюжеты стал писать работы на эту тему, черпая вдохновение из окружавшей его действительности. Первой удачной работой в этом жанре стала картина «Итальянское утро» (1823, Кунстхалле, Киль). Увидев её в Петербурге, современники были поражены оригинальной трактовкой сюжета и свежестью письма, а император Николай I, после того, как ОПХ подарило ему эту картину, пожаловал Брюллову бриллиантовый перстень и поручил написать парную к ней картину. Ею стала работа «Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград)» (1827, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), однако она не понравилась ни императору, ни ОПХ из-за неподобающего, по общему мнению, сюжета с точки зрения высокого искусства. В ответ на критику Брюллов в 1829 году разорвал отношения с ОПХ.

Помимо больших полотен жанровой живописи, в 1827 году художник увлёкся созданием акварелей — небольших по размеру произведений, ставших для мастера удачной возможностью для передачи жизненных наблюдений. Из-за своей тематики эти работы носили название «итальянский жанр», поскольку чаще всего заказывались аристократами в качестве сувенира из Италии и призваны были служить развлекательным и декоративным целям. Однако, помимо заказных акварелей, Брюллов писал и вполне самостоятельные работы в этом жанре. Всех их отличали воздушность, солнечность, лёгкость, сюжетная развёрнутость, идилличность, в некоторых случаях — ироничность автора над своими героями («Сон монашенки», 1831, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).

Как правило, художник писал акварели с помощью больших лаконичных цветовых пятен, достигая выразительности их контрастными сочетаниями. Его первые работы были малофигурны и главным образом передавали личные переживания героев («Прерванное свидание», 1827, Государственная Третьяковская галерея, Москва); впоследствии они стали включать в себя всё большее количество людей («Гулянье в Альбано», 1830-1833, Государственная Третьяковская галерея, Москва), не последнюю роль в них стал играть пейзаж. Некоторые акварели были сугубо пейзажными («Итомская долина перед грозой», 1835, Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, Москва). Общим недостатком этих произведений было, пожалуй, только отсутствие психологических трактовок в образах, но законы жанра зачастую и не предполагали наличие таковых в акварелях. Большинство из них воспевало Италию с её прекрасной природой и представляло итальянцев народом, генетически сохранившем античную красоту своих предков, наделённым врождённой пластикой и грацией движений и поз и живущим по законам красоты и эстетики.

Но подлинную славу и популярность в Италии принесли молодому художнику его портреты представителей итальянской знати и своих соотечественников. Не последнюю роль в решении Брюллова разорвать отношения с ОПХ сыграло как раз наличие на тот момент множество заказов, что позволяло ему обходиться без финансовой поддержки со стороны. Портреты Брюллова итальянского периода отличались сочетаниями элементов классицизма, реализма и барокко, стремлением передать внутреннюю жизнь героев — иногда через обилие бытовых деталей, призванных полнее раскрыть героев полотен и мир, в котором они живут. Иногда его работы носили несколько декоративный характер благодаря подчёркнутой изысканности обстановки и изображённых моделей. Эта особенность сохранилась и на некоторых портретах позднего периода творчества живописца.

В 1830 году Брюллов приступил к работе над большой картиной с историческим сюжетом — «Последний день Помпеи» (1830-1833), заказанной ему Анатолием Николаевичем Демидовым. Замысел картины был связан с возникшей тогда модой на археологию и с актуальностью: в 1828 году произошло извержение Везувия. Для более точной и полной передачи трагедии Брюллов тщательно изучил многочисленные литературные источники, в которых рассказывалось о древней катастрофе, и побывал на раскопках в Помпеях и Геркулануме и сделал на месте ряд эскизов пейзажа, руин, окаменелых фигур. Известно, что на полотне изображена часть улицы Гробниц, которую художник изобразил стоя спиной к городским воротам. К этому же времени относится его знакомство с Ю. П. Самойловой, аристократкой из рода Скавронских, родственников императрицы Екатерины I. Знаменитые портреты «Юлия Самойлова с воспитанницей и арапчонком» и «Всадница» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), а также незаконченная картина «Вирсавия» (1832, Государственная Третьяковская галерея, Москва), которой художник подводил итог своим творческим исканиям, также связаны с этим этапом жизни Брюллова.

Картина «Последний день Помпеи» была завершена в 1833 году и произвела настоящую сенсацию в Европе и России. Для русской живописи эта работа стала новаторством в первую очередь из-за сюжета, изображавшего не выдающуюся историческую личность, а целый народ в часы трагедии. Император Николай I, увидев картину, пожелал лично видеть Брюллова в Петербурге и передал ему распоряжение возвращаться на родину. Однако перед возвращением живописец принял приглашение графа В. П. Давыдова принять участие в путешествии по Малой Азии, Греции и Ионическим островам. В Афинах Брюллов тяжело заболел жёлтой лихорадкой, из-за чего был вынужден расстаться со своими спутниками. Немного оправившись, живописец через Малую Азию отправился в Константинополь, где его ждало новое предписание императора немедленно прибыть в Петербург, чтобы занять место профессора Императорской Академии художеств. Наконец в 1836 году через Одессу и Москву Брюллов вернулся в Петербург. Пребывание в Москве, куда живописец приехал в декабре 1835 года, затянулось на несколько месяцев: Москва встречала Брюллова как героя, устраивая в его честь торжественные приёмы. На одном из таких вечеров художник познакомился с А. С. Пушкиным. Ещё одним событием стало его знакомство со знаменитым московским портретистом, бывшим крепостным В. А. Тропининым: ещё в Италии Брюллов был много наслышан о нём. Знакомство переросло в крепкую дружбу: во время своего пребывания в Москве Брюллов, высоко оценивший как талант и профессионализм художника, так и его личные качества, часто посещал Тропинина, не раз пренебрегая очередным парадным обедом, устроенным в его честь. Однако, кроме присутствия на приёмах и посещения тропининского дома, Брюллов продолжал работать над новыми произведениями, создав портреты поэта А. К. Толстого, его дяди А. А. Перовского (писателя Антония Погорельского) и очень поэтичную и романтическую картину «Гадающая Светлана» (1836, Нижегородский художественный музей), навеянную одноимённой балладой В. А. Жуковского.

В Петербурге живописца ожидал торжественный приём в Академии художеств и триумф «Последнего дня Помпеи». К его приезду картина успела побывать в Париже (Лувр, 1834), где была холодно принята парижской критикой, несмотря на то, что получила первую премию на парижском Салоне 1834 года: это была (уже!) эпоха Делакруа и французского романтизма. Картина была подарена Демидовым Николаю I, который поместил её в императорский Эрмитаж, а затем подарил Академии художеств. В настоящее время она находится в Русском музее.

С 1836 года по 1849 год Брюллов жил и работал в Петербурге. Сразу по возвращении в столицу ему было присвоено звание младшего (второй степени) профессора Академии художеств, поручено руководство историческим классом Академии и предложено написать большую картину на тему из русской истории, утверждённую Академией и одобренной императором, для получения звания старшего профессора. Такой картиной должна была стать «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Брюллов и сопровождавший его художник-археолог Ф. Г. Солнцев по приказу императора посетили Псков, где художник сделал множество натурных зарисовок и изучал сохранившиеся древности. Однако картина так и осталась незаконченной, несмотря на столь тщательный подход к её созданию.

В Петербурге упрочилась слава Брюллова как виртуозного модного портретиста. Многие считали за честь быть запечатлёнными прославленным мастером. Его перу этого периода принадлежат многочисленные парадные портреты русской знати и т. н. «интимно-камерные портреты» выдающихся людей своего времени, отличавшиеся более глубокой и осмысленной трактовкой образа модели. К числу наиболее удачных и известных работ этого жанра относятся портреты Н. В. Кукольника (1836, Государственная Третьяковская галерея, Москва), В. А. Жуковского (1837-38), И. А. Крылова (1839, Государственная Третьяковская галерея, Москва), Ю. П. Самойловой с воспитанницей (другое название картины «Маскарад») (1839, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), писателя А. Н. Струговщикова (1840, Государственная Третьяковская галерея, Москва), брата А. П. Брюллова (1841, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) и многие другие; к этому же времени относится и создание знаменитого «Автопортрета» (1848, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Также художник пробовал себя в жанре монументально-декоративной живописи, расписывая лютеранскую церковь на Невском проспекте.

Состоял в ложе «Избранного Михаила».

В 1843 году Брюллов в числе лучших живописцев академической школы получил приглашение участвовать в росписи Исаакиевского собора. Ему было предложено расписать плафон большого купола фигурами апостолов, евангелистов и серией картин на тему «Страсти Христовы». Художник с большим интересом приступил к работе над эскизами. К 1848 году они были завершены, и Брюллов приступил к самой живописи. Однако тяжёлая работа в сыром недостроенном соборе подорвала и без того слабое здоровье живописца, дав осложнения на сердце и обострив ревматизм, поэтому уже в феврале художник просил об освобождении от работ. Его просьба была удовлетворена. К этому времени он уже написал почти все основные фигуры плафона, так что заканчивавшему его работу П. В. Басину оставалось только дописать фон и создать несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Брюллова.

27 апреля 1849 года по настоянию врачей Брюллов покинул Россию и через Польшу, Пруссию, Бельгию, Англию и Португалию направился лечиться на остров Мадейра. В этом же году художник вернулся в Италию, а весной и летом 1850 года посетил Испанию, изучая живопись Веласкеса и Гойи. В этом же году Брюллов окончательно вернулся в Италию. В это время художник познакомился с соратником Гарибальди А. Титтони, в доме которого он практически и прожил последние годы своей жизни. Большинство поздних портретов и акварелей Брюллова до сих пор хранятся в частной коллекции этой семьи. Для многих работ этого периода характерны некоторая театрализация и романтическая взволнованность образов, а также стремление запечатлеть дух самого времени через представленные образы, превращая их в точные исторические свидетельства. Последним шедевром художника стал портрет его старого знакомого археолога Микеланджело Ланчи, созданный в 1851 году.

Долгие годы Брюллов был связан с графиней Юлией Самойловой, которая была его музой и натурщицей.

В 1838 году Брюллов познакомился с 18-летней Эмилией Тимм, дочерью рижского бургомистра Георга Фридриха Тимма, и влюбился в неё. 27 января 1839 года они поженились, однако, уже спустя месяц супруги расстались навсегда. Эмилия уехала с родителями в Ригу, инициированный Брюлловым бракоразводный процесс продолжался до 1841 года. Причина разрыва осталась неизвестной петербургскому обществу, которое во всём обвиняло мужа. Брюллов, оклеветанный, по его словам, женой и её родными, стал изгоем. Исследователи утверждают, что истинной причиной разрыва стала связь Эмилии с одним из своих близких родственников, которая продолжалась и после её замужества. Вероятно, о неверности невесты Брюллов узнал перед самой свадьбой, которая всё-таки состоялась под давлением родителей Эмилии. В это нелёгкое для художника время его поддержала приехавшая из Италии в Петербург Самойлова.

Брюллов был современником Делакруа и Энгра. «Плот «Медузы»» Жерико написан в 1819 году, «Резня на Хиоссе» — в 1824, а «Свобода на баррикадах» — в 1830. Таким образом тематически творчество Брюллова не было новостью — оно вполне укладывается в академическую систему, к которой относился Брюллов. В портретах Брюллова есть некоторая импульсивность и неуловимое движение, они приятны и не темны по колориту. Меланхолия, пронизывающая его поздние портреты, сближает Брюллова с романтиками.

Отношение к наследию художника в культурной среде неоднозначно. А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, А. А. Фет и многие другие восхищались творчеством мастера, в то время как И. С. Тургенев порицал в творчестве Брюллова декоративность и отвлеченный романтизм. По его определению, Брюллов писал «трескучие картины с эффектами, но без поэзии и без содержания».

Карл Павлович Брюллов скончался 11 (23) июня 1852 года в местечке Манциана под Римом, где лечился минеральными водами. По свидетельству русского представителя в Риме, смерть наступила через три часа после припадка удушья. Похоронен на протестантском кладбище Монте Тестаччо.

Картины Карла Брюллова:

• Гений искусства — 1817—1820 — Серая бумага, ит. карандаш, мел, уголь, пастель — 65,2 x 62,2 — Государственный Русский музей;
• Персей и Андромеда — 1817—1820 Xолст, масло 43,7 х 28,6 Государственный Русский музей;
• Портрет М. П. Кикиной в детстве — 1817—1820 Бумага, акварель 14 x 12,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Нарцисс — 1819 Xолст, масло 162 x 209,5 Государственный Русский музей;
• Мария Кикина в детстве — 1821 Бумага, акварель, белила 22 x 16,8 Государственная Третьяковская галерея;
• Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского — 1821 Xолст, масло 113 х 144 Государственный Русский музей;
• Портрет актера А. Н. Рамазанова — 1821—1822 Xолст, масло 64,5 x 52,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет статс-секретаря П. А. Кикина — 1821—1822 Xолст, масло 82 x 71 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет М. А. Кикиной — 1821—1822 Xолст, масло 82,6 x 71,7 Государственная Третьяковская галерея;
• Итальянское утро — 1823 Xолст, масло 62 x 55 Кунстхалле, Киль;
• Автопортрет. (Не окончен) — 1823 Xолст, масло — Частное собрание;
• Портрет архитектора А. П. Брюллова, брата художника — 1823—1827 Xолст, масло 45,5 x 35,2 Государственный Русский музей;
• Портрет архитектора К. А. Тона — 1823—1827 Xолст, масло 56,5 x 51 Государственный Русский музей;
• Портрет неизвестного — 1823—1827 Xолст, масло 43,5 х 35 Государственный Русский музей;
• Эрминия у пастухов. (Не окончена) — 1824 Xолст, масло 98,2 x 137,3 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет А. Н. Львова — 1824 Xолст, масло 62,3 x 49,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет С. Ф. Щедрина — 1824 Бумага, акварель 93 x 46 (овал) Государственный Русский музей;
• Портрет Е. П. Гагариной с сыновьями Евгением, Львом и Феофилом — 1824 — Частное собрание;
• Портрет В. А. Перовского — 1824 Бумага, акварель, лак 29,7 х 19,4 Государственный Русский музей;
• Портрет В. А. Перовского на капители колонны — 1824;
• Надежда, питающая любовь — 1824 — Собрание Титтони, Рим;
• Вечерня — 1825 Xолст, масло 52,5 x 42,6 Государственная Третьяковская галерея;
• Пифферари перед образом мадонны — 1825 Xолст, масло 53,5 x 42,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Пилигримы в дверях латеранской базилики — 1825 Xолст, масло 62,7 x 53,6 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет камергера А. П. Собакина — 1825 Бумага, акварель;
• Женщина, посылающая поцелуй в окно — 1826 Бумага, сепия, белила 21,3 х 18,4 Государственный Русский музей;
• Праздник сбора винограда — 1827 Бумага, акварель 16,7 x 22,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Г. Н. и В. А. Олениных — 1827 Бумага, акварель, граф. карандаш 42,5 x 33,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Прерванное свидание (Вода уж чрез край бежит) — 1827 Бумага, акварель 16,7 х 22,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Н.А. Охотникова — 1827 Холст, масло 75,0 х 60,5 Государственный Эрмитаж;
• Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя — 1827 Дерево, масло 62 x 52,5 Государственный Русский музей;
• Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) — 1827 Xолст, масло 64 x 55 Государственный Русский музей;
• Портрет К. А. и М. Я. Нарышкиных — 1827 Бумага, акварель 44,1 x 35,4 Государственный Русский музей;
• Сцена на пороге храма — 1827 Бумага, акварель — Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева;
• Последний день Помпеи — 1827—1828 Холст, масло, итальянский карандаш 58 x 76 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет неизвестной. (Не окончен) — 1827—1830 Бумага, акварель 41 х 26 Государственная Третьяковская галерея;
• Исповедь итальянки — 1827—1830 Бумага, акварель 26,2 x 18,7 Государственный Русский музей;
• Портрет музыканта М. Виельегорского — 1828 Xолст, масло 138 x 97,5 Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск;
• Портрет А. М. Горностаева — 1828 Xолст, масло 49 х 38 Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань;
• Вольтижер (этюд) — 1828—1830 Xолст, масло 40 x 30 Государственный Русский музей;
• Портрет Доменико Марини (Игрок в мяч) — 1828—1830 Xолст, масло 50 x 62 Новгородский государственный историко-художественный и архитектурный музей-заповедник;
• Портрет А. Г. Гагарина (Ребёнок в бассейне) — 1829 Бумага, акварель 25 х 23; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет князя Г. Г. Гагарина — 1829 Бумага, акварель 19,8 x 16,5; (овал) Государственный Русский музей;
• Портрет графини Стефании Витгенштейн — 1830-е — Частное собрание;
• Сон бабушки и внучки — 1829 Бумага, акварель, бронза, лак 22,5 х 27,4 Государственный Русский музей;
• Портрет графа А. И. Рибопьера — 1829 Бумага, акварель — Частное собрание;
• Портрет великой княгини Елены Павловны — 1829 Xолст, масло 73,4 x 59; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет великой княгини Елены Павловны — 1829—1830 Xолст, масло 73,5 х 58,5 Музей изобразительных искусств, Архангельск;
• Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией — 1830 Xолст, масло 265 x 185 Государственный Русский музей;
• Портрет П. В. Басина — 1830 Бумага, акварель 31,6 x 27,8 Государственная Третьяковская галерея;
• Итальянка, ожидающая ребёнка — 1830 Картон, акварель, графический карандаш 19 х 22,5 Государственный Русский музей;
• Портрет военного со слугой — 1830-е;
• Голова девушки — 1830-е — 35,8 x 30,4;
• Автопортрет — 1830—1833 Бумага, акварель, граф. карандаш 15 x 14,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Последний день Помпеи — 1830—1833 Xолст, масло 456,5 x 651 Государственный Русский музей;
• Гулянье в Альбано — 1830—1833 Бумага, акварель, лак, граф. карандаш 24,7 x 33 Государственная Третьяковская галерея;
• Сон молодой девушки перед рассветом — 1830—1833 Бумага, акварель, лак 20 х 25,1 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Итальянский полдень (Итальянка, снимающая виноград) — 1831 — Xолст, масло 27 x 22 Государственная Третьяковская галерея;
• Сон монашенки — 1831 Бумага, акварель, лак 22,5 х 27,4 Государственный Русский музей;
• Мать, просыпающаяся от плача ребёнка — 1831 Картон, сепия 22,5 х 28; (восьмиугольник) Государственный Русский музей;
• Портрет Джованины Пачини — 1831 Бумага, карандаш, акварель 21,1 x 17,1 Частное собрание;
• Итальянка с ребёнком у окна — 1831 Картон, акварель, бронза 22,5 х 16,5 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Портрет А. Н. Демидова — 1831—1832 Xолст, масло — Галерея нового искусства, Флоренция;
• Всадница — 1832 Xолст, масло 291,5 x 206 Государственная Третьяковская галерея;
• Вирсавия (Не окончена) — 1832 Xолст, масло 173 x 125,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет С. А. Соболевского — 1832 Бумага, акварель ? Государственный Русский музей;
• Автопортрет. (Не окончен) — около 1833 Дерево , масло 56,5 x 43 Государственный Русский музей;
• Портрет автора и баронессы Е. Н. Меллер-Закомельской с девочкой, в лодке. (Не окончен) — 1833—1835 Xолст, масло 151,5 x 190,3 Государственный Русский музей;
• Портрет княгини Е. П. Салтыковой — 1833—1835 Бумага, акварель 44,4 x 33,6 Государственный Русский музей;
• Портрет писателя и политического деятеля Тарентского архиепископа Джузеппе Капечалатро — 1833—1835 Xолст, масло 65 x 52,5; (овал в четырёхугольнике) Государственный Русский музей;
• Портрет графа К. А. Поццо ди Борго — 1833—1835 Xолст, масло 71 х 63 Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева;
• Портрет Джузеппины Ронци де Беньис — 1833—1835 Xолст, масло;
• Портрет графини О. И. Орловой-Давыдовой с дочерью Наталией Владимировной — 1834 Xолст, масло 195 x 126 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет итальянского адвоката Франческо Аскани — 1834 Дерево, масло 55,4 x 46; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Смерть Инессы де Кастро — 1834 Xолст, масло 213 x 299,5 Государственный Русский музей;
• Портрет Фанни Персиани-Такинарди в роли Амины в опере Беллини «Сомнамбула» — 1834 Xолст, масло 113 х 87 Государственный Русский музей;
• Свидание — 1834 Бумага, акварель 22,1 х 18,6 Государственный Русский музей;
• Портрет графини Ю. П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком — 1834 Xолст, масло ? Частное собрание;
• Джудита Паста в роли Анны Болейн — 1834 — Театральный музей «Ла Скала», Милан;
• Нашествие Гензериха на Рим — 1835 Xолст, масло 88 x 117,9 Государственная Третьяковская галерея;
• У Богородицкого дуба — 1835 Xолст, масло 61 x 74 Государственная Третьяковская галерея;
• Итальянка, зажигающая лампаду перед образом мадонны — 1835 Бумага, акварель, граф. карандаш, тушь 29 x 19 Государственная Третьяковская галерея;
• Раненый грек, упавший с лошади — 1835 Бумага, сепия, граф. карандаш 27,5 x 34,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Грек, лежащий на скале — 1835 Бумага, сепия, граф. карандаш 27 x 34; (восьмиугольник) Государственная Третьяковская галерея;
• Горные охотники — 1835 Бумага, сепия 26,7 x 18,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет греческого инсургента Теодора Колокотрони — 1835 Бумага, сепия 27,5 x 21,4 Государственная Третьяковская галерея;
• Грек с лошадью — 1835 Бумага, сепия — Государственная Третьяковская галерея;
• Греческое утро в Мираке — 1835 Бумага, акварель — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Деревня св. Рокка близ города Корфу — 1835 Бумага, акварель — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Долина Дельфийская — 1835 Бумага, акварель — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Дорога в Синано после грозы — 1835 Бумага, акварель — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Храм Аполлона Эпикурейского в Фигалии — 1835 Бумага, акварель — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Гавань в Константинополе — 1835 Бумага, акварель 27,6 x 34,7 — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Портрет капитана А. М. Костинича — 1835 Бумага на картоне, акварель 23,3 x 19,1 — Государственный Русский музей;
• Портрет В. А. Корнилова на борту брига «Фемистокл» — 1835 Бумага, акварель, граф. карандаш, лак 40,4 x 28,9 Государственный Русский музей;
• Ольга Ферзен на ослике — 1835 Бумага, акварель 51,5 х 39,6 Государственный Русский музей;
• Портрет Георга Клеберга — 1835 Xолст, масло 72 х 62; (овал) Художественный музей (Рига);
• Портрет М. И. Бутеневой с дочерью — 1835 Бумага, акварель 42 x 31 Частное собрание;
• Портрет А. Б. Бакуниной — 1835 Бумага, акварель;
• Портрет П. А. Чихачева — 1835 Бумага, акварель;
• Одалиска — не позже 1835 Xолст, масло — Mузей современного искусства «Вилла реале», Милан;
• Портрет Е. И. Дурновой — 1836 Xолст, масло 71,5 x 62 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Н. В. Кукольника — 1836 Xолст, масло 117 x 81,7 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет поэта и драматурга графа А. К. Толстого в юности — 1836 Xолст, масло 134 x 104 Государственный Русский музей;
• Портрет графа А. А. Перовского (писателя Антона Погорельского). (Не окончен) — 1836 Xолст, масло 136 x 104 Государственный Русский музей;
• Гадающая Светлана — 1836 Xолст, масло 94 х 81 Нижегородский государственный художественный музей;
• Портрет актрисы Е. С. Семёновой — 1836 Xолст, масло 80 х 59 Театральный музей им. А. А. Бахрушина;
• Портрет архитектора М. О. Лопыревского — 1836 Xолст, масло — Астраханская картинная галерея имени П. М. Догадина;
• Портрет Пашкова — 1836 Xолст, масло 41 х 19 Национальный музей искусств Азербайджана, Баку;
• Портрет В. И. Орлова — 1836 Xолст, масло 74, 5 (круг) Государственный Русский музей;
• Портрет скульптора И. П. Витали — 1836—1837 Xолст, масло 94,2 x 76,3 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет генерал-адъютанта графа В. А. Перовского — 1837 Xолст, масло 247,2 x 155,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет В. А. Перовского — 1837 Xолст, масло 71,3 х 58 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет великой княжны Марии Николаевны — 1837 Xолст, масло 60,2 x 48 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Авроры Карловны Шернваль-Демидовой — 1837 Xолст, масло 90 х 71 см Константиновский дворец;
• Портрет поэта В. А. Жуковского — 1837 Xолст, масло 110 x 83 Музей Т. Г. Шевченко, Киев;
• Турчанка — 1837—1839 Xолст, масло 66,2 x 79,8 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Платона Васильевича Кукольника — 1837—1839 Xолст, масло 113,8 x 82,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Осада Пскова. (Не окончена) — 1837—1839 Xолст, масло — Государственный Русский музей;
• Портрет М. И. Алексеевой — 1837—1840 Xолст, масло 92 x 73; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет У. М. Смирновой — 1837—1840 Xолст, масло 90 x 71,5 Государственный Русский музей;
• Портрет Е. И. Тон, жены художника К. А. Тона — 1837—1840 Xолст, масло 56 x 47; (овал) Государственный Русский музей;
• Распятие — 1838 Xолст, масло 510 x 315; (верх закруглен) Государственный Русский музей;
• Портрет графини О. П. Ферзен — 1838 Xолст, масло 68 x 55; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет В. А. Мусина-Пушкина — 1838 Xолст, масло 81,3 х 72,7 Ярославский художественный музей;
• Мужской портрет — 1838 Xолст, масло 88,7 x 71 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет И. А. Крылова. (Не окончен) — 1839 Xолст, масло 102,3 x 86,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет сестер А. А. и О. А. Шишмаревых — 1839 Xолст, масло 284 x 213 Государственный Русский музей;
• Портрет И. А. Бека — около 1839 Xолст, масло 67 x 58 Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева;
• Портрет баронессы И. И. Клодт, жены скульптора П. К. Клодта Около 1839 Xолст, масло 44 x 36 Ульяновский областной художественный музей;
• Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году. (Не окончена) — 1839—1843 Xолст, масло 482 x 675 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет писателя А. Н. Струговщикова — 1840 Xолст, масло 80 x 66,4 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет А. Н. Голицына — 1840 Xолст, масло 194,5 x 142 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет архитектора И. А. Монигетти — 1840 Xолст, масло 49,5 x 42,5; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет М. А. Бек с дочерью — 1840 Xолст, масло 246,5 x 193,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет М. А. Бек — 1840 Xолст, масло 87 х 70 Национальная картинная галерея Армении, Ереван;
• Портрет князя М. А. Оболенского — 1840—1846 Xолст, масло 123,7 x 106,7 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет К. А. Яниша — 1841 Xолст, масло 67 x 57,7 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет художника Я. Ф. Яненко в латах — 1841 Xолст, масло 58 x 49,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет княгини Е. П. Салтыковой — 1841 Xолст, масло 200 x 142 Государственный Русский музей;
• Портрет певицы А. Я. Петровой — 1841 Xолст, масло 79,5 x 67 Государственный Русский музей;
• Портрет С. Г. Лихонина — 1841 Xолст, масло 80 х 67 Киевский национальный музей русского искусства;
• Портрет архитектора и художника А. П. Брюллова — не позднее 1841 Xолст, масло 123,5 x 97,5 Государственный Русский музей;
• Портрет великой княжны Ольги Николаевны — 1841 Xолст, масло 61,4 х 55 Самарский художественный музей;
• Портрет княгини М. П. Волконской — не позднее 1842 Xолст, масло 103 x 85 Государственный Русский музей;
• Портрет графини Ю. П. Самойловой, удаляющейся с бала с воспитанницей Амацилией Пачини — не позднее 1842 Xолст, масло 249 x 176 Государственный Русский музей;
• Портрет детей Волконских с арапом — 1843 Xолст, масло 146,1 x 124,1 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет архитектора А. М. Болотова — 1843 Xолст, масло 65,3 х 54,5 Кировский областной художественный музей имени В. М. и А. М. Васнецовых;
• Лобзание Иуды — 1843—1847 Коричневая бумага, сепия, белила 32,9 x 24,9 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет П. И. Кривцова — 1844;
• По установлению Аллаха раз в год меняется рубаха — 1845 Картон, сепия 6,5 x 8,6 Государственная Третьяковская галерея;
• Святая царица Александра — 1845 — Царское Село;
• Прогулка в коляске — 1845-1846 Xолст, масло 42,5 x 52,6 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет С. А. Шуваловой — около 1846 Xолст, масло 65 х 53,8 Государственный Эрмитаж;
• Портрет актера В. В. Самойлова. (Не окончена) — 1847 Дерево, масло 86,5 x 70 Государственный Русский музей;
• Портрет Н. Ф. Здекауэра — 1847 Картон, масло 57 х 44; (овал) Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей;
• Автопортрет — 1848 Xолст, масло 64,1 x 54; (верх — полуовал) Государственная Третьяковская галерея;
• Всадники. Портрет Е. И. Мюссара и Э. Мюссар — 1849 Картон, акварель, белила, лак, итальянский карандаш 63,9 х 51,2 Государственная Третьяковская галерея;
• Диана, Эндимион и Сатир — 1849 Xолст, масло 46,5 x 58,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет герцога М. Лейхтенбергского, Э. Мюссар, Е. И. Мюссара, княгини П. Р. Багратион, князя А. А. Багратиона, М. И. Железнова, Н. А. Лукашевича, К. П. Брюллова («Прогулка») — 1849 Бумага, акварель 31 x 46 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет герцога М. Лейхтенбергского — 1849 Холст, масло 97 х 77 Частное собрание;
• Портрет княгини А. А. Багратион — 1849 Xолст, масло 60 x 52,8; (овал) Государственная Третьяковская галерея;
• Монахини монастыря Святого Сердца в Риме, поющие у органа — 1849 Xолст, масло 53,4 х 76,3; (верх — полуовал) Государственная Третьяковская галерея;
• Голова Христа в терновом венце — 1849 Картон на холсте, масло 48,3 x 40,8 Государственная Третьяковская галерея;
• Сладкие воды близ Константинополя — 1849 Бумага, акварель 69 x 87 Государственный Русский музей;
• Портрет С. А. Шуваловой — 1849 Xолст, масло 102 х 84,5 Государственный Эрмитаж;
• Бахчисарайский фонтан — 1849 Бумага, акварель 86,5 х 76 Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина;
• Портрет Ф. И. Прянишникова — 1849 Холст, масло 41 х 60 Ивановский областной художественный музей;
• Вид форта Пику на острове Мадейра — 1849—1850 Xолст, масло 65 x 77 Государственная Третьяковская галерея;
• Пейзаж на острове Мадейра — 1849—1850 Бумага, акварель ? Государственный Русский музей;
• Прогулка Людовика XV в детстве — 1850 Бумага, акварель, граф. карандаш 33,4 x 26,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Голова аббата — 1850 Xолст, масло — Частное собрание;
• Портрет А. А. Абаза — 1850 Xолст, масло 73,2 x 60 Художественный музей (Рига);
• Портрет Винченцо Титтони — 1850—1852 Бумага, акварель — Частное собрание;
• Портрет Екатерины Титтони — 1850—1852 Бумага, акварель — Собрание Титтони, Рим;
• Портрет Мариано Титтони — 1850—1852 Бумага, акварель — Собрание Титтони, Рим;
• Портрет Терезы-Микеле Титтони с сыновьями — 1850—1852 Бумага, акварель — Собрание Титтони, Рим;
• Портрет Микеланджело Ланчи — 1851 Xолст, масло 61,8 х 49,5 Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет Анжело Титтони — 1851—1852 — Собрание Титтони, Рим;
• Портрет Джульетты Титтони в латах — 1851—1852 — Собрание Титтони, Рим;
• Девушка в лесу — 1851—1852 Xолст, масло — Собрание Титтони, Рим;
• Лаццарони и дети — 1851—1852 Бумага, сепия 22,2 x 18,8 Государственная Третьяковская галерея;
• В полдень — 1851—1852 Бумага, сепия 22,1 x 18,8 — Государственная Третьяковская галерея;
• Насильное купание — 1851—1852 Бумага, акварель, граф. карандаш — Государственная Третьяковская галерея;
• Портрет графини Юлии Павловны Самойловой — 1830 — Картон, черная акварель, сепия, графитный карандаш 16,3 x 12,7 — Частное собрание

Оцените статью
Добавить комментарий