Юрий Петрович Любимов. Родился 30 сентября 1917 года в Ярославле — умер 5 октября 2014 года в Москве. Советский и российский театральный режиссёр, актёр и педагог. Народный артист Российской Федерации (1992).
Юрий Любимов родился 17 (30 по новому стилю) сентября 1917 года в Ярославле.
Отец — Любимов Пётр Захарович, окончил реальное коммерческое училище, был купцом, имел магазин в Охотном ряду в Москве. При советской власти был поражен в правах.
Мать — учительница младших классов.
Старший брат — Давид.
Дед по матери был цыганом. «Меня однажды привели в театр «Ромэн». И вот когда они начали свои дела — я весь заходился!», — вспоминал Любимов.
В 1922 году семья переехала в Москву. В 1924 году Юрий Любимов был на похоронах Ленина. Ребёнком видел самого Станиславского в роли Фамусова во МХАТе, в спектакле «Горе от ума». Когда он был еще маленьким родителей арестовали.
В 1934 году был принят в студию при МХАТе 2-м, на сцене которого в 1935 году сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни».
В 1936 году МХАТ 2-й был закрыт, и Любимов перевёлся в Театральное училище имени Б. В. Щукина при Театре им. Вахтангова, которое окончил в 1939 году.
Участвовал в Советско-финской войне. В период с 1941 по 1945 год в составе Ансамбля песни и пляски НКВД выступал непосредственно на линии фронта. Имел награды: Медаль «За оборону Ленинграда» (1943 год), Медаль «За оборону Москвы» (1944 год), Медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 год), Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946 год), Медаль «В память 800-летия Москвы» (1947 год).
В 1946 году Любимов был принят в труппу Театра им. Вахтангова. Здесь же в 1959 году он дебютировал как режиссёр, поставив пьесу А. Галича «Много ли человеку надо». С 1953 года преподавал в училище имени Щукина.
Юрий Любимов в молодости
В 1952 году ему была присуждена Сталинская премия второй степени за роль Тятина в спектакле «Егор Булычов и другие» М. Горького (Государственный академический театр имени Е. Вахтангова).
В 1954 получил звание Заслуженный артист РСФСР.
В 1963 году силами студентов курса А. А. Орочко поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» по пьесе Бертольта Брехта «Добрый человек из Сычуани», исполнители которого в 1964 году составили ядро труппы Театра на Таганке.
Среди лучших постановок — «Жизнь Галилея» Б. Брехта, «Гамлет» У. Шекспира (1971), «А зори здесь тихие…» по повести Б. Васильева, поэтические представления «Павшие и живые», «Послушайте!», «Товарищ, верь…».
Бескомпромиссные постановки Любимова получили большую известность не только в СССР, но и во всём мире, а его театр назвали «островом свободы в несвободной стране».
Спектакль по роману Достоевского «Преступление и наказание», показанный в 1983 в Лондоне, был удостоен премии Evening Standard.
Во время спектаклей режиссёр часто сидел в зале и, манипулируя включённым трёхцветным фонариком в руках, делал подсказки актёрам и поддерживал динамику их игры.
Как режиссёр Любимов много работал и в оперном театре. Первой постановкой стала опера итальянского авангардиста Луиджи Ноно «Под жарким солнцем любви» в «Ла Скала» в 1975 году. Также поставил оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта, «Саламбо» М. Мусоргского, «Енуфа» Л. Яначека, «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича, «Пиковая дама» П. Чайковского (в редакции Альфреда Шнитке), «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева, «Набукко» Д. Верди и др.
Эмиграция Юрия Любимова
В 1980-е годы, после смерти Владимира Высоцкого, обстановка вокруг театра накалилась. Власти запретили спектакль, посвящённый памяти артиста. Были запрещены также следующая постановка Юрия Любимова — пушкинский «Борис Годунов» (1982 год), репетиции булгаковского «Театрального романа» (1983 год).
Несмотря на свои заслуги, в 1984 году Юрий Петрович Любимов был лишён гражданства СССР. Это произошло после публикации в газете «Times» в 1984 году интервью Любимова Брайану Эпплъярду (Bryan Appleyard), в котором режиссёр высказывал свою критическую позицию по поводу культурной политики в СССР.
В момент лишения гражданства Любимов находился в Лондоне. Решение было принято заочно, оформлено в виде Указа Президиума Верховного Совета СССР, за подписью Черненко. Так его «предательски, за спиной, освободили от должности художественного руководителя», а после этого лишили советского гражданства. Имя Любимова было снято со всех афиш и программ Театра на Таганке, и даже упоминание о нём было поставлено под запрет. Вместо него художественным руководителем Театра на Таганке был назначен Анатолий Эфрос.
В своих записках к сыну Юрий Любимов писал: «1984 г., 16 июля. В этот день, Петя, стал я человеком без гражданства. Пришла итальянская полиция. Сообщила, что звонил советский консул Турина, настойчиво просил позвонить. Сухо, твёрдо довёл до моего сведения Указ о лишении гражданства СССР. Потребовал встречи и сдачи паспорта. Оставлю как сувенир, а потом посмотрим, что будет через год-два. Спросил, кем же вы меня сделали: грузином, таджиком, французом. Я как был русским, так и остался. Совсем распоясались после смерти Андропова. «В России нет Закона, есть столб, а на столбе корона. А. С. Пушкин». Вот и закончилась двадцатилетняя борьба с обалдевшим советским правительством».
После лишения гражданства он работал в Израиле, США, Англии, Скандинавии, Франции, Италии, Германии. Ставил как драматические, так и оперные спектакли. В том числе, в Ковент-Гардене, Ла Скала и Гранд-опера. Рядом с режиссёром была его жена Каталин Любимова (Кунц), венгерская журналистка и переводчица, и их общий сын Петя. Каталин моложе Ю. П. Любимова на тридцать лет, и их знакомство — случайность. И несмотря на предыдущие романы, сам Любимов предпочитает говорить только об одной женщине в своей жизни — о Каталин (Кате).
Запад с радостью принял Ю. Любимова — Израиль предоставил ему своё гражданство, ему доступны знаменитые и лучшие театральные сцены, его постановки пользуются большим успехом.
«Мы облагодетельствованы его изгнанием!» — заявил Запад в ответ на изгнание Любимова. В вынужденной эмиграции режиссёр провёл долгих семь лет. «Как бродяга мотался по Европе», — скажет он позже. Но и Европа, и США, и Япония были в восторге от решения советских властей: его спектакль «Преступление и наказание» в Австрии, Англии, США и Италии был удостоен высших театральных премий, по приглашению Ингмара Бергмана в Стокгольмском Королевском драматическом театре он поставил «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту», а «Бесы» очень долго и успешно гастролировали по всему миру.
Причиной опалы была гражданская позиция Любимова, которой тот не скрывал, но поводом последующего изгнания, судя по всему, стала роль Любимова в организации похорон Владимира Высоцкого. В дни Летней Олимпиады 1980 года Москва была закрытым городом, и власти старались тихо и незаметно похоронить артиста: «Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили. Как бы я был виновник, а потом моя жизнь, конечно, стала совсем невыносимой».
Любимов многое сделал для становления творческой личности Высоцкого. В своей книге «Владимир, или Прерванный полёт» Марина Влади пишет: «Твои отношения с Любимовым углубляются из года в год. Он становится тебе немного отцом, которого у тебя никогда по-настоящему не было. Ты восхищаешься им и побаиваешься его. Он любит тебя, как талантливого сына, с которым, правда, хлопот не оберёшься. Вы дополняете друг друга в работе, и смотреть репетиции становится для меня настоящим наслаждением».
Высоцкий Любимову посвятил несколько песен, в том числе — «Ещё не вечер», «Як — истребитель» и «Юрию Петровичу Любимову с любовью в 60 его лет от Владимира Высоцкого», с известным рефреном: Скажи ещё спасибо, что живой.
Возвращение Юрия Любимова
В мае 1988 года Любимов приехал в Москву, его встретили как победителя.
23 мая 1989 года ему вернули советское гражданство, а его имя вновь появилось на афишах Таганки в качестве художественного руководителя. Им были восстановлены запрещённые ранее спектакли «Борис Годунов», «Владимир Высоцкий», «Живой».
Однако когда режиссёр решил вернуться навсегда, к нему вдруг охладели, и началось предъявление счётов. В театре на Таганке вспыхнул острый конфликт, и последовал раскол, в результате чего отделилась часть труппы под руководством Николая Губенко. Впоследствии они образовали новый театр — «Содружество актёров Таганки», и разместились в новом здании Театра на Таганке. Любимов вместе с оставшимися актёрами и сотрудниками театра создал новую команду Театра на Таганке и продолжил работу в старом здании на Земляном Валу.
В 1992 году Любимов удостоен звания народного артиста Российской Федерации.
Любимов — сторонник контрактной системы и жёсткой дисциплины в театре. По его убеждению, качество хорошего режиссёра — беречь талантливых актёров, применять к ним индивидуальный подход; а актёр должен либо выполнять требования режиссёра, либо уходить, не нарушая дисциплину в театре.
7 декабря 2010 года, на вручении премии «Звезда Театрала», Любимов впервые объявил о своём желании уйти в отставку с поста художественного руководителя Театра на Таганке. Своё решение он объяснил конфликтом с Департаментом культуры Москвы.
В июне 2011 года на гастролях в Чехии актёры театра прилюдно потребовали от Любимова отдать им гонорар за сыгранный спектакль. Желание актёров обидело режиссёра и побудило его подать заявление об отставке.
6 июля 2011 года Департамент культуры Москвы сообщил об освобождении Любимова от должности художественного руководителя и директора Театра на Таганке по собственному желанию. Главный режиссёр покинул Театр на Таганке 16 июля, не попрощавшись с актёрами. За ним последовали два актёра театра: Дмитрий Межевич и Алла Смирдан, а также несколько административных работников.
После этого Любимов сообщил о своих творческих планах: поставить оперу «Кармен» и спектакль «Бесы».
В 2012 году 94-летний Любимов в театре им. Вахтангова представил 4-часовую эпическую постановку «Бесов» Фёдора Достоевского, которая, по мнению критиков, в его полувековой режиссёрской карьере открыла новую страницу.
Смерть Юрия Любимова
23 октября 2012 года стало известно, что Любимов находится в московской городской клинической больнице № 23 с сердечным приступом. За медицинской помощью он обратился ещё 12 октября. Тогда он жаловался на одышку, недомогание и боли в сердце.
Несмотря на проведённый курс интенсивной терапии, 30 октября режиссёр впал в кому. Вечером 31 октября режиссёр вышел из комы и 26 ноября выписался из больницы после полутора месяцев лечения.
На декабрь 2012 года была запланирована премьера оперы Александра Бородина «Князь Игорь» в Большом театре в постановке Любимова, однако из-за болезни режиссёра дата премьеры была перенесена на июнь 2013 года.
Премьера оперы «Князь Игорь» в постановке Любимова на исторической сцене Большого театра состоялась 8 июня 2013 года. Билеты на все представления были проданы задолго до премьеры, интерес был великий, а зал аплодировал стоя. Как отмечали критики, «виден стиль Любимова: лаконичный, чёткий»: постановка значительно отличается от прежних версий (её назвали «Любимовским князем Игорем»), сокращена на 1,5 часа и совпадает с видением самого Бородина.
С середины июня 2013 года режиссёр отдыхал, проходил восстановительный курс, давал мастер-классы и готовился к новому оперному проекту в Италии, близ Болоньи, где и отметил своё 96-летие.
20 мая 2014 года в театре «Новая опера» состоялась премьера оперы-буфф «Школа жён» по комедии Мольера в постановке Любимова (музыка Владимира Мартынова).
2 октября 2014 года режиссёр был срочно госпитализирован в Городскую клиническую больницу им. С. П. Боткина в тяжёлом состоянии с диагнозом «сердечная недостаточность».
Юрий Петрович Любимов скончался 5 октября 2014 года в 11:40, во сне, на 98-м году жизни.
8 октября 2014 года в театре им. Е. Вахтангова прошла церемония прощания с режиссёром. Похоронен Юрий Любимов на Донском кладбище.
Юрий Любимов (документальный фильм)
Рост Юрия Любимова: 170 сантиметров.
Личная жизнь Юрия Любимова:
Первый раз женился в студенческие годы на своей однокурснице. Но брак быстро распался.
Вторая жена — Ольга Евгеньевна Ковалева, балерина. Они вместе выступали в ансамбле НКВД. В браке родился сын Никита. После нескольких лет совместной жизни Ольга забрала сына и ушла от Любимова к его другу — известному советскому дирижеру Юрию Силантьеву (в свое время они вместе работали в ансамбле НКВД).
Старший сын режиссера Никита Любимов после школы поступил в духовную семинарию, но не закончил ее. Стал литератором, написал пьесу, которая в 1980-х годах шла в театре на Таганке. Очень религиозный человек. Имеет дом в деревне под Великими Луками. Женат. Трое детей.
Юрий Любимов со второй женой Ольгой
У Юрия Любимова был бурный роман с актрисами Галиной и Ларисой Пашковыми, которые вместе с ним служили в театре Вахтангова. Ходили слухи, что они якобы жили втроем.
В течение 1959-1975 годов состоял в фактическом браке с актрисой Людмилой Целиковской. Они вместе играли на сцене Вахтанговского театра, в 1945 году снялись в фильме «Беспокойное хозяйство». В начале 1960-х стали жить в гражданском браке. Вместе были более 15 лет.
Людмила Целиковская не считала Любимова гением, хотя и признавала его талант. В то же время она была уверена (и не без оснований), что созданию театра на Таганке и его успеху режиссер в значительной степени обязан именно ей.
Юрий Любимов и Людмила Целиковская
Будучи в гражданском браке с Целиковской, Любимов имел романы с другими женщинами. Так, он состоял в отношениях с Еленой Корниловой. Сама она позже рассказывала: «Наш роман с Юрием Петровичем длился 13 лет. Конечно, в основном у меня к нему была платоническая любовь, как к Учителю. Но Юрий Петрович был невероятный красавец, когда он выходил на сцену все актрисы театра попадали под магию его обаяния. Между мной и им как будто бы электрический разряд проходил. Это были 13 лет счастья и страданья одновременно. Он был несвободен, Я прекрасно знала его жену Людмилу Целиковскую. И очень виню себя за грехи молодости, не надо было обижать Людмилу Васильевну. Но я не могла противиться обаянию Любимова. Да и никто бы не смог. В театре была такая творческая атмосфера, что актеры пропадали там с утра и до ночи. Все сходили по Любимову с ума».
В 1978 году женой Любимова стала Каталин (Катарин) Кунц (1946 г.р.), венгерская журналистка и переводчица. Они познакомились в 1976 году, когда театр на Таганке приехал в Венгрию на гастроли. Затем Каталин приехала в Москву как собственный корреспондент венгерского журнала «Фильм, театр и музыка». Поженились в Венгрии в 1978 году. Вместе прожили более тридцати лет.
В 62 года Юрий Петрович стал отцом — 25 сентября 1979 года в Будапеште родился их сын Пётр.
Многие обвиняли Каталин в том, что она установила в театре на Таганке диктатуру, сеяла раздор между актерами и Любимовым, была причиной скандалов и раскола в труппе.
Юрий Любимов и Каталин Кунц
Фильмография Юрия Любимова:
1941 — Цветные киноновеллы — Принц (новелла «Свинопас»);
1945 — Поединок — Сотрудник внешнего наблюдения госбезопасности у гостиницы «Москва»;
1945 — Дни и ночи — Миша Масленников;
1946 — Беспокойное хозяйство — Французский лётчик Лярошель;
1946 — Голубые дороги — Веткун;
1947 — Робинзон Крузо — Пятница;
1948 — Мичурин — Переводчик;
1948 — Мальчик с окраины — Костя;
1948 — Три встречи — Рудников;
1949 — Кубанские казаки — Андрей;
1951 — Белинский — Фролов;
1951 — Прощай, Америка! — Блейк (корреспондент);
1952 — Композитор Глинка — Даргомыжский;
1956 — На подмостках сцены — Граф Зефиров;
1958 — Город зажигает огни — Алексей Иванович Бойков, фронтовик-капитан, декан факультета института;
1958 — Человек с планеты Земля — Пётр Петрович Бабурин;
1963 — Каин XVIII — Премьер-министр;
1970 — Хуторок в степи — Пётр Петрович Бачей
Телеспектакли Юрия Любимова:
1955 — «Много шума из ничего» У. Шекспира — Бенедикт;
1973 — «Всего несколько слов в честь господина де Мольера» по М. Булгакову; режиссёр А. Эфрос — Мольер и Сганарель
Театральные роли Юрия Любимова:
МХАТ 2-й:
1935 — «Мольба о жизни» Ж. Деваль (реж. И. Берсенев) — Мальчик у Парикмахера (студенческая работа)
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:
1936 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци. Постановка Евг. Вахтангова — эпизодическая роль (студенческая работа, ввод в постановку 1922 года);
1936 — «Много шума из ничего» У. Шекспира. Режиссёр И. Рапопорт — Клавдио (дебют, студенческая работа);
1937 — «Человек с ружьём» Н. Погодина. Постановка Р. Симонов — Связист (студенческая работа);
1939 — «Принцесса Турандот» К. Гоцци (реж. Евг. Вахтангов, худ. И. Нивинский) — Мудрец (студенческая работа, ввод в постановку 1922 г.);
1939 — «Путь к победе» А. Толстого (реж. Р. Симонов, худ. В. Басов) — Офицер (студенческая работа);
1939 — «Соломенная шляпка» Э. М. Лабиш (реж. А. Тутышкин, худ. С. Юнович) — Феликс (студенческая работа);
1940 — «Мещане» М. Горького (дипломный спектакль, сцена Училища при Театре им. Евг. Вахтангова) — Пекарь (дипломная роль);
1947 — «Молодая гвардия» по А. Фадееву — Олег Кошевой;
1948 — «Все мои сыновья» А. Миллера (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Крис;
1948 — «Накануне» А. Арбузова по роману И. С. Тургенева (пост. Р. Симонов, реж. А. Габович, худ. В. Дмитриев) — Шубин;
1949 — «Заговор обречённых» Н. Вирты (реж. Р. Симонов, худ. В. Рындин) — Марк Пино;
1950 — «Миссурийский вальс» Н. Погодина (реж. Р. Симонов и И. Рапопорт, худ. В. Рындин) — Робин;
1950 — «Первые радости» по роману К. А. Федина (реж. Б. Захава, худ. И. Федотов) — Кирилл Извеков;
1950 — «Отверженные» инсценировка С. Радзинского романа В. Гюго (реж. А. Ремизова, худ. Н. Акимов) — Анжельрас;
1951 — «Кирилл Извеков» по роману К. А. Федина «Необыкновенное лето» (реж. Б. Захава, худ. В. Рындин) — Кирилл Извеков;
1951 — «Сирано де Бержерак» Э. Ростана (реж. Н. Охлопков, худ. В. Рындин) — Сирано (ввод в постановку 1942 г.);
1951 — «Егор Булычов и другие» А. М. Горького. Постановка Б. Захавы — Телятин;
1952 — «Много шума из ничего» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Т. Хренников) — Бенедикт (ввод на новую роль в постановку 1936 г.);
1952 — «Два веронца» У. Шекспира (реж. Е. Симонов, худ. Г. Федоров, муз. К. Хачатурян) — Валентин;
1953 — «Раки» С. Михалкова (пост. Р. Симонов, Б. Захава и И. Ильинский, худ. Б. Ефимов) — Жезлов;
1954 — «Чайка» А. П. Чехова (реж. Б. Захава, худ. Г. Мосеев) — Треплёв;
1955 — «Человек с ружьём» Н. Погодина (реж. Р. Симонов, худ. В. Дмитриев, новая сценическая версия постановки 1937 г.) — Дымов;
1956 — «Фома Гордеев» инсценировка Р. Симонова романа М. Горького (реж. Р. Симонов, худ. К. Юон) — Молодой мужик;
1956 — «Ромео и Джульетта» У. Шекспира (реж. И. Рапопорт, худ. В. Рындин, муз. Д. Кабалевский) — Ромео;
1957 — «После разлуки» бр. Тур (реж. А. Граве, худ. Н. Акимов) — Раймонд Де Эсперанж;
1957 — «Две сестры» Ф. Кнорре (реж. А. Ремизова, худ. С. Ахвледиани) — Анатолий;
1958 — «Вечная слава» Б. Рымаря (реж. Е. Симонов, худ. С. Ахвледиани) — Грицаенко;
1958 — «Идиот» инсценировка Ю. Олеши романа Ф. М. Достоевского (реж. А. Ремизова, худ. И. Рабинович) — Ганя Иволгин;
1959 — «Большой Кирилл» народная драма И. Сельвинского (реж. Р. Симонов, худ. И. Рабинович, муз. М. Блантер) — Манташёв (ввод в постановку 1957 г.);
1959 — «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. Постановка Е. Симонова — Моцарт;
1959 — «Иркутская история» А. Арбузова. Постановка Е. Симонова — Виктор Бойцов;
1960 — «Двенадцатый час» А. Арбузова (реж. Р. Симонов, худ. М. Виноградов) — Улыбышев;
1962 — «Алексей Бережной» поэма для театра Е. Симонова (реж. Е. Симонов, худ. Е. Гранат) — Алёшка;
1962 — «История одной семьи» Л. Кручковского (реж. И. Рапопорт, худ. М. Виноградов) — Вилли
Берлинская академия искусств:
1995 — «Горе от ума» А. Грибоедова (театральный проект А. Шипенко, реж. А. Шмидт) — Фамусов
Театр на Таганке:
1998 — «Шарашка» по роману А. Солженицына «В круге первом»; режиссёр Ю. Любимов — Сталин, Автор
Режиссерские театральные работы Юрия Любимова:
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:
1959 — «Много ли человеку надо» А. Галича;
2012 — «Бесы» по Ф. М. Достоевскому
Театр на Таганке:
1964 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта. Художник Б. Бланк;
1964 — «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. Художник В. Доррер;
1965 — «Антимиры» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1965 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду. Художник А. Тарасов;
1965 — «Павшие и живые». Поэтическое представление. Художник Ю. Васильев;
1966 — «Жизнь Галилея» Б. Брехта. Художник Э. Стенберг;
1967 — «Послушайте!» по Вл. Маяковскому. Художник Э. Стенберг;
1967 — «Пугачёв» по С. Есенину. Художник Ю. Васильев;
1968 — «Живой» Б. Можаева. Художник Д. Боровский. Спектакль был запрещён; премьера состоялась лишь 23 февраля 1989 года;
1968 — «Тартюф» Ж.-Б. Мольера. Оформление М. Аникста и С. Бархина;
1969 — «Мать» по А. М. Горькому. Художник Д. Боровский;
1969 — «Час пик» Е. Ставинского. Художник Д. Боровский;
1970 — «Берегите ваши лица» А. Вознесенского. Художник Э. Стенберг;
1970 — «Что делать?» по Н. Чернышевскому. Художник Д. Боровский;
1971 — «А зори здесь тихие» Б. Васильева. Художник Д. Боровский;
1971 — «Гамлет» У. Шекспира. Художник Д. Боровский;
1972 — «Под кожей статуи Свободы» Е. Евтушенко. Художник Д. Боровский;
1973 — «Товарищ, верь…» по А. Пушкину. Художник Д. Боровский;
1973 — «Бенефис» по А. Островскому. Художник Э. Стенберг;
1974 — «Деревянные кони» Ф. Абрамова. Художник Д. Боровский;
1975 — «Пристегните ремни!» Г. Бакланова и Ю. Любимова. Художник Д. Боровский;
1976 — «Обмен» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1977 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову. Художники М. Аникст, С. Бархин, Д. Боровский, Ю. Васильев, Э. Стенберг;
1977 — «Перекрёсток» по В. Быкову. Художник Д. Боровский;
1978 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю. Художник Э. Кочергин;
1979 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому. Художник Д. Боровский;
1979 — «Турандот, или Конгресс обелителей» Б. Брехта. Художник Д. Боровский;
1980 — «Дом на набережной» по Ю. Трифонову. Художник Д. Боровский;
1981 — «Три сестры» А. Чехова. Декорации Ю. Кононенко;
1981 — «Владимир Высоцкий», поэтическое представление. Художник Д. Боровский (запрещён; выпущен в 1988 году);
1982 — «Борис Годунов» А. Пушкина (запрещён; выпущен в 1988 году);
1989 — «Пир во время чумы» А. Пушкина. Художник Д. Боровский. Художник по костюмам С. Бейдерман;
1989 — «Дочь, отец и гитарист» Б. Окуджавы (пантомима с песнями). Художник Д. Боровский;
1990 — «Самоубийца» Н. Эрдмана. Художник Д. Боровский;
1992 — «Электра» Софокла. Художник Д. Боровский;
1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе;
1995 — «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский;
1996 — «Подросток» по Ф. Достоевскому. Художник А. Шлиппе;
1997 — «Братья Карамазовы (Скотопригоньевск)» по Ф. Достоевскому. Художник В. Карашевский;
1998 — «Марат и Маркиз де Сад» П. Вайса. Художник В. Бойер;
1998 — «Шарашка» (главы романа А. И. Солженицына «В круге первом»). Художник Д. Боровский;
2000 — «Евгений Онегин», роман в стихах по А.С. Пушкину;
2000 — «Театральный роман», ироническое повествование вне жанра по мотивам романа М. Булгакова;
2000 — «Хроники», свободная композиция и постановка Юрия Любимова по У. Шекспиру;
2001 — «Сократ/Оракул», мистерия К. Кедрова и Ю. Любимова. Премьера состоялась в Афинах, у Парфенона;
2002 — «Фауст», свободная композиция в музыкальных и пластических этюдах по И. Гёте;
2004 — «До и после», бриколаж по стихам поэтов Серебряного века;
2004 — «Идите и остановите прогресс» (обэриуты), по произведениям А. Введенского, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Крученых, Н. Олейникова;
2005 — «Суф(ф)ле», свободная фантазия на тему произведений Ф. Ницше, Ф. Кафки, С. Беккета, Д. Джойса;
2006 — «Антигона» Софокла;
2007 — «Горе от ума — Горе уму — Горе ума» по А. Грибоедову. Выставка рисунков Рустама Хамдамова;
2008 — «Замок» по Ф. Кафке;
2009 — «Сказки» по произведениям Г. Х. Андерсена, О. Уайльда и Ч. Диккенса;
2009 — «Арабески» по Н. Гоголю;
2010 — «Мёд» по Тонино Гуэрре;
2011 — «Маска и Душа» по рассказам раннего Чехова, повести «Степь» и фрагментам поэмы Д. Байрона «Каин»
Театр «Ла Скала»:
1975 — «Под жарким солнцем любви» Л. Ноно;
1979 — «Борис Годунов» М. Мусоргского;
1981 — «Хованщина» М. Мусоргского;
1985 — «Страсти по Матфею» И. С. Баха
Штатсопер, Бонн, Германия:
1987 — «Евгений Онегин» П. Чайковского;
1993 — «Енуфа» Л. Яначека;
1996 — «Пиковая дама» П. Чайковского;
1997 — «Набукко» Дж. Верди
Другие театры:
1974 — «Ярославна» (балет) Б. Тищенко — Малый театр оперы и балета;
1977 — «Десять дней, которые потрясли мир» по Д. Риду — Гавана, Куба;
1978 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Вигсинхаз, Будапешт, Венгрия;
1979 — «Обмен» по Ю. Трифонову — Театр Сиглигети, Сольнок, Венгрия;
1981 — «Трёхгрошовая опера» Б. Брехта — Национальный театр, Будапешт, Венгрия;
1982 — «Четыре грубияна» Э. Вольф-Феррари — Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1982 — «Дон Жуан» В. Моцарта — Венгерская Национальная опера, Будапешт, Венгрия;
1983 — «Саламбо» М. Мусоргского — Театр Сан Карло, Неаполь, Италия;
1983 — «Лулу» А. Берга — Театр Реджио, Турин, Италия;
1983 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Театр Лирик, Хаммерсмис, Лондон, Великобритания;
1983 — «Тристан и Изольда» Р. Вагнера — Театр Коммунале, Болонья, Италия;
1984 — «Риголетто» Дж. Верди — Театр Коммунале, Флоренция, Италия;
1984 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Академический театр, Вена, Австрия;
1985 — «Бесы» по Ф. Достоевскому — Театр Альмида, Лондон, Великобритания; Театр Европы, Париж, Франция; Арена дель Соле, Болонья, Италия; Пикколо Театр, Милан, Италия. Европейское турне;
1985 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Арена дель Соле, Болонья, Италия;
1985 — «Фиделио» Л. Бетховена — Штатсопер, Штутгарт, Германия;
1986 — «Ревизская сказка» по Н. Гоголю — Бургтеатр, Вена, Австрия;
1986 — «Мастер и Маргарита» Р. Кунада — Оперный театр, Карлсруэ, Германия;
1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Оперный театр, Цюрих, Швейцария;
1986 — «Саламбо» М. Мусоргского — Гранд Опера, Париж, Франция;
1986 — «Закат» И. Бабеля — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1986 — «Енуфа» Л. Яначека — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1986 — «Пир во время чумы» А. Пушкина — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1987 — «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому — Арена Огейдж, Вашингтон, США;
1987 — «Лулу» А. Берга — Лирик-опера, Чикаго, США;
1988 — «Тангейзер» Р. Вагнера — Штатсопер, Штуттгарт, Германия;
1988 — «Добрый человек из Сезуана» Б. Брехта — Театр «Габима», Тель-Авив, Израиль;
1988 — «Золото Рейна» Р. Вагнера — Ковент-Гарден, Лондон, Великобритания;
1988 — «Мастер и Маргарита» по М. Булгакову — Королевский Драматический театр, Стокгольм, Швеция;
1989 — «Гамлет» У. Шекспира — Театр Хэймаркет, Лестер, Великобритания;
1990 — «Леди Макбет Мценского уезда» Д. Шостаковича — Штатсопер, Гамбург, Германия;
1990 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Штатсопер, Карлсруэ, Германия;
1991 — «Любовь к трём апельсинам» С. Прокофьева — Штатсопер, Мюнхен, Германия;
1991 — «Подросток» по Ф. Достоевскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1992 — «Комедианты» по А. Островскому — Национальный театр, Хельсинки, Финляндия;
1993 — «Живаго» по Б. Пастернаку. Художник А. Шлиппе — Венский фестиваль, Бена, Австрия;
1993 — «Чайка» А. Чехова — Театр Дионисия, Афины, Греция;
1994 — «Кредиторы» А. Стриндберга — Театр Дионисия, Афины, Греция;
1995 — «Медея» Еврипида. Художник Д. Боровский — Театр Мегаро, Афины, Греция;
1995 — «Птицы» Аристофана (фрагменты) — Театральный фестиваль в Дельфах, Греция;
1995 — «Вишнёвый сад» А. Чехова — Театр Кати Дандулаки, Афины, Греция;
1997 — «Пиковая дама» П. Чайковского — Новая опера, Москва;
2013 — «Князь Игорь» Александра Бородина — Большой театр;
2014 — «Школа жён» (по комедии Мольера, музыка В. Мартынова) — Новая опера