Эсхил (др.-греч. Αἰσχύλος, 525 до н. э. — 456 до н. э.) — древнегреческий драматург, отец европейской трагедии.
Эсхил принадлежал к аристократической семье. Одним из его братьев был герой Марафонской битвы Кинегир; одним из племянников — Филокл, выдающийся трагический поэт второй половины V века до н.э. Сын Эсхила Евфорион также писал трагедии.
Родиной Эсхила был аттический город Элевсин, славный своими старинными таинствами, учреждёнными, по преданию, самой богиней Деметрой. В этих таинствах, под прозрачным символом возрождения погруженного в землю зерна, проводились глубокомысленные идеи о предстоящем воскресении похороненного в земле человека, о его загробной жизни, о награде добрым и каре для злых. Они дали направление уму молодого Эсхила, заставляя его вдумываться в смысл жизни, в отношение человеческой воли к божеству и к року, в причины и условия нравственного падения и нравственного оправдания.
Зависимость Эсхила от культа елевсинской Деметры не ускользнула от его современников: Аристофан в своих «Лягушках» (под этим заглавием скрывается драматизованное состязание между Эсхилом и Еврипидом, кончающееся победой первого) влагает ему в уста следующую молитву: «Деметра, воспитавшая мою душу, дай мне оказаться достойным твоих таинств». Но если направление Эсхилова творчества и было обусловлено его рождением в Элевсине, то своей ареной он был обязан Афинам; благодаря им он стал не певцом литургических гимнов и кантат, а трагическим поэтом.
В Афинах уже с давних пор существовал культ Диониса, бога не столько вина, сколько того особенного «вакхического» экстаза, с которым греки впервые познакомились при посредстве вина и который поразил их впечатлительный и вдумчивый ум, как второе (после сна) и ещё более явное доказательство обособленности человеческой души и её способности к выступлению, к «исступлению» (греч. ek-stasis) из рамок индивидуальной, телесной жизни.
Вот почему на празднествах Диониса исполнялись с древних пор экстатические поэмы, так называемые дифирамбы, поэмы видений и приподнятых чувств. Их технической особенностью была самостоятельная роль корифея, который, в лирическую песнь хора вставлял пассажи эпического характера и размера, так что лирика чередовалась с эпикой, аффекты — с видениями, между тем как в силу общего экстатического настроения все исполняющие чувствовали свои души перенесёнными в другие тела и говорили и действовали как герои тех видений, которые занимали их воображение в данную минуту.
Эпоха юности Эсхила была временем ожесточённой борьбы между этой пелопоннесской трагедией и исконно аттическим дифирамбом: главой аттического направления был непосредственный предшественник Эсхила, афинянин Фриних, главой пелопоннесского — Пратин из Флиунта в Пелопоннесе.
Эсхил был ещё отроком, когда произошло событие, которое должно было, как казалось, доставить перевес пелопоннесскому направлению, но поведшее, совершенно неожиданно, к торжеству аттического. Этим событием было изгнание Писистратидов в 510 году до н. э. Состоялось оно под давлением Дельф и благодаря вмешательству Спарты, но победители слишком круто воспользовались плодами своей победы и вызвали этим реакцию, результатом которой было изгнание спартанцев из Афин и реформы Клисфена. В связи с этими реформами находилась, несомненно, и состоявшаяся в 508 году до н. э. замена странствующих хоров на празднествах Диониса хорами граждан. С этого же времени приблизительно начинается и поэтическая деятельность Эсхила: по свидетельству его биографов, он ещё в молодости стал писать трагедии.
Первый юношеский период его творчества продолжался до 484 года до н. э., когда он одержал свою первую победу. Трагедии этого периода не сохранились. По-видимому, это было временем медленной выработки Эсхилом своего собственного трагического стиля.
С 484 г. начинается новый период Эсхилова творчества: мы видим его царём аттической сцены, на которой он не находит себе равного.
Пересказанная Валерием Максимом и Плинием Старшим легенда гласит, что Эсхил погиб, когда орёл сбросил ему на голову не то черепаху, приняв лысину Эсхила за камень, не то камень, приняв его лысину за яйцо.
Утраченные пьесы Эсхила:
В общей сложности Эсхил написал около 90 пьес, из которых полностью сохранились только шесть. Авторство ещё одной дошедшей до нас пьесы, приписываемой Эсхилу, под вопросом. Сохранились заголовки и фрагменты других пьес, а также комментарии, сделанные более поздними авторами, позволяющие реконструировать часть утраченного. В источниках упоминаются следующие названия:
Алкмена
Амимона (сатировская драма, 463 год до н.э.)
Аргивяне, или Аргивянки
Арго, или Гребцы
Аталанта
Афамант
Бассариды
Вакханки
Вестники (сатировская драма)
Взвешивание душ
Вызыватели душ
Гелиады
Гераклиды
Гипсипила
Главк Морской
Главк Потнийский (сатировская драма, 472 год до н.э.)
Данаиды (463 год до н.э.)
Египтяне (463 год до н.э.)
Жрицы
Иксион
Ифигения
Кабиры (возможно, сатировская драма)
Каллисто
Карийцы, или Европа
Керкион (сатировская драма)
Кикн
Кирка (сатировская драма)
Кормилицы Диониса
Критянки
Лай (467 год до н.э.)
Лев (сатировская драма)
Лемниянки
Ликург
Лучницы
Мемнон
Мирмидоняне
Мисийцы
Немея
Орифия
Паламед
Пенелопа
Пенфей
Перрребиянки
Полидект
Предводящие
Прометей-огневозжигатель (сатировская драма)
Прометей-огненосец
Прометей освобождаемый
Протей (сатировская драма, 458 год до н.э.)
Саламинянки
Семела, или Водоносицы
Сизиф-беглец (сатировская драма)
Сизиф-камнекат (сатировская драма)
Собиратели костей
Строители брачного терема
Суд об оружии
Сфинкс (сатировская драма, 467 год до н.э.)
Телеф
Тянущие невод (сатировская драма)
Феоры, или Истмийские состязания (сатировская драма)
Филоктет
Финей (472 год до н.э.)
Форкиады
Фракиянки
Фригийцы, или Выкуп тела Патрокла
Шерстечесальщицы
Эдип (467 год до н.э.)
Эдоняне
Элевсиняне
Эпигоны
Этнеянки
Юноши.
Сохранившиеся пьесы Эсхила:
«Персы» (472 до н. э.)
«Просительницы» (2-я пол. 470-х или 463 до н. э.)
«Семеро против Фив» (467 до н. э.)
Трилогия «Орестея» (458 до н. э.): «Агамемнон»
«Хоэфоры» («Жертва у гроба», «Плакальщицы»)
«Эвмениды» (458 до н. э.)
«Прометей прикованный» (450-40-е или ок. 415 до н. э.) авторство под вопросом.