Эмиль Владимирович Лотяну (рум. Emil Loteanu). Родился 6 ноября 1936 года в с. Клокушна (Бессарабия, Королевство Румыния) — умер 18 апреля 2003 года в Москве. Молдавский, советский и российский кинорежиссёр, сценарист, поэт. Народный артист РСФСР (1980).
Эмиль Лотяну родился 6 ноября 1936 года в бессарабском селе Клокушна в Румынии (ныне — Окницкий район Республики Молдова). Род Лотяну имел украинское происхождение, изначальной фамилией была Лотоцкие. Его предки по отцовской линии были выходцами из Буковины. После присоединения Бессарабии к СССР они переезжают в Бухарест.
После смерти своего отца и потерявши контакт с матерью которая переехала в Румынию, он жил первое время на улицах, спал на складах и в общежитиях.
В 1953-1955 годах учился на актёрском факультете Школы-студии МХАТ.
В 1962 году окончил режиссёрский факультет ВГИКа, мастерская Г. Рошаля и Ю. Геники.
В 1952-1954 гг. был актёром драматического театра им. А. С. Пушкина.
В 1962-1973 работал режиссёром на киностудии «Молдова-фильм», где дебютировал с героико-революционной лентой «Ждите нас на рассвете» (1963).
В 1966 году Эмиль Лотяну поставил картину о молдавских чабанах «Красные поляны», который получил специальный диплом регионального кинофестиваля в Кишинёве (1967).
Член КПСС с 1968 года.
В кинопоэме «Лаутары» (1971), отмеченной призом кинофестиваля в Сан-Себастьяне, режиссёр рассказал о судьбе народных музыкантов. Картина получила много призов: вторая премия (Серебряная раковина) и специальная премия жюри международного фестиваля в Сан-Себастьяне (1972), Серебряная Нимфа международного кинофестиваля в Неаполе (1972), специальный диплом международного кинофестиваля в Орвиенто (1972).
С 1973 года Лотяну работал на киностудии «Мосфильм».
Особую популярность ему принесли экранизация М. Горького «Табор уходит в небо», экранизация Чехова «Мой ласковый и нежный зверь», а также фильм «Анна Павлова», посвящённый жизни великой русской балерины.
Его картины собрали множество призов. Так, «Табор уходит в небо» получил Золотую Раковину международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне (1976), диплом за лучшую режиссуру международного кинофестиваля «Fest-77» в Белграде (1977), диплом за лучший фильм международного фестиваля в Праге (1977).
Лента «Мой ласковый и нежный зверь» участвовала в основном конкурсе МКФ в Каннах (1978).
Фильм «Анна Павлова» получил премию за лучший иностранный фильм и диплом за особые заслуги в развитии кинематографа на международном кинофестивале в Оксфорде (1984).
В конце 1980-х годов он вновь вернулся на «Молдова-фильм», работал на молдавском телевидении, где экранизировал поэму М. Эминеску «Лучафэрул».
В 1987-1992 годах — президент Союза Кинематографистов Молдовы. Преподавал на курсах для актёров театра в Кишинёвском Институте Искусств.
В 1998 поставил во МХАТе имени М. Горького спектакль «Весь ваш Антоша Чехонте» по произведениям Антона Павловича Чехова «Медведь», «Свадьба».
Являлся автором нескольких сборников стихов и рассказов, сценариев всех своих фильмов. Написал стихи к фильму «Восьмое чудо света» (1981).
Эмиль Лотяну похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.
Известный сценарист, кинорежиссер и писатель Александр Стефанович (бывший муж Аллы Пугачевой) рассказывал об Эмиле Лотяну: «Это режиссер мирового класса! Лучшие свои фильмы он снял в эпоху Советского Союза, когда кинематографу, так сказать, оказывалось особое внимание. На «Мосфильме» тогда работали выдающиеся режиссеры- Бондарчук, Тарковский, Гайдай… И человек, который приехал из далекой от Москвы Молдавии, занял достойное место в этой плеяде. И делал картины, которыми «Мосфильм» гордится до сих пор. И звание народного артиста РСФСР он получил, работая на «Мосфильме»! Это был режиссер огромного дарования и человек, который прожил фантастическую жизнь! Это — главное! Говорят, что режиссура — это не профессия, а образ жизни. Это к Эмилю относится на тысячу процентов! Потому что он снимал фильмы, он любил женщин, он любил жизнь во всех ее проявлениях. Когда я уезжал в Румынию на выбор натуры, он заставил меня записать в записной книжке лучшие города Румынии, лучшие замки, казино, кухню, которую он хорошо знал, вина, которые нужно пить и вина, которые пить, не стоит… Это человек, который разбирался во всем! Это дорогого стоит… И из жизни он ушел на взлете. От «скорой помощи» отказывался, которую ему неоднократно вызывали, несмотря ни на что, ходил к своим студентам, продолжал работать над фильмом, за несколько дней до смерти он уехал в Болгарию на выбор натуры… Человек, который жил, сгорая… Как звезда! И его можно назвать звездой самом широком смысле этого слова».
Рост Эмиля Лотяну: 179 сантиметров.
Личная жизнь Эмиля Лотяну:
У Эмиля Лотяну было много различных романов, преимущественно с женщинами, которые намного младше его.
Так, разница в возрасте у Лотяну и Светланы Тома — 12 лет, Галины Беляевой он был старше почти 25 лет, а его последняя любовь — Петра Фильчакова из Братиславы была младше Лотяну на 50 лет.
Светлане Тома он дал путевку в большое кино. «Мне семнадцать лет, стою на остановке, еду поступать на юрфак. Ко мне подошел Эмиль, пригласил сниматься в кино. Родные отговаривали, но он обаял моих родителей. Так я снялась в фильме «Красные поляны». Потом был «Табор уходит в небо»… Конечно, на съемочной площадке он был диктатором, но наедине со мной это был только любимый человек», — рассказывала актриса.
Эмиль Лотяну и Светлана Тома
Далее у него был роман а затем и брак с актрисой Галиной Беляевой, которая снялась у Лотяну в картинах «Мой ласковый и нежный зверь» и «Анна Павлова».
«Он умел ухаживать! Врывался с огромными букетами самых разных и невообразимых цветов, присылал такие красивые телеграммы!.. Но, в конце концов, не сложилось у нас, мы развелись… Может, потому что была я не до конца мудрой, все-таки у нас разница в возрасте почти 25 лет», — вспоминала Галина Викторовна.
В браке они прожили пять лет — с 1979 по 1984 годы. У них родился сын Эмиль Эмильевич Лотяну.
Подробности своей любви с режиссером Эмилем Лотяну актриса Галина Беляева поведала в студии программы «Прямой эфир».
Эмиль Лотяну и Галина Беляева
Сын Лотяну и Беляевой — Эмиль Лотяну-младший окончил юридический факультет МГУ и факультет продюсерства и экономики ВГИКа, жил в США, в Лос-Анджелесе, был женат, имеет двоих детей.
Сын Эмиля Лотяну
Последняя любовь режиссера — Петра Фильчакова. Эмиль Лотяну должен был снимать ее в своем последнем фильме «Яръ». Съемки начались в марте 2003-го, а в апреле Мастера не стало.
«Он тоже подошел ко мне на улице, предложил сниматься. Спросил, слышала ли я о нем, о его фильмах. Позже я посмотрела «Табор…», удивительный фильм», — рассказывала Петра.
Эмиль Лотяну и Петра Фильчакова
Фильмография Эмиля Лотяну:
1959 — Большая гора (документальный)
1960 — Жил-был мальчик (короткометражный)
1961 — Камень, время, песня (короткометражный)
1963 — Ждите нас на рассвете
1966 — Красные поляны
1967 — Фреска на белом (документальный)
1968 — Это мгновение
1970 — Академик Тарасевич (документальный)
1971 — Лаутары
1973 — Мой белый город (документальный)
1974 — Эхо горячей долины (документальный)
1976 — Табор уходит в небо
1978 — Мой ласковый и нежный зверь
1983 — Анна Павлова
1983 — Евгений Дога (документальный)
1984 — Светлана Тома (документальный)
1985 — Григоре Григориу (документальный)
1986 — Лучафэрул
1993 — Скорлупа
1997 — Золотые цыгане Москвы (документальный)