Юлия Ипполитовна Солнцева (настоящая фамилия — Пересветова). Родилась 25 июля (7 августа) 1901 года в Москве — умерла 29 октября 1989 года в Москве. Советская актриса театра и кино, кинорежиссер, сценарист. Народная артистка СССР (1981). Лауреат Сталинской премии второй степени (1949). Первая женщина-режиссер, удостоенная Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале (1961). Жена Александра Довженко.
Юлия Пересветова, ставшая известной как Юлия Солнцева, родилась 25 июля (7 августа по новому стилю) 1901 года в Москве.
Отец — Ипполит Пересветов.
Мать — Валентина Тимохина, работала старшим кассиром в Торговом доме «Мюр и Мерилиз» (ныне ЦУМ).
Имела брата. Они рано осталась без родителей. В 1905 году отец погиб в катастрофе на сахарном заводе отец. Не выдержав потрясений умерла мать. Далее Юлия с братом воспитывались дедом и бабушкой в Петербурге. С бабушкой шили женскую одежду на продажу. Это давало возможность Юле учиться в гимназии, где она увлеклась театром и начала играть в самодеятельной студии. Вскоре на нее обратил внимание один кинорежиссер — и она исполнила в его фильме небольшую роль служанки. На первый гонорар смогла купить только буханку хлеба.
Училась на историко-филологическом факультете Московского университета.
В 1922 году окончила Московский институт музыкальной драмы (ныне ГИТИС).
Далее была актрисой Московского Камерного театра. Но быстро покинула театр ради кинематографа.
Юлия Солнцева в кино
Впервые снялась в кино в 1915 году в фильме «Чёрная жемчужина».
В 1924-м снялась в роли Зины Весениной в картине «Папиросница от Моссельпрома» режиссёра Юрия Желябужского, снятая по сценарию Федора Оцепа и Алексея Файко.
Юлия Солнцева в фильме «Папиросница от Моссельпрома»
Широкую известность ей принесла роль Аэлиты в фильме режиссера Якова Протазанова «Аэлита» — первом советском фильме в жанре научной фантастики. В качестве литературной основы был взят опубликованный незадолго до того и пользовавшийся популярностью у читателя одноименный роман Алексея Толстого. В фильме причудливо переплетены сочные бытовые сцены московской жизни первых лет нэпа с фантастическими эпизодами — полетом на Марс, встречей земного инженера с правительницей Марса Аэлитой, попыткой восстания пролетарской части марсиан против своих угнетателей.
Юлия Солнцева в фильме «Аэлита»
Далее последовали другие фильмы с ее участием — «Леон Кутюрье» (Белла), «Глаза, которые видели» (Роза), «Буря» (Катя), «Две женщины» (Крекшина), «Джимми Хиггинс» (Эллен), «Земля» (дочь Опанаса).
С 1929 года — ассистент режиссера ВУФКУ, «Мосфильм» и Киевской киностудий.
В июле 1941 года эвакуировалась в Уфу, затем — в Ашхабад, куда были свезены все крупнейшие киностудии, объединённые в Центральную студию кинохроники. Солнцева выступила одним из режиссёров документальной трилогии о битве на южных фронтах.
С 1946 года — режиссер киностудии «Мосфильм».
Работая со своим мужем Александром Довженко, она прошла весь путь — ассистент режиссера, сорежиссер, режиссер.
В качестве сорежиссера она участвовала в создании «Щорса», «Мичурина» и документальных лент ее мужа. А потом были «Егор Булычев» и другие, уже самостоятельные работы. Но ее учителем оставался вдохновенный художник, чьи мировоззренческие, эстетические и этические воззрения она разделяла и кому следовала в своем искусстве.
Неожиданная смерть Александра Довженко в 1956 году сильно потрясла ее. Но она решает превратить в кинопроизведения неосуществленные сценарии мужа, воссоздать в первозданном виде созданные им художественные ленты. Все последующие годы и были посвящены решению этих задач.
На «Мосфильме» выходят «Поэма о море», «Повесть пламенных лет», «Зачарованная Десна» — по сценариям Довженко. По его военным рассказам, запискам и заметкам она создает фильм «Незабываемое» и посвященный его памяти фильм «Золотые ворота». За ними следуют «Такие высокие горы» и «Мир в трех измерениях».
В издательстве «Искусство» выходит в свет подготовленное ею собрание сочинений А. П. Довженко.
В 1961 году за работу «Повесть пламенных лет» была удостоена Приза за лучшую режиссуру на Каннском кинофестивале, став первой женщиной-лауреатом (второй стала София Коппола лишь 56 лет спустя). Солнцева также была членом жюри Каннского кинофестиваля 1975 года.
Ушла из жизни 29 октября 1989 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 3) рядом с мужем.
Личная жизнь Юлии Солнцевой:
Муж — Александр Петрович Довженко (1894-1956), советский украинский кинорежиссёр, писатель, кинодраматург. Основоположник украинского советского киноискусства. Народный артист РСФСР (1950). Лауреат Ленинской (1959, посмертно) и двух Сталинских премий (1941, 1949).
Они познакомились в 1928 году в Одессе, через год оформили брак.
Юлия Солнцева и Александр Довженко
Фильмография Юлии Солнцевой:
1915 — Чёрная жемчужина
1924 — Аэлита — Аэлита
1924 — Папиросница от Моссельпрома — Зина Весенина, папиросница
1927 — Леон Кутюрье — Белла, она же Маргарита Кутюрье
1928 — Буря — Катя, дочь смотрителя маяка
1928 — Глаза, которые видели — Роза, сестра Мотеле
1928 — Джимми Хиггинс — Эллен
1929 — Две женщины — Крекшина
1930 — Земля — дочь Опанаса
1942 — Александр Пархоменко — Нина, жена Пархоменко
1961 — Юлия Солнцева (документальный)
Режиссерские работы Юлии Солнцевой:
1939 — Щорс (совм. с А. П. Довженко)
1948 — Мичурин (сорежиссёр)
1951 — Прощай, Америка! (совм. с А. П. Довженко)
1953 — Егор Булычов и другие (фильм-спектакль) (совм. с Б. Е. Захавой)
1954 — Родимые пятна (киноальманах) (новелла «Ревизоры поневоле»)
1958 — Поэма о море
1960 — Повесть пламенных лет
1964 — Зачарованная Десна
1967 — Незабываемое
1969 — Золотые ворота
1974 — Такие высокие горы
1979 — Мир в трёх измерениях
Сценарии Юлии Солнцевой:
1969 — Золотые ворота
Награды и звания Юлии Солнцевой:
— Заслуженная артистка РСФСР (1935);
— Народная артистка РСФСР (1964);
— Народная артистка СССР (1981);
— Сталинская премия второй степени (1949) — за фильм «Мичурин» (1948);
— Орден Ленина;
— Орден Трудового Красного Знамени;
— Орден «Знак Почета» (1950);
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»;
— Медаль «Ветеран труда»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Особый почётный диплом, фильм «Поэма о море», 1959);
— Каннский кинофестиваль (Приз за лучшую режиссуру, фильм «Повесть пламенных лет», 1961);
— МКФ в Лондоне (Почётный диплом, фильм «Поэма о море», 1962);
— МКФ в Сан-Себастьяне (Специальный диплом жюри «За художественные и технические достоинства фильма», фильм «Зачарованная Десна», 1965);
— Медаль «Золотой Лев святого Марка» (Венецианская выставка книги, за участие в оформлении книги-фильма «Земля», 1975);
— Золотая медаль им. А. П. Довженко (за фильм «Мир в трёх измерениях», 1980).