Юлий Яковлевич Райзман. Родился 2 (15) декабря 1903 года в Москве — умер 11 декабря 1994 года в Москве. Советский кинорежиссер, сценарист, педагог. Герой Социалистического Труда (1973). Народный артист СССР (1964). Лауреат шести Сталинских премий (1941, 1943, 1946 — дважды, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1983) и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1986).
Юлий Райзман родился 2 (15 по новому стилю) декабря 1903 года в Москве.
Отец — Яков Гилевич (Ильич) Райзман (1872-1944), портной, до 1917 года имел солидное портновское дело на Кузнецком мосту, обшивал великих князей и считался «лучшим мастером фрака»; после революции работал в Торгсине, шил костюмы бояр для фильма «Иван Грозный» Сергея Эйзенштейна.
Мать — Вера Александровна (Хононовна) Райзман (урождённая Оцеп, 1880-1965).
Дед — Гилек Хаимович Райзман, был кузнецом на Новой Переведеновке.
Дяди — Фёдор Александрович Оцеп (1895-1949), кинорежиссёр и организатор кинопроизводстваш Матвей Александрович Оцеп (1884-1958), адвокат.
Окончил частную гимназию П. Н. Страхова. Далее поступил сначала во ВХУТЕМАС, затем в МГУ, где в 1924 году окончил литературно-художественное отделение факультета общественных наук.
С 1924 года работал литературным консультантом в сценарном отделе киностудии «Межрабпом-Русь», которой руководил его дядя Фёдор Оцеп. Тогда же исполнил небольшие роли в комедиях «Папиросница от Моссельпрома» и «Шахматная горячка».
Работал ассистентом режиссёров Владимира Гардина и Константина Эггерта, затем — Якова Протазанова.
В 1926 году был призван в армию и при содействии Анатолия Луначарского направлен режиссёром Государственного военного фотокинопредприятия «Госвоенкино» в Москве.
С 1930 года работал в киноорганизации «Востоккино», а с 1931 года — на «Мосфильме».
В 1935 году Юлий Райзман снял фильм «Лётчики» о «величии обыденных дел советских людей». Режиссёру в этой картине удалось соблюсти весь необходимый романтический антураж, но обаяние фильма заключено не в перипетиях борьбы между чувством и долгом и не только в тонкой и деликатной игре исполнителей, среди которых солировал впервые снявшийся в кино Б.В. Щукин, непривычно лиричный, душевный и по-человечески притягательный. Очарование «Лётчиков» даже не столько в удивительной поэзии будней лётной школы, запечатленной благодаря выверенным и изысканным медленным проездам камеры Л.В. Косматова. Фильм пронизан светом, но не фанфарным апофеозом 1930-х годов, а застенчивым мотивом безмятежного счастья от того, что все эти молодые люди просто живут и летают.
В 1937 году Юлий Райзман сделал историко-революционную ленту «Последняя ночь» (Сталинская премия за 1941 год) и экранизировал первую часть романа М.А. Шолохова «Поднятая целина» в 1940 году.
С началом Великой Отечественной войны вместе с «Мосфильмом» был эвакуирован в Алма-Ату, где и закончил свой фильм «Машенька», позднее удостоенный Сталинской премии II степени. Особая прелесть «Машеньки» — в том, что будничная, ничем не примечательная довоенная жизнь скромной служащей на телеграфе и её друга, шофёра такси, видится как в дочиста вымытом стекле, буквально пронизана светом и поэзией бытия. Сама Машенька действительно проста, подчас наивна и доверчива, открыта в проявлении своих чувств к Алексею. Дарование сценариста Е.И. Габриловича и режиссёра Ю.Я. Райзмана слилось в этом фильме с редким талантом молодой актрисы Валентины Караваевой.
В годы войны Юлий Райзман создаёт ещё одну ленту, в которой героическое неотделимо от будничного, а пафосное вовсе не противоречит человеческому — «Небо Москвы», своего рода продолжение «Лётчиков». И в то же время выполняет два политических заказа — документальные картины «К вопросу о перемирии с Финляндией» и «Берлин», обе отмеченные очередными Сталинскими премиями в 1946 году.
В 1945 году возглавлял группу фронтовых операторов: вместе с 5-й ударной армией 1-го Белорусского фронта на протяжении двух месяцев шёл к Берлину, затем участвовал в штурме Берлина и создал документальный фильм на основе этих кадров (за него он был удостоен премии I степени).
С 1944 по 1964 год руководил режиссёрско-актёрской мастерской во ВГИКе (с 1960 года профессор).
Во время просмотра комедии «Поезд идёт на восток» 1947 года Иосиф Сталин якобы встал и заявил: «Выхожу на этой остановке», что означало опалу. Эту внешне непритязательную ленту ругали за мелкотемье, облегченное решение идеи возвращения советских людей к мирной жизни после войны и их вдохновенного строительства нового общества. И актёрский дуэт Лидии Драновской и Леонида Галлиса, которые не соответствуют советским представлениям об идеальных героях, трактуют «дорожный роман» как историю любви вне времени и пространства. Кинематографическое и смысловое значение ленты Райзмана выражено и названии и в эффекте смены «движущихся картинок». По словам самого Райзмана, ему позвонил Иван Пырьев и сообщил, что Сталину картина сильно не понравилась, в частности, главный герой, который «всё время смотрит в землю и не смотрит в глаза». В 1948 году Райзмана «сослали» на Рижскую киностудию.
В 1949 году он снял биографический фильм, посвящённый латышскому поэту Райнису, также удостоенный Сталинской премии II степени, и уже свою следующую картину «Кавалер Золотой Звезды» 1950 года ставил в Москве на «Мосфильме», она отмечена премией I степени.
В начале 1950-х годов опала Юлия Райзмана продолжалась уже из-за еврейского происхождения, попав в общую компанию «безродных космополитов», он был отстранен от работы в кино на несколько лет. Лишь в 1955 году Райзман, вернувшись к творчеству, снял семейно-бытовую драму «Урок жизни».
В 1957 году режиссёр снял культовый фильм советского времени «Коммунист», сделанный честно и с искренней верой в жертвенный подвиг скромного кладовщика Василия Губанова. С этого времени Райзман занял место среди самых маститых советских режиссёров, он плодотворно работал в 1960-1980-х годах, сняв ряд удачных и вызывавших общественный интерес лент.
В 1960-е годы Юлий Райзман был председателем Художественного совета, преподаватель по специальности «Работа режиссёра с актером» — выпустил два курса на Высших курсах сценаристов и режиссёров, Среди его учеников были Глеб Панфилов, Александр Аскольдов, Толомуш Океев, Константин Ершов и Марк Осепьян. Также в 1962—1964 годах на сценарном отделении преподавал драматургию.
С конца 1960-х годов вместе с Михаилом Роммом руководил Третьим творческим объединением киностудии «Мосфильм», а после смерти Ромма продолжил единоличное руководство.
Член Союза кинематографистов СССР.
В 1982 году фильм режиссёра «Частная жизнь» был отмечен специальным призом Венецианского кинофестиваля, а приз за лучшую мужскую роль получил Михаил Ульянов. В том же году картина была номинацией на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке».
В 1988 году стал первым в истории лауреатом премии «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
Юлий Райзман скончался 11 декабря 1994 года на 91-м году жизни в Москве. Похоронен на Троекуровском кладбище рядом с женой (участок № 2).
В мае 2003 года на VII Форуме национальных кинематографий прошла ретроспектива фильмов Юлия Райзмана (куратор — Нея Зоркая).
Личная жизнь Юлия Райзмана:
Жена — Сюзанна Андреевна Райзман (урождённая Тэр, 1905-1991), бывшая монтажница.
Фильмография Юлия Райзмана:
1967 — Евгений Урбанский (документальный) — рассказывает о Евгении Урбанском
1974 — Мосфильму 50 (документальный)
1975 — Аркадий Райкин (документальный)
1984 — Кинорежиссер Юлий Райзман (документальный)
1985 — Один день «Мосфильма» (документальный)
1989 — В поисках правды (документальный)
1924 — Папиросница от Моссельпрома — помощник Мак-Брайта (нет в титрах)
1925 — Шахматная горячка (короткометражный) — помощник аптекаря
Режиссерские работы Юлия Райзмана:
1927 — Круг
1928 — Каторга
1930 — Земля жаждет
1932 — Рассказ об Умаре Хапцоко (короткометражный)
1935 — Лётчики
1936 — Последняя ночь
1939 — Поднятая целина
1942 — Машенька
1944 — Небо Москвы
1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией (документальный)
1945 — Берлин (Berlin) (документальный)
1947 — Поезд идёт на восток
1949 — Райнис (Rainis)
1950 — Кавалер Золотой Звезды
1955 — Урок жизни
1957 — Коммунист
1961 — А если это любовь?
1967 — Твой современник
1972 — Визит вежливости
1977 — Странная женщина
1982 — Частная жизнь
1984 — Время желаний
Сценарии Юлия Райзмана:
1936 — Последняя ночь
1944 — К вопросу о перемирии с Финляндией (документальный)
1961 — А если это любовь?
1967 — Твой современник
1972 — Визит вежливости
1982 — Частная жизнь
Награды и звания Юлия Райзмана:
— Герой Социалистического Труда (1973);
— Народный артист Латвийской ССР (1949);
— Народный артист СССР (1964);
— Сталинская премия второй степени (1941) — за фильм «Последняя ночь» (1936);
— Сталинская премия второй степени (1943) — за фильм «Машенька» (1942);
— Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «К вопросу о перемирии с Финляндией» (1944);
— Сталинская премия первой степени (1946) — за документальный фильм «Берлин» (1945);
— Сталинская премия второй степени (1950) — за фильм «Райнис» (1949);
— Сталинская премия первой степени (1952) — за фильм «Кавалер Золотой Звезды» (1950);
— Государственная премия СССР (1983) — за фильм «Частная жизнь» (1982);
— Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1986) — за фильм «Время желаний» (1984);
— Два ордена Ленина (1967, 1973);
— Два ордена Трудового Красного Знамени (1950, 1963);
— Орден Октябрьской революции (1971);
— Орден Дружбы народов (1983);
— Орден «Знак Почёта» (1940);
— Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»;
— Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
— Медаль «В память 800-летия Москвы»;
— Медаль «Ветеран труда»;
— Советский Кинофестиваль в Москве (Почётная грамота, фильм «Лётчики» (совместно с анимационно-игровым фильмом «Новый Гулливер»), 1935);
— Всемирная выставка в Париже (Гран-при, фильм «Последняя ночь», 1937);
— МКФ в Канне (Большая Международная премия «За лучший полнометражный документальный фильм», фильм «Берлин», 1946);
— МКФ в Карловых Варах (Большая премия «Хрустальный глобус», фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951);
— МКФ в Картахене (Большая премия, фильм «Кавалер Золотой Звезды», 1951);
— МКФ в Венеции (Почётный диплом, фильм «Коммунист», 1958);
— Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Первая премия по разделу художественных фильмов, фильм «Коммунист», 1959);
— Всесоюзный кинофестиваль в Киеве (Первая премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Коммунист», 1959);
— Всесоюзный кинофестиваль в Ленинграде (Премия за лучшую режиссёрскую работу, фильм «Твой современник», 1968);
— МКФ в Лагуве (Польша) (Премия «Варшавская сирена» жюри клуба критиков, фильм «Твой современник», 1969);
— МКФ документального кино в Нионе (Гран-при «Золотой Систерций», за участие в ретроспективе советских фильмов, 1974);
— МКФ в Венеции (Специальный приз «За артистическое и профессиональное сотрудничество», фильм «Частная жизнь», 1982);
— Всесоюзный кинофестиваль в Тбилиси (Главный приз, фильм «Частная жизнь», 1983);
— Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (1988)