Юлий Черсанович Ким. Родился 23 декабря 1936 года в Москве. Советский, российский и израильский поэт, драматург, бард, автор песен, актер, сценарист, композитор. Участник советского диссидентского движения. Псевдоним — Михайлов.
Юлий Ким родился 23 декабря 1936 года в Москве.
Отец — Ким Чер Сан (1904-1938), кореец, переводчик с корейского языка.
Мать — Нина Валентиновна Всесвятская (1907-1974), учительница русского языка и литературы.
Дед — Николай Васильевич Всесвятский, земской врач, вылечил от тифа будущего маршала Георгия Константиновича Жукова.
Прадед — Василий Павлович Всесвятский, служил настоятелем Угодско-Заводской церкви в селе Угодский Завод (ныне переименовано в город Жуков) в Калужской губернии, крестил Георгия Константиновича Жукова.
Сестра — Алина Ким, врач.
Племянник — Марат Ким, кинорежиссер.
Его родители поженились в Хабаровске, далее перебрались в Москву, где отец пытался учиться в ГИТИСе, собирался стать режиссером. «Он прекрасно владел русским языком. Не хуже, чем корейским. С 14 лет преподавал в местных корейских школах, печатался в местной прессе. Так что это был просвещенный молодой кореец», — рассказывал Юлий Ким.
В ноябре 1937 года его отец вместе со множеством московских корейцев был арестован как японский шпион. 13 февраля 1938 года отца приговорили к расстрелу и вечером привели приговор в исполнение. Мать отправилась в лагерь по статье «Члены семей изменников родины или преступников» как его жена. Она оказалась сначала в Мордовии, потом в Карелии, а в конце — в Казахстане, где попала в «АЛЖИР» (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Затем была в ссылке до 1945 года.
С 1938 по 1945 год Юлий Ким находился на попечении родственников по материнской линии.
С 1945 по 1951 год с матерью и сестрой жил в Малоярославце, затем в Туркмении (в Ташаузе), откуда в 1954 году приехал в Москву.
В 1959 году окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института.
Затем до 1963 года по распределению работал в школе на Камчатке (п. Ильпырский Карагинского района). Уже в эти годы Ким стал писать и разыгрывать с учащимися авторские песенные композиции с интермедиями и вокальными сценами, в которых были все элементы мюзикла.
Еще будучи студентом пединститута, Ким начал писать песни на свои стихи (с 1956 года) и исполнять их, аккомпанируя себе на гитаре. Его первые концерты состоялись в Москве в начале 1960-х годов, молодой автор быстро вошел в круг самых популярных бардов России.
«Лирика, сатира, романтика вспыхнули в нашей молодежи и, кроме всякого другого творчества, вылились в бардовскую песню. И потребность в ней была настолько велика, что стоило Визбору или Высоцкому сочинить что-нибудь в Москве, завтра эту песню уже пели во Владивостоке. Жажда песенного высказывания охватила поколение шестидесятых годов», — вспоминал Юлий Ким.
В 1963 году он выполнил первый профессиональный заказ — сочинил песню для фильма «Улица Ньютона, дом 1» («Ленфильм», реж Т. Ю. Вульфович), затем последовали заказы от Мосфильма, от киностудии им. Горького, от киностудии им. Довженко. Широко известны его работы в фильмах «Бумбараш», «Обыкновенное чудо», «Про Красную Шапочку» (в союзе с композиторами В. Дашкевичем, Г. Гладковым, А. Рыбниковым); в его фильмотеке — свыше пятидесяти названий.
Юлий Ким в молодости
В 1962 году вернулся в Москву и до 1964 года работал в школе № 135, затем на полгода вновь уехал в Ильпырскую школу.
C 1965 по 1968 год преподавал литературу, историю и обществоведение в школе-интернате номер 18 при МГУ имени М. В. Ломоносова, откуда по требованию Московского ГК КПСС вынужден был уволиться. С тех пор ведет жизнь свободного художника.
Увольнение было вызвано участием Кима в правозащитном движении: «Пока я думал, советская власть меня опередила, потому что параллельно я принимал участие в правозащитном движении, подписывая своей фамилией довольно резкие документы антисоветского содержания. Поэтому в марте 68-го меня попросили из народного образования навсегда: их разведка донесла, что я позволяю себе петь со сцены крамольные песенки. Поэтому сначала в парткоме школы, потом на Лубянке мне объяснили, что терпеть они это не будут, но возражать против работы в легальных кинофирмах, допустим, на Мосфильме или в легальных театрах — не станут… А так как моя фамилия уже была занесена в списки антисоветчиков, ставить ее на афишах или в титрах я не мог. Я должен был завести псевдоним, и псевдонимом «Михайлов» все мои наниматели в театрах или на киностудиях вполне удовлетворялись. В титрах писался Михайлов, хотя все знали, что это Ким. Михайлов так Михайлов. Лишь бы он не подписывался под какой-нибудь антисоветчиной», — рассказывал Ким.
Претензии государственных органов к Киму были связаны с подписанием им ряда протестных заявлений против реставрации сталинизма в СССР, редактированием неподцензурного правозащитного бюллетеня «Хроника текущих событий», а также в сочинении сатирических песен на злобу дня, получивших широкое распространение наряду с песнями Александра Галича и Владимира Высоцкого. Сотрудники Комитета государственной безопасности предложили Киму воздержаться от концертной деятельности. При этом ему было сказано, что препятствовать его работе в театре и кино КГБ не будет. Ким должен был взять псевдоним (до 1985 года в титрах он обозначался как «Ю. Михайлов»). Так написание музыки и песен для театра и кино стало его основным профессиональным занятием. Концертная деятельность Кима возобновилась лишь в 1976 году.
В 1967-1969 годах Ким подписывал многочисленные коллективные письма с требованиями соблюдения прав человека, адресованные властям. Вместе со своим тестем П. Якиром и с И. Габаем он был соавтором обращения «К деятелям науки, культуры и искусства» (январь 1968 года) о преследованиях инакомыслящих в СССР. Проходил в оперативных сводках КГБ под кодовым именем «Гитарист». К этому же периоду относится и ряд песен Кима, тематически связанных с «диссидентскими» сюжетами: суды, обыски, слежка и тому подобное.
В 1968 году состоялась и первая театральная работа — семь песен (вместе с музыкой) для Калининского ТЮЗа (спектакль «Одной любовью меньше», реж. Р. Г. Виктюк), а в 1969 году — сразу две: семнадцать вокальных номеров для комедии Шекспира «Как вам это понравится» (театр на Малой Бронной, режиссер П. Фоменко) и двадцать два вокальных номера для спектакля «Недоросль» (Саратовский ТЮЗ, режиссер Л. Д. Эйдлин).
В 1974 году Юлий Ким стал членом профкома московских драматургов, а в 1975 году представил Театру Советской армии свою первую пьесу — «Иван-солдат». Всего им было написано свыше тридцати драматических произведений, большинство из которых поставлены в различных театрах России.
Большинство песен Кима написаны на собственную музыку, в то же время многие были написаны в соавторстве с такими композиторами, как Геннадий Гладков, Владимир Дашкевич, Алексей Рыбников.
Юлий Ким — «Нет, я не плачу и не рыдаю»
Юлий Ким — «Весенняя песенка»
В 1970-1971 годах принимал участие в работе по подготовке «Хроники текущих событий» (некоторые ее выпуски этого периода практически полностью отредактированы им), затем отошел от активной правозащитной деятельности.
В 1974 году Юлий Ким начинает писать собственные пьесы.
В 1985 году, с началом перестройки, исполнил главную роль в спектакле по своей пьесе «Ной и его сыновья», отказался от использования псевдонима и начал публиковаться под собственным именем, которое появляется и в титрах кинофильмов. В 1987 году вышла (записанная на фирме грамзаписи «Мелодия» годом ранее) первая пластинка с его песнями — «Рыба-кит» с аккомпанементом тогда еще малоизвестного Михаила Щербакова.
В 1988 году снялся в фильме Михаила Юзовского «Раз, два, горе — не беда!», в котором исполнил роль лекаря.
Юлий Ким в фильме «Раз, два, горе — не беда!»
Песенная пьеса-композиция «Московские кухни» 1991 года стала своеобразной вехой темы диссидентства в творчестве Кима.
Дискография Юлия Кима насчитывает более ста дисков, аудио- и видеокассет с записями песен. Его песни вошли во все антологии авторской песни, а также во многие поэтические антологии современной русской поэзии, в числе которых «Строфы века» (составитель Евгений Евтушенко).
В 2002 году Ким перевел на русский язык мюзикл «Нотр-Дам де Пари», он же является автором либретто русской версии этого знаменитого спектакля и большинства песен. Позже на сцене Театра оперетты в Москве были поставлены мюзиклы «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина», автором либретто которых является Ким.
Автор около пятисот песен (многие из них звучат в кинофильмах и спектаклях), трех десятков пьес и десятка книг.
Член Союза кинематографистов (1987), Союза писателей (1991), ПЕН-клуба (1997).
Лауреат премии «Золотой Остап» (1998). Лауреат российской госпремии имени Булата Окуджавы (2000).
В 2015 году решением жюри общества поощрения русской поэзии Киму была присуждена национальная премия «Поэт».
С 1998 года живет попеременно в Иерусалиме и Москве. Член редколлегии «Иерусалимского журнала», участник и один из организаторов проекта «Иерусалимский альбом».
В 2010 году написал стихи на музыку П. Чайковского к полнометражному мультфильму Гарри Бардина «Гадкий утенок» по Х.К. Андерсену.
Общественно-политическая позиция Юлия Кима
Поддерживал партию «Яблоко».
В 1996 и 2003 году был среди деятелей культуры и науки, призвавших российские власти остановить войну в Чечне и перейти к переговорному процессу.
В 2001 году подписал письмо в защиту телеканала НТВ.
В 2014 году критически высказывался о политике России на Украине и в ситуации с присоединением Крыма. Написал сатирические песни на эту тему. В частности, «Песню о пятой колонне»:
И вот опять нас мало — тыщ восемь, может быть,
Кого телеканалы не могут охмурить.
Кого Россия-мама готова съесть живьем.
Опять нас, братцы, мало, уставши мы живем.
Пока мы честь по чести бранили нашу власть,
Россия с нами вместе смеялась подбочась.
И вдруг необъяснимо, как гром средь бела дня,
Россия после Крыма свихнулась сразу вся.
Как будто подвиг славный наш главный совершил,
Как бы рукой державной дракона сокрушил.
И честную победу сложил у наших ног,
Как будто он соседа не ограбил под шумок.
И всплыло в одночасье забытое давно
Немыслимое счастье быть с властью заодно.
Бери начальник шире, врежь Киеву под дых,
Чтоб видели чужие, как наши бьют своих.
Дружина Михалкова стеной вокруг Кремля
Витийствует сурово, Макара заклеймя.
И уж, если сам Лимонов лобзает их взасос,
То с прочих миллионов, какой быть может спрос?
И вот опять нас мало, как в прошлые года,
И даже еще меньше, причем, гораздо меньше,
Совсем-совсем немножко.
Вот, братцы, в чём беда.
Личная жизнь Юлия Кима:
Дважды был женат.
Первая жена — Ирина Петровна Якир (7 мая 1948 — 2 мая 1999), советская диссидентка, общественная деятельница, участница правозащитного движения 1960-1970-х годов, составительница бюллетеня «Хроника текущих событий» (1970-1972).
Они познакомились в 1963 году. В середине 1960-х Ким на полгода уехал на Дальний Восток, там поэтом были написаны многие обращенные к Ирине Якир лирические стихотворения. В 1966 году, когда Якир окончила школу и поступила в Московский историко-архивный институт, они поженились.
В 1973 году у них родилась дочь Наталия, она журналист. Имеет троих детей.
В 1996 году у Ирины Якир было обнаружено онкологическое заболевание, которое стало причиной эмиграции в Израиль осенью 1998 года. Последние полгода жизни прошли в больнице. Ирина Якир скончалась в 1999 году в Иерусалиме. Похоронена на кладбище Гиват-Шауль.
К Ирине Якир обращен цикл стихотворений Юлия Кима «Письма Ирине». Сборник поэта «Путешествие к маяку» (2000) посвящен ее памяти.
Юлий Ким и Ирина Якир
Вторая жена — Лидия Михайловна Луговая (1947 г.р.), по профессии химик, кандидат наук. Они были знакомы много лет. В какой-то момент решили не расставаться. «Мы все-таки поженились. Мне было уже за шестьдесят, Лиде за пятьдесят», — говорил Ким. Супруги живут на две страны — Россию и Израиль.
Юлий Ким и Лидия Луговая
Фильмография Юлия Кима:
1963 — Улица Ньютона, дом 1 — гитарист на вечеринке (нет в титрах)
1967 — Срочно требуется песня (документальный)
1967 — Семь нот в тишине… (документальный)
1985 — После дождичка в четверг — опахальщик (нет в титрах)
1988 — Раз, два, горе — не беда! — лекарь
1988 — Два часа с бардами (документальный)
1988 — Геннадий Гладков (документальный)
1988 — Вершина Визбора (документальный)
1990 — Пророки в своем отечестве (документальный)
2007 — Фома. Поцелуй через стекло (документальный)
2007 — Больше, чем любовь (документальный)
2007 — Юрий Визбор и Ада Якушева
2008 — Фильм о фильме. Бумбараш. Почти невероятная история (документальный)
2008 — Фильм о фильме. Собачье сердце, или Цена заблуждения (документальный)
2008 — Экология литературы. Рита Райт-Ковалева (документальный)
2009 — Ирина Муравьева. Самая обаятельная и привлекательная (документальный)
2009 — Веселый жанр невеселого времени (документальный)
2009 — Александр Филиппенко. Неугомонный (документальный)
2017 — Тайны кино. Собачье сердце (документальный)
2017 — Тайны кино. Формула любви (документальный)
2018 — Тайны кино. Бумбараш (документальный)
Вокал Юлия Кима в кино:
1963 — Улица Ньютона, дом 1
1978 — Короли и капуста — Автор и исполнитель песен
1982 — Транзит — песня «Вот, опять окно»
1984 — Рассмешите клоуна — автор и исполнитель песен
1984 — Пеппи Длинныйчулок — Стефенсен, Джим (роли Л. Дурова и С. Маргуляна как Ю. Михайлов)
Работы Юлия Кима в кино как композитора:
1969 — Будет фильм! (документальный) — использована песня «Рыба-кит» (нет в титрах)
2002 — Лекарь поневоле (фильм-спектакль)
Сценарии Юлия Кима:
1985 — После дождичка в четверг
1988 — Раз, два, горе — не беда!
Библиография Юлия Кима:
1989 — Я клоун
1990 — Волшебный сон
1990 — Летучий ковер
1990 — Творческий вечер
1998 — На собственный мотив
1999 — Собрание пестрых глав. В 2 тт.
1999 — Мозаика жизни
2000 — Путешествие к маяку
2003 — Моя матушка Россия
2004 — Однажды Михайлов
2004 — Своим путем
2004 — Не покидай меня, весна
2006 — Букет из разнотравья
2006 — После дождичка в четверг
2007 — О нашей маме Нине Всесвятской, учительнице
2013 — Светло, сине, разнообразно. Стихи и песни
2016 — И я там был
Драматургия Юлия Кима:
1968 — Одной любовью меньше (Калининский ТЮЗ, вокальные номера);
1968 — Как вам это понравится (Драм. театр на М. Бронной, вокальные номера);
1969 — Недоросль (Саратовский ТЮЗ, вокальные номера);
1971 — Бумбараш (Рижский ТЮЗ, инсценировка);
1972 — Дума о Британке (Театр им. Маяковского, инсценировка);
1972 — Чинчрака (Ц.Дет.театр, вокальные номера);
1973 — Тиль (Ленком, вокальные номера);
1974 — Май не упусти (Ц.Дет.театр, вокальные номера);
1975 — Альпийская баллада (ЦДТ, тексты песен);
1975 — Странствия Били Пилигрима (ЦТСА, инсценировка);
1976 — Комическая фантазия (ЦТСА, тексты песен);
1976 — Пеппи Длинный Чулок (Театр Сатиры, инсценировка);
1977 — Фламандская легенда (Поющие гитары, либретто);
1978 — Мизантроп (Театр Комедии, тексты песен);
1979 — Когда мы отдыхали (Театр Миниатюр, тексты песен);
1979 — Иван-царевич (Театр Маяковского, пьеса);
1981 — Остановите музыку (Кемеровский театр кукол, песни);
1983 — Барменша из дискотеки (БДТ, тексты песен);
1983 — Принцесса и эхо (Театр Образцова, тексты песен);
1983 — Старший сын (Театр Станисл.и Немир-Данченко, либретто);
1983 — Суд над судьями (Театр Моссовета, тексты песен);
1985 — Ной и его сыновья (Др.т-р им Станиславского, пьеса);
1986 — Не покидай меня, весна (Театр «3-е направление», вокальные номера);
1987 — Волшебный сон (Театр Маяковского, пьеса);
1987 — Клоп (Театр «3-е направление», фолк-опера, либретто);
1988 — Московские кухни (Театр 3-е направление, пьеса);
1989 — Любовь до гроба (Театр 3-е направление, вокальные номера);
1991 — Сказка Арденского леса» (Театр Комедии, пьеса);
1991 — Кто Царевну поцелует (ТЮЗ, пьеса);
1991 — Сватовство по-московски (Театр Бенефис, либретто);
1991 — Где орех Кракатук (Театр «Бенефис», пьеса);
1991 — Голый Король (Театр «Бенефис», либретто);
1991 — Обыкновенное чудо (Антреприза, либретто);
1991 — Однажды в Одессе (Антреприза, либретто);
1991 — Зойкина квартира (Красноярск, Муз театр либретто);
1991 — 12 стульев (Минск, Драмтеатр, либретто);
1991 — Хоакин Мурьета (Театр Рыбникова, либретто);
1991 — Фанфан Тюльпан (Театр «У Никитских ворот», пьеса);
1991 — Юбилейная речь (Театр «3-е направление», опера);
1991 — Самая легкая лодка в мире (РАМТ, инсценировка);
1991 — Самолет Вани Чонкина (Норильск, Театр им. Маяковского, инсценировка);
1991 — Безразмерное Ким-танго (Театр «Эрмитаж», музыкальная композиция);
1991 — Капнист: туда и обратно (Театр «Эрмитаж», пьеса);
1991 — Амуры в снегу (Театр им. Маяковского, либретто);
1991 — Приключения Красной Шапочки (Театр им Маяковского, пьеса);
1991 — Русалочка или радуга над морем (Уч. театр ГИТИС, либретто);
2009 — Сказки Арденнского леса (Мастерская Петра Фоменко, автор песен)
Награды и звания Юлия Кима:
1978 — лауреат фестиваля «Песня года» (Песенка Красной Шапочки);
1998 — лауреат премии «Золотой Остап»;
1999 — лауреат Государственной премии имени Булата Окуджавы;
2001 — медаль «Защитнику свободной России» — «За исполнение гражданского долга при защите демократии и конституционного строя 19-21 августа 1991 года»;
2003 — лауреат Царскосельской художественной премии;
2007 — лауреат литературно-музыкальной премии «Признание-2006» в номинации «Бард года», учрежденной Сибирским фондом по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого;
2007 — лауреат Национальной премии «Музыкальное сердце театра» в номинации «Лучший текст песен (автор / перевод)»;
2009 — обладатель «Бард-Оскара» (Казанский международный фестиваль);
2015 — лауреат премии «Поэт»;
2015 — обладатель премии Юрия Штерна;
2016 — лауреат премии Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека — «За защиту прав человека средствами культуры и искусства»