Юрий Хой, настоящее имя — Юрий Николаевич Клинских. Родился 27 июля 1964 года в Воронеже — умер 4 июля 2000 года в Воронеже. Советский и российский музыкант, певец, поэт, композитор, лидер группы «Сектор Газа».
Юрий Клинских родился 27 июля 1964 года в Воронеже.
Отец — Николай Митрофанович Клинских (15 июня 1935 — 23 августа 2005), инженер Воронежского авиационного завода.
Мать — Мария Кузьминична Клинских (род. 25 августа 1932), работала клепальщицей на заводе.
Единоутробные братья — Анатолий и Леонид Япрынцевы.
Отец Юрия писал стихи, публиковался. Талант отца передался и мальчику, который также с ранних лет начал сочинять. Кроме того, отец привил Юрию и любовь к рок-н-роллу, побудил освоить искусство игры на гитаре. В старших классах Юрий стал сам писать тексты и пытаться накладывать их на музыку, исполнял свои композиции под гитару.
Никогда не получал музыкального образования.
Учился в воронежской средней школе №30, которую окончил в 1981 году. В школе учился неважно, его прежде всего занимало музыкальное и поэтическое творчество.
После школы год работал на заводе. Учился в ДОСААФ на водителя ЗИЛ-130. В 1981 году записал на магнитофон акустический альбом (позже частично перезаписал его в 1985 году).
Юрий Клинских в детстве
«Я первое стихотворение написал ещё в школе, помню про весну что-то. Потом до армии на гитаре научился играть и пытался что-то сделать. Но песни были примитивные, про любовь, всякая такая мелочь», — вспоминал он.
Срочную службу в 1982-1984 годах проходил на Дальнем Востоке — в Благовещенске. Служил в танковых войсках механиком-водителем.
Юрий Клинских в армии
После демобилизации пошел в милицию, три года работал инспектором ГАИ, затем некоторое время во вневедомственной охране.
Юрий Клинских в милиции
После ухода из милиции трудился фрезеровщиком, оператором станка с ЧПУ на воронежском заводе «Видеофон». Уйдя с завода, устроился грузчиком.
Параллельно продолжал играть на гитаре и сочинять песни, хотя о большой сцене в то время даже не мечтал. Однако в 1987 году в Воронеже открылся рок-клуб, он стал его активным участником. 5 декабря 1987 года в клубе состоялся его первый концерт, на котором Юрий исполнил несколько песен собственного сочинения.
«Когда открылся рок-клуб, я посмотрел на самодеятельные коллективы, мне не нравилась их беднота в темах, помню, о мире что-то пели, о любви, о чём-то таком, непонятном. Я и решил тряхнуть стариной. И так как опыт уже остался, у меня стало получаться довольно хорошо. Это всем понравилось и, так всё и пошло», — рассказывал музыкант.
В течение полугода он выступал сольно под названием «Сектор Газа», полученном благодаря прозвищу части Левобережного района Воронежа, известного напряжённой экологической ситуацией и криминогенной обстановкой. Первый электрический состав коллектива сформировался только в июне 1988 года и в дальнейшем часто менялся.
Всеобщую известность группа Юрия Клинских получила в 1990 году после выхода альбомов «Зловещие мертвецы» и «Ядрёна вошь». Успех простого воронежского парня стал возможен благодаря лихой горбачёвской перестройке, голодной до запретных тем. Для него не существовало цензуры, он пел про всё и обо всём.
Сектор Газа — Импотент
Из-за обилия ненормативной лексики в текстах песен «Сектор Газа» на протяжении долгого времени оставался в андеграунде. Юрий Клинских в те годы работал сначала на заводе бытовой электроники, затем грузчиком — музыка заработка не приносила.
До 1991 года за пределами Воронежа концертов группа не давала (за исключением единственного выступления в Череповце в 1989 году). Записи «Сектора Газа» распространялись по стране усилиями поклонников. Песни Хоя знал весь СССР, причём поклонники первое время не представляли как внешне выглядит их кумир, пользуясь этим по стране разъезжали многочисленные двойники и давали концерты под фонограммы группы.
Псевдоним Хой произошёл от фирменного клича Юрия «Хой!», который он часто произносил во время своих выступлений, а также использовал в своём творчестве. По словам самого Клинских, слово «хой» он начал употреблять в обиходе после длительного прослушивания группы «Гражданская оборона».
С самого начала своего творчества Юрий создал себе имидж бунтаря-одиночки и матерщинника. Внешне он выглядел как один из представителей советского панка, и, не смотря на то, что панки в СССР порой отличались друг от друга, как по идеологии, так и по внешнему виду — в зависимости от места проживания, всё же классическим панком Хой себя никогда не считал.
«Панком я себя никогда не считал. Ну, может быть, в начале творчества чистая «панкуха» где-то и просматривалась. Я делаю то, что мне нравится. Каждый альбом музыкально разнообразен», — говорил он о себе.
Юрий Клинских и группа «Сектор Газа»
На сцене он умел преображаться — там он был бескомпромиссным и жёстким, а в жизни был добрым и весёлым, человеком большой души, но в совокупности обладал невероятно мощной энергетикой и харизматичностью. В основном он делал то, что нравилось лично ему, не привязываясь к определённому стилю, в музыкальном плане его альбомы были довольно разнообразны.
С середины 1990-х он постепенно отходит от созданного им имиджа, несколько меняя стиль группы и кардинально свой — вместо косухи, жилета из кожи, гловелетты, рваных джинсов, старых маек, армейской обуви и прочей рок-атрибутики появляются дорогие туфли, брюки, рубашки и пуловеры.
Юрий Хой старался меньше рассказывать о группе, считая, что отсутствие полной информации вызывает у слушателя больший ажиотаж, способствуя разрастанию слухов и легенд о «Секторе Газа».
Значительная часть творчества Юрия Клинских была посвящёна остросоциальным проблемам времён перестройки, «лихих 90-х», а также теме загробной жизни и мистики. В своих песнях он старался учитывать события общественной и личной жизни, поступки людей, повседневные бытовые ситуации, при этом используя в текстах некоторых композиций ненормативную лексику.
Сектор Газа — Демобилизация
Сектор Газа — Туман
Его творчество вызывало либо глубокий интерес, либо протест со стороны аудитории. Считается, что благодаря перестройке остросоциальные, изобилующие обсценной лексикой песни «Сектора Газа» смогли достучаться до сердца народа, а Хой таким образом получил популярность у публики, истосковавшейся по запретным темам. Но всё же ненормативной лексикой Хой, вопреки расхожему стереотипу, старался не злоупотреблять. Нецензурные выражения и жаргонизмы в его песнях передают характер и особенности речи персонажей.
Творчество «Сектора газа» часто называли псевдофольклорными частушками или фольклорной пародией на устоявшиеся музыкальные жанры. Хой использовал в своих песнях элементы фольклорного происхождения. В 1997 году Артемий Троицкий в беседе с Хоем назвал секторовское творчество «экстремальной неформальной народной музыкой», и Хой соглашается с таким определением своих трудов.
За свою творческую карьеру больших денег Клинских так и не заработал из-за процветания «пиратства», что сказалось на количестве проданных лицензионных дисков, составляющих примерно 1% от общего числа. Однако группа и её лидер стали весьма известны в России и СНГ. Несмотря на то, что поздние тексты группы были более сдержанными, у большинства поклонников и представителей музыкальной индустрии «Сектор Газа» ассоциировался с нецензурной лексикой и похабными песнями.
Смерть Юрия (Хоя) Клинских
Артист умер 4 июля 2000 года в 12:37 в Воронеже в одном из частных домов по улице Барнаульской. В этот день он собирался ехать на съёмки видеоклипа «Ночь страха» на воронежской студии «Art-Prize».
О смерти Юрия ходит много слухов: по официальной версии он умер от сердечного приступа, хотя никаких проблем с сердцем у него прежде не наблюдалось. По неофициальной версии, Юрий принимал наркотики (в совокупности с серьёзной алкогольной зависимостью) и страдал от гепатита, что и стало причиной смерти. Скорая помощь прибыла к дому слишком поздно.
До сих пор истинные обстоятельства смерти остаются тайной, а данные о каком-либо проводившемся вскрытии отсутствуют. Милиция подробного расследования не проводила.
Сожительница Юрия Ольга Самарина об обстоятельствах его смерти рассказывала: «Мы приехали в Воронеж снимать клип. 4 июля Юра должен был встречаться с оператором, потому что на вечер была назначена съемка. Мы договорились встретиться часов в двенадцать или в начале первого и боялись проспать. Утром я открываю глаза, а он бегает по квартире.
— Что с тобой?
— Сам не пойму… Кровь кипятком по венам бежит. Чувствую, как она бежит и не просто бежит — обжигает вены…
Я посмотрела, а у него испарина, как при температуре. У меня была мысль «скорую» вызвать. А он говорит:
— Не надо! Я сейчас аспиринчику выпью. Аспирин он вроде как кровь разжижает.
Ну, выпил, сели в машину, поехали. Он очень бледный был. Сказал:
— Блин! Я как мертвец… перед съемкой даже гримировать не понадобится…
Мы отъехали от дома. Он остановился и говорит:
— Знаешь, у меня тут знакомый живет. Давай к нему заедем.
Это было на Левом берегу где-то в частных домах. Приезжаем к этому парню, заходим в дом… Юрка сразу лег на кровать. Свернулся калачиком и стал качаться из стороны в сторону.
— Оль, так больно! — говорит. — Все огнем жжет!
Все говорят, что у него печень отказала. Не знаю… Если бы печень, то все по-другому бы было… Я не знаю, что это такое. До сих пор не знаю… Он просто лежал и качался, а я его успокаивала. Потом встала за сигаретами, пошла в другую комнату. И тут — грохот!
Смотрю, а Юра с кровати упал. Я этому парню кричу:
— Андрей! Помогай!
Мы перепугались, бросились к нему, посадили на пол, облокотили о кровать. Он так дышит тяжело. Руки трясутся, глаза закатились… Мы его положили, рубашку расстегиваем. Я еще со школы помнила про искусственное дыхание. Ну, стали делать. Сначала рот в рот, потом массировали грудную клетку. Юра сознание потерял, а Андрей говорит:
— Слушай сердце!
Я слушаю, и мне кажется, что оно где-то далеко-далеко. Но пока бьется.
Андрей бросился «скорую» вызывать. Там три раза отказывались адрес записывать. Я звоню и уже во весь голос кричу:
— Что вы делаете? Он же не доживет, пока ваши врачи приедут!
Наконец адрес записали. Я выбежала встречать их на улицу, чтоб врачи не заблудились в домах… А Юра уже задыхается, лицо бордовое… В общем, как он лежал, так и умер…»
Похороны состоялись 6 июля 2000 года в Воронеже. Прощание проходило в ДК «Луч», куда, несмотря на сильный ливень, проститься с Юрием пришли многие воронежцы. Отпевание прошло в Успенском храме. Затем тело Юрия Клинских было предано земле на Левобережном кладбище (кладбище «на баках», юго-восточная часть, участок 7а).
могила Юрия (Хоя) Клинских
Смерть Юрия Клинских окутана мистикой. Так, на своём последнем концерте он пытался исполнить песню «Демобилизация» под минусовку, однако не сумел этого сделать и просто ушёл со сцены. Эту же песню при записи последнего альбома «Восставший из Ада» звукорежиссёр группы Андрей Дельцов порекомендовал включить в следующий альбом (она якобы не подходила по стилистике), но Юрий убедил звукорежиссёра не делать этого, опасаясь не дожить до следующего альбома.
В одной из своих песен он пел: «Сектор газа — здесь не дожить до сорока». По стечению обстоятельств, он не дожил до 36-летия 23 дня.
В песне «Укус вампира» есть слова, описывающие его же смерть, ставшие по сути пророческими:
«Я не знаю, что случилось,
Но трясёт меня, и жарко в груди.
Я не знаю, что случилось,
Но мне кажется, что смерть впереди…».
В октябре 2001 года вышла книга Владимира Тихомирова «Хой!» Эпитафия рок-раздолбаю» — иллюстрированная история жизни и творчества Юрия Клинских и группы «Сектор Газа».
В 2004 году вышла книга «Сектор Газа» глазами близких». Книга содержит воспоминания близких Юрия Клинских, статьи, интервью, малоизвестные факты из жизни группы «Сектор Газа» и её лидера, воспоминания поклонников, стихи, посвященные Юрию Клинских.
В июле 2015 года вышла электронная книга Аслана Курбанова «Говорит Хой: Прямая речь Юрия Клинских» — собрание ранее не публиковавшихся интервью Юрия Клинских.
11 декабря 2015 года в Москве на сцене клуба «Stadium Live» прошёл большой концерт памяти Юрия Хоя. В этот вечер песни группы «Сектор Газа» исполняли коллективы и музыканты: «С.Г.», «Чёрный Вторник» и Владимир Лобанов, «Монгол Шуудан», «The Matrixx» и Юлия Коган, «Бахыт-Компот», «Красная Плесень». Также состоялась концертная презентация песни Юрия Клинских «Вой на Луну». Песню случайно нашла его дочь Ирина, когда перебирала бобины с записями отца. Оказалось, что Клинских записал «композицию» в 1995 году и хотел включить ее в альбом «Газовая атака», однако потом почему-то передумал.
«А Луна всех нас поймет,
А Луна всех нас простит,
Ночью лучшая подруга нам — Луна,
Нежный луч ее коснется до твоих дрожащих губ,
Тоску развеет и согреет ночью нас», — поется в песне.
Юрий (Хой) Клинских
Рост Юрия (Хоя) Клинских: 186 сантиметров.
Личная жизнь Юрия (Хоя) Клинских:
Жена — Галина Клинских (род. 17 сентября 1962), познакомился с ней еще до армии.
Галина Клинских позже рассказывала: «Когда я училась в ПТУ, нас послали в колхоз на уборку свеклы. А Юра там жил у бабушки с дедушкой, еще до армии. Поселили нас типа в общежитии: деревенский дом в три комнаты. Вечером девчонки шли гулять, а я книгу читала… Юра меня первым заметил, и я ему понравилась. Он весело ухаживал. На мотоциклах приезжал, на гитаре пел. Все тогда молодые были. Я сначала думала, что он несерьезный, разухабистый такой. Шпана, одним словом. А потом я его поближе узнала. Чувствовалось, что женщинами он не избалован. Он ухаживать совсем не умел. Мы в кино ходили, на речку на мотоцикле ездили… В ноябре его в армию забрали. Я его ждала, письма писала. Он служил на Дальнем Востоке на границе с Китаем. На танке ездил. Потом вернулся, в общежитие ко мне ходил. Свадьбу сыграли: он в костюме, я в белом платье. Шампанское пили, он меня через мост на руках нес… Ну, как у всех».
У пары родились две дочери — Ирина (род. 3 августа 1986) и Лилия (род. 13 января 1995).
Старшая дочь Ирина Мелеховец (Клинских) окончила ВГПУ, психолог, имеет сына Матвея (род. 27 июня 2011).
Младшая дочь Лилия Клинских окончила магистратуру ВГУ, является сотрудницей компании «Лукойл».
Галина Клинских после смерти Юрия так и не вышла замуж, живёт с младшей дочерью.
Юрий Клинских и жена Галина
В 1991 году на своём концерте в «Лужниках» познакомился с Ольгой Самариной (род. 13 апреля 1975), с которой в дальнейшем встречался последние годы своей жизни, не скрывая этого от своей жены Галины — фактически жил на две семьи.
По словам близких людей, именно Ольга пристрастила Юрия к употреблению наркотиков. Самарина же в свою очередь обвиняла во всем законную жену, Галину Клинских, якобы увлекавшуюся черной магией и ходившую к бабке, которая напророчила Хою большую беду, если тот не расстанется с Ольгой.
Ольга Самарина написала книгу «ХОЙ!».
Юрий Клинских и Ольга Самарина
Дискография Юрия (Хоя) Клинских:
1989 — Плуги-вуги
1989 — Колхозный панк
1990 — Зловещие мертвецы
1990 — Ядрёна вошь
1990 — Ночь перед Рождеством
1991 — Колхозный панк
1992 — Гуляй, мужик!
1993 — Нажми на газ
1993 — Сектор газа
1994 — Танцы после порева
1994 — Кащей Бессмертный
1996 — Газовая атака
1997 — Наркологический университет миллионов
1997 — Сектор газа (ремейк)
2000 — Восставший из Ада
Видеоклипы Юрия (Хоя) Клинских:
1992 — Колхозный панк
1993 — Лирика
1996 — Туман
1996 — Ария Ивана и Лягушки
1996 — Вторая ария Ивана
1996 — Третья ария Ивана
1998 — Пора домой
2000 — Ночь страха